Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
«Как правильно организовать обучение по охране труда в 2023 году»
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Статья 224 Статья 225 Статья 226
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 225 ТК РФ
1. Как следует из положения ч. 1 комментируемой статьи, обучение работников и проверка их знаний требований охраны труда должны проводиться в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До установления порядка обучения работников по охране труда в соответствии с изложенными правилами применяется Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. совместным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29. Данный нормативный акт обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
Особенности разработки и реализации программ обучения по ОТ с 01 09 22
Обучение работников по охране труда предполагает проведение инструктажа по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций предусматривает проведение вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажа.
Вводный инструктаж по охране труда проводится для всех принимаемых на работу лиц, а также для переводимых на другую работу, командированных в организацию работников и работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке, обучающихся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в организации производственную практику, и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации. Инструктаж проводится по программе, разработанной на основании законодательства с учетом специфики деятельности организации и утвержденной работодателем. Проводит такой инструктаж специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории предприятия. Инструктаж проводится с каждым работником индивидуально и должен включать в себя демонстрацию безопасных приемов труда. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят руководители структурных подразделений организации.
Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.
Повторный инструктаж имеет целью повысить уровень знаний правил и инструкций по охране труда и проводится индивидуально или с группой работников одной профессии (бригадой) по программе инструктажа на рабочем месте. Такой инструктаж проходят все работающие не реже чем через шесть месяцев, за исключением тех, кто не связан с использованием инструментов и оборудования.
Внеплановый инструктаж проводится: при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.); по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев); по решению работодателя (или уполномоченного им лица).
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.), при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
Повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).
Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
2. Работодатель обязан не только проводить инструктаж по охране труда, но и организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу, должно быть организовано работодателем в течение месяца с момента приема на работу или перевода на новую работу указанных лиц.
При подготовке работников рабочих профессий и обучении их другим рабочим профессиям проводится также их обучение по охране труда.
Помимо этого, работодатель должен организовать проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца после приема на работу.
3. Лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, должны пройти специальное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. При этом обучение таких лиц нужно организовать с обязательной стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов, последующим периодическим обучением по охране труда и проверкой знаний в период работы. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
4. Специальное обучение по охране труда проходят руководители и специалисты организаций. Данное обучение осуществляется в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется также при повышении их квалификации по специальности.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, или организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них соответствующего документа на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Следует отметить, что обучение по охране труда осуществляется организациями, прошедшими аккредитацию, порядок проведения которого определен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
Минтруд России разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
5. Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций предусмотрено проведение очередной и внеочередной проверок знаний требований охраны труда.
Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки в установленных порядком случаях (при введении новых положений или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда; при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников; при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда, по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда и др.). Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.
Проверка знаний требований охраны труда работников в организациях осуществляется созданной приказом работодателя комиссией по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом.
Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.
Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. Указанные лица отстраняются от работы (не допускаются к работе) на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе (см. коммент. к ст. 76).
Работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, которое осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций (ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). Требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций установлены Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645.
В помощь руководителям и специалистам организаций, отвечающим за проведение обучения работников мерам пожарной безопасности, разработчикам программ обучения мерам пожарной безопасности в рамках противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума, а также представителям федеральных органов исполнительной власти, утверждающим программы обучения работников организаций в области пожарной безопасности, МЧС России разработаны Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум.
6. Обучение работников безопасным методам и приемам работы осуществляется работодателем за счет собственных средств.
В рамках осуществляемых работодателем предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предусмотрено финансовое обеспечение за счет средств Фонда социального страхования РФ (сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году) расходов работодателя на обучение по охране труда отдельных категорий работников. К таким категориям работников относятся: руководители организаций малого предпринимательства; работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководители (в т.ч. руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководители и специалисты служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (см. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»).
Осуществление в 2014 г. финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предусмотрены Федеральным законом от 02.12.2013 N 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (подп. 5 п. 1 ст. 7).
7. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников, в т.ч. руководителей, организаций осуществляется органами федеральной инспекции труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 ТК государственные инспекторы труда вправе выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочих местах и проверки знания требований охраны труда.
На уровне субъектов РФ проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте организуют органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ч. 6 ст. 216 ТК).
Источник комментария:
Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014
Источник: www.zakonrf.info
Объем программы обучения по безопасности труда
Обучение по охране труда Пожарная безопасность Электробезопасность Промышленная безопасность Тепловые энергоустановки Курсовое обучение по ГО и ЧС Антитеррористическая защищенность Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Работы на высоте Строительство, проектирование, изыскания Оказание первой помощи пострадавшим Медицина Кадровое делопроизводство
Профессиональное обучение
Лифтовое хозяйство Подъемные сооружения Оборудование, работающее под давлением Строительные профессии и специальности Сварочные работы
Пожарная безопасность
Повышение квалификации
Пожарная безопасность для лиц, ответственных за проведение противопожарного инструктажа Пожарная безопасность для главных специалистов технического и производственного профиля Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц эксплуатирующих и управляющих организаций Пожарная безопасность для руководителей и ответственных лиц Деятельность по монтажу, ТО и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности ЗиС Деятельность по тушению пожаров
Профессиональная переподготовка
Специалист по пожарной профилактике Деятельность по монтажу, ТО и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности ЗиС, а также их проектированию
Услуги пожарной безопасности
Разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) Проектирование, монтаж, техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и оповещения (АПС, СОУЭ) Определение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности для складских и производственных зданий (сооружений), помещений Разработка и согласование специальных технических условий (СТУ) на объекты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности Разработка документации по пожарной безопасности Декларация пожарной безопасности Аудит пожарной безопасности Расчет пожарного риска
Аттестация
Обучение и курсы
Курсовое обучение по ГО и ЧС Повышение квалификации: Гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций Профессиональная переподготовка в сфере ГО и ЧС
Услуги ГО и ЧС
Разработка пакета документации по ГО и ЧС Планы ГО и ЧС, планы приведения в готовность ГО План основных мероприятий в области гражданской обороны Разработка раздела проектной документации ИТМ ГОЧС Паспорт безопасности объекта (антитеррористической защищенности)
Экологическая отчетность
Отчетность по экологии под ключ Отчетность по форме 2-ТП (отходы) Отчетность по форме 2-ТП (воздух) Отчетность по форме 4-ОС Расчет платы за НВОС и подача декларации Отчетность ПЭК Формы 3.1, 3.2, 3.3 Формы 6.1, 6.2, 6.3 Отчет 2—ОС Отчетность по озоноразрушающим веществам (ОРВ) Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых технических подземных вод (Форма N 4-ЛС) Сведения (отчет) об объеме выбросов парниковых газов
Документация
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) Декларация о воздействии на окружающую среду Производственный экологический контроль (Программа ПЭК) Постановка на учет объектов НВОС Экологический аудит Разработка локальной документации Экологический аутсорсинг
Первичный учет отходов на предприятии Паспорта опасных отходов I-IV класса Инвентаризация отходов ПНООЛР Экологический сбор Ведение кадастра отходов Лицензия «под ключ» на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
Инвентаризация источников выбросов Проект СЗЗ Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха План мероприятий при НМУ Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Проектирование
ПМООС ОВОС ООС Проект рекультивации нарушенных территорий Инженерно-экологические изыскания
Инвентаризация источников сбросов Разработка проекта ПДС Проект зоны санитарной охраны (ЗСО) Решение о предоставлении водного объекта в пользование Лицензия на недропользование
Лаборатория
Лабораторный контроль стационарных источников выбросов Лабораторный контроль на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
Обучение и курсы
Повышение квалификации в сфере обращения с опасными отходами Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления Специалист по экологической безопасности: профессиональная переподготовка
Промышленная безопасность
Аттестация
Услуги промышленной безопасности
Аудит промышленной безопасности Разработка пакета документации Разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий Отчет о производственном контроле на ОПО Регистрация ОПО Камеральная проверка Лицензия на эксплуатацию опасных производственных объектов Разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте Разработка Положения о производственном контроле над соблюдением требований промышленной безопасности Регистрация (перерегистрация) опасных производственных объектов в государственном реестре Внедрение производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности и системы управления промышленной безопасностью на ОПО I, II классов опасности Внесение изменений в сведения об опасном производственном объекте (ОПО) в государственном реестре Ростехнадзора Выездной аудит опасных производственных объектов (ОПО) на соответствие требованиям промышленной безопасности в РФ
Обучение и курсы
Аттестация по промышленной безопасности в Ростехнадзоре Основы промышленной безопасности (А.1) Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Б.1) Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности (Б.2) Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности (Б.3) Требования промышленной безопасности в горной промышленности (Б.4) Требования промышленной безопасности в угольной промышленности (Б.5) Требования по маркшейдерскому обеспечению безопасного ведения горных работ (Б.6) Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления (Б.7) Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением (Б.8) Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям (Б.9) Требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ (Б.10) Требования промышленной безопасности на объектах хранения и переработки растительного сырья (Б.11) Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам (Б.12) Требования к порядку работы в электроустановках потребителей (Г.1) Требования к эксплуатации электрических станций и сетей (Г.2)
Антитеррористическая защищенность
Обучение и курсы
Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения Ответственный за антитеррористическую защищенность образовательных организаций Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Источник: normativ.org
Часы программы обучения по охране труда


Ткаченко Павел
15 ноября, 2017
Общий порядок обучения работников различных категорий по вопросам безопасности осуществления трудовой деятельности зафиксирован в ряде нормативных документов. Ключевым из них является совместное постановление Минтруда и Минобразования за номером 1/29. В нем определяются различные аспекты проведения обучения, включая правила установления объема обучения по охране труда. Вместе с тем, для принятия окончательного решения по этому вопросу работодателю следует ознакомиться также с рядом специальных нормативных актов.
Программы курсов по охране труда имеют разное время обучения. Есть обучение по охране труда за 40 часов, есть повышение квалификации за 72 часа, профессиональная переподготовка более 250 часов. Зависит от образования обучающегося и его рабочих задач. Для понимания обратитесь к нормативным документам, указанным в данном информационном материале. Ознакомиться с программами по Охране труда вы можете у нас на сайте.
Порядок определения количества часов по обучению охране труда
- Порядок определения количества часов по обучению охране труда
- Периодичность обучения
- Программа обучения по охране труда: количество часов для различных специальностей
В постановлении № 1/29 прямо указывается, что вопрос о том, сколько часов необходимо потратить на обучение того или иного сотрудника в области безопасности, решает работодатель. Например, он может самостоятельно установить, сколько часов обучения по охране труда для фельдшера или другого сотрудника необходимо компании. В процессе принятия такого решения он должен учитывать:
- сложность функций, выполняемых в процессе трудовой деятельности;
- взаимодействие с опасными или вредными факторами в ходе выполнения трудовых задач;
- другие факторы, оказывающие влияние на безопасность сотрудника в ходе реализации работ.
На основании этих факторов работодатель определяет не только часы программы обучения по охране труда, но и периодичность такого обучения — с учетом требований законодательства.
Периодичность обучения
В частности, в этом же постановлении указано, что периодичность такого обучения зависит от категории проходящих их специалистов:
- для представителей рабочих профессий такое обучение должно проводиться в течение одного месяца с момента трудоустройства, а далее — каждый год;
- для специалистов и представителей руководящего состава — в течение трех месяцев с момента трудоустройства, а далее — каждые три года.
Программа обучения по охране труда: количество часов для различных специальностей
Вместе с тем, в актуальных правовых документах содержится ряд рекомендаций относительно нормы часов обучения в области безопасности трудовой деятельности для отдельных работников. В частности, речь идет о следующих нормативных актах:
- примерные программы для руководителей и других специалистов, утвержденные Минтрудом России 17 мая 2004 г.;
- специальные нормы обучения для особых категорий работников, например, утвержденные Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645.
Источник: www.centrattek.ru