Объем программы обучения что это
При реализации программ профессионального обучения какое минимальное количество часов учебным планом может быть установлено? В колледже составлен учебный план на 320 часов, форма обучения — очная, слушатель иногородний, но заказчик обучения просит максимально сократить период обучения. Как поступить, чтобы не нарушить законодательство?
ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
При разработке образовательной программы организация может учесть имеющиеся у слушателя результаты обучения, подтверждаемые документами о квалификации, полученными ранее. Т.е. если согласно документам лицом уже получены отдельные знания, умения, освоены компетенции, то на основании зачета объем времени по программе можно сократить. Этот механизм похож на механизмы составления индивидуального учебного плана в рамках программ СПО или ВО. Но в целом в документе о квалификации, выдаваемом по итогам профессионального обучения, указывается полный объем программы (если такие сведения по решению организации вносятся в свидетельство о профессии рабочего, должности служащего).
Математика | Объём в жизни и в математике
Источник: www.informio.ru
Что такое минимальный срок обучения?
Минимальный срок обучения — это количество дней и времени, затрачиваемое на освоение академических часов, указанных в программе.
Внимание! Выдача удостоверений о повышении квалификации не может быть осуществлена ранее минимального срока обучения!
Любая образовательная программа, которая реализуется в УЦ «Академия Безопасности», состоит из взаимосвязанных тем, на изучение которых отводится определенное количество академических часов. Объем академических часов указан в тематическом плане осваиваемой образовательной программы.
При очной форме обучения для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Причем сроки освоения той или иной программы обучения определяются образовательной программой и (или) договором на оказание образовательных услуг. Например, для программ повышения квалификации это может быть 16 ак. часов, 36 ак. часов или 72 ак. часа и более.
Почему нельзя получить удостоверение раньше установленного минимального срока?
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Профиль ОБЪЕМА и УРОВНИ за 10 минут⏱ Обучение СТРАТЕГИИ + Индикатор
При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Для программ, обучение по которым не завершается итоговой аттестацией, срок освоения может быть как меньше, так и больше 16 часов и устанавливается самостоятельно Учебным центром, исходя из типовых программ обучения (например, это относится к краткосрочному обучению по пожарно-техническому минимуму, обучению по охране труда, обучению первой помощи и др.).
При расчете минимального срока обучения исходят из расчета, что продолжительность обучения не должна превышать более 8 ак. часов в день. (Согласно Методическим рекомендациям Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна, как правило, превышать 8 часов в день).
Таким образом, для освоения программ повышения квалификации продолжительностью 72 ак. часа потребуется минимум 9 дней, для программы 36 ак. часов — 5 дней.
Минимальный срок обучения |
|||
Краткосрочное обучение | |||
1 | Пожарно-технический минимум (ПТМ) | 8-28 ак. часов | 1-2 дня |
2 | Обучение первой помощи | 16 ак. часов | 1 день |
3 | Охрана труда для руководителей и специалистов | 40 ак. часов | 3 дня |
4 | Охрана труда при работах на высоте | 24 ак. часа | 3 дня |
5 | Безопасность дорожного движения для водителей | 20 ак. часов | 1-2 дня |
6 | Охрана труда для работников рабочих профессий | 20 ак. часов | 1-2 дня |
Повышение квалификации | |||
7 | Антитеррористическая защищенность | 40 ак. часов | 5 дней |
8 | Безопасность дорожного движения для ответственных | 36 ак. часов | 5 дней |
9 | Гражданская оборона и защита от ЧС | 36/72 ак. часа | 5/9 дней |
10 | Обеспечение доступной среды | 72 ак. часа | 9 дней |
11 | Промышленная безопасность | 72 ак. часа | 9 дней |
12 | Противодействие коррупции | 72 ак. часа | 9 дней |
13 | Повышение квалификации по теплоэнергетике | 16/72 ак. часа | 2/9 дней |
14 | Повышение квалификации по охране труда | 72 ак. часа | 9 дней |
15 | Повышение квалификации по пожарной безопасности | 72 ак. часа | 9 дней |
16 | Повышение квалификации по расчетам пожарного риска | 72 ак. часа | 9 дней |
17 | Подготовка к аттестации экспертов НОР | 72 ак. часа | 9 дней |
18 | Повышение квалификации пед. работников | 36/72 ак. часа | 5/9 дней |
19 | Повышение квалификации по туризму | 72 ак. часа | 9 дней |
20 | Радиационная безопасность | 72 ак. часа | 9 дней |
21 | Транспортная безопасность | 20/80 ак. часов | 2/10 дней |
22 | Экологическая безопасность(36-72 ч./112 ч – 200 ч) | 36/72/112/200 ак. часов | 5/9/14/25 дней |
23 | Электробезопасность (без присвоения групп) | 72 ак. часа | 9 дней |
Профессиональное обучение | |||
24 | Промышленный альпинист 5 разряда | — | — |
25 | Электромонтер охранно-пожарной сигнализации 4 разряда | — | — |
Источник: ab-dpo.ru
45. Образовательная программа и учебный план.
Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.
Традиционно в учебных пособиях по педагогике учебный план называли государственным документом. В последнее время авторы избегают его так называть, хотя государственный характер учебного плана сохраняется для государственных учебных заведений. Обратим внимание читателя: сохраняется, но не исчерпывается! Об этом впоследствии расскажем подробнее.
Наряду с государственными учебными заведениями теперь существуют и негосударственные (общественные, частные и др.). Следовательно, там учебные планы государственными не являются, хотя они учитывают государственные стандарты образования.
Государство, обеспечивающее бесплатное обязательное обучение детей и молодежи в базовой школе (в России — основной) и общеобразовательной средней, определяет и стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях (начальные, средние, высшие). Поэтому учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям; сколько понадобится для школы в текущем учебном году, скажем, словесников и математиков, историков и географов и т.д. В свою очередь вторым вопросом из этой ситуации вытекает расчет потребности в учителях по их специальности не только в конкретно взятой школе, но и в масштабе района, области и даже республики. Возникает задача подготовки учителей конкретных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях, в вузах и педагогических училищах. Учебные планы общеобразовательных школ в Республике утверждает Министерство образования.
В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в последние годы не стабильны в том смысле, что почти ежегодно уточняются учебные предметы и число часов, отводимых на них. С 1998/99 учебного года в учебном плане школ Беларуси, кроме того, учитывается, что бывший 1-й класс стал подготовительным. Вводится 5-дневная учебная неделя.
Подробнее расскажем о том, что характерно для учебного плана общеобразовательных школ Беларуси в 1998/99 учебном году, какие черты учебного плана не являются преходящими и будут учитываться в последующие годы.
Учебный план называется базовым. Этим подчеркивается, что учебные предметы, включенные в него, составляют базу общего образования. Они подразделены по ступеням обучения: а) для подготовительных и I классов; б) для II—IV; в) для V-IX и г) для X-XI классов. В последующем, очевидно, учебный план подготовительного класса станет составной частью начального обучения.
Кроме обычных, общеобразовательных, есть учебные заведения, имеющие статус школы с углубленным изучением некоторых предметов: иностранного языка, математики и других или на профильном уровне. Созданы школы театральные, а также специализирующиеся на музыке, хореографии. Они имеют другой учебный план.
Учебный план учитывает также язык обучения: белорусский, русский или другой как родной. В Беларуси это, например, польский, литовский, украинский, татарский, еврейский. Набор учебных предметов в них в основном совпадает, но различается по количеству часов, отводимых на изучение того или иного языка и литературы. Но при этом белорусский и русский языки изучаются обязательно как государственные. Язык обучения по закону всегда будет учитываться в учебных планах всех типов общеобразовательных школ.
Вернемся к учебному плану общеобразовательной школы. Содержание обучения и его общая направленность будут более ясны, если обратиться к набору (перечню) учебных предметов для каждого уровня образования и количеству часов, предусмотренных на их изучение. Подчеркнем, что во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Так, в подготовительном или I и во H-IV классах их по 8. В V-IX классах— 22; в X-XI классах— 19. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим.
Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется ввиду что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и рас-пределяются решением педагогического или методического совета школы. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 часов в неделю (в зависимости от класса). Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.
Учебный план определяет и максимальную учебную нагрузку в неделю на одного ученика. Причем, чем старше класс, тем нагрузка больше. Например, в V классе — 33 часа, в IX — 38.
Определенно количество часов за неделю на отдельные группы предметов с V по IX класс. Общая сумма недельных часов в этих классах составляет 170,5 часов. Из них на белорусский, русский языки и литературу— 51 час, иностранный язык— 12 часов, математику— 24,5 часа, физическую культуру — 15 часов.
Как видим, на изучение языков и литературы уходит основное время ученика, на втором месте — математика.
В учебный план вошли информатика и «вселенная» (мир — «Сусвет»), мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности («асновы бяспею жыццядзейнасщ»); это новые учебные курсы. Трудовое обучение предусмотрено по 2 часа в неделю и трудовая практика от 5 до 8 дней по 3-4 часа работы в день.
Представляет интерес, как выглядят учебные планы общеобразова-тельных школ Беларуси и России.
Для сравнения мы взяли только V-IX классы, во-первых, из-за громоздкости всего учебного плана за полную среднюю школу; во-вторых, и в России, и в Беларуси в настоящее время обязательное обучение заканчивается девятым классом. Этот уровень образования в Беларуси получил название базового, в России -основного. Над ним надстраиваются X-XI классы полной средней школы, обеспечивающей выпускнику уровень образования, достаточный для поступления в вуз, и дающий это право. Сопоставляя данные этих учебных планов, можно заметить в них и сходство, и различие.
1. Общее количество недельной нагрузки у школьников Беларуси больше, чем в России в среднем на 5 часов в неделю в каждом классе. Иначе говоря, белорусский пяти- девятиклассник почти каждый день (кроме одного) учится больше на 1 урок. Это связано с обязательным изучением двух государственных языков и литературы, а также за счет дополнительного часа физкультуры.
2. И в белорусских, и российских учебных планах кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент) есть предметы для выбора самими у чащимися. В России это так называемые элективные предметы, когда из многих предлагаемых ученик обязан выбрать минимум, например, 2 из 6. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, например, по истории Великой Отечественной войны; либо спецкурс, какого, нет в базовом компоненте плана.
Предметы факультативного курса определяются, прежде всего, пожеланиями самих учащихся и наличием специалистов. Преподают их как школьные учителя, так и приглашаемые со стороны специалисты: работники вузов, техникумов, научных и конструкторских учреждений, производственных предприятий.
Попутно отметим, что в педагогической литературе, в том числе учебной, факультативы часто относят к форме занятия. Но это неправомерно. «Факультативный» означает не обязательное занятие, а возможность самому ученику выбрать учебный курс для дополнительной специализации. Факультативные занятия проходят в разных формах: урока, семинара, кружка и т.п. Количество часов на факультативы определяется максимально допустимой нагрузкой учащихся в неделю.
В Беларуси, как уже сказано, учебный план имеет школьный компонент. Его конкретные учебные предметы определяет педагогический или методический совет школы. Обязательных условий выбора нет. Это может быть увеличенное число уроков по предметам базового компонента, а могут быть самостоятельные учебные предметы, в которых учитываются национальные и местные (региональные) условия.
Впрочем, в учебных планах России также предусмотрен национально-региональный компонент по многим предметам. Их нет только по математике, физике, астрономии, химии, информатике. И особенно много по языкам и литературе, искусству, трудовой подготовке.
3. В учебных планах обеих стран больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. Это заметнее в Беларуси. Так, кроме языков и литературы, белорусские школьники изучают историю Беларуси, всеобщую историю, предметы «Человек и общество», «Вселенная», «Всеобщая художественная культура». На это отводится в неделю суммарно с V по IX класс 21 час из 170,5. В Российском учебном плане на это отведено 15 часов.
4. Рано прекращается преподавание предметов искусства: музыки, изобразительного искусства— в 7-8 классах, когда школьники как раз начинают серьезно увлекаться музыкой и рисованием (дискотеки, многочисленные самодеятельные музыкальные ансамбли, стиль одежды и т.п.). В дальнейшем при пересмотре учебных планов этот пробел, надо надеяться, будет восполнен.
5. В школах Беларуси в каждом классе физкультурой занимаются 3 часа в неделю, в России — 2. Это несомненное преимущество белорусского учебного плана по сравнению с российским. Другое дело, как оно реализуется.
6. Белорусский учебный план предусматривает в конце учебного года трудовую практику в течение 5 дней по 3-4 часа. В российском варианте ее нет.
7. По нашему мнению, в учебном плане общеобразовательной средней школы Беларуси и России явно не хватает таких учебных предметов, как психология и логика. Гуманизация и гуманитаризация образования, нравственное и духовное развитие личности, формирование ее культуры общения, ценностных ориентации невозможно представить без знания психологии. Массовая компьютеризация в сфере образования, науки, управления производством, коммерцией, а также информатизация в тех же областях жизни общества будут успешными, если выпускники средней школы будут владеть формальной и математической, а потом и диа-лектической логикой. Поэтому следует ожидать, что в старших классах средней школы предметы «психология» и «логика» в качестве обязатель-ных войдут в учебный план.
8. На наш взгляд, учебные планы как Беларуси, так и России в наборе предметов не отражают радикальных перемен в экономической системе стран, ни в одном из них нет предметов по экономике. Слабо учитывается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание экологический культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой гра-мотности и воспитании правовой культуры у учащихся.
Нам могут возразить, что это все предполагается как принцип обучения по всем учебным предметам. Разумеется, от такого принципа отказываться не надо, но это-го мало: необходимы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение элективных и факультативных учебных курсов. В противном случае может получиться так, уже получилось с политехническим обучением: принцип был, а политехнизма нет.
Таковы некоторые суждения об учебном плане. Повторяем: мы касались учебного плана только массовых общеобразовательных школ и совсем не говорили о планах школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Программу утверждает Министерство образования. Значит, это тоже документ государственный. Его выполнение учебным заведением становится обязательным требованием соответствующих органов и администрации школы. По степени ее усвоенности аттестуют учащихся, переводят в следующий класс и выпускают из школы. На вступительных экзаменах в вузы и техникумы знания абитуриентов также проверяются применительно к программе: в какой мере они владеют ею.
Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Затем по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник.
Так как учебный план содержит много предметов, каждый из которых изучается не один год, то в программе, безусловно, устанавливаются внутри предметные, и межпредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.
Программа является основой для учителя при перспективном планировании учебных занятий на учебный год, четверть, а также при подготовке системы (блока) уроков и очередных занятий. Именно программа задает систему содержания образования и минимум объема знаний, умений и навыков.
Традиционно существует два принципа построения программ: линейный и концентрический. При линейном построении содержания учебного материала, не возвращаясь к ранее изученному (предполагается, что учащиеся уже знают пройденное), располагается тема за темой. В особенности это относится к таким предметам, как физика, химия; часто — математика. При линейном расположении материала его изучение идет быстрее, чем при концентрическом. Но сложность здесь в следующем: если какая-либо тема не усвоена школьником, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что все последующее строится на предыдущем, из него вытекает.
Концентрический принцип построения программы имеет положительную сторону в том, что материал лучше усваивается и дольше сохраняется в памяти, поскольку повторение предупреждает забывание. Недостаток этого принципа: учащимся кажется, что они уже знают этот материал и потому у многих не появляется интереса новизны. При концентрическом построении программы темп изучения полного курса замедляется.
Составители программ не могут отказаться от концентрического принципа ее построения особенно для начальных классов. Многое младшим школьникам невозможно дать линейно, приходится неизбежно повторяться с расширением и углублением нового содержания уже изученной ранее темы.
Более подробно программы обучения изучаются в курсе методики преподавания частных учебных дисциплин. Мы же представили самые общие положения.
Источник: studfile.net
Сколько длятся курсы повышения квалификации
Во многих сферах деятельности специалисты в обязательном порядке должны периодически проходить переобучение. Это необходимо для своевременного освоения новых приемов, методов, технологий и направлений, появляющихся с течением времени в каждой профессии. Далее речь пойдет о том, сколько длятся курсы повышения квалификации.
Сроки обучения
По срокам обучения повышение квалификации подразделяется на:
- краткосрочное — 16-72 академических часов (2-15 дней);
- среднесрочное — 72-100 академических часов (10-12 дней);
- долгосрочное — 100-249 академических часов (3-4 недели).
Академический (учебный) час — отрезок времени (обычно продолжительностью 40—45 мин).
Продолжительность зависит от объема, методов обучения и целям освоения программы.
Краткосрочное обучение
К краткосрочному обучению относятся программы продолжительностью от 16 до 72 академических часов (45 минут). Это количество соответствует примерным срокам от 2 до 15 дней и зависит от конкретного расписания занятий. Например, освоение шестнадцатичасового курса займет 2 полных рабочих дня, если учиться по 8 часов. А 72-часовую программу в таком же режиме можно пройти за 9 дней.
На практике такое плотное расписание применяют не часто. Обычно ежедневная продолжительность занятий — от 2 до 6 часов, а дистанционное обучение вообще проходит в свободном режиме. При очном прохождении курсов следует учитывать выходные дни.
Минимальный объем учебной программы в 16 академчасов определен пунктом 12 приказа Министерства образования и науки № 499 от 01.07.2013 г. Обучение продолжительностью менее этого объема не считается повышением квалификации и не имеет юридической силы.
Изучение краткосрочных программ предназначено для достижения конкретных целей:
- восполнение профессиональных пробелов;
- изучение новых нормативно-правовых актов, регламентирующих трудовую деятельность;
- отработка нового практического навыка;
- освоение нового оборудования, алгоритма действий, приема, операции.
Краткосрочное повышение квалификации может проходить в форме тренинга, инструктажа, семинара, вебинара или традиционных лекций в аудитории.
Среднесрочное обучение
К этой разновидности относятся курсы длительностью 72-100 академических часов. Такие программы предназначены для углубленного изучения какой-либо узкой темы. В этом их главное отличие от краткосрочного обучения.
Продолжительность такого повышения квалификации — 10-12 дней при ежедневной 8-часовой учебе без учета выходных.
Суть обучения заключается в углубленном освоении какой-либо узкоспецифической профессиональной области или в отработке комплекса взаимосвязанных навыков.
Среднесрочные курсы проходят в различных форматах, подходящих для подробного изучения одной темы:
- цикла лекций;
- тренинговой программы;
- наставничества;
- дистанционного курса.
Краткосрочные формы (инструктаж, отдельно взятый тренинг или вебинар) для углубленного освоения материала не подходят.
Долгосрочное обучение
Можно логически сопоставить длительность курсов повышения квалификации с минимальным сроком обучения по программам профпереподготовки — 250 академических часов. Значит, теоретически долгосрочное повышение квалификации может продолжаться от 100 до 249 часов, но ни в одном нормативно-правовом акте об образовании такой цифры нет.
На практике большинство долгосрочных программ для различных профессий и специальностей рассчитано на 100-144 часа. Если перевести это время в дни, то получится примерно 3-4 недели.
Содержание обучения соответствует глубокому комплексному освоению и расширению профессиональных навыков и компетенций. Целью изучения такой программы может быть:
- разностороннее и глубокое усовершенствование знаний и умений;
- освоение новой сферы деятельности, специальности в рамках имеющейся профессии;
- изучение изменившихся условий работы (после модернизации производства или по новым стандартам).
Долгосрочное обучение необходимо в случаях перехода на новую должность со сменой профессиональных обязанностей или при повышении по службе.
Длительность обучения для педагогов и медсестер
В целом, требования к продолжительности курсов повышения квалификации для преподавателей и медицинских сестер не отличаются от общепринятых. Их минимальная продолжительность — 16 академчасов, а максимальная длительность не установлена.
Разница заключается в периодичности получения дополнительного образования. Педагоги обязаны повышать квалификацию раз в 3 года, а медработники — раз в 5 лет. Однако для этих профессий существуют и другие нюансы, связанные с регулярным переобучением.
Так, если медсестре для работы понадобится освоить принципиально новый навык или получить новые знания, она обязана пройти стажировку вместо повышения квалификации. То есть, стажировка необходима для допуска к работе в новых условиях, но повышение квалификации все равно придется пройти.
Бывают ситуации, когда образование медработника по каким-то пунктам не соответствует квалификационным требованиям, но у него имеется непрерывный многолетний стаж по специальности. Если стаж такого сотрудника более 10 лет, то продолжительность повышения квалификации, независимо от формы обучения, должна быть от 100 до 500 академчасов. В данном случае подойдут только долгосрочные курсы (один или несколько).
В переобучении педагогов также есть особенности, связанные со сроками. Их деятельность регулируется, в частности, ФГОС. Это значит, что для каждого учебного предмета и на каждую категорию обучающихся существуют отдельные образовательные стандарты. В свою очередь, по каждому стандарту, с которым связана работа педагога, нужно проходить отдельную программу переобучения.
Например, у учителя начальных классов обычной общеобразовательной школы среди учеников есть один ребенок-инвалид. В данном случае учитель должен раз в 3 года проходить не только курсы, связанные с преподаванием в начальной школе, но и программу по работе с детьми-инвалидами. То есть, минимальная продолжительность повышения квалификации увеличивается вдвое — 32 часа.
Такое же требование распространяется и на учителей-предметников, которые преподают по несколько дисциплин (например, математику и физику).
При получении удостоверения об окончании курсов повышения квалификации следует убедиться, что в нем указано точное количество часов пройденного обучения.
Источник: ooo-ado.ru