Следующий, седьмой, параметр, влияющий на заучивание учебного материала — это его объем. Исходное утверждение здесь, по-видимому, очевидно. Чем больше объем материала, подлежащего заучиванию, тем труднее заучивание (требует больше времени, сопровождается большим числом ошибок и т.д.).
Под объемом учебного материала при этом понимают количество отдельных элементов в нем (или число законченных единиц материала), подлежащих заучиванию.
В случае бессмысленного материала определить это
количество заучиваемых элементов, как будто, не представляет особого труда. Если заучиваются бессмысленные слоги, это будет количество таких слогов (при условии, что все они имеют одинаковое число букв). При заучивании чисел — это будет количество цифр в числе или количество чисел (если в них всех одинаковое количество цифр) и т. д.
Все эксперименты единодушно подтверждают, что с увеличением длины списка таких слогов или чисел увеличиваются как общее время заучивания всего списка, так и время, уходящее на заучивание каждой его единицы, Зависимость эта носит не линейный характер, а имеет форму кривой с отрицательным ускорением. Иными словами, с увеличением длины списка трудность заучивания возрастает сначала быстрее, чем число единиц, подлежащих заучиванию, а затем все медленнее.
Как ускорить освоение языка, увеличивая объемы изучаемого материала. Совет от Вячеслава Григорьева
Например, по данным Эббингауза. в среднем 7 слогов заучиваются после одного повторения, 15 слогов— после 25 повторений, 20 слогов требует уже 38 повторений, а 30 слогов требуют 48 повторений. Значит, сначала удвоение числа слогов (с 7 до 15) в 25 раз увеличивает трудность заучивания (25 вместо 1). А новое удвоение (с 15 до 30) увеличивает трудность заучивания лишь в два раза (48 вместо 25). Сходные результаты (хотя и с другими показателями) дали эксперименты Меймана, Ховланды, Вудроу, Леонтьева и др.
Опираясь на эти данные, некоторые исследователи предложили даже математические формулы для описания зависимости между длиной ряда и временем, необходимым для его заучивания (Терстон, Халл и др.). Например, формула Терстона выглядит так:
где T — общее время научивания;
с, k —константы научения для данного испытуемого;
п — число единиц в списке;
a — объем однократного запоминания у испытуемого.
Вопрос, однако, резко усложняется, стоит перейти от этих искусственных лабораторных экспериментов к живому осмысленному заучиванию. Что в этом случае следует считать единицами заучиваемого материала, его отдельными элементами? Слова, устойчивые словосочетания, высказывания. Или же понятия, сочетания понятий, «законченные мысли»?
В общем, до сегодняшнего дня вопросы эти удовлетворительно не решены. Поэтому, практически измерение объема смыслового материала пока не удается. Некоторые попытки в этом направлении предпринимаются сейчас па основе математической логики и теории информации. С ними мы познакомимся позже.
Как внести изменения в рабочие программы учебных предметов с учетом программы воспитания?
Здесь лишь отметим, что и эти попытки пока не привели к успеху.
Впрочем, даже если бы такие «смысловые единицы» материала были установлены, это не очень помогло бы. Дело в том, что при смысловом заучивании всегда происходит мыслительная перестройка материала. Он упорядочивается и организуется в соответствии с опытом и знанием учащегося. В нем отбрасывается второстепенное, выделяются смысловые опорные точки, целые обширные куски заменяются их обобщенными обозначениями и т.д. (Смирнов). Короче, происходит фильтрация, селекция, перекодирование и прочая сложная переработка информации.
Как реализовать в школе ИПР с 90% объёмом изучаемого материала
В разделе ИПР ребёнка указаны следующие Мероприятия психолого-педагогической реабилитации:
Получение общего образования
Тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса)
Условия получения общего образования: в общеобразовательном учреждении
Форма получения общего образования: очная
Учебная нагрузка в день: 5 часов
Объём изучаемого материала: 90%
Ребенок проходит обучение в 3 классе Лицея, переведён из другой средней школы в сентябре этого года. В период обучения 1-2 класса в школе обучение проходило в соответствии с ИПР; при переводе в Лицей после консультаций с завучем школы мамой было написано заявление об обучении ребёнка со 100% нагрузкой. Однако по итогам применения такой нагрузки мы были вынуждены вернуться к рассмотрению возможности уменьшения объёма изучаемого материала до указанных в ИПР 90% изучаемого материала.
Вариантом уменьшения объёма изучаемого материала школы является уменьшение за счёт физкультуры, технологии или ИЗО.
Прошу Вас проконсультировать меня об иных вариантах реализации ИПР в части уменьшения объёма изучаемого материала и способах организации учебного процесса включая способ и критериев оценки успеваемости ребёнка (школа предлагает мне лично определить какую тему (к примеру, какой падеж по русскому языку) не включать в программу ребёнка и при этом оценивать его успеваемость не выше оценки «три»).
Категория:
- аутизм
- дети-инвалиды
- школа
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)
Комментарии
Надежда (администратор). 23:44, 17.01.2017.
Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис: Добрый день, Мария! Необходимо сказать, что крайне сложно оценить рекомендацию ИПР об о бъёме изучаемого материала 90%. Общеобразовательные программы, реализуемые в школах, содержат планируемые результаты их освоения, в том числе промежуточные.
Т.е. обучающийся должен получать хотя бы удовлетворительные оценки для того, чтобы говорить об освоении программы на минимальном уровне. Снижение объема изучаемого материала при обучении по обычной программе возможно путем введения пролонгированных сроков обучения по ней, как, например, по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития и детей с расстройствами аутистического спектра, не осложненных другими нарушениями развития (не 4 года, а 5-6 лет в начальной школе).
Т.е. результаты образования, т.е. материал, который изучается, такие же, как и для нормативно развивающихся детей, но объем изучаемого материала на отдельный учебный период меньше. Обучение может при этом проходить как в среде здоровых детей, так и в отдельных классах.
Но в данном случае речь должна идти об обучении по общеобразовательным программам, адаптированным для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это возможно только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Из Вашего вопроса не ясны причины, по которым ребенку рекомендовано получение образования в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса, причины того, почему он не может изучать полный объем материала. Действительно ли специалисты, составлявшие ИПР, имели в виду снижение объема изучаемого материала, а не снижение учебной нагрузки.
При снижении учебной нагрузки предполагается снижение часов урочной деятельности и объема домашнего задания при том, что объем изучаемого материала остается тот же, что и для всех детей, обучающихся по программе. При этом восполнение того, что пропущено на уроках, может осуществляться путем самообразования или организацией индивидуальных занятий.
Из Вашего вопроса не ясно, обучается ли ребенок в лицее по лицейской программе или по обычной. Лицей – это общеобразовательная организация, в которой предлагается углубленное изучение предметов, т.е. заведомо объем изучаемого материала больше материала, который изучается по обычной программе.
В образовательных программах лицея установлены планируемые результаты освоения программы и критерии оценки их достижения. Фактически это такая особая программа для детей, которые могут изучать больше, чем другие дети.
Если ребенок обучается по лицейской программе, то заинтересованности лицея в постоянном, а не временном, снижении требований к ребенку в связи с состоянием здоровья нет. Перед лицейскими классами ставится задача в обеспечении определенного уровня знаний у детей, и детей для обучения, как правило, отбирают по способностям.
В положениях о таких классах наличие итоговых удовлетворительных оценок («троек») является основанием для перевода ребенка в общеобразовательные классы. Поэтому целесообразно оценить необходимость продолжения обучения по лицейской программе и рассмотреть возможность перехода на обучение по обычной программе.
Организация образовательного процесса исходя из психофизических особенностей обучающегося – это задача педагогов и психологов. Именно они должны оценить, за счет каких элементов образовательной программы должна быть, например, уменьшена учебная нагрузка.
Это зависит прежде всего от причин, по которым ребенку рекомендовано получение образования в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса, от причин того, почему он не справляется с той нагрузкой, которая установлена образовательной программой. Если ребенок не может заниматься 5 часов в день на уроках, то должен быть установлен индивидуальный учебный план, предусматривающий отдельный режим посещения уроков, и при необходимости проведение индивидуальных занятий для помощи в освоении материала при таком режиме посещения уроков.
Если ребенок не может тратить на домашнее задание столько же времени, сколько все дети, то объем домашнего задания может быть снижен. Отмечу, что требования к освоению программы останутся те же, что и для других детей класса.
Т.е. если ребенок обучается по лицейской программе, то надо понимать, что оцениваться результаты освоения программы будут в соответствии с критериями, установленные такой программой, а не обычной. Если же ребенок обучается по обычной программе и не может осваивать ее объем, то надо проходить ПМПК для определения специальных условий получения образования. Также надо отметить, что с 1 января 2016 года изменилась форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА). Теперь в ней делается только отметка о нуждаемости в создании специальных условий для обучения, какие-либо конкретные рекомендации по обучению даются только ПМПК. Если имеются медицинские показания для снижения учебной нагрузки, то необходимо получать медицинское заключение, которое станет основанием для составления индивидуального учебного плана.
Добавить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Последние комментарии
Вопрос Выплата при обучении на дому после 18 лет 1
13 июня 2023, 22:50 от Татьяна
Запись Алименты и лишение дееспособности 2
5 июня 2023, 18:01 от Елена
Запись Социальный координатор – кто это? 1
2 июня 2023, 14:15 от Надежда (админи.
Новые пользователи
Следите за новостями!
Подписаться на рассылку!
Источник: www.osoboepravo.ru
Объем учебного материала, подлежащего усвоению на конкретном занятии
Вопрос об определении содержания учебного материала, которое можно вынести на одно занятие, неминуемо возникает перед каждым преподавателем. Чаще всего этот вопрос решают методом проб и ошибок (ошибка преподавателя вуза тиражируется в недостатках образования студентов).
Он является, пожалуй, одним из последних вопросов ориентировочной основы преподавания, за которым начинаются уже не общие проблемы обучения, а специфические вопросы методики преподавания конкретной учебной дисциплины. Эти вопросы рассматриваются уже не в общей ориентировочной основе преподавания, а в частных методиках обучения по соответствующим учебным дисциплинам, преобразующим общие положения ориентировочной основы преподавания и теории обучения в конкретные рекомендации преподавателю, свойственные обучению по каждой учебной дисциплине.
Несмотря на свой пограничный характер, вопрос о допустимом объеме усвоения учебного материала на двухчасовом занятии необходимо обоснованно решить при осуществлении технологического подхода к обучению в самом начале осуществления такого подхода.
Изложенные утверждения, необходимые в ориентировочной основе преподавания, дают достаточно информации для формулировки целей занятия, которые включают изучение ориентировочных основ, формирование операционных навыков, освоение структур будущей деятельности, выработку качеств, необходимых для осуществления осваиваемой деятельности на требуемом уровне.
Дальнейшая конкретизация целей должна включать указание уровня усвоения объекта изучения, который должен быть достигнут на занятии или в процессе самостоятельной работы. Именно при такой конкретизации результаты занятия становятся не абстрактными, а диагностируемыми, только тогда можно конкретно рассуждать о достижении или недостижении цели занятия.
Такой уровень конкретизации в высшей школе чаще всего не достигается.
Способы определения содержания учебного материала, выносимого на отдельное учебное занятие, в педагогической литературе фактически не описаны.
В работе по методике говорится лишь о темпе изложения: «Какой темп является оптимальным для класса? Этот вопрос, вероятно, достаточно убедительно может быть решен учителем только из опыта. Начать следует с несколько замедленного, чтобы, постепенно усиливая, найти действительно оптимальный темп, которого затем и придерживаться» [1] .
К сожалению, попыток количественного подхода к определению допустимых объемов усвоения в известной нам литературе обнаружить не удалось. Шутливое утверждение, что студент может усвоить столько учебного материала, сколько сможет усвоить, фактически ориентирует на эмпирический поиск «оптимального темпа». И рекомендация выбросить половину запланированного содержания, если не хочешь потерять лекцию целиком, тоже не очень помогает.
Очевидно, путь к теоретическому решению этой задачи лежит через выделение единиц усвоения учебной информации и определение допустимого объема такого усвоения на одном занятии. При этом элементы усвоения различны для школьного обучения и для обучения в высшей школе.
В книге американского психолога Д. Фитцпатрика, занимающегося проблемами развития дошкольников, в качестве единицы усвоения («бита знаний», по его выражению) выступает любой факт, определенный объект, воспринимаемый непосредственно или в виде рисунка и обозначенный своим названием: «Составляют ли факты сами по себе знания? Конечно, нет.
Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов — есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база для знания выше среднего. Дети сопоставляют факты, чтобы сделать умозаключение, в особенности какой-нибудь новый вывод. пользуются взаимосвязями между фактами.
Взятые вместе факты и составляют энциклопедические знания.
Факты, чтобы быть битами знания, должны иметь какие-то характеристики. Они должны быть именно фактами, а не мнениями, т.е. быть точными, дискретными, а также видимыми и слышимыми.
Приведем примеры фактов:
- — портрет Джорджа Вашингтона;
- — картина Леонардо да Винчи «Джоконда»;
- — карта мира;
- — фотография гремучей змеи;
- — слово (сказанное или записанное);
- — запах газа;
- — музыкальный звук (прозвучавший либо изображенный);
- — цифра (произнесенная вслух либо написанная) и многое другое.
Если каждый из этих фактов соответствует названным требованиям,
он может называться битом знания» 1 .
Для высшей школы единицы усвоения должны быть более сложными.
В работе О. П. Околедова за единицу объема учебного материала принят «отличный от нуля элемент информации, запись которого в виде текста на русском языке, формул, чертежа или таблицы занимает 0,015 п.л.» [2] [3] .
Напомним, что объем книги в печатных листах зависит от формата издания, поэтому объективнее объем информации определяется в авторских листах (что, скорее всего, и имеет в виду цитируемый автор). 1 авторский лист содержит 40 000 печатных знаков или 3000 кв. см площади иллюстраций в отпечатанном произведении, следовательно, 0,015 а.л. составляет 600 печатных знаков или 45 кв. см площади иллюстраций. При средней длине слова в 7 знаков это составляет около 85 лов (около трети или половины книжной страницы). Приведенное определение конкретно, но оно игнорирует различие сложности текстов одного и того же объема.
Нам представляется, что при ориентации высшего образования на интеллектуальную деятельность и широком использовании в учебном материале, а также при его усвоении понятий, суждений, умозаключений каждую из этих форм мышления в их объективизированном виде вполне естественно рассматривать в качестве единицы усвоения учебного материала. Скорее всего, это должны быть определения понятий, соответствующие им по сложности утверждения или описания.
Единица усвоения — любое логически завершенное определение, утверждение или описание, содержащее около 20 слов русского языка.
Указанная сложность единицы усвоения связана с количеством слов, используемых для определения понятий (по трем словарям количество слов в одном определении составляет 16,2; 14,1; 23,8). Средний объем утверждений, рассмотренных в этой книге, составляет 20,16 слова. Интересен и многовековой опыт: средний объем 10 абзацев (так называемых стихов — по сути это смысловые элементы, предназначенные для автономного осознания и заучивания), выделенных по случайной выборке из разных частей Библии, составляет 23,1 слова.
Гипотеза ограниченности объема усвоения: для обеспечения усвоения учебного материала на уровне осознания логических связей и значимости отдельных положений на двухчасовое занятие нельзя выносить более 20 единиц усвоения (для обеспечения запоминания более 5).
Хотя известно, что человек читает текст со скоростью около 150 слов в 1 мин (значит, за 90 мин он может прочитать 150 х 90 = 13 500 слов, что в 33 раза превышает рекомендованное выше количество), однако гипотеза возникла не на пустом месте. Имеется фундаментальный психологический закон, по которому объем внимания человека определяется числом элементов 7 ± 2. С этой точки зрения в лекции не должно быть более 5 вопросов. По этому же закону в вопросе должно быть не более 5 понятий, т.е. не более 100 принципиально значимых слов.
Практика показала, что, даже когда слушатели имели отпечатанный текст с полными формулировками излагаемых утверждений (т.е. им не нужно было заботиться о конспектировании), изложить на лекции более 30 осознанно воспринимаемых утверждений (т.е. 600 слов насыщенной информации) мне не удавалось. Тем не менее это всего лишь личный опыт. Может быть, кому-то это и удастся, поэтому вышеприведенное положение и названо гипотезой.
Наконец, известно, что для запоминания элемент должен быть повторен в разных применениях не менее 7 раз, поэтому для достижения этой цели на практических занятиях количество единиц усвоения рекомендуется уменьшить примерно в 7 раз.
В графических элементах учебных пособий (в схемах, чертежах) за единицу усвоения целесообразно принимать 5—7 логически самостоятельных графических элементов (блоков схемы) при простых (например, только последовательных или только параллельных) связях между ними. При сложных логических связях 5—7 таких связей необходимо рассматривать как дополнительную единицу усвоения.
- [1] Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. — 2-е изд. — М.,1985. — С. 34.
- [2] Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. — М., 1996. — С. 273—275.
- [3] Околелое О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципыпроектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. — 1994. — № 2.
Источник: studme.org