Автор, создавший произведение, вправе распоряжаться своей работой любым способом, например, размещать фотографии на сайте, продавать статьи рекламному агентству, отправлять песню музыкальной студии. Иногда результаты интеллектуального творчества могут попасть к потребителю только благодаря творческой деятельности других людей или целой команды, например, запись фонограммы позволяет слушать музыкальную композицию целиком, а после постановки танцевального номера и трансляции его в эфир можно смотреть готовый номер на экране. Именно таким образом возникают смежные права, благодаря которым все, кто причастен к распространению созданного ими произведения, могут получать вознаграждение за его использование. В статье разбираемся, что такое смежные права, как обеспечивается защита смежных прав и как они реализуются в разных сферах деятельности.
Понятие смежных прав, объекты и субъекты
Под смежными принято понимать права исполнителя произведения, создателя фонограммы, эфирных и телевещательных организаций, публикаторов, разработчиков баз данных на реализованные ими результаты интеллектуального труда. Уже из названия «смежные права» понятен их производный характер от первичных прав автора — то есть это права, смежные с авторскими.
Права, смежные с авторскими
Смежные права появляются, например, при исполнении песни, которая сама по себе будет являться объектом авторских прав. Используются авторские текст и мелодия, но исполняется произведение другим человеком — появляется новая форма объекта интеллектуальной собственности, позволяющая его воспринять.
Смежные права появляются сразу при создании объекта интеллектуальной собственности, в момент, когда объект становится доступным для восприятия. Закон не требует регистрации или соблюдения иных формальностей для возникновения и защиты смежных прав. Кроме того, для возникновения смежных прав необходимо получить согласие автора на использование объекта его творчества, например, заключив лицензионный договор. В случае неполучения предварительного согласия нарушаются авторские права правообладателя, чей объект был использован, а использовать объект, созданный с нарушением авторских прав, законом запрещено.
К объектам смежных прав принято относить исполнение музыкальной композиции и театральной постановки, сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания, фонограмму, базу данных или публикации, которые были впервые обнародованы после того, как перешли в общественное достояние. К субъектам относятся исполнители и режиссеры-постановщики, различные вещательные и эфирные организации, изготовители фонограмм, публикаторы и изготовители баз данных.
Сроки охраны объектов смежных прав могут быть различными. Если возникновение смежных прав совпадает с моментом создания произведения, то срок его действия будет определяться конкретным объектом. Например, срок действия таких прав на исполнение песни будет отличаться от аналогичного срока для фонограмм или баз данных. Подробнее расскажем, когда будем рассматривать конкретные виды прав по объектам защиты.
9.1. Общая характеристика авторского права и смежных прав
Смежные права бывают разные, от чего будет меняться и форма и способ защиты смежных прав. Исключительное смежное право позволяет пользоваться объектом на свое усмотрение, а также не разрешать подобное использование другим. Исключительное право — имущественное, оно возникает на все объекты смежных прав и принадлежит правообладателю.
Помимо исключительных (имущественных) смежных прав существуют также и неимущественные смежные права, которые могут принадлежать физическим или юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Эти права являются неотчуждаемыми и дают правообладателям возможность указывать фирменное наименование организации на пластинках, упаковках, требовать защиты от искажений и т.д. Состав таких прав может меняться в зависимости от конкретного объекта.
Личные неимущественные авторские права принадлежат только физическим лицам — это право на имя, право авторства, право на неприкосновенность произведения. При нарушении личных неимущественных прав пострадавшая сторона вправе потребовать компенсацию морального вреда, публикацию о нарушении его прав и заявить ряд других нематериальных требований.
Смежные права и интеллектуальная собственность
Объекты интеллектуальной собственности делятся на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и др.) и на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Частично РИД охраняются смежным правом, частично авторским. Таким образом, объекты смежных прав тоже являются объектами интеллектуальной собственности.
С точки зрения оборота разницы между авторскими и смежными правами нет. Однако, иногда результаты интеллектуальной деятельности одного человека могут быть донесены до потребителя только благодаря творческой деятельности других людей. Именно он будет обладать смежными правами на исполнение данного произведения.
То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). И когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав. Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. За исключением фольклорных произведений и произведений, перешедших в общественное достояние.
Формы и способы защиты смежных прав практически такие же, как у авторских. Разница лишь в том, что, как мы упоминали выше, объектов смежных прав стало очень много — это и песня, звучащая в вашем плейлисте или на радио, и спектакль, и концерт с музыкальной группой. При этом с каждым новым выступлением в новом городе во время тура будет возникать новый объект смежного права.
Охрана смежных прав осуществляется с момента записи исполнения или постановки, которые были исполнены или переданы в эфир. Однако, права режиссера-постановщика театрально-зрелищного представления возникают вне зависимости от того, осуществлялась запись или нет.
Права на фонограммы
К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.
Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.
По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.
Права на исполнение
К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.
Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.
Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).
Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.
Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние
Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.
Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы. В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.
Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.
Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.
Право изготовителя базы данных
Базы данных (БД) охраняются как авторским, так и смежным правом. Оформляя авторские права, изготовитель базы данных охраняет саму структуру БД, а в случае смежных — внутренние материалы и их дальнейшее использование любым способом. Составляя базу данных, требующую материальных, организационных или иных затрат, возникает исключительное право изготовителя — извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Существенными признаются затраты на создание базы данных, имеющей не менее 10 тысяч структурных единиц информации.
Базу данных можно дополнительно зарегистрировать в Роспатенте. Но эта регистрация факультативна, потому что как и в случае с авторскими правами, исключительные права изготовителя будут действительны и без регистрации.
Смежные права на БД будут действовать 15 лет с года, следующего за годом ее создания или обнародования. Но при каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права изготовителя будет возобновляться.
Право организаций эфирного и кабельного вещания
Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам. Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.
Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.
Знак охраны смежных прав
Любой обладатель исключительного права на объект смежных прав может разместить на каждый экземпляр знак правовой охраны смежных прав. Он состоит из трех элементов:
- Латинской буквы «Р», размещенной в круге
- Имени или названия правообладателя (например, студия звукозаписи)
- Года опубликования.
Международная охрана смежных прав осуществляется, опираясь на принципы нескольких Конвенций: Римской (1961 г.), Женевской (1971 г.) и Брюссельской (1974 г.). По международным нормам минимальный срок охраны смежного права составляет 20 лет с начиная с года, когда произведение было опубликовано, исполнено или вышло в эфир.
Источник: nris.ru
Статья 1304 ГК РФ. Объекты смежных прав (действующая редакция)
1) результаты исполнительской деятельности (исполнения), к которым относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.
Статья 1303 Статья 1304 Статья 1305
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 1304 ГК РФ
1. В пункте 1 ст. 1304 приведен перечень объектов смежных прав.
Объектами прав на исполнения (результаты исполнительской деятельности) являются исполнения артистов-исполнителей, дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков, которые приравнены Кодексом к исполнениям. Условием охраны таких исполнений является то, что они должны быть выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.
Последнее ни в коей мере не означает, что охране не подлежит живое исполнение: требование к форме аналогично положению п. 3 ст. 1259 ГК об объективной форме, в которой должно быть выражено произведение, охраняемое авторским правом. Однако в отличие от него подп. 1 п. 1 ст. 1304 предъявляет к форме исполнения более конкретные требования, которые объясняются особенностями подобных объектов (каждое исполнение отличается от другого и составляет самостоятельный охраняемый результат творческой деятельности).
Объектами прав на вещание организаций эфирного и кабельного вещания признаются сообщения их передач, в том числе созданных самой такой организацией или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией. При этом под передачей организации эфирного или кабельного вещания всегда понимается не результат творческой деятельности, а процесс сообщения.
Такому пониманию способствует то, что в ст. 1329 ГК содержится определение этих передач как совокупности звуков и (или) изображений или их отображений. Поскольку речь идет, таким образом, об охране передачи как процесса, об охране вещания (подп. 6 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст.
1303 ГК), то специфика данного объекта смежных прав предполагает, что он охраняется с момента обнародования (первого сообщения для всеобщего сведения).
Смежные права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, возникают в части охраны прав публикаторов, т.е. граждан, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование таких произведений. В остальном произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав в соответствии с гл. 70 ГК.
2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, как и авторских прав, не требуется какой-либо специальной регистрации их объекта или соблюдения иных формальностей. Знак правовой охраны смежных прав, который проставляется правообладателем, не имеет правоустанавливающего значения, а лишь информирует третьих лиц о его правах на соответствующий объект охраны (см. комментарий к ст. 1305).
3. Поскольку в различных странах сроки охраны смежных прав могут отличаться друг от друга, п. 3 комментируемой статьи, построенный по аналогии с абз. 1 п. 4 ст. 1256 ГК, воспроизводит принцип международно-правовой охраны объектов авторских прав применительно к исполнениям, фонограммам и сообщениям передач организаций эфирного и кабельного вещания. Такое правило ранее содержалось в п. 4 ст. 35 Закона об авторском праве.
Источник комментария:
Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц «КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2»
Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю., 2016. Издательство «Инфра-М»
Источник: www.zakonrf.info
Права, смежные с авторскими: понятие и юридическая защита
Смежные права возникают только после того, как создано авторское произведение, они являются производными и зависимыми от авторских прав. Прежде всего к ним относится исполнение авторских произведений. Каждое исполнение может быть уникальным и привносить творческую составляющую, что также охраняется законом от копирования и распространения без согласия правообладателя. С другой стороны, владелец смежных прав должен соблюдать права автора. Как взаимосвязаны эти 2 категории, способы защиты смежных прав, – обо всем подробно в нашей статье.
Понятие смежных прав
Что такое смежные права, легче всего пояснить на наглядном примере. Чаще всего этот вид правовой охраны предоставляется музыкальным исполнениям. Возникновение смежных прав при этом происходит по следующей схеме:
- Музыкант придумал новую мелодию и слова для нее, зафиксировал музыку в виде нотной записи, наиграл на синтезаторе или напел на диктофон, сохранил на электронном носителе информации. С этого момента у него возникает авторское право на эту музыку. Если слова для песни сочинил другой поэт, то авторские права на текст принадлежат ему, а у песни в целом есть 2 соавтора – композитор и поэт-песенник.
- Автор песни предложил напеть ее знакомому певцу и ему понравилось такое исполнение. Он разрешил исполнять эту песню. Но у певца тоже есть уникальное исполнительное мастерство, присущее только ему. У него возникает исполнительское право. Благодаря уникальной манере исполнения песня становится популярной среди широкой публики. Это выгодно как автору песни, так и исполнителю, так как позволяет извлечь экономическую выгоду. Другой певец может спеть эту песню на свой манер, но его исполнение не будет таким популярным.
- Для того, чтобы распространять песню, нужно сделать ее запись (или фонограмму). Изготовление фонограммы – это тоже творческий процесс. Изготовитель фонограммы использует свое специальное звукозаписывающее оборудование, устанавливает уровень записи звука, настраивает микрофон, эффекты, использует многоканальную или одноканальную технику записи, накладывает вставки. Поэтому права на фонограмму принадлежат ему.
Исполнитель и изготовитель фонограммы, описанные во втором и третьем пунктах, и являются обладателями прав, смежными с авторскими. Защита смежных прав обладает своими специфическими особенностями, поэтому в российском законодательстве они выделяются отдельно. В Гражданском кодексе РФ им посвящена глава 71.
Смежное право: что защищает
Круг авторских произведений и их разновидностей в Гражданском кодексе РФ не ограничен. Для объектов смежного права установлен закрытый список. К ним относят 5 видов интеллектуальной собственности, которые отличаются между собой способами правового регулирования:
- фонограммы (музыка не должна входить в состав аудиовизуальных произведений, например, фильмов, так как в этом случае она является неотделимой частью таких произведений);
- исполнение авторских произведений;
- спутниковое и кабельное вещание, радиопередачи;
- изготовление баз данных;
- публикация произведений литературы, науки и искусства, которые перешли в разряд общественного достояния до их обнародования.
Список охраняемых объектов в других странах может отличаться от российского перечня:
- В Австрии, Германии, Дании и Италии к ним относятся фотографии, светографии, сканографии, фотограммы и другие произведения, полученные аналогичными способами. В России их причисляют к объектам авторского права.
- В Германии под такие объекты подпадает деятельность организаторов исполнений (например, концертных выступлений), так как она также требует решения определенных творческих и организационных задач.
- В Австрии и Италии смежное право защищает личную корреспонденцию.
Субъекты смежных прав
Соответственно субъектами, которые могут распоряжаться смежными правами, являются физические или юридические лица:
- Производители звукозаписей.
- Исполнители – певцы, танцоры, актеры, декламаторы, дирижеры, режиссеры-постановщики; исполнители народного фольклора. Правовая охрана предоставляется творческой интерпретации произведения.
- Учреждения эфирного вещания – юридические лица (государственные или частные организации).
- Изготовители баз данных – лица, организовавшие сбор, обработку и компоновку элементов базы. При этом автором базы данных, как способа упорядочения элементов, может быть другое лицо.
- Публикаторы – граждане, которые обнародовали авторское произведение после его перехода в общественное достояние (через 7 лет после смерти автора). Смысл смежного права в этом случае заключается в вознаграждении для того человека (публикатора), кто «вернул к жизни» неизвестные ранее произведения. Но смежное право не распространяется на произведения, хранящиеся в государственных архивах. Поэтому право публикатора на практике применяется довольно редко. Наследники автора вправе распоряжаться такими правами в течение оставшегося срока охраны и могут быть публикаторами.
Если права исполнителей очевидны – они вносят личный вклад в интерпретацию авторский произведений, то работа других лиц может больше носить организационно-технический характер. Однако это не умаляет ее ценности, так как их профессиональные способности позволяют донести авторское произведение до широких масс.
Смежное право в законодательстве РФ и других стран существует обособленно от авторского и никак не влияет на него. Более того, смежные права должны осуществляться с соблюдением авторских прав на произведение (статья 1303 Гражданского кодекса РФ). Это значит, что исполнитель не вправе использовать произведение без разрешения автора.
Особенности смежных прав
Смежные права характеризуются следующими особенностями:
- Объекты смежных прав в некоторых случаях создаются без использования произведений, которые охраняются авторским правом (фонограммы звуков природы, исполнение народных песен, не имеющих автора).
- Смежные права, как и авторские, распространяются на объекты, которые имеют нематериальный характер. Если продан носитель, на котором записана фонограмма, то это не значит, что переданы исключительные права на ее использование. Они не зависят от права собственности на вещь.
- Смежные права обладают оборотоспособностью. Юридически грамотная передача прав может производиться только на договорной основе.
Международная практика и правовые нормы
Понятие смежных прав в законодательстве России возникло сравнительно недавно – в 1991 году. Этот термин используется в основном в странах Западной Европы. В англоязычных государствах, например, в США, смежные права в авторском праве не отделяются. Для них применяется один и тот же термин – «copyright».
Объекты смежных прав охраняются рядом международных договоров.
Смежное право
Римская конвенция, или Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Принята в 1961 г.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ). Принят в дополнение к Римской конвенции в 1996 г. Расширяет охрану объектов смежных прав на цифровых носителях.
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от их незаконного воспроизводства. Принята в Женеве в 1971 г.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Устанавливает минимальный срок охраны для исполнений и фонограмм – 50 лет, для передач эфирного вещания – 20 лет.
Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям. Принят в 2012 г.
Базы данных
Под термином «база данных» часто понимается хранилище документов, сведений или набор электронных данных, который управляется СУБД. В статье 1260 Гражданского кодекса РФ дается более конкретное определение: база данных представляет собой совокупность материалов разного характера, которые систематизированы таким образом, что они могут быть обработаны с помощью ЭВМ.
Особенностью баз данных является то, что они охраняются как авторским, так и смежным правом. В российской юриспруденции база данных рассматривается как составное литературное произведение. Ее составитель наделяется авторским правом, так как он внес творческий вклад в разработку оригинального расположения элементов и их взаимосвязи. Авторские права на базу данных можно зарегистрировать в «Роспатенте» – государственном ведомстве, которое выдает патенты на изобретения.
Узнать подробнее о регистрации баз данных и программного обеспечения.
Изготовитель базы данных, затративший определенные ресурсы на ее наполнение, наделяется смежными правами. Элементы базы данных могут также являться объектами авторского права, например, литературными произведениями, иллюстрациями или фотографиями, причем авторами этих произведений могут быть разные лица.
Все, кто прямо или косвенно участвует в создании базы данных, должен соблюдать права остальных субъектов: составитель должен получить письменное разрешение от автора произведения, используемого в качестве элемента базы, а изготовитель – от ее составителя.
В качестве базы данных могут выступать объекты, которые, на первый взгляд, не имеют с ними ничего общего. Так, например, базой данных являются материалы блога или группы в соцсетях, как и сами соцсети (база пользователей и их личных данных). В 2017 году рекрутинговая компания HeadHunter подала судебный иск в Мосгорсуд против владельцев сервиса FriendWork, на сайте которого размещались импортированные резюме. Незаконное использование базы данных HeadHunter было запрещено судом.
Особенности смежного права на базы данных
Охрана смежных прав на базы данных для изготовителя предусмотрена не во всех случаях. При их изготовлении должно соблюдаться одно из следующих условий (статья 1334 Гражданского кодекса РФ):
- В создание базы данных вложены существенные денежные или организационные затраты. Они должны быть подтверждены документально, поэтому при разработке IT-продукта нужно сразу готовить доказательства, которые содержат описание видов затрат и их размер. В качестве таких доказательств могут применяться бухгалтерские документы, договоры с исполнителями (в том числе договор авторского заказа), технические задания, внутренние приказы на предприятии.
- База данных содержит не менее 10 тысяч самостоятельных записей. Подтверждением этого факта могут быть фрагменты отчетов СУБД с указанием количества элементов.
При несоблюдении этих условий привлечь к ответственности за незаконное использование базы данных будет затруднительно, так как невозможно доказать, что при этом пострадали имущественные интересы ее изготовителя. Для определения факта неправомерного использования базы данных также вводится ограничение: незаконным считается перенос либо всего ее содержания, либо существенной части. Существенность извлечения данных при возникновении спорных ситуаций будет определяться на усмотрение суда.
Правовая охрана смежных прав
Государство устанавливает исключительные права на объекты, перечисленные выше, запрещая другим лицам их использование без согласия правообладателя. Согласие должно выражаться в форме лицензионного договора или договора отчуждения, залога. Исполнение обязательств по договору также не должно выходить за рамки условий соглашения, например, нельзя изготавливать тираж фонограмм больше, чем это предусмотрено в договоре.
К незаконному использованию объекта смежных прав относятся следующие действия, совершенные без согласия правообладателя:
- копирование и тиражирование объекта смежных прав;
- извлечение материалов из баз данных (с учетом оговорок, указанных выше);
- передача в эфир;
- прокат;
- исполнение;
- реализация, хранение, экспорт и импорт контрафактных материалов.
Владельцу объекта смежных прав предоставляется монополия на распоряжение ими. За несоблюдение требований закона предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.
Так же, как и авторы, исполнители и другие субъекты обладают двумя видами прав:
- Личные неимущественные (принадлежат только физическим лицам):
- право признаваться исполнителем, изготовителем базы данных и т.д.;
- право на имя (указание имени или псевдонима на экземпляре на материальном носителе);
- право на неприкосновенность (нельзя вносить изменения без согласия правообладателя).
Для производителей фонограмм и организаций вещания применяются только имущественные права (так как они являются юридическими лицами).
Ответственность за нарушение смежных прав
При нарушении смежных прав применяются те же меры взыскания, что и для объектов авторского права:
- арест контрафактных экземпляров или их конфискация;
- прекращение нарушения, например, блокировка Интернет-ресурса, на котором незаконно размещена база данных или фонограмма;
- конфискация оборудования, на котором изготовлен контрафакт;
- получение денежной компенсации от нарушителя в размере от 10 тысяч до 5 млн. рублей (по решению суда), либо в двукратном размере от стоимости контрафакта или от стоимости лицензионного соглашения;
- штрафы, накладываемые на административных лиц по кодексу об административных правонарушениях;
- уголовная ответственность по статье 146 УК РФ, в том числе лишение свободы при нанесении ущерба в особо крупном размере.
Данные меры наказания применимы и к нарушениям, совершенным в цифровой среде.
Один из свежих примеров – судебный иск АО «Юнайтед Мьюзик Групп» к ООО «Омич-1» в 2020 г. за незаконное использование фонограмм песен исполнительницы под псевдонимом «Катя Огонёк». В ходе контрольной закупки в торговом павильоне, принадлежащему ООО «Омич-1», был приобретен контрафактный экземпляр CD-диска с записями фонограмм. Исключительные права на них принадлежат АО «Юнайтед Мьюзик Групп». За каждую из фонограмм с ответчика взыскано по 1 тысяче рублей, всего 110 тысяч рублей.
Депонирование объектов авторских и смежных прав
Объект смежных прав может являться самостоятельным произведением, если получено разрешение от автора. Авторские права возникают в момент создания произведения, та же норма применима и к смежным правам. Но если исполнение не было вовремя записано, или был утерян, поврежден материальный носитель, то возникнут проблемы для реализации исключительных прав.
Поэтому в качестве дополнительной юридической защиты может использоваться депонирование – передача на хранение экземпляра произведения в независимую организацию, занимающуюся коллективным управлением авторских и смежных прав на основании статьи 1242 Гражданского кодекса. При депонировании фиксируется информация об авторе и правообладателе, а также дата регистрации произведения. Свидетельство о депонировании действует на территории всех стран мира, поддерживающих Бернскую конвенцию, в течение срока охраны, предусмотренного национальным законодательством.
Наша компания IPbrand сотрудничает с одним из старейших авторских обществ в России – РАО «Копирус». Регистрация произведений происходит онлайн, без личного посещения депозитария.
Узнать подробнее о процедуре депонирования и о ее стоимости.
Знак смежного права
Согласно статье 1305 Гражданского кодекса, исполнители и изготовители фонограмм могут по своему желанию указать знак правовой охраны, имя или наименование правообладателя (юридического лица), год опубликования на экземпляре записи.
Этот знак служит для информирования других лиц о принадлежности исключительных прав на фонограмму или исполнение.
Знак смежного права
Срок действия смежных прав
Срок юридической охраны смежных прав ограничен и зависит от вида объекта:
- Исполнения (включая права режиссера-постановщика спектаклей) – в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет после исполнения, записи, опубликования или передачи в эфир.
- Фонограммы – 50 лет после записи или обнародования.
- Теле-, радиопередачи – 50 лет после передачи в эфир.
- Базы данных – 15 лет после их создания или функционального обновления.
- Права публикатора – 25 лет после обнародования.
Отсчет срока во всех случаях производится, начиная с 1 января после записи, обнародования, создания или опубликования. Права на объекты смежных прав, как и на авторские произведения, могут передаваться по наследству. Срок их действия в отношении наследников ограничивается вышеуказанными рамками.
После того, как срок охраны смежных прав закончился, объект переходит в общественное достояние – любой желающий может свободно использовать его в своих целях.
Патентные поверенные компании IPbrand – профессионалы в сфере патентного и авторского права. Мы поможем вам зарегистрировать права на интеллектуальную собственность, получить свидетельство о депонировании произведения, остановить нарушение ваших прав в досудебном и судебном порядке, оформить соглашение между автором и заказчиком, передачу прав по лицензии и договору отчуждения с минимальными правовыми рисками. Юридические услуги предоставляются на основании договора с клиентом, в котором четко зафиксирована их стоимость, а первичная консультация юриста по интеллектуальной
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Источник: ipbrand.ru