Основными направлениями работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (см. схему 68, с. 160).
Одним из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреплению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт
Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, флажками), лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).
Очень важно знать и соблюдать правила здорового образа жизни
В игре развиваются физические силы ребенка, а также сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.
Коррекционная работа: работа специалистов, медсестры, психолога, социальных педагогов, логопедов, консультации для педагогов, родителей,
Профилактическая работа: оптимальный режим обучения и воспитания, использование медицинских средств профилактики (профилактика болезней), профилактика вредных привычек (алкоголизма, наркомании, токсикомании), витаминотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика, фитотерапия и т.д.
Диагностическая работа: мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; медосмотры, обследования и т. д., мониторинг функциональных резервов здоровья учащихся; основных факторов образа жизни, влияющих на их здоровье; физической подготовленности школьников; выявление разных отклонений
Учебно-воспитательная работа: введение в учебный план новых предметов, факультативных и групповых занятий; система классных часов, направленных на оздоровление; использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий; уроки физической культуры
Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования.
В совокупности средств формирования здорового образа жизни школьников особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода), а также гигиеническим факторам. В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и действенным фактором специально организованных процедур солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.
Воспитание валеологической культуры предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).
Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.
Нормативной основой жизни и деятельности учащихся является режим дня, который приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.
Режим дня дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Общими для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.
Очевидно, что формирование здорового образа жизни, валеологической культуры учащихся не может осуществляться без активной поддержки и помощи родителей.
Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьесбережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.
В инновационной педагогической практике реализуются модели школ здоровья. Их цель — защита здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни. Осуществление этой цели реализуется, например, на так называемых уроках с повышенной воспитательной направленностью. Для таких уроков характерно: 1) применение методов лечебной педагогики: разъяснения, убеждения, психической саморегуляции, изотерапии, ландшафтотерапии, игровой терапии (подвижных игр на свежем воздухе, дидактических игр); 2) создание системы «психологических» пауз лечебно-профилактического характера в форме точечного массажа, упражнений по развитию мелкой моторики рук, упражнений по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы; 3) создание ситуаций успеха; 4) использование нестандартных методов обучения с применением комплекса зрительных, слуховых и двигательных приемов; 5) организация ситуаций сообщения детям валеологических знаний.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Докажите, что экологическое образование и воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Каковы цель и задачи экологического воспитания в общеобразовательной школе?
2. Раскройте сущность понятия «экологическая культура личности». Охарактеризуйте ее структурные компоненты.
3. Назовите формы (технологии) формирования экологической культуры учащихся, которые применяются в педагогической практике.
4. Раскройте особенности экологического воспитания учащихся разного возраста.
5. Определите понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура». Какие пути и условия формирования здорового образа жизни выявлены в педагогике?
6. Охарактеризуйте основные направления и средства работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
□ Экологическая культура личности — компонент культуры личности, уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственного и эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.
□ Культура безопасной жизнедеятельности — степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обществе, уровень сформированности умений выполнять нормы и правила поведения в социалъной и природной среде, неприятия поведения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности.
□ Здоровье детей — состояние их организма, характеризующееся уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений,
□ Здоровый образ жизни — такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человекам профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
□ Валеологическая культура личности—компонент культуры личности, уровень сформированности здорового образа жизни, выражающийся в ценностном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, в знании средств поддержания и совершенствования физической формы, потребности в разумной физической активности как основы умственного, нравственного, эстетического развития, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.
Источник: studfile.net
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников
За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровье сберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни.
Публикация «Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В основном закончена апробация федеральной междисциплинарной программы «Здоровье», ориентированной на школьников и преследует цель сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Задача целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью диктует высокие требования к профессиональной культуре всех участников образовательного процесса в вопросах здоровья в целом и в области профилактики социально значимых заболеваний.
В России медленно, но все же развивается сеть школ, в которых проблемы здоровья учащихся решаются достаточно хорошо. Вместе с тем очевидно, что даже самые лучшие программы, реализуемые в отдельных школах, не могут существенно повлиять на положение дел со здоровьем учащихся во всей системе образования. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье : переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе, в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…».
Таким образом, удельный вес негативных факторов внутри школьной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%.
Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др., не обходят стороной и старшеклассников.
Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали, важнейшей задачей в формировании программы здорового и безопасного образа жизни.
Формирование здорового и безопасного образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического психологического здоровья, как одной ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровье сберегающий работы общеобразовательной организации, требующий создании соответствующей, инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.
Наиболее эффективным путём формирования здорового и безопасного образа жизни у, обучающихся, является направленная и организованная взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.
Реализация должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
социально-педагогическая поддержка, в сохранении и укреплении физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Основными задачами являются:
— формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;
-развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.
Разрушились связи между семьей и школой. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности.
Таким образом, возникла необходимость создания целостной системы психолого-педагогического обеспечения образования как здоровье сберегающего ресурса.
Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом-нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Поэтому возникла необходимость учить детей быть здоровыми. Не просто учить, а формировать осознанный выбор в пользу ЗОЖ. Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего неблагополучные и ведут аморальный образ жизни, чем самым показывают только, отрицательный пример своим детям. Как в такой ситуации научить умственно отсталого ребёнка осознанно выбирать ЗОЖ? Эта проблема на сегодняшний день вышла на первый план, поэтому роль школы в организации системы работы по формированию осознанной потребности в ЗОЖ должна стать ведущей.
Наряду с внеклассной работой по формированию ЗОЖ, спортивными мероприятиями, учебный процесс не должен стоять в стороне.
Приоритетное направление — формирование осознанной потребности в ЗОЖ у подростков через ситуацию выбора.
Необходимо учить ребят правильно оценивать своё здоровье. Существует множество методик определения состояния своего здоровья и самую, простую предложил русский врач Амосов, определять размер здоровья. Размер здоровья — это условный параметр, не дающий ответ о состоянии здоровья, но он заставляет задуматься.
Учащимся раздаются жетоны красного, зелёного и синего цвета. Даё тся инструкция: «Если вы не болели в течении всего прошлого учебного года — у вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон). Если заболевание возникло во время эпидемии — средний уровень (зелёный жетон). Если вы болеете во время обычных нагрузок — уровень здоровья самый низкий (синий жетон). Каждый учащийся самостоятельно оценивает размер своего здоровья.
В процессе обучения, учащиеся разучивают физические упражнения для укрепления осанки, делают дыхательную гимнастику, учатся формам расслабления, элементарным приёмам релаксации и др.
Таким образом в результате освоения курса «Я выбираю ЗОЖ» учащиеся 6-7 классов должны научиться осмысливать предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам, практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, спортивные занятия и др, находить правильное решение проблемных задач, вести агитационную работу по ЗОЖ.
В результате освоения программы учащиеся должны научиться адекватно, оценивать себя и своё здоровье, адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных ситуациях, самостоятельно выбирать правильное решение, предложенной ситуации.
Нельзя говорить о серьёзных результатах, так как эта работа нацелена на годы, но есть первые положительные моменты, которые можно отметить: учащиеся хорошо приняли новую тему в курсе технологии, проявили заинтересованность, научились делать первые выводы о пользе ЗОЖ, о необходимости его поддерживать, чтобы правильно организовать самостоятельную жизнь, создать здоровую семью. Постоянно ставя учащихся в ситуацию выбора, у них формируется правильная линия поведения и в других вопросах. Многие уже понимают, что вести ЗОЖ не просто, нужно прилагать усилия, которые в будущем себя оправдают.
Публикации по теме:
Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни Минаева Светлана Васильевна старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная.
Современные подходы в методической работе по формированию у детей безопасного и здорового образа жизни По мнению академика Ю. П. Лисицина – «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта,.
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период — один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.
Формирование здорового образа жизни Формирование основ здорового образа жизни Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как.
Формирование здорового образа жизни дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.
Источник: www.maam.ru
Проект «Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы в учебной и вне учебной деятельности»
Недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
Формирование здорового образа жизни будет результативным, если будут выполнятся следующие условия: представление младшего школьника о здоровье человека, о его полезных и вредных привычках, о собственном здоровье формируется ценностное отношение к своему здоровью.
Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью, используя средства физической культуры и ЗОЖ.
Навыки здорового образа жизни младших школьников.
Разработка мероприятий для формирования навыков ЗОЖ с детьми на уроках ФК и во внеурочной деятельности.
Методические рекомендации по развитию навыков ЗОЖ у младших школьников.
Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, компьютерное оборудование, СD диск с презентацией темы самообразования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы в учебной и вне учебной деятельности» »
здорового образа жизни
у учащихся начальной школы
составитель: Романова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
Паспорт проекта
«Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы в учебной и вне учебной деятельности»
Ф.И.О. автора: Романова Елена Алексеевна
Тип проекта: Социальный проект.
Недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
Формирование здорового образа жизни будет результативным, если будут выполнятся следующие условия: представление младшего школьника о здоровье человека, о его полезных и вредных привычках, о собственном здоровье формируется ценностное отношение к своему здоровью.
Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью, используя средства физической культуры и ЗОЖ.
Навыки здорового образа жизни младших школьников.
Разработка мероприятий для формирования навыков ЗОЖ с детьми на уроках ФК и во внеурочной деятельности.
Методические рекомендации по развитию навыков ЗОЖ у младших школьников.
Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, компьютерное оборудование, СD диск с презентацией темы самообразования.
Программа формирования здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Формирование здорового образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о здоровом питании, его режиме, полезных продуктах;
- сформировать представление о режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление о влиянии эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам релаксации;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Рассмотреть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
- Проанализировать ведущие стратегии формирования здорового образа жизни;
- Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни младших школьников.
- познавательные (изучение организма человека и составляющих его
- эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);
- социальные (профессиональная ориентация школьников);
- гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и
- развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;
- выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;
- формирование умения принять правильное решение;
- приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;
- обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;
- формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;
- развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала
Формы организации внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению.
Место проведения | Время проведения | Форма организации. |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Детские спортивные секции и школы. |
Оздоровительные лагеря. | Каникулы. | Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. | Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; — Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; — Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | — Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; — Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; — Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; — Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; — Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | — Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; — Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Метод проектов. | — Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); — Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Статистика говорит: Если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения (4) , на 15 % — от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % — от самого человека(1). Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. Сформировать культуру здорового образа жизни – значит пробудить в человеке внутреннюю потребность в сохранении здоровья.
Критерии сформированности культуры здорового образа жизни: *отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; *наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; *сформированность гигиенических навыков и полезных привычек; *наличие физической и умственной активности; * умение противостоять разрушительным для здоровья вредным привычкам. Взрослые члены семьи, которые ведут здоровый образ жизни, помогают школьникам осознать ответственность за свое здоровье.
Их личный пример учит детей относиться к здоровью бережно и осторожно, попусту не растрачивать потенциал, заложенный природой. Вывод: Здоровый образ жизни младшего школьника, представляет собой интегративную социальную характеристику, которая включает в себя знания и представления о здоровье, как жизненной ценности человека, о ЗОЖ, сформированные привычки поведения здорового человека, умения и навыки здоровье сберегающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый образ жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Анисимов Н.В. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. – М.,2002 2. Воспитание. Первый класс: Пособие/ М.П.Осипова, С.И.Козлович,М.А.Бесова и др. – Мн., 2002 3. Воспитание. Второй класс: Пособие в двух частях. Ч.1./ М.П.Осипова,С.И.Козлович, М.А.Бесова и др. – Брест, 2001. – 166с. 4. Воспитание.
Третий класс: Пособие/ М.П.Осипова, С.И.Козлович, М.А.Бесова и др. – Брест, 2002. – 399с. 5. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. – 2003. -№3 6. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. – М.,2001 7. Основы валеологии и школьной гигиены/ М.П.Дорошкевич и др. – Москва, 2003 8. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). – Москва, 1998
Источник: kopilkaurokov.ru