Объектами авторского права являются программы

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов. Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты. Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

9.1. Общая характеристика авторского права и смежных прав

Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
С этим вопросом могут помочь 116 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Остались вопросы? Юристы помогут. Кликните и подберите лучших

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Юристы сделают всё за вас.

Источник: rtiger.com

Что является объектом авторских прав? Определение понятия, его виды и примеры

Авторское право представляет собой совокупность норм гражданского права, которые регулируют отношения, возникающие при создании и использовании произведений науки, литературы и искусства, защищают права авторов.

Читайте также:
Название детской конкурсной программы

В субъективном смысле под авторским правом понимают исключительное право конкретного лица на определенные объекты.

В статье рассмотрены особенности и признаки авторских прав, дана их классификация, приведены примеры.

Определение понятия объекта авторского права

Объектами авторского права (АП) являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от того, каким способом они выражены, какое имеют назначение и какими достоинствами обладают (п.1 ст. 1259 ГК РФ).

Под произведением понимается совокупность идей, мыслей и образов, выраженных автором в результате творческого процесса в конкретной форме, которую человек может воспринять.

Под защиту АП может попадать произведение не только полностью, но и какая-то отдельная его часть. Так, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ объектом может быть признан персонаж какого-либо произведения, если он является отдельным результатом творческой работы автора.

Объектами также считаются производные и составные работы. Первый вариант представляет собой модификацию уже существующего произведения, а второй — его видоизменение в результате творческого процесса.

Признаки и особенности

Научные и литературные работы, а также творения искусства обладают АП при наличии следующих признаков:

  1. Является результатом творчества человека, в процессе которого он реализовал свои навыки и способности, обладает оригинальными и неповторимыми характеристиками. Во внимание не берется уровень значимости такой работы.
  2. Автор придал творению объективную форму. Нормы права не распространяются на идеи автора, которые не получили внешнего выражения. Учитывается как материальная форма (рукописи, скульптуры, видео или звуковые записи, изображения), так и нематериальная.Например, если автор в устной форме озвучил свое произведение перед публикой, то оно автоматически становится объектом АП, так как у третьих лиц появляется возможность воспроизвести его от своего имени.

Кроме признаков, имеется еще и ряд особенностей объектов АП:

Стоит отметить, что авторское право на какое-либо произведение не имеет ничего общего с правом собственности на воплощенный в материальную форму предмет. Если лицо обладает правом собственности, например, на скульптуру, то это не говорит о том, что оно имеет авторские права на нее.

Виды и классификация

В ст. 1259 ГК РФ перечислены следующие виды произведений, которые являются объектами АП:

  • литературные произведения (рассказы, стихотворения и прочее);
  • сценарии кинофильмов, пьесы и другие музыкально-драматические постановки;
  • танцевальные композиции и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстовым сопровождением и без;
  • произведения аудиовизуальной формы;
  • художественные работы (картины, скульптуры и прочее) и другие творения изобразительного искусства;
  • декоративно-прикладные изделия и сценографические работы;
  • архитектурные строения, ландшафтные и садовые работы, включая чертежи и проекты;
  • фотографии и аналогичные произведения;
  • карты, эскизы, планы, разработанные в отрасли географии;
  • программы для ЭВМ, которые попадают под охрану авторского права как литературные произведения;
  • другие произведения.

Существует еще и другая классификация. Так, объекты АП делят на:

  1. Оригинальные и производные. В первом случае творение в целом создано только на основе идей самого автора, а во втором — автор мог использовать уже существующие детали других работ или видоизменить их по своему усмотрению.
  2. Простые и составные. В составных произведениях авторство присваивается за творческий подход к обработке и расположению уже существующего материала.
  3. Обнародованные и необнародованные. Под обнародованностью понимается ознакомление автором публики со своим творением.

На правовой режим авторского произведения влияет и способ его создания. Все объекты можно классифицировать на такие группы:

  • в рамках выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения);
  • по требованию заказчика;
  • выполнение работ по государственному контракту;
  • выполнение работ по другому соглашению.
  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • на песню и музыку;
  • в интернете;

Примеры

Для наглядности можно привести несколько примеров объектов авторского права:

  1. «Темная башня» цикл романов Стивена Эдвина Кинга — авторское литературное произведение.
  2. Программа Microsoft Windows — операционная система для ЭВМ, разработанная компанией Microsoft.
  3. Картина «Восточные грезы» Маршенникова Сергея — художественное произведение искусства.

Если говорить про персонажи, то, например, Апелляционный суд США признал персонаж «Бэтмобиль» из комиксов отдельным объектом АП.

Все самое важное о знаке авторского права узнайте в статье по ссылке.

Что к ним не относится?

ГК РФ определены произведения, не являющиеся объектами АП:

  • Официальные документы, разработанные государственными и муниципальными органами. К ним относятся: законодательные акты, судебные решения, текстовые документы административного характера, а также международные документы, включая их перевод.
  • Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и прочее). К этой категории также относятся и денежные государственные знаки.
  • Народные произведения искусства, которым не присвоено конкретное авторство (фольклор).

В соответствии с п.5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, способы решения задач.

Для чего нужна оценка их стоимости и как она проводится?

Под оценкой понимают специальное исследование, которое позволяет определить стоимость авторских объектов. После ее проведения профессиональный оценщик выдает официальный документ, имеющий юридическую силу, который может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении спора о стоимости в суде.

Проведение оценки может потребоваться в следующих случаях:

  1. для определения размера гонорара автора творения при оформлении передачи прав пользования на объект;
  2. для установления стоимости при заключении сделки купли-продажи;
  3. для расчета суммы ущерба, который был нанесен правообладателю по причине незаконного использования объекта.

Для проведения потребуются следующие документы:

  • детальное описание произведения с указанием автора, правообладателя и даты создания;
  • перечень расходов с указанием размера трат, которые были понесены автором в процессе создания, включая расходы на рекламу и сопровождение;
  • данные о доходах, которые правообладатель получил, используя произведение;
  • данные об имеющихся обременениях и ограничениях на использование объекта, а также судебных делах, связанных с правами на него;
  • имеющееся лицензионное соглашение.

Вышеуказанный перечень документов может быть дополнен в зависимости от задачи, поставленной перед оценщиком.

Обладают ли театральные программы АП?

Являются ли объектом авторских прав театральные программы? Создание театральной постановки — процесс трудоемкий, длительный и коллективный, в который каждый его участник вносит свой авторский вклад. Согласно ст. 1240 ГК РФ театральное представление является сложным объектом, в состав которого входит несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Театральная постановка на законодательном уровне охраняется с помощью механизма смежных прав (ст. 1304 ГК РФ). С 1 января 2018 года вступили в силу изменения (Закон от 28.03.2017 №43-ФЗ), которые расширили права режиссеров-постановщиков на свои спектакли.

Так, главным документом, с помощью которого происходит фиксация АП на спектакль, признана партитура. С ее помощью теперь режиссер-постановщик может подтвердить свое право на постановку при возникновении спорных вопросов с театром.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.1315 ГК РФ режиссер-постановщик театрального произведения обладает неимущественным правом на неприкосновенность постановки при публичном исполнении и имущественным правом на представление спектакля в живом исполнении (пп.10 п.2 ст.1317 ГК РФ).

Другими словами, театр для постановки конкретного спектакля перед публикой должен получить от режиссера разрешение.

Обладают ли игрушки АП?

Игрушки являются охраняемым объектом интеллектуальной собственности, если считаются самостоятельным результатом творчества дизайнера, которому и принадлежат авторские права, выражены в объективной форме и отвечают требованиям ст.1259 ГК РФ.

Часто споры по поводу того, является ли та или иная игрушка объектом АП, рассматриваются в судах. Так, большое число игрушек ручной работы изготавливается в виде известных персонажей фильмов и мультфильмов. В этом случае используется персонаж героя, на которого также распространяются нормы законодательства (ст. 1259 ГК РФ). Если игрушка изготавливается без согласия автора, придумавшего персонаж, то в этом случае нарушаются его авторские права.

Читайте также:
Программа которая меняет ВПН

Избежать нарушения закона можно, составив лицензионное соглашение с правообладателем, на основании которого он передает право использования результата интеллектуальной деятельности на определенных условиях.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео, в котором юрист подробно рассказывает о том, что является объектами авторских прав:

Интеллектуальные права на какие-либо научные или литературные произведения, а также творения искусства являются авторскими. Авторские произведения классифицируются на основании ст. 1259 ГК РФ. Существует и ряд работ, которые не попадают под охрану авторского права. При необходимости автор произведения может обратиться к оценщику для проведения экспертизы и определения стоимости своего авторского объекта.

Источник: znaipravo.com

Статья 1259 ГК РФ. Объекты авторских прав (действующая редакция)

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Статья 1258 Статья 1259 Статья 1260
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 1259 ГК РФ

1. Статья 1259 регулирует различные аспекты объектов авторского права: способы их выражения, форму, основания возникновения прав на них, а также указывает, какие результаты интеллектуального труда признаются, а какие не могут признаваться объектами авторского права. То есть статья устанавливает круг объектов авторского права.

В пункте 1 рассматриваемой статьи объекты авторского права подразделяются в зависимости от способа их выражения. Причем указанное подразделение является традиционным с точки зрения как видов указанных произведений, так и порядка их перечисления.

Так, первыми указаны литературные произведения, имеются в виду все возможные жанры таких произведений в прозе и в стихах (рассказы, повести, романы, поэмы, эпиграммы и т.д.).

Далее — драматические и музыкально-драматические произведения. Эти произведения, с одной стороны, близки к литературным произведениям (особенно драматические), но, с другой стороны, предназначены для театральной постановки, поэтому в литературе их называют (вместе с хореографическими произведениями и пантомимами) театральными произведениями .

См., например: Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002. С. 66.

В то же время в связи с различными способами выражения драматических произведений и произведений хореографии и пантомимы они разделены.

После музыкально-драматических и хореографических произведений следуют произведения музыкальные — с текстом или без текста. Они воспринимаются непосредственно в результате живого исполнения или путем прослушивания аудиозаписи или просмотра аудиовизуального произведения (концерта, музыкального фильма и т.д.). Поэтому следом идут аудиовизуальные произведения.

Даже анализ уже перечисленного показывает, что жесткой границы, разделяющей произведения в зависимости от способа их выражения, не существует. Музыкальные произведения могут присутствовать в музыкально-драматических произведениях. Хореографическое произведение, записанное на пленку, становится аудиовизуальным.

Далее следуют произведения изобразительного искусства, архитектуры и другие произведения художественно-пространственных решений. К ним относятся произведения дизайна, декоративно-прикладного, сценографического и садово-паркового искусства.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями. В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто. Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется. Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) фотографии считаются объектом смежных прав .

Наконец, последними указаны научные произведения, выраженные не в литературной форме, а в форме карт, планов, эскизов и пластических произведений. К их числу относятся географические карты, планы топографии и т.д.

Перечень произведений, изложенный в п. 1, не носит исчерпывающего характера. Возможны и другие произведения, что прямо отмечено в рассматриваемом пункте.

В пункте 1 указаны и программы для ЭВМ, поскольку они являются объектами со своей специфической формой выражения. В то же время их нельзя отнести к произведениям. По сути, все объекты авторского права в связи с этим можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия.

Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована. Более того, если она была зарегистрирована, переход исключительного права без договора тоже подлежит регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК).

В то же время отнесение последних к числу объектов авторского права потребовало более точного определения их правового режима. Этому служит положение п. 1 о том, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения.

Читайте также:
Установить программу на планшет с флешки

Творческий характер может носить даже подбор или расположение произведений или других материалов, не охраняемых авторским правом (например, сборники, справочники, антологии).

При этом производные и составные произведения могут быть отнесены к различным видам объектов авторского права с точки зрения их формы и способов выражения (литературные, музыкальные). Именно поэтому они выделяются в п. 2 комментируемой статьи.

3. В пункте 3 указываются те формы, в которых могут существовать произведения.

Форма произведения имеет два аспекта. Во-первых, как основа правовой охраны произведения, т.е. те характеристики произведения, которые отражают творчество автора: язык, способ изложения, форма подачи информации и т.д.

Во-вторых, форма представляет собой способ объективизации произведения — то, благодаря чему произведение становится доступным другим лицам. То есть, по сути, речь идет о способах фиксации и (или) «доведения». Причем эти способы позволяют фиксировать и «доводить» не только произведения, но и любую необходимую информацию. В пункте 3 говорится как раз о таких формах.

Гражданский кодекс не содержит требования о воспроизводимости применительно к форме произведения. Однако следует отметить, что любая форма, в которой может быть выражено произведение и которая делает его доступным публике, предполагает возможность воспроизведения. В противном случае оно не является формой произведения.

Кодекс содержит традиционные формы, в которых может быть выражено произведение:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и пр.);

звуко- и видеозапись (например, механическая, магнитная, цифровая, оптическая);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

При этом необходимо обратить внимание на ряд моментов. Одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой. Например, поэт придумал стихотворение, которое сразу публично произнес, а затем записал. То есть сначала мы имели дело с устной формой, а потом форма стала письменной.

Одно и то же произведение может быть воплощено в разных формах. Музыкальное произведение может существовать в виде нотной записи и звукозаписи.

Для устной формы характерно то, что она всегда сопряжена с обнародованием произведения. Если поэт прочел придуманное им стихотворение в пустом зале, то говорить о наличии устной формы произведения просто бессмысленно; произведение нельзя признать объективизированным. Если же осуществляется запись, то произведение также будет существовать не в устной форме, а в форме звуко- или видеозаписи.

Закрепление произведения в какой-либо форме (за исключением устной) связано с появлением его материального носителя (бумага, блокнот, кассета, картина, диск, скульптура, макет и т.д.).

Перечень форм в соответствии с п. 3 — не закрытый, допускаются иные формы. К их числу следует отнести запись литературного произведения в память ЭВМ, поскольку это нельзя отнести ни к письменной форме, ни к изображению, ни к звуко- или видеозаписи.

4. Многоплановость аспектов творческой деятельности создает условия для использования не только произведения в целом, но и отдельных его частей или даже образов, созданных автором (персонажей), как самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

Возможность признаваться самостоятельным результатом творческого труда влечет возможность отдельного использования частей произведения, его названия и персонажей, а значит, необходимость признания их в качестве объектов авторского права наряду с произведением в целом.

Это предусмотрено в п. 7 рассматриваемой статьи. В соответствии с этим пунктом объектом охраны могут выступать часть произведения, его название или персонаж. При этом с точки зрения коммерческого использования интересны как раз такие части, названия, персонажи, которые являются результатом творческой деятельности.

Наибольший интерес представляет персонаж — образ, созданный автором. В основе этого образа может быть реальный человек или даже историческая личность. Но с точки зрения правовой охраны важно установить те черты, свойства, манеры персонажа, которые явились результатом творческой деятельности автора. Именно из них складывается персонаж как объект авторского права.

5. Наконец, в п. п. 5 и 6 комментируемой статьи устанавливаются явления объективной действительности, которые не могут быть объектом авторского права. Они разбиты на две группы. К первой (п.

5) относятся такие результаты творческой деятельности, которые не охраняются авторским правом, но им может быть предоставлена охрана (но не всем!) с помощью других институтов интеллектуальных прав. Например, способы и решения технических задач могут быть признаны в соответствии с п. 1 ст. 1350 ГК изобретением.

Методы и решения организационных задач, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, могут быть признаны секретом производства. Научные открытия представляют собой неохраняемый результат интеллектуальной деятельности, поскольку они не включены в перечень объектов интеллектуальных прав, указанный в п. 1 ст. 1225 ГК.

Сведения, документы, символы и знаки, указанные в п. 6, могут быть результатом творческого труда их авторов и с точки зрения своей сущности не отличаться от других объектов авторского права — произведений литературы, науки, искусства. Однако публичные интересы применительно к данным объектам абсолютно несовместимы с возможностью предоставления им какой бы то ни было частноправовой охраны. Использование официальных документов, флагов, гербов, орденов, денежных знаков не может быть обусловлено соблюдением авторских прав на них, что предопределяет отсутствие их в числе объектов этих прав.

Произведения фольклора (народные песни, частушки, пословицы, поговорки) не имеют конкретных авторов и в силу этого не могут быть объектами авторских прав.

Сообщения, указанные в подп. 4 п. 6, нельзя отнести к произведениям. Они сводятся исключительно к доведению конкретного факта, например о том, что поезд N 121 отправляется с четвертого пути, а программа о животных выйдет в эфир в 15:30. С этой точки зрения они не могут рассматриваться как результат творчества со всеми вытекающим последствиями. В то же время оформление таких сообщений, анонсов, комментариев и пр. может стать объектом авторских прав.

6. Нельзя также не отметить позицию, изложенную в п. 28 Постановления Пленумов от 26.03.2009 N 5/29, согласно которой в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Как указано в этом Постановлении, при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. ст. 1228, 1257 и 1259 ГК в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, предполагается, что результаты интеллектуальной деятельности созданы творческим трудом.

Необходимо также учитывать, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Источник комментария:

Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц «КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2»

Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю., 2016. Издательство «Инфра-М»

Источник: www.zakonrf.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru