Об опросе имеющем программу план подготовленный опросник можно однозначно сказать что это

Глава 5. Применение опросных методов исследования (беседа, интервью, анкетирование)

Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный.

При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.

Урок №6. Опросы и Двойные визиты

Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов.

Обращение – завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.

На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (не основные). Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Различают несколько видов функциональных вопросов: 1) функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения; 2) вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос; 3) контрольные вопросы, которые используются для проверки данных; 4) поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса.

Mentimeter: как создать опрос и тест

Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы в свободной анкете предполагают любой ответ. Их применяют для предварительной ориентировке в мнениях. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного ответа среди нескольких имеющихся вариантов. Такие ответы легче подвергать статистической обработке.

Закрытые вопросы могут быть альтернативные, когда на один вопрос имеется лишь два ответа: «да», «нет». Стандартизированные ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. В этом их достоинство. Полузакрытый вопрос предоставляет возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.

При составлении вопросов педагог-исследователь должен избегать ряда типичных ошибок, которые значительно снижают ценность полученных данных. Ошибки эти заключаются в следующем: скрытые подсказки желаемого ответа; сверхдетализированность вопроса; двусмысленность вопросов; преобладание закрытых вопросов, которые в анкетах снижают возможность качественного анализа ответов; отсутствие логической связи вопросов друг с другом, их последовательности и взаимозаменяемости, что часто делает полученные результаты с научной точки зрения бессмысленными.

Метод беседы

Беседа как метод исследования в значительной мере искусство. Ее результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения.

Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «Когда вы ложитесь спать?».

Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер.

Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей.

Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых. Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать.

Метод интервью

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе.

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

Метод анкетирования

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура.

Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек). Виды анкет. Выделяются анкеты-интервью, когда исследователь сам заполняет анкету, уточняя мысли собеседника, выявляя правильность понимания вопроса, выясняя мотивы ответа. Прессовая анкета – отправляется по почте, в конверт закладывается пустой конверт с написанным обратным адресом.

Анкетные данные тем достовернее, чем больше лиц опрошено. Типичными недостатками метода анкетирования являются неточность в формулировке вопросов, что порождает ошибочные ответы. Порой бывает обилие вопросов, сходных по содержанию, вызывающих недоумение и механические ответы без серьезных раздумий. Неумелая мотивировка важности анкетного опроса ведет к попытке угадывания ответов, какой нужен исследователю. И, наконец, неорганизованность в проведении опроса приводит к шуму, консультациям, списыванию друг у друга.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить». Такие ответы предоставляют респонденту возможность уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным.

Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответа? Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины?

Читайте также:
Программа пфр что это

Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на целый блок вопросов. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

Композиция анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Итак, в процессе педагогического исследования необходимо применить наиболее оптимальный комплекс методов, которые позволяли бы получать разносторонние сведения, могли бы отражать динамику развития формируемых качеств во времени, а также позволили бы анализировать ход экспериментально-педагогического процесса, его результаты и его условия, в которых он функционирует. На разведочном этапе, на этапе проверки экспериментальных данных этому наилучшим образом соответствуют опросные методы исследования (беседа, интервью, анкетирование). Начинающему исследователю важно только позаботиться о следующем: выбранные методы должны соответствовать объекту, предмету и общим задачам проводимого исследования; соответствовать современным принципам научного исследования; соответствовать этапу исследования; гармонично дополнять другие методы в единой методической системе.

Основные понятия по теме

АНКЕТЕР – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора первичного материала в социологических, педагогических, психологических и других исследованиях с помощью анкеты.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью интервью.

ИНФОРМАНТ – лицо, включенное в эксперимент и поставляющее какую-либо информацию в виде ответов на вопросы исследователя.

Вопросы и задания для самоконтроля

В чём специфика опросных методов?

Каковы этапы проведения опроса?

Перечислите виды вопросов. Каковы типичные ошибки при составлении вопросов?

Каковы критерии для проверки правильности составления анкеты?

Источник: infopedia.su

Опрос как метод социологического исследования

Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.

Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.

Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.

Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).

Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.

Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:

  • Четкая формулировка задач исследования;
  • Вопросы и сама анкета должны быть адекватны задачам исследования;
  • Вопросы должны быть сформулированы доступно для респондентов;
  • В ходе опроса необходимо соблюдать социально-психологические основы общения, этические нормы, а также учитывать особенности и компетенции как респондентов, так и интервьюеров;
  • В процессе опроса необходимо пробуждать в респондентах интерес к нему;
  • Необходимо следить за точностью фиксации ответов опрашиваемых;
  • Условия проведения опроса должны быть стандартизированы.

Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, — так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.

Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.

Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.

Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.

Классификация опросов

В рамках прикладной социологии принято выделять следующие виды опроса:

  • Анкетный опрос;
  • Социометрический опрос;
  • Интервью;
  • Экспертный опрос.

Самыми распространенными методами являются интервью и анкетирование.

Также принято классифицировать опросы по степени охвата генеральной совокупности – они делятся на сплошные и выборочные:

  • При сплошном опросе исследователь опрашивает всю совокупность единиц наблюдения (число опрашиваемых должно быть равно числу человек в генеральной совокупности, которая изучается).
  • В случае выборочного опроса число опрашиваемых будет составлять конкретную часть от числа представителей генеральной совокупности. По большей части в разных социологических исследованиях используют именно выборочный опрос.

Также опросы можно классифицировать по следующим основаниям:

  • В зависимости от процедуры принято выделять индивидуальный опрос, который обращен к одному лицу, и групповой, который будет обращен к группе лиц;
  • В зависимости от формы проведения опросы бывают устные и письменные. При устном опросе высказывания респондента регистрируются исследователем. При письменном опросе респонденты сами фиксируют ответы на вопросы. Устный вид опроса будет характерен для интервью, а письменный – для анкетирования;
  • В зависимости от характера взаимодействия интервьюера и респондента бывают очные и заочные опросы. При очном опросе происходит непосредственный контакт респондента и исследователя, при заочном данного контакта нет;
  • В зависимости от степени стандартизации процедур бывают стандартизированные и нестандартизированные опросы. К стандартизированным опросам относятся те, которые проводятся в соответствии с заранее подготовленным планом. К нестандартизированным относят свободное интервью, когда запланирована только тема, и дается лишь общее направление беседы.

При проведении опроса исследователь должен учитывать его познавательные границы и возможности. Достоверность информации будет зависеть от большого количества причин, к которым относятся сфера явлений и событий, о которой спрашивает исследователь.

Польский социолог З. Гостковский объединил всю совокупность явлений, которые исследуются методом опроса, в пять групп, классифицируя их по принципу степени достоверности получаемой информации:

  • Уровень информированности опрашиваемых по разным проблемам, которые исследуются в опросе. В данном случае принято использовать вопросы экзаменационного типа или тесты. Принято считать, что данные такого рода будут достоверны, если выявление информированности не приводит к неприятностям для респондентов и не нарушает их социопсихологический комфорт – т.е. данные не должны касаться профессиональной репутации, самооценки или личного престижа.
  • Сведения о дате и месте рождения, количестве детей, месте работы, времени окончания учебных заведений, пользовании разными видами транспорта и др. В случае ответов на соответствующие вопросы будут возможны случайные ошибки, которые не нарушают достоверности данных о совокупности выборки в целом. Систематические встречающиеся ошибки будут зависеть от особенностей памяти опрашиваемых, от того, насколько они понимают смысл вопросов и насколько влияют на них соображения престижности.
  • Предпочтения и оценки опрашиваемых относительно разных видов поведения, предметов потребления. Данные предпочтения изучают в опросах, которые посвящены конъюнктуре спроса и предпочтениям в досуговой сфере. Цель таких опросов – обозначить рыночный, потребительский прогноз поведения людей.
  • Идейные убеждения, жизненные ценности, приоритеты государственной политики. Данные, которые получают при данных опросах, будут зависеть от действия множества факторов: давления стереотипов, абстрактных формулировок вопросов, низкой информированности респондентов в проблеме исследования и т.д.
  • Явления, о которых проблематично получить достоверные сведения – например, о незаконных доходах, уклонении от уплаты налогов, алкоголизме, наркомании, проституции, хищении на производстве, взяточничестве, коррупции и т.д. данные явления осуждаются обществом, и оно ищет методы борьбы с ними, в связи с этим полученная при данном виде опроса информация будет требовать контроль и сопоставление с другими данными. В некоторых случаях проведение массовых опросов на данные темы будет нецелесообразным, т.к. невозможно получить достоверные сведения.
Читайте также:
Text ediTor что это за программа

Источник: zaochnik.com

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Основные понятия: опрос, беседа, интервью, анкета, анкетирование, интервью, интервьюирование, тест, тестирование, метод контент-анализа, метод обобщения независимых характеристик, педагогический консилиум, методика экспертных оценок, социометрические методики, метод экспертных оценок, метод рейтинга, педагогический консилиум.

Беседа, интервью

В данной главе рассмотрим некоторые социологические методы, наиболее широко применяющиеся в курсовом и дипломном исследовании по педагогике. Это несколько вариантов опроса (беседа, интервью, анкетирование), а также социометрический метод, метод контент-анализа, который пока не нашел в исследованиях по педагогике широкого применения.

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) — бесед, интервью, анкет, тестов.

Опрос — это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном — как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента. В педагогическом исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях:

  • • для получения информации о внешней стороне деятельности педагогов или учащихся (поступках, мнениях, интересах и т.д.);
  • • для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.

Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). При проведении опросов предварительного решения требуют проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц, и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.

Достоинствами опросных методов являются:

  • • быстрота получения информации:
  • • возможность получения информации в широких пределах заданной тематики;
  • • возможность математической обработки полученной информации;
  • • сравнительная легкость получения большого количества данных.

Различают опросы:

  • • сплошной и выборочный;
  • • индивидуальный и групповой;
  • • очный и заочный;
  • • гласный и анонимный.

Общие требования к опросным методам:

  • • соответствие вопросов целям и задачам исследования;
  • • адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;
  • • нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;
  • • доступность и понятность вопросов;
  • • самостоятельность ответов;
  • • доверительная психологическая обстановка при опросе.

Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов.

Обращение — завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.

На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функциональнопсихологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

Беседа — это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему (сбора информации на основе словесной коммуникации). Беседа является самостоятельным или дополнительным методом исследования, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.

Её результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность.

Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «В какое время вы ложитесь спать?». Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил.

Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного обучающегося или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно.

Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых.

Анализ результатов беседы (или отзыв) можно оформить в виде рабочей таблицы по форме, представленной в табл. 14.

Анализ результатов беседы

Интервьюирование — разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.

Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение типичных ответов по некоторому количеству вопросов.

Предметная область термина «интервьюирование» включает три определения.

  • 1. Направленное интервьюирование — сбор данных с помощью интервьюирования, имеющий целью получение от респондента специфической информации.
  • 2. Очное интервьюирование — тип опроса, в ходе которого интервьюер получает непосредственно от респондента ответы на свои вопросы.
  • 3. Специализированное интервьюирование — интервьюирование, при котором для успешного общения с респондентом требуется применение нестандартных процедур.

Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Необходимо стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование диктофона нежелательно, ибо это обстоятельство «сковывает» опрашиваемых.

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос — анкетирование.

Применение анкеты в педагогическом исследовании направлено на выявление истинных зависимостей между определенными психолого-педагогическими воздействиями и их результатами.

Источник: studme.org

Как подготовиться к проведению опроса при выполнении социологического исследования от А до Я?

Ни одно социологическое исследование не обходится без практического действия, нацеленного на сбор первичной информации и получение первых представлений, контрольных результатов в рамках выбранной темы. Притом реализация данного этапа происходит путём непосредственного контакта между организатором (экспертами) и респондентами (целевой аудиторией). Данный этап социологического НИР чаще всего представлен в виде опроса или анкетирования, к которому следует предварительно подготовка. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.

Как подготовиться к проведению опроса при выполнении социологического исследования от А до Я?

Ни одно социологическое исследование не обходится без практического действия, нацеленного на сбор первичной информации и получение первых представлений, контрольных результатов в рамках выбранной темы. Притом реализация данного этапа происходит путём непосредственного контакта между организатором (экспертами) и респондентами (целевой аудиторией). Данный этап социологического НИР чаще всего представлен в виде опроса или анкетирования, к которому следует предварительно подготовка. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.

Роль опросов в социологическом исследовании

Миссия любого НИР по социологии заключается в погружении в конкретную тему и проблему, определение общественного мнения по отношению к ней, а также оценке степени воздействия проблемы на социум (как повлияла на жизнь общества). Притом нередко результаты подобных исследований в корне меняют изначально выдвинутые решения с целью достижения «консенсуса», минимизации общественного негодования и получения достойного результата.

Читайте также:
Что за программа стопе

Функции социологии и социологических исследований

  • Подготовительный, в рамках которого утверждается тема и разрабатывается научный аппарат и программа мероприятий, устанавливающие ориентиры и границы изыскания, методологию и пр.;
  • Организационный, предполагающий переход от теории к действиям и подготовку ко взаимодействию с респондентами: формирование основных вопросов, разработка контрольных вопросов, выбор подходящей разновидности опроса, утверждение шкалы оценивания полученных результатов и пр.;
  • Полевой, который предполагает непосредственную реализацию всех намеченных мероприятий с дальнейшей обработкой собранных данных;
  • Результативный. Его миссия – констатировать конкретные тенденции на основе полученных первоисточников и грамотно оформить отчет по НИР, выработать рекомендации по решению проблемы и пр.

Фактически, ключевым моментом в проведении социологического исследования выступает опрос, основные функции которого сводятся к следующим действиям:

  • Поиск первоисточников в рамках конкретной темы, сбор первичной информации в сжатые или конкретные сроки;
  • Целенаправленность, которая проявляется в том, что исследователь изначально определяет кого и как будет опрашивать, какие вопросы задавать. Отсюда следует, что опрос позволяет получить ответ на конкретный вопрос, по определенной теме/проблеме и пр.;
  • Актуальность. Этот принцип предполагает, что исследователь оценивает современное положение дел в отрасли/теме, определяя мнение респондентов на данный момент;
  • Краткость и емкость = темп исследования. Исследователь получает моментальный ответ на поставленные условия. При этом задаваемые вопросы должны соответствовать принципу «чем проще, тем лучше»: они будут быстрее усвоены, проанализированы и решен (предоставлен ответ). Притом важно не перегружать респондента вопросами, а определить наиболее важные (интересующие) моменты в них.

Таким образом, опросный метод социологического исследования призван собрать информацию по конкретной проблеме/теме и предоставить исследователю общую картину и отношение социума к ней. Притом данный прием является основополагающим методом социологической НИР.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды опросов в социологическом исследовании

Проведение опроса – это основная часть НИР социологического характера, требующая немало времени и сил, как на подготовку, так и реализацию. А затем дальнейшую обработку полученных результатов.

Исследователю следует заранее определиться с видом опроса. Выделяют следующие вариации опросного метода в социологическом изыскании:

Самые распространенные методы опроса в социологическом исследовании и НИР по социологии

  • По масштабам: сплошной опрос – когда опрашиваются первые встречные люди без распределения их по группам (возраст, опыт работы, образование, доход и пр.), выборочный – предполагает выделение целевой аудитории или группы по конкретному признаку. Именно мнение данного класса будет учитываться при подведении итогов. Здесь же можно выделить индивидуальный опрос – когда обращение конкретизировано к конкретному лицу, групповой опрос – когда одновременно может опрашиваться целая группа;
  • По форме проведения: устный опрос – когда организатор или эксперт вживую общается с участниками (здесь пометки, фиксирует результаты и ответы делает интервьюер), письменный – в этом случае взаимодействие между опрашиваемым лицом и экспертом минимальное, притом участнику опроса предстоит письменно отвечать н поставленные вопросы, заполнять определенный бланк и пр. Также уместно здесь же выделить очный опрос – то есть непосредственный живой контакт между экспертом и участником, заочный – прямого контакта нет, опрос проводится в дистанционной форме (онлайн-тест, анкета и пр.);
  • В зависимости от степени проработанности социологического исследования: стандартизированный опрос — то есть запланированный. С четко очерченными и заранее подготовленными вопросами. Нестандартизированный – основанный на импровизации в рамках заданной темы.

Каждый исследователь выбирает подходящий вид опроса с учетом имеющихся у него возможностей и способностей, потребностей и ограничений. Как правило, окончательное решение относительно подходящей разновидности основывается на текущем уровне подготовке и интересах эксперта: студенты предпочитают более простые и стандартизированные форматы, а опытные исследователи – не прочь от импровизационных или детализированных, комбинированных вариаций.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как подготовиться к опросу исследователю?

Всю опросную схему в рамках социологического исследования можно разбить на несколько общих этапов:

Первый – подготовительный. Здесь автору социологической НИР представит определиться с существенными и общими моментами: тема-проблема, цель и задачи, гипотеза (что именно он намерен проверить) и пр. То есть на основе выбранной области и темы, автору НИР важно продумать научный аппарат и определить границы исследования, конкретизировать интересующие его моменты и возможности их оценки, выбрать подходящую шкалу и способ обработки данных и пр.

Также на данной стадии происходит планирование и организация непосредственно опроса. Этот шаг предполагает реализацию следующих действий:

Этапы по подготовке к социологическому опросу

  • Постановка границ исследования: сроки проведения, примерные масштабы и объемы НИР (число контрольной группы или выборки, примерное количество вопросов и пр.), тема-проблема-предмет и объект — и пр.;
  • Определение целевой аудитории: кого и где будет опрашивать исследователь? Здесь важно определить контингент респондентов: возраст особенности, где их можно найти с учетом темы и характера исследования. Допустим, социолог намерен определить мнение к новой кинокартине, тогда опрос целесообразно проводить в кинотеатре (на выходе из зала и пр.). Согласитесь, глупо искать кинолюбителей определенной картины в торговых секциях или спортклубах.
  • Разработка списка вопросов. На данной стадии автору социологической НИР необходимо ориентироваться на констатированный научный аппарат и выбранный метод исследования: опрос, анкета и пр. В любом случае важно подготовить точный список вопросов, позволяющий узнать мнение в отношении интересуемого объекта. Притом важно помнить, что полноценно оценить ситуацию на базе одного вопроса невозможно. Поэтому постарайтесь сформировать несколько предельно точных конструкций. Все подготовленные вопросы должны быть оформлены в виде специальных листов или анкет. Такой подход упростит в дальнейшем обработку информации и формирование полученных результатов.

Вторая стадия – реализационная, которая предполагает выполнение всех намеченных программой социологического исследования действий: поиск респондентов, беседа или анкетирование, сбор данных и пр.

Третья стадия – заключительная. Ее миссия обработать собранные материалы и сформировать соответствующие выводы, а затем рекомендации.

Остановимся подробнее на этапе разработки, подготовки к опросу в рамках социологического исследования. Здесь уместен следующий алгоритм действий:

  • Для начала исследователю важно задать конкретные границы и основные параметры исследования, установив интересуемое его явление/процесс – объект и гипотеза с учетом выбранной темы.
  • Далее необходимо продумать, какой прием или способ ему близок и удобен: общительные организаторы предпочитают живое общение – опрос, интервью, а стеснительные или более «поспешные» — письменные опросы, анкеты и пр.;
  • Вслед за конкретизацией целевой аудитории и формата опроса грядет самый ответственный и важный этап – разработка списка вопросов. Здесь важно постараться кратко и емко уместить суть в нескольких (в среднем до 5-10 вопросов). Главное придерживаться простых формулировок, предполагающих получение конкретного и простого ответа (в краткой форме и пр.): да/нет, короткий ответ и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Опросная часть социологического исследования чаще всего тотально планируется. Импровизационный подход не позволяет получить полной картины относительно изучаемого явления, объекта. Поэтому здесь в любом случае должен быть точный план действий. Независимо от того, в какой форме будет проходить опрос (беседа, анкетирование, онлайн-формат), организатору предстоит проработать опросный лист. В его структуре принято выделять следующие основные элементы:

  • Вводная часть. Здесь целесообразно обращение к респонденту – приветствие, обращение с просьбой принято участие в исследовании и ответить на несколько вопросов. Важно показать, что мнение каждого участника важно и ценно.

Также здесь будет присутствовать короткое описание исследования и инструкция для респондента: цель мероприятия, что нужно делать (на сколько вопросов ответить, как это сделать и пр.);

Образец опросного листа (анкеты)

  • Основная часть, состоящая из конкретного перечня вопросов. Притом все они будут очерчены вокруг конкретной проблемы и гипотезы, но с разных ракурсов, чтобы получить всестороннюю оценку. Здесь организатор формирует список интересующих его вопросов в самых разных вариациях: закрытые и открытые, общие и частные и пр. Главное – не переборщить с их количеством и сложностью. Вопросы следует располагать с учетом логичности и последовательности. Средний объем «анкеты» или опросного листа – 1 страница.

Опрос призван собрать сведения не только по проблеме, но и получить основную информацию о респонденте: имя, пол, возраст, опыт работы ли уровень образования и пр. Данная часть важна если социологическое исследование носит целевой характер – важная конкретная выборка и пр.

В перечне вопросов должна быть обязательная часть, а также дополнительная – заполняемая по желанию.

В зависимости от выбранного формата заполнение опросного листа будет производиться либо непосредственно исследователем (беседа, интервью), либо участником (анкетирование, тестирование).

  • Финальный блок. Здесь уместно собрать сведения о респонденте ил перейти к словам благодарности за принятие участия в опросе.

Список вопросов рекомендуется формировать с учетом таких правил, как простота изложения (чем проще, тем лучше), разнообразие (различные формы: открытые, закрытые краткий ответ, тест и пр.). Не забываем об оформлении опросного листа, творческий подход вполне целесообразен и способен больше заинтересовать участников.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Источник: disshelp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru