О программе занкова отзывы

В своих зрелых педагогических работах Л.В.Занков высказал мысль о личностно-ориентированном обучении, суть которого сводилась к тому, что обучение направлено не на весь класс, а на каждого ребенка в отдельности. Эта же мысль нашла свое отражение в его программе развивающего обучения. Педагоги отмечают высокую степень трудности программы Леонида Владимировича Занкова и в то же время ее бережное отношение к внутреннему миру ученика. Сам педагог выделял такую цель своей обучающей системы: достижение наиболее приемлемого уровня развития нравственных качеств, мышления, чувств, воли у каждого обучающегося. Основные принципы:

  • обучение на максимально высоком уровне трудности. При этом необходимо соблюдение меры трудности. Ребенок должен действовать согласно особенностям развития его головного мозга. Предельно трудные задания позволяют установить максимально допустимую границу для школьника и, если необходимо, снизить ее;
  • быстрый темп прохождения материала помогает быстрее изучать новое, открывать новые грани;
  • ведущая роль теории. В ходе обучения школьники наблюдают над материалом, а учитель лишь направляет их;
  • систематическая работа учителя над общим уровнем развития всех учащихся, независимо от уровня из способностей. Занков говорил о том, что школьники с разными возможностями должны учиться вместе, и в это высокая гуманность системы;
  • осознание процесса учения помогает более правильно понять взаимодействие человека с окружающим его миром.

Особенности системы

Он не призывал повышать уровень «троечников» до уровня «отличников», не считал главным повышение уровня общей успеваемости. Занков провозглашал развитие индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика. Именно Леонид Владимирович призывал детей не бояться отвечать неправильно, а ошибку он называл находкой для учителя. Видимо, поэтому, в программу включены различного рода эксперименты, дискуссии. До верного решения школьник должен добраться сам.

«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»

Авторы системы

Система Занкова Леонида Владимировича

Зарождаться мысли о создании системы развивающего обучения начали еще в самом начале педагогической деятельности Л.В.Занкова, когда он работал учителем в сельской школе. Всю свою сознательную жизнь он отдал работе с детьми.

Специалист в области педагогической психологии, запоминания, дефектологии, памяти, он проводил исследования развития детей, выяснял условия для их наиболее результативного обучения. Свою систему он разработал в шестидесятых годах прошлого столетия совместно с сотрудниками своей лаборатории.

Основами его теории стали труды Л.С.Выготского, провозглашающие обучение как начало развития. Пока Леонид Владимирович был жив, его лаборатория функционировала и эксперимент продолжался, но после смерти академика в 1977 году наступило затишье. Лишь в 1993 году Министерством образования России был организован научно-методический центр имени Занкова, сотрудниками которого стали последователи и ученики академика. К 1996 году созданная ими система обучения была названа одной из государственных.

60 лет системе Занкова. Опережая ВРЕМЯ

Опыт применения системы в России

Как мы видим, над образовательной системой Занкова работали лучшие педагоги и методисты. По ее принципам построена система обучения по новым образовательным стандартам. По типу большинство уроков являются комбинированными, но практически на каждом присутствует что-то новое.

Итог урока не обязательно подводится, иногда ученик может уйти домой с пониманием того, что на следующем уроке нужно будет снова обсудить этот материал. На каждом уроке создается проблемная ситуация, в основании которой должно лежать некое противоречие. Так вот поиск решения проблемы – это открытие нового знания. Как утверждают современные педагоги, Занковская система должны быть интересна учителю и ученику, но работать по ней учитель должен начинать только после тщательного изучения.

«Плюсы» и «минусы» системы

Перечислим достоинства и недостатки системы. Начнем с достоинств:

  • развивает способность ребенка к творчеству;
  • учит мыслить логически, искать нестандартные решения.
  • обучение происходит в форме диалога, ребенку дается направление рассуждений;
  • каждый школьник является отдельной личностью, упор делается на сотрудничество между учителем и учеником;

Наряду с достоинствами выделяются следующие недостатки:

  • высокий темп обучения и достаточно большой уровень трудности, что подходит далеко не каждому ребенку;
  • к педагогу предъявляются максимально высокие требования;
  • необходимо, чтобы ребенок был готов к школе;
  • педагоги отмечают довольно бедную теоретическую часть.

Отзывы учителей и родителей

Система развивающего обучения Л.В.Занкова заслужила самые разнообразные отзывы педагогов и родителей. Что же говорят педагоги? Большинству из них эта система симпатична: «Много посетила уроков по данной программе.

Дети должны поставить перед собой цель и… вперед!», «Примечательно, что материал подается нестандартно, соответственно, детей учат нестандартно мыслить», «Ребятишки, приходящие в среднее звено из начальной школы, где обучение идет по Занковской системе, выгодно отличаются от остальных: они более раскрепощенные, умеют доказывать свое мнение, не боятся спорить, рассуждать», «Если педагог достаточно квалифицированный, то не нужно переживать из-за трудности программы», «На конец 4-го класса не дети, а конфетки! Активны, умеют рассуждать, доказывать, логически мыслить. Готовы друг другу помочь. Слабые тянутся за сильными!».

Читайте также:
Как запускать программы для win на mac

А вот мнения родителей разнятся: «Если вы готовы постоянно с ребенком заниматься, то выбирайте! Мы вместе учимся по программе Занкова и пока не пожалели», «Из-за сложности программы у детей появляются проблемы с обучением. Так как материал преподносится нестандартно, родители дома не могут детям помочь. Приходится переводить дитя в класс, где обучение строится по другой, более легкой, программе», «Ужасный учебник, ужасные упражнения», «Программа очень интересная. Сложная, но результат радует», «Дочке нравится, говорит, что учиться интересно», «Разочаровалась, так как очень трудные творческие задания».

Отличия от системы Эльконина и Давыдова

В системах Занкова и Эльконина-Давыдова есть общее и отличия. Покажем их в виде таблицы.

  • Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Ребенок должен действовать согласно особенностям развития его головного мозга. Предельно трудные задания позволяют установить максимально допустимую границу для школьника и, если необходимо, снизить ее;
  • быстрый темп прохождения материала помогает быстрее изучать новое, открывать новые грани;
  • ведущая роль теоретических знаний. В процессе обучения школьники наблюдают над материалом, а учитель лишь направляет их;
  • систематическая работа учителя над общим уровнем развития всех учащихся, независимо от уровня из способностей. Занков говорил о том, что школьники с разными возможностями должны учиться вместе, и в это высокая гуманность системы;
  • осознание процесса учения помогает более правильно понять взаимодействие человека с окружающим его миром.

Что происходит сегодня с системой Занкова?

До 2014 году примерно 40% от общего числа школьников обучались по системе Л.В.Занкова. Затем учебники его программы были исключены из Федерального списка, так как они не соответствовали ФГОС. Тем не менее, многие школы обучаются по этой программе по собственной инициативе. Если ваш малыш любознателен, активен, сообразителен, стремится поскорее пойти в школу, то смело выбирайте программу развивающего обучения Занкова. Вы точно не пожалеете!

Другие статьи по теме

1 комментарий

Сергей :

Система Занкова — это диверсия в школьном образовании. В результате обучения по этой системе мои дети не знают математику, т.к. вместо математики по этой системе в начальных классах преподаётся словоблудие.
Система Занкова работает на задачи озвученные Шнеерсоном — «Будет проведена гуманизация образования, в результате чего предметы, структурирующие мышление левого и правого полушария мозга, будут уменьшены и деструктированы:
а) Язык и литература,
б) Физика и математика.»

Оставь комментарий Отменить ответ

Свежие записи

  • Экономическая жизнь общества
  • Конспект по химии за 8 класс по параграфам
  • Futur simple (будущее простое время) во французском языке
  • Приставки il-, ir-, im-, in-, un-, dis-, mis-, non- в английском языке
  • Конкурс-игра Смарт Кенгуру 2021 для 3 и 4 класса

Источник: shkolnaiapora.ru

Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы

При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.

1. Кто такой Л. В. Занков?

Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.

Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.

Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.

С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.

2. В чем суть его системы?

По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.

Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.

Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.

Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными

Читайте также:
Почему программы на английском языке

Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.

3. Как она применялась в России?

Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?

Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.

«На звание второго папы не претендую»: каково это — работать учителем в начальных классах (если ты мужчина)

В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования прямо утверждается принцип, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому задачей для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов. К 2010 году создали учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.

4. В чём плюсы системы Занкова?

Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.

Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.

Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе

Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.

5. Так, а за что её критикуют?

Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.

Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.

При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.

6. Что происходит с системой Занкова сегодня?

По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.

Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).

Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.

7. Так стоит ли на неё соглашаться?

Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.

Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?

Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.

Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Источник: mel.fm

О программе занкова отзывы

Лиса Патрикеевна *Открытие года 2009* Сообщений в теме: 15 Сообщения: 5691 На форуме с 09 апр 2009, 18:23 Реальное имя: Оля Благодарил (а): 813 раз Поблагодарили: 968 раз

Читайте также:
Идеи для новостной программы

2100 или по Занкову.

Сообщение Лиса Патрикеевна » 07 апр 2012, 13:23

Моя дочь еще не закончила начальную школу, только в 3-й класс перейдет. Но зато у нас вот какой опыт: 1-й класс мы учились в одной школе по программе «Школа России», а 2-й класс — в другой и по Занкову. И я педагог по образованию, так что у меня не только родительский взгляд, но и профессиональный.

«Школа России» относится к классическим, традиционным программам (что не значит «плохо»). Вспомните, как вы сами пошли в 1-й класс — вот, это она. А занковская — к развивающим, новаторским (что не всегда значит «хорошо»).
Со «Школой 2100», к сожалению (или к счастью), не сталкивалась и не читала. Но знаю, что она тоже из разряда традиционных. Знаю, что главная цель – давать материал по максимуму, а дети, в зависимости от индивидуальных психологических особенностей, выберут тот объем, который нужен каждому. Слышала отзывы учителей, которые говорят, что по некоторым предметам сами готовятся, как на экзамен, потому что уровень порой — не начальной школы.

Зато могу рассказать про программу Занкова. Наш учитель — по совместительству завуч школы, она говорит так: «Программа Занкова — сложная. Не уверены, что ребенок усвоит — не рискуйте». Правда, про «2100», мне показалось, она не самого лучшего мнения.

Русский. Мне кажется — не сложно. Претензий к этому предмету практически нет. За исключением, на мой взгляд, несколько быстрого изучения глаголов, прилагательных, существительных. Дети еще не успели уяснить род прилагательных, как уже — время глаголов.

Тут зазевался, проболел — потом не успеваешь нагнать.

Литература. Основную часть урока занимают обсуждения, часто задают устные (и письменные) сочинения, подготовленные детьми (. угу, детьми. ) презентации, сочиняют стихотворения, дают необычные задания. Из последнего: придумать несуществующее слово, дать ему определение, сочинить о нем стихотворение.

Скрытый текст: Показать

Сочиняла всё без меня
Шмыкозавярики — существа, которые шмыгают носом.
Шмыкозяврикам с заботой
Нужно деток воспитать.
Учат деток шмыгать носом
Десять лет, а может — пять.
Познавательного здесь не много, зато весело

Очень часто вместо чтения — поездка в театр (чему я особенно рада). Есть минусы. В 1-ом классе по «Школе России» мой ребенок очень хорошо читал. Но во 2-м эти успехи сошли на нет

Математика. Если постараться без эмоций, то задания направлены на развитие логического мышления, поиск связей, выявления закономерностей, умение детей самостоятельно формулировать правила. Так, к умножению они, как маленькие Пифагоры, пришли сами. В упражнениях много заданий типа: найти связь между примерами, составить собственными на основе выявленной закономерности; сформулировать к задаче условие, переформулировать задачу, найти все возможные способы решения.
Если с эмоциями. Это капец, честно говоря Читая с папой задания к упражнениям, поражаемся формулировкам и ухищрениям. Чувствуем себя балбесами. Долго привыкала, что примеры называются выражениями, а ответ — значением выражения.

Скрытый текст: Показать

Стандартные примерчики:
Найди в таблице пары равенств, которые подчиняются переместительному свойству умножения. Нужно запоминать оба равенства каждой пары? Если не нужно, зачеркни второе равенство каждой пары.
Запиши в порядке возрастания первых множителей произведения следующего столбика таблицы умножения.

Порой я просто стараюсь в ЭТО не лезть, ребенок как-то сам разбирается. Но математику она терпеть не может, т.к. мозг должен кипеть постоянно.

Окружающий мир. По программе большую часть часов дети должны чуть ли не археологические раскопки в природе проводить. Спасаются музеями, зоосадом. Дома лепим вулканы из пластилина, которые потом на уроке заполняют содой с уксусом, устраивая извержения. Делали как-то дома макет нашей галактики.

Задают и такое: придумать сказку о путешествии листочка, путешествии капельки.
А еще я научилась делать презентации в самых разных программах, потому что когда ребенку задают «Сообщение о ветрах / необычных растениях / гейзерах / вулканах и т.д.» это фактически означает, что если ребенок придет без презентации, которую можно вывести на большой экран, а с устным сообщением, пятерки ему не видать Но это особенность не программы, а личная заморочка класса, так уж повелось у нас.

В целом занковская программа отличается высоким уровнем сложности. Творческие и, казалось бы на первый взгляд, совсем не творческие предметы часто пересекаются настолько, что порой не могу уловить, что каким предметом мы дома занимаемся: чтением или окружающим миром.
Учитывая, что высшее и среднеспециальное образование сейчас направлено по большей части на самообучение , то, предполагаю, что детям был бы полезен опыт добывания информации самостоятельно.
Плюсы конкретно для моего ребенка: стала более общительной, раскрепощенной. Была скромница, очень стеснительной. Теперь более самостоятельная, недавно стала королевой цветочного бала, выйдя вперед на такой творческой импровизации, что все сидели раскрыв рот, в том числе и я. Минусы: постоянно нужно держать высокую планку, расслабиться можно лишь когда едут в театр, некоторые задания — сплошная стрессовая ситуация.
Вот такие выводы, не совсем относящиеся к процессу образования.

Добавлено спустя 5 минут 26 секунд:
Re: 2100 или по Занкову.
извините за «много букв»

Источник: khabmama.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru