Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.
За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Примечание к оцениванию заданий части 2
Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: 2 балла — нет ошибок; 1 балл -допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок.
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Первой организацией потребителей был Потребительский Совет Норвегии — всеобщая организация потребителей Норвегии, которая занимается решением юридических и экономических вопросов, проводит работу, ориентированную на продукты и услуги.
Основная задача Нидерландского союза потребителей обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.
Искусство потребления сквозь ключи. Эфир Рады Русских и Ольги Чебыкиной
Договор о создании ЕЭС (1957 г.) практически не содержал положений, которые прямо касались бы защиты прав потребителей. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций потребителей стран-участников ЕЭС, а также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с предпринимателями появились сначала общие программные документы органов ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты. В 1973 г. был создан специальный орган — Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС начала проводиться с момента принятия в 1975 г. первой программы действий по защите прав потребителей.
Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей: право на безопасность товара; право на информацию; право на выбор товара; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду.
(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
- первые европейские организации потребителей;
- становление системы защиты прав потребителей в ЕЭС;
- основные права потребителей.
Содержание критерия | Баллы |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. | 2 |
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С.В. Савельев — Мозг виртуального потребителя
С2. Назовите первые две европейские организации потребителей и укажите, какую задачу решала каждая организация.
В правильном ответе должны быть названы организации и задача каждой из них:
- Потребительский Совет Норвегии — решение юридических и экономических вопросов, работа, ориентированная на продукты и услуги;
- Нидерландский союз потребителей — обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.
С3. Почему потребитель является «наиболее слабой стороной в отношениях с предпринимателями»? Дайте два собственных объяснения.
Могут быть даны следующие объяснения:
С4. Предположите, почему помимо национальных организаций потребителей необходима единая европейская политика защиты прав потребителей. Выскажите три предположения.
Могут быть высказаны следующие предположения:
- в условиях единой Европы на потребительских рынках разных стран представлена продукция одних и тех же производителей;
- потребители всех стран Европы сталкиваются со схожими проблемами;
- производителям, поставляющим свои товары в разные страны Европы, легче ориентироваться на единые требования к качеству, чем на различающиеся требования отдельных государств.
Назовите любые два права потребителей, которые реализовала гражданка А. Кратко поясните свой выбор.
Правильный ответ должен содержать указание прав потребителей и краткие пояснения, например:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- мнение учащегося: согласие или несогласие с необходимостью специальных курсов потребителей;
- два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения, например:
- принятие решения о приобретении многих современных товаров и услуг требует дополнительных специальных знаний;
- потребители должны узнать свои права и научиться грамотно их реализовывать;
в случае несогласия с необходимостью специальных обучающих программ для потребителей может быть указано, что: -все необходимые знания потребитель может приобрести в повседневной практике без специального обучения;
— потребители, которым необходимо защитить свои права в споре с
производителем, могут обратиться к специалистам-юристам.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Источник: mognovse.ru
Обучение потребителей
Обучение потребителей – это процесс, посредством которого потребители приобретают знания о покупке и опыт потребления. Потребители обучаются знаниям о названиях, характеристиках, фактах, связанных с марками, что в свою очередь влияет на их действия.
Самое основное различие в теории обучения проводится между когнитивистским и поведенческим подходами.
Теория когнитивного обучения трактует обучение как сознательную умственную деятельность, направленную на изменения содержания или организации долговременной памяти. Существует несколько типов когнитивного обучения.
1. Механическое обучение происходит вследствие многократных контактов потребителей с информацией, которая запоминается без сознательного усилия памяти.
2. К замещающему обучению относится обучение в процессе наблюдения, когда одни потребители подражают поведению других. Способы обучения потребителей схемам поведения в процессе наблюдения за тем, как ведут себя другие люди, а также применение этого на практике.
3. Обучение путем обработки информации. В этом случае в результате рассуждения в памяти создаются сложные цепочки идей и ощущений, которые называются схемами. Как правило схемы организованы в правила принятия решения «если …, то …».
В результате обучения у человека формируются потребительские знания как совокупность всей информации, хранящейся в памяти. Среди них наиболее значимыми являются знания о продукте, цене, возможностях использования продукта.
В соответствии с поведенческим подходом к обучению всякое обучение предполагает формирование системы рефлексов. Рефлекс – это реакция организма на стимул. Выделяют два вида рефлексов: безусловные, врожденные, которые протекают бессознательно и условные, которые образуются в течение индивидуальной жизни. Если условные и безусловные стимулы совпадают во времени, то они оказывают определенное воздействие друг на друга. В зарубежных источниках такое взаимодействие называют классическим обусловливанием.
Вспомним классические опыты профессора Павлова. Безусловный стимул- пища — вызывает безусловную реакцию – слюноотделение. Если перед воздействием безусловного стимула дать какой-либо условный сигнал (мелодию), то возникнет взаимосвязь между условным и безусловным сигналами. В результате безусловная реакция слюноотделения будет происходить при воздействии условного стимула, в нашем случае музыки. Изучением взаимосвязи условного и безусловного стимула занимается теория классического обуславливания (условного рефлекса).
В случае обучения потребителей они учатся ассоциировать оригинальные безусловные чувства с новым стимулом, так что после многократного повторения и совмещения сам условный стимул рождает чувство, которые теперь становится условной реакцией.
Взаимодействие условного и безусловного рефлексов имеет место при соблюдении следующих условий:
— сила безусловного стимула должна быть достаточной, чтобы вызвать рефлекс. Если безусловный стимул слаб, то взаимодействие не происходит.
— для образования условного рефлекса действие индифферентного стимула должно совпадать по времени с действием безусловного.
Использование зонтичных брендов Зонтичный бренд— вид стратегии расширения бренда, заключающийся в выпуске под одной маркой сразу нескольких групп товаров или товарных категорий, при этом в названии товаров доминирует имя компании-производителя, а в рекламе продукции компании демонстрируется её логотип. Главным преимуществом использования зонтичного бренда является низкая цена выведения нового товара на рынок, второе преимущество— упрощение дистрибуции. Некоторые компании выпускают под зонтичным брендом товары, которые не являются основными в их структуре продаж. Делается это для дополнительной поддержки основного бренда (например, возможен выпуск сухариков под брендом пива).
Инструментальный подход к обучению связывает поведение с последствиями, которые имело сходное реагирование в прошлом. Действия, которые способствуют повторению правильного поведения, называются подкреплением, действия, которые снижают желание потребителя повторить прошлое поведение, называются угнетением.
Положительное подкрепление – это нечто приятное: удовлетворение от покупки, получение подарков и др. Для эффективного использования подкрепления необходимо соблюдение следующих условий:
— время подачи подкрепления должно совпадать с моментом удовлетворения потребностей;
— размер подкрепления зависит от сложности решаемой задачи. Для поддержания заинтересованности достаточно небольшой величины подкрепления, но с увеличением сложности задачи размер подкрепления также должен увеличиваться.
— подкрепление должно осуществляться в вариабельном режиме. Для того, чтобы поддерживать поведение на должном уровне не следует подкреплять его постоянно, а наоборот, следует прекратить регулярные подкрепления и перейти к эпизодическим в случайном или планируемом порядке. Чем длиннее интервалы между подкреплениями в вариабельном режиме, тем сильнее он стимулирует поведение. Однако, если поведение совсем не подкрепляется, то скоро появляется угасание.
Таким образом знание когнитивных процессов позволяет влиять на поведение потребителей, добиваясь от них требуемой реакции.
Источник: studopedia.org
Назовите любые два права потребителей, которые реализовала гражданка А. Кратко поясните свой выбор
Назовите первые две европейские организации потребителей и укажите, какую задачу решала каждая организация.
68. Одним из признанных Генеральной Ассамблеей ООН прав потребителей является право на потребительское образование. Нужны ли, на Ваш взгляд, специальные обучающие программы для потребителей? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
69. Почему потребитель является «наиболее слабой стороной в отношениях с предпринимателями»? Дайте два собственных объяснения.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст.
18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст.
22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.
Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций.
В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.
(По материалам интернет-энциклопедии)
71. Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?
Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст.
18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст.
22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.
Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций.
В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.
(По материалам интернет-энциклопедии)
72. Как осуществляется защита прав человека в России? Укажите две любые официальные организации (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.
73. Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.
74. Какая главная проблема защиты прав человека названа в тексте? Проиллюстрируйте её конкретным примером.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Источник: studopedia.info