Нумикон — это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей — способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны [1] , то есть запоминать, а затем узнавать их.
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки. К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.
Нумикон — программа и набор наглядного материала
С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции — сложение, вычитание.
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка — и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Почему формы Нумикона выглядят именно так?
Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично, вы сразу видите, что их восемь.
Объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.
Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и домино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.
Поэтапная работа с Нумиконом
1. Игровой (до числовой) . Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает , что дети много манипулируют и играют с деталями : смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, собирают бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок; конструируют способом наложения на схему или по образцу.
Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь, исследовали их особенности, нашли сходства и различия деталей.
2. Знакомство с цифрой. На этом этапе дети узнают, что формочка имеет не только цвет, но и имя (цифру) . На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от меньшей формы к большей. Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом.
Знакомство ребёнка с цифрами всегда начинается со счёта. Умение считать – необходимый навык. Как правило, на его усвоение уходит много времени и упражнений. Поэтому визуальное подкрепление этого навыка играет важную роль и помогает легче перейти к следующему этапу.
3. Соотнесение числа и количества. На данном этапе детям предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме, тем самым представляя число не как часть последовательность, а как отдельное целое.
. Состав числа. Здесь Нумикон используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, например, взяв жёлтую форму ( «тройку» ) можно приложить к ней оранжевую (единицу) и получить фигуру, напоминающую по форме «четыре» . Чтобы проверить результат, берём салатовую форму ( «четыре» ) и накладываем сверху. Теперь мы точно уверены, что получили «четыре» .
Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с формами Нумикона (закапывают формы в песок, ищут на ощупь в «Волшебном мешочке» или в миске с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают к формам Нумикона соответствующие цифры), и у них формируются не только зрительные и тактильные представления об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами. Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.
Как включать Нумикон в традиционную программу формирования математических представлений?
Вероятно, этот вопрос возникнет почти у всех специалистов, приступающих к работе с данным материалом. Тем более что в образовательных учреждениях существует довольно строгое планирование содержания работы.
Следует отметить, что возможности использования Нумикона очень разнообразны, что позволило нам поэтапно встраивать его в разные части занятия.
Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими материалами и органично встраиваться в программу по формированию элементарных математических представлений на уроках.
Ниже описаны примеры включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений:
- при формировании представлений и понятий о размерах мы показывали разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру;
- при развитии пространственных представлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белой доске;
- при развитии временных представлений мы использовали настенные часы, дополненные формами Нумикона;
- при обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей числа» мы использовали выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы — от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами;
- при работе с цифрами и при обучении соотнесению цифры и множества мы использовали соотнесение ряда цифр от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме.
- при объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число можно составить при помощи других чисел;
- при знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание;
Отдельным направлением работы стало включение в урок математики графических заданий с использованием Нумикона. Для детей с синдромом Дауна графические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совершенствоваться в этом направлении. Приведем примеры графических заданий:
- соединить одинаковые формы Нумикона,
- соединить форму Нумикона и ее контур,
- соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами,
- сравнить две формы Нумикона,
- обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец 4 .
Важно также отметить наличие у детей с синдромом Дауна специфических сенсорных интересов, связанных с низкой тактильной чувствительностью. Это приводит к тому, что период сенсорного насыщения растягивается у детей на довольно длительное время и переход к непосредственно математическим заданиям. Дети начинают совершать с формами Нумикона неспецифические манипуляции – стучать, крутить, кидать, и надевать на пальцы. Важно отметить, что через определенное время у детей все же происходит накопление опыта и сенсорное насыщение Нумиконом, после чего неспецифические манипуляции сокращаются, только потом можно переходить к математическим заданиям с использованием этого материала
Очень важным принципом разработчики Нумикона считают создание вокруг ребенка развивающей среды, насыщенной математикой.
Результаты использования Нумикона
Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что Нумикон стал на занятиях группы подготовки к школе хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений.
с Нумиконом мы увлеклись этой работой, и необходимая гибкость появилась, благодаря чему у нас стали возникать собственные идеи о том, как можно с успехом использовать этот материал.
Таким образом, наш практический опыт свидетельствует, что Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.
Источник: nsportal.ru
Нумикон это программа и набор наглядного материала
Спасибо, мы перезвоним или напишем по указанным для обратной связи данным
САПО Система
автоматизированного
поиска ответов
Что это «Нумикон»?
Нумикон – это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения, способность запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.
Индивидуальный вид фигурок Нумикона помогаем детям увидеть связи между числами.
Как выглядит Нумикон?
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
В некоторых пособиях Нумикона объекты расположены особым образом – структурировано. Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, перед вами 8 кругов. Если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично, вы сразу видите, что их восемь.
С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами.
Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции – сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д., и может успешно использоваться при обучении школьников.
Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку.
К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.
Как работать с Нумиконом?
Работа с Нумиконом поэтапная.
Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети много играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, например, «жарят их на сковородке» или делают из них «бутерброды»; собирают бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок; красят их красками и делают оттиски на бумаге или отпечатывают на пластилине, тесте.
Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь.
Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Можно называть их «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока являются только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.
Когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме, накладывают детали на белую доску, пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством – узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.
На следующем этапе добавляются игры на сравнение форм Нумикона по размеру. На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от меньшей формы к большей.
Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На стене, на доске или на холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каждой цифрой нарисована соответствующая ей форма Нумикона. Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета отверстий.
На следующем этапе им предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.
Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением.
Также Нумикон позволяет осуществлять арифметические действия с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он кладет на парту зеленую «восьмерку» и плотно подкладывает к ней красную «пятерку». Дальше берет синюю «десятку» и накладывает сверху на обе фигуры. Получается, что из-под десятки выглядывает «хвостик» от «пятерки», который по форме напоминает «тройку». Таким образом, ребенок имеет возможность наглядно увидеть, что получается «десять» и «три», то есть тринадцать!
Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с формами Нумикона (закапывают формы в песок, ищут на ощупь в «Волшебном мешочке» или в миске с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают к формам Нумикона соответствующие цифры), и у них формируются не только зрительные и тактильные представления об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел.
То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами.
При устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.
Кому рекомендован Нумикон?
Нумикон можно использовать в работе с разными детьми, которым трудно освоить математику, в силу особенностей своего развития. Поскольку математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Ребятам, которым сложно это осуществить, может помочь Нумикон.
Сегодня особенно успешно его применяют в работе с детьми с синдромом Дауна. Заниматься можно с 3 лет как со специалистами, так и в домашних условиях.
Сопровождение сайта осуществляется с использованием гранта
Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества,
предоставленного Фондом президентских грантов
Источник: www.help.happy59.com
Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при обучении.
Я комбинирую в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные.
И начнем с того, что такое «Нумикон»?
Нумикон — это программа и набор наглядного материала, созданная для тех детей, у которых есть сложности в обучении. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей — способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттер¬ны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартные образцы или шаблоны.
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка — и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Почему формы Нумикона выглядит так?
Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются нами значительно лучше, чем разбросанные хаотично. Определить количество точек расположенных хаотично, не пересчитывая, гораздо труднее чем расположенных структуированно.
Из чего состоит «Нумикон»?
штырьки разного цвета;
белая пластмассовая доска, на которой можно располагать формы нумикона в любой последовательности или используя схемы, которые так же входят в набор, делать предметные картинки;
числовые карточки от 1 до 10;
книжка и диск с рекомендуемыми заданиями.
Реализация работы с пособием происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося. Работа с «Нумеконом» проводится в 4 этапа. Этапы Представлены на слайде.
С предметами «Нумикона» мы придумали разнообразные игры. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с «Нумиконом», используем во время свободных игр в режимных моментах, а так же на занятиях.
Первый этап – ознакомительный, игровой — через различные сенсорные игры с шаблонами (закапывание в песок и крупу, раскрашивание красками, оттиски на пластилине или на тесте, конструирование мебели, домиков и т.д.) ребенок начинает видеть основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее.
-Сенсорные игры с формами «Нумикон» — «Покатай формы на пальчиках», «Покрути в руках», «Достань из воды», «Найди формы в песке, крупе», «Магнитная рыбалка». Дети крутили детали, доставали из песка, воды, крупы. Они через манипулятивные, предметно-игровые действия знакомились с формами. Игры в «Волшебный мешочек» формировали у детей тактильные представления о формах.
Через игры «Сравни по размеру», «Найди одинаковые формы», «Закрой окошки по цвету», «Назови цвет» дети знакомятся с особенностями деталей «Нумикона» (цвет, форма, величина).
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Повар» помогают использовать формы «Нумикона» в качестве предметов-заместителей, выполнять с ними разнообразные игровые действия
Второй этап — конструирование рядов из форм «Нумикона».
В процессе конструирования из форм Нумикон дети узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к овладению операциями сложения и вычитания.
Конструктивная деятельность: «Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте», «Рисуем круги», «Закрашиваем круги», «Конструируем по подражанию, образцу, схеме (домики, дорожка, машина, животные)». Решаем задачи запоминать, как выглядят формы, какие они на ощупь; развивать умение конструировать по подражанию, образцу, схеме; находить одинаковые формы. Таким образом, дети в разных видах деятельности играют с деталями, запоминают их зрительно, осязательно.
Математические игры и задания: «Узнай форму «Нумикона», «Найди одинаковые формы», «Назови формы по цвету», «Сравни по размеру». Задания математической направленности встраиваю в непрерывно образовательную деятельность по формированию элементарных количественных представлений. Дети учатся находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.
Игры «Выложи формы от меньшей к большей», «Выложи формы по образцу от 1 до 5», «Выстраивание числового ряда из форм от 1 до 5», «Дай форме числовое имя», «Посчитай» учат детей выстраивать ряд из форм «Нумикона» от самой маленькой до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно;
Знакомятся с цифрами, учатся подбирать нужную цифру к форме. А так же учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от1до5); формируют навыки счета и называния итогового числа.
Особое место в работе с пособием «Нумикон» занимают графические задания, которые закрепляют математические знания детей через практическую деятельность и развивают графические навыки.
Нумикон, как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением, вычитанием, составлением и решением задач.
Следующим этапом работы будет сложение и вычитание. Работа проводится в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ребенка с ТМНР.
Таким образом, применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями.
Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что «Нумикон» стал хорошим дополнением в коррекционно-образовательной деятельности.
Источник: dohcolonoc.ru