В настоящее время человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы их обеспечить. Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности ее самовосстановления оказались небезграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Например, согласно многочисленным компьютерным моделям развития общества, разведанных энергоресурсов человечеству хватит не более чем на 110-120 лет.
Выход из сложившегося положения возможен только в рамках устойчивого (стабильного) социально-экономического развития, восстанавливающего естественные экосистемы до уровней, гарантирующих их стабильность.
Под устойчивым развитием следует понимать глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом, ибо биосфера и ноосфера – единый организм планеты Земля.
Обращение с отходами и принципы устойчивого развития — курс Legal Academy
Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. В социально устойчивом обществе запасы капитала, уровень технологий и численность населения должны обеспечивать достаточный и гарантированный материальный уровень жизни для всех.
При управлении процессом перехода к устойчивому развитию общества, определенного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде (МКООР), в качестве целевых и лимитирующих параметров в экологической сфере принимаются уровни удельного – на душу населения и единицу валового национального продукта (ВНП) потребления энергии и других ресурсов, образования выбросов, сбросов и отходов, а также показатели качества атмосферы, вод, территорий.
С другой стороны, основным показателем качества жизни человека является продолжительность его жизни, которая, в свою очередь, зависит от объема валового внутреннего продукта на душу населения в стране и энергообеспеченности (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Характеристика некоторых стран по отдельным показателям
устойчивого развития (на 1990 г.)
Страна | Энергообеспеченность, кВт×ч/чел | Продолжительность жизни, лет | ВВП на душу населения, долл. США/чел. |
муж. | жен. | ||
США | 70,6 | 77,7 | |
Германия | 69,4 | 75,9 | |
Франция | 70,6 | 78,1 | |
Страны бывшего СССР | 68,0 | 74,4 | |
Аргентина | 66,7 | 73,3 | |
Пакистан | 53,4 | 51,7 | |
Кения | 53,7 | 58,2 |
Как видно из табл. 1.1, продолжительность жизни населения различных по уровню развития стран пропорциональна удельным показателям энергообеспеченности и ВВП. Ряд стран с высоким уровнем энергообеспеченности, такие, как Норвегия – 25083, Швеция – 17130, Исландия – 18221 кВт×ч/чел., характеризуются еще бóльшей продолжительностью жизни населения (75-78 лет). Таким образом, при повышении энергообеспеченности страны, возрастает ВВП, что обеспечивает улучшение качества жизни и, соответственно, увеличивает продолжительность жизни людей.
За последние 100 лет в масштабах всей планеты постепенно сформировалось понимание, что уже сейчас настало время коренным образом изменять свое отношение к биосфере, ее ресурсам, а также начинать борьбу за их сохранение и восстановление. В противном случае человек, как биологический вид, может просто исчезнуть с лица земли.
Мировым сообществом разработаны программные международные документы, которые должны обеспечить устойчивость глобального социально-экономического развития и сохранения качеств окружающей среды, ее ресурсов. Это, прежде всего, «Повестка дня на ХХI век» (Рио-де-Жанейро, 1992), а также ряд Конвенций и Протоколов по защите и охране окружающей среды.
Необходимость устойчивого развития актуальна и для нашей республики, экономика которой долгое время являлась составной частью экономики бывшего СССР, имела и имеет чрезвычайно высокую зависимость от поставок энергоносителей, сырья и иных жизненно важных производственных ресурсов из других стран и, прежде всего, из России.
Большая роль в государственной политике в области охраны окружающей среды отводится формированию целостной системы планирования соответствующих мероприятий.
Наиболее масштабным документом в этом плане на сегодняшний день является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020).
НСУР-2020 разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
Впервые НСУР Республики Беларусь была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. (НСУР-97). Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).
НСУР-2020 учла изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 08.09.2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.
В НСУР-2020 дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, таких, как Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и других государственных целевых и отраслевых программ.
В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».
Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестки дня на ХХI век», Итоговых документов Всемирного саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:
• человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
• повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
• приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
• улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
• усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
• рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное
расходование возобновляемых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновляемых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
• развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
• экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
• ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
• повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях будет определяющей.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .
Источник: studopedia.org
1.2. Национальная стратегия устойчивого развития страны
В настоящее время человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы их обеспечить. Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности ее самовосстановления оказались небезграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Например, согласно многочисленным компьютерным моделям развития общества, разведанных энергоресурсов человечеству хватит не более чем на 110-120 лет.
Выход из сложившегося положения возможен только в рамках устойчивого (стабильного) социально-экономического развития, восстанавливающего естественные экосистемы до уровней, гарантирующих их стабильность.
Под устойчивым развитием следует понимать глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом, ибо биосфера и ноосфера – единый организм планеты Земля.
Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. В социально устойчивом обществе запасы капитала, уровень технологий и численность населения должны обеспечивать достаточный и гарантированный материальный уровень жизни для всех.
При управлении процессом перехода к устойчивому развитию общества, определенного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде (МКООР), в качестве целевых и лимитирующих параметров в экологической сфере принимаются уровни удельного – на душу населения и единицу валового национального продукта (ВНП) потребления энергии и других ресурсов, образования выбросов, сбросов и отходов, а также показатели качества атмосферы, вод, территорий.
С другой стороны, основным показателем качества жизни человека является продолжительность его жизни, которая, в свою очередь, зависит от объема валового внутреннего продукта на душу населения в стране и энергообеспеченности (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Характеристика некоторых стран по отдельным показателям
Устойчивого развития (на 1990 г.)
Продолжительность жизни, лет
Страны бывшего СССР
Как видно из табл. 1.1, продолжительность жизни населения различных по уровню развития стран пропорциональна удельным показателям энергообеспеченности и ВВП. Ряд стран с высоким уровнем энергообеспеченности, такие, как Норвегия – 25083, Швеция – 17130, Исландия – 18221 кВтч/чел., характеризуются еще бóльшей продолжительностью жизни населения (75-78 лет). Таким образом, при повышении энергообеспеченности страны, возрастает ВВП, что обеспечивает улучшение качества жизни и, соответственно, увеличивает продолжительность жизни людей.
За последние 100 лет в масштабах всей планеты постепенно сформировалось понимание, что уже сейчас настало время коренным образом изменять свое отношение к биосфере, ее ресурсам, а также начинать борьбу за их сохранение и восстановление. В противном случае человек, как биологический вид, может просто исчезнуть с лица земли.
Мировым сообществом разработаны программные международные документы, которые должны обеспечить устойчивость глобального социально-экономического развития и сохранения качеств окружающей среды, ее ресурсов. Это, прежде всего, «Повестка дня на ХХI век» (Рио-де-Жанейро, 1992), а также ряд Конвенций и Протоколов по защите и охране окружающей среды.
Необходимость устойчивого развития актуальна и для нашей республики, экономика которой долгое время являлась составной частью экономики бывшего СССР, имела и имеет чрезвычайно высокую зависимость от поставок энергоносителей, сырья и иных жизненно важных производственных ресурсов из других стран и, прежде всего, из России.
Большая роль в государственной политике в области охраны окружающей среды отводится формированию целостной системы планирования соответствующих мероприятий.
Наиболее масштабным документом в этом плане на сегодняшний день является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020).
НСУР-2020 разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
Впервые НСУР Республики Беларусь была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. (НСУР-97). Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).
НСУР-2020 учла изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 08.09.2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.
В НСУР-2020 дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, таких, как Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и других государственных целевых и отраслевых программ.
В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».
Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестки дня на ХХI век», Итоговых документов Всемирного саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:
• человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
• повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
• приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
• улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
• усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
• рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное
расходование возобновляемых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновляемых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
• развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
• экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
• ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
• повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях будет определяющей.
Источник: studfile.net
Национальный проект «Экология»
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.
Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек
Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.
Финансовое обеспечение
- федеральный проект «Чистая страна» — 124 206,8 млн. рублей
- федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» — 296 223,8 млн. рублей
- федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов опасности» — 36 353,3 млн. рублей
- федеральный проект «Чистый воздух» — 500 139,8 млн. рублей
- федеральный проект «Чистая Вода» — 245 050,0 млн. рублей
- федеральный проект «Оздоровление Волги» — 205 378,9 млн. рублей
- федеральный проект «Сохранение озера Байкал» — 33 944,9
- федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов» — 15 152,0 млн. рублей
- федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» — 6 282,8 млн. рублей
- федеральный проект «Сохранение лесов» — 151 009,8 млн. рублей
- федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» — 2 427 300,0 млн. рублей
Федеральные проекты национального проекта «Экология»
- Сохранение лесов сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства
- Оздоровление Волги сроки реализации: 20.12.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта С.Н.Ястребов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.Г.Логинов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Внедрение наилучших доступных технологий сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.С.Осьмаков , заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
- Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.Е.Лихачев , генеральный директор госкорпорации «Росатом»
- Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма сроки реализации: 01.08.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства
- Сохранение уникальных водных объектов сроки реализации: 10.01.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта С.Н.Ястребов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Чистая вода сроки реализации: 01.01.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта А.В.Чибис , заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
- Чистый воздух сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.М.Амирханов , заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
- Чистая страна сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.Г.Логинов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Сохранение озера Байкал сроки реализации: 01.01.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства
Видео о национальном проекте
Министр экологии и природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин о задачах нацпроекта «Экология» в 2019 г.
Реализация национального проекта «Экология» в регионах России
Экология как национальный проект: какой будет рост экономики? Академик Порфирьев Б.Н.
О национальном проекте «Экология» говорили в Совете Федерации
Председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва
Руководитель Проектного офиса «Формирование Единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности» госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва
Другие национальные проекты
Прикрепленные документы 14
PDF, 37 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 59 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 38 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 48 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 61 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 45 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 59 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 38 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 45 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 20 Кб, 27 марта 2019 г.
PDF, 42 Кб, 28 марта 2019 г.
PDF, 528 Кб, 9 сент. 2019 г.
PDF, 91 Кб, 25 марта 2021 г.
PDF, 120 Кб, 20 янв. 2022 г.
Сретенский Клуб
Финансируйте для своего региона https://disk.yandex.ru/i/5HgevvUj-1oR7A
«Строительство завода по безотходной переработке углеродсодержащих отходов на газообразные и жидкие энергоносители экологически безопасным способом. Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства за счёт продуктов переработки древесных отходов, нефтешламов, бытового мусора, низкосортного угля.»
Окупаемость 12 мес. Рентабельность от 100%. Вложение 1,2 млрд. руб. ($20 млн.)
Отходов нет. СО2 перерабатывается. Полигона нет. Экология 100% (без пыли и вони). Годовая прибыль 1,2 млрд. руб. ($20 млн.)
Производительность завода — от 73000 тонн в год полигонного ТБО.
Увеличение производительности в два, четыре и т.д. раза с прибыли предприятия.
Нет таких углеродсодержащих отходов, которых бы нельзя переработать в вторичные ресурсы!
31 августа 2022 г.
Поддерживаю
Не поддерживаю
3 ноября 2019 г.
Поддерживаю
Не поддерживаю
Читайте больше
Проект: Школа нравственной этики и риторики
Инициатива: Обоснование поправки в Конституцию Российской Федерации
Инициатива: Школьное образование. Педагогика дела
Инициатива: Демография. Сбережение народа России
Инициатива: Образование для взрослых
Инициатива: Внешкольное воспитание и развитие ребёнка
Инициатива: Дошкольное образование
Источник: strategy24.ru