Новые требования к учебным программам

С сентября 2022-го для начального и основного общего образования начнут действовать новые государственные стандарты. Они более детально описывают использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Разобраться в них поможет Светлана Видакас, амбассадор цифрового образования. В статье она рассказывает, что изменится и каким требованиям теперь должны соответствовать учебные программы и компетенции учителей.

Светлана Видакас

Ведущий эксперт «Корпоративного университета московского образования», учитель английского языка и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2019»

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральный государственный образовательный стандарт. Слово «стандарт» здесь говорит само за себя.

ФГОС — нормативный документ, в котором прописаны требования к образовательной программе, результатам и условиям обучения.

У каждого уровня образования свои стандарты. На их основе школы разрабатывают образовательные программы, пишут учебники для школ.

Учебный год с новыми требованиями: что меняют обновлённый ФГОС ООО и Примерные рабочие программы?

Обновления ФГОС в 2022 году

С 1 сентября 2022 года вступают в силу обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования. Эксперты актуализировали требования к результатам обучения — теперь они полностью отвечают современным реалиям. В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.

Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное — использовать их разумно и безопасно.

Основные требования к учителю

Изменения, которые внесли во ФГОС, повлияют на Профстандарт, проект которого сейчас находится на рассмотрении. По новым требованиями педагог должен уметь пользоваться сервисами для работы с цифровым образовательным контентом, а также:

Осваивать программы повышения квалификации онлайн;
Использовать цифровой контент на занятиях;

Применять интерактивные электронные материалы для лабораторных и практических работ — в том числе использовать виртуальные лаборатории и симуляторы.

Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы. Теперь один из ключевых навыков учителя — адаптация методики преподавания с учётом цифровых образовательных инструментов.

Также важно не только обучать, но и воспитывать учеников: транслировать правила безопасного поведения в интернете, этичность и толерантность. Нельзя забывать и об аспекте безопасности: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.

Читайте также:
Программа защиты жизни и здоровья от Сбербанка можно ли вернуть деньги

На что обратить внимание учителю в первую очередь

Внедрение современных технологий в образовательный процесс, безусловно, пойдёт всем на пользу. Позволит улучшить подходы к преподаванию, откроет новые возможности для школьников. Поэтому учителю важно уже сейчас обратить особое внимание на свои цифровые компетенции. Наверняка многое вам будет понятно и знакомо, а что-то можно будет изучить или уточнить у коллег.

Новые требования к рабочим программам учебных предметов

Вот что можно сделать уже сейчас:

Изучить ФГОС и понять, каких знаний и умений вам недостаточно.

Овладеть сервисами для работы с цифровым образовательным контентом. Например, программами для создания презентаций от Canva, Google и других компаний.

Поискать подходящие курсы повышения квалификации онлайн: например, от «Сферума» и GeekBrains.

Отобрать цифровой контент, который подойдёт для ваших занятий. Поймите, каким ресурсам доверяете и что поможет дополнить уроки.

Узнать, какие инструменты позволяют давать обратную связь и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учеников.

Продумать, какие цифровые ресурсы подходят для достижения образовательных результатов, и составить примерный тематический план с их учётом на следующий учебный год.

Изучить вопросы цифровой безопасности и работы с данными.

Важно понимать, что уровень цифровых компетенций педагога напрямую влияет на учебный процесс и, соответственно, на успешность обучающихся.

Разбираем ФГОС по пунктам
Собрали самое важное из ФГОС про цифровые технологии.

✅ Проще говоря

В рабочей программе должно быть указано, какие электронные ресурсы и для изучения каких тем вы планируете использовать. Это могут быть образовательные видео, подкасты, тесты, интерактивные игры

⭕ Пункт ФГОС ООО 32.2

Программа формирования УУД должна обеспечивать: формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет, формирования культуры пользования ИКТ

✅ Проще говоря

Учащиеся должны уметь использовать технологии для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить презентации, знать о безопасности и культуре поведения в интернете

⭕ Пункт ФГОС ООО 35.3

При реализации программы основного общего образования, в т. ч. адаптированной, каждому обучающемуся и родителям в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде организации: возможность использования современных ИКТ в реализации программы, в т. ч. использования имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся

Читайте также:
Что такое преемственность программы

✅ Проще говоря

У учащихся и родителей должен быть доступ к образовательной среде школы. Пример — «Сферум». На платформе ученики могут найти полезные материалы с уроков, связаться с учителем или одноклассниками, а родители — общаться друг с другом, детьми или учителями в общих или личных чатах

Источник: prof-sferum.ru

Изучаем новый ФГОС третьего поколения

С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила организации и реализации учебного процесса – в силу вступит новый ФГОС третьего поколения.

Изучаем новый ФГОС третьего поколения

С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила организации и реализации учебного процесса – в силу вступит новый ФГОС третьего поколения.

Что это такое?

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – уникальный нормативно-методический документ, регламентирующий порядок обучения учеников в школах в рамках основного среднего образования. Он гарантирует получение всеми гражданами качественного образования. Его корректировка и обновление происходит в среднем раз в 10 лет.

Действие ФГОСа распространяется на все общеобразовательные заведения страны независимо от их местоположения, статуса и престижа, востребованности. Его миссия – сделать качественную подготовку доступной для каждого ребенка, предоставить ему комфортные условия для обучения и адаптированные под реализации учебные программы с учетом новшеств и технологий.

Основными принципами ФГОСа являются:

  • Поэтапный подход к обучению, означающий что дети будут осваивать каждый предмет постепенно, точечно или подробно, с учетом смежных предметных областей и прочих нюансов;
  • Конкретика, затрагивающая глубину погружения в каждый предмет и тему, количество выделенных академических часов на каждую дисциплину и пр.;
  • Требовательность. Данный параметр затрагивает условия обучения и требования к преподавательскому составу: чем должна располагать школа, кто может преподавать предмет, какими качествами и навыками должен обладать педагог и пр.;
  • Единство, проявляющееся в единой системе и программе обучения, гарантирующее одинаковый подход к каждому ребенку, несмотря на его статус, возможности и пр.
Читайте также:
Понятие бюджетной программы ее структура и порядок разработки

Стандарты образования существовали еще в советское время, когда действовала четкая схема обучения, единая программа по каждому предмету, четкий подход и методология обучения. В 2004 году в силу вступило первое поколение ФГОС. Оно предполагало общее предметное обучение школьников без учета психологических и личностных особенностей в развитии учеников. В нем были выделены лишь обязательные дидактические единицы, общий характер предметов и примерных тем к изучению, отдельные компоненты школьного образования.

Принципы ФГОС третьего поколения

Второе поколение ФГОС было утверждено в 2009 году. Оно призвано разрешить возникшие на фоне реализации предшествующей версии стандартов проблем в педагогической среде, повысить качество подготовки выпускников школ. Вплоть до настоящего времени действуют следующие правила: сделан акцент на универсальном обучении детей и обращение внимание на личностные качества ребенка, стремление повысить результативности обучения не только в виде успеваемости, но и успехов в учебном и научном поприще, творческом/спортивном и ином развитии детей при школах, усиление воспитательной роли в образовании.

С нового учебного года планируется активное внедрение ФГОС третьего поколения. О нем мы расскажем подробнее ниже.

Обратим внимание, что ФГОС существует не только на уровне среднего общего образования. Определённые стандарты действуют также в системе среднего и высшего профессионального образования. Но они относительно стабильны. Корректировкам подвергаются лишь отдельные моменты (состав образовательных программ соотношение теории и практики и пр.).

Таким образом, ФГОС представляет собой методическое и дидактическое пособие по разработке траектории обучения учащихся, предопределяющий каждый предмет и план по его освоению. Он призван гарантировать равные условия обучения и доступность образования, высокое качество подготовки на базе учебных заведений и единство учебного процесса.

Особенности ФГОС третьего поколения

ФГОС третьего поколения считается одним из наиболее конкретизированных и усовершенствованных, учитывающий опыт и ошибки прошлых регламентов и из реализации в системе общего и профессионального образования. Новые правила обучения затронут весь спектр услуг среднего образования: от начальной школы до основного неполного и полного обучения, учебный процесс лиц с ОВЗ.

Нужна помощь преподавателя?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru