Новые требования к рабочим программам

Содержание

Утверждены новые ФГОС начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287). В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.

Вариативность

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый

– в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

Как отразить в рабочей программе предмета деятельность учителя с учетом программы воспитания?

Планируемые результаты

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты

– «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета

«История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы

«Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».

Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.

Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

Федеральные требования к рабочим программа. Примерные рабочие программы

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.

Пояснительная записка к ООП

Содержательный раздел ООП

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

Рабочие программы педагогов

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.

Требования к рабочим программам

Источник: school489spb.ru

Новые требования к рабочим программам в 2022-2023 году

Новые требования к рабочим программам в 2022-2023 году

Начало реализации ФГОС III поколения назначено на 2022-2023 учебный год, и мы предлагаем детально разобраться в том, какие появятся новые требования к рабочим программам и что изменится для учеников 1 и 5 классов.

Читайте также:
Какие есть программы соцзащиты

ФГОС III поколения

ФГОС — это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. В соответствии с ФГОС пишут учебные и методические пособия, рассчитывают количество времени, отводимое на учебные предметы, определяют требования к аттестации, формируют задания по ОГЭ и ЕГЭ.

Новые ФГОС начального и основного общего образования утверждены приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287. В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Главная задача новых ФГОС третьего поколения – конкретизировать требования к ученикам.

В новых ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В предыдущей редакции были только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы в каждой школе были собственные, а результаты обучения не детализированные. Новые ФГОС 2021 года устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Рекомендуем почитать ► Индивидуальная работа с учащимися на уроках

Новые Стандарты позволяют ответить на вопросы:

  • Что будет знать школьник?
  • Чем овладеет?
  • Что освоит?

Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие, которое включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

ФГОС разработали с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России. Документ ориентирует программу на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России. Также обязательные требования 2022-2023 года учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей при освоении программ начального и основного общего образования. Новые ФГОС учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

График перехода

График перехода на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования на 2021-2027 годы:

Переход на ФГОС 2022 пошаговая инструкция

  • В – обязательное введение новых ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.
  • С – необходимо согласие родителей для перехода на новые ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.

Рекомендуем почитать ► Календарно-тематическое планирование

Основные нововведения ФГОС III

В числе основных нововведений:

  1. Конкретизация требований к предметным результатам.
  2. Четкие критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов.
  3. Измененный объем аудиторной нагрузки в НОО и ООО.
  4. Новые требования к рабочим программам, которые необходимо учитывать уже в 2022-2023 учебном году.
  5. Удаление из списка обязательных предметов второй иностранный.
  6. Расширенные требования к материально-технической базе.

Новые ФГОС содержат изменения для начального общего образования. Учителя и руководство школ должны будут подстроиться под все нововведения. Прежде всего, придется изменить содержательный и организационный разделы ООП начальных классов. На уровне основного общего образования в ФГОС 2021 года также много изменений. Также изменения коснутся программ для обучения детей, вновь зачисленных в 5 классы.

Проектирование ООП НОО и ООО по ФГОС III

Рекомендуем почитать ► Педсовет «Пути повышения качества образования» — презентация, доклад, проект

Изменили требования к содержательному разделу программы ООО. Вместо программы развития УУД в этом разделе должна быть программа формирования УУД. Также дополнили раздел рабочими программами учебных модулей.

Так, для основной школы рабочая образовательная программа должна содержать программу коррекционной работы, если школа обучает детей с ОВЗ.

школьники

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, рабочие программы в 2022-2023 году при планировании внеурочной деятельности требуют уточнения форм проведения занятий.

Рабочая программа воспитания

Программа формирования УУД

По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».

Рекомендуем почитать ► Индивидуальный план работы педагога-психолога с обучающимся.

Требований к рабочей программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Предметные области

Изменения коснулись и организационного раздела ООП. Новый ФГОС в учебном плане сохранил названия и количество предметных областей, но ввел учебные предметы (учебные модули) по каждой предметной области. Так, для предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО прописали 6 учебных модулей.

Важно! На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке.

ученик в школе с учебниками

Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Нововведение станет спасением для школ, которые не могут обеспечить на должном уровне изучение этих предметов. (Чтобы ввести изучение второго иностранного или родного языков, необходимо будет получить от родителей письменные заявления).

Изменения коснулись программы формирования УУД. Требований к этой программе в 2022-2023 году стало меньше. Для уровня ООО появилась необходимость формирования у учащихся знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. Еще одно изменение – теперь ФГОС 2022 регламентируют перечень обязательных учебных предметов и учебных модулей.

Рекомендуем почитать ► Темы родительских собраний в 1 классе: на что важно обратить внимание

Объем урочной и внеурочной деятельности

Внесли изменения в общий объем аудиторной нагрузки – увеличили минимальное количество часов и уменьшили максимальное.

Также уменьшили объем часов внеурочной деятельности в совокупности с 1 по 4 классы. Из общего количества учебных часов видим, что в начальных классах часть часов внеурочной деятельности перешла на учебные часы. В 5-9 классах видим уменьшение общего количества учебных часов.

Читайте также:
Основные возможности программы coreldraw

Таблица часов НОО:

Границы аудиторной нагрузки Старый ФГОС Новый ФГОС
минимум 2 904 2 954
максимум 3 345 3 190

Таблица часов ООО:

Границы аудиторной нагрузки Старый ФГОС Новый ФГОС
минимум 5 267 5 058
максимум 6 020 5 549

Деление учеников на группы

Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному, с учетом:

  • успеваемости;
  • образовательных потребностей учащихся;
  • интересов учащихся;
  • предполагаемых целей обучения.

Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

Пошаговый переход на ФГОС III поколения

Чтобы внедрить в работу новые ФГОС начального и основного общего образования, школам понадобится пройти восемь шагов.

Рекомендуем почитать ► Темы педсоветов в ДОУ ⋆ Планета Детства

Шаг 1. Создайте рабочую группу, чтобы назначить ответственных за переход на новые ФГОС ООО. В ее состав необходимо включить заместителей директора по УВР, ВР, руководителей методобъединений, педагогов.

Шаг 2. Проведите педсовет об обновленных ФГОС, чтобы сообщить коллективу об основных нововведениях. На педсовете коллектив надо познакомить с изменениями в требованиях и продемонстрировать план перехода.

Шаг 3. Решите вопрос с родным и вторым иностранным языком и подготовьте проекты ООП по последним требованиям. Новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам, если для этого у школы нет условий. Если все условия для обучения есть, у родителей понадобится запросить заявления.

Шаг 4. Подготовить проекты новых ООП. Поручите рабочей группе оформить проекты новых образовательных программ НОО и ООО по требованиям ФГОС.

Шаг 5. Подготовить проекты новых рабочих программ. Заместителю директора по УВР вместе с педагогами понадобится пересмотреть рабочие программы по новым требованиям. Первое – рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, а также курсов внеурочной деятельности надо составить с учетом рабочей программы воспитания. Второе – в тематическое планирование рабочих программ педагоги должны включить возможность использовать электронные и цифровые образовательные ресурсы по каждой теме.

Рекомендуем почитать ► 2 класс. Родительское собрание №1 — презентация онлайн

Шаг 6. Составить учебные планы, календарные учебные графики, планы внеурочки. Школам понадобится скорректировать учебные планы, календарные учебные графики и планы внеурочной деятельности.

Шаг 7. Разработать проект новой программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с учетом таких изменений:

Новые требования к рабочим программам в 2022-2023 году

Шаг 8. Скорректировать график повышения квалификации. Чтобы педагоги были готовы реализовывать ООП по новым ФГОС, их понадобится направить на курсы повышения квалификации.

  • Новая аттестация учителей с 2023 года
  • Каникулы в 2022-2023 году для школьников в Татарстане
  • Каникулы по триместрам в 2022-2023 году для школьников

связанные посты

  1. Рабочие программы 5-11 классов на 2022-2023 учебный год и аннотации к ним
  2. План воспитательной работы в ГПД на 2022-2023 учебный год
  3. Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
  4. Задачами методической работы на 2022 2023 учебный год являются

Источник: www.getsoch.net

К каким изменениям в ООП готовиться и что добавить в них прямо сейчас

Минпросвещения опубликовало проекты новых ФГОС начального общего и основного общего образования. Когда их примут – школе придется срочно менять ООП. Поэтому, чтобы переход на новые ФГОС не был неожиданным, расскажите педагогам об изменениях в них. Также поручите заместителю директора проверить ООП на ошибки, перед тем как утвердить изменения и дополнения в программы на новый учебный год.

Чтобы подготовить педагогов к новым требованиям ФГОС, которые придется учесть в ООП, расскажите об основных из них на педсовете в августе. Тогда работа с изменениями не станет для учителей неожиданной, и они смогут продумать, как реализуют их. Также нужно перепроверить ООП на семь частых ошибок – включили ли все разделы, правильно ли рассчитали соотношение частей, отразили ли в образовательных программах новые учебные предметы. Вы можете выдать заместителю директора по УВР таблицу, чтобы он уточнил конкретные положения всех разделов ООП.

Обсудите с педагогами изменения в ООП

Школе придется учесть в образовательных программах начальной и основной школы требования новых ФГОС, когда их примут. Чтобы подготовиться к этому, включите в повестку августовского педсовета вопрос о ФГОС НОО и ФГОС ООО в новой редакции и поручите заместителю директора по УВР осветить основные изменения.

10 рабочих дней есть у школы, чтобы разместить ООП, в которые внесли изменения, на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Конкретные требования к предметным результатам

В образовательных программах вашей школы нужно будет учесть требования к предметным результатам, которые конкретизировали в проектах ФГОС. Их предыдущая редакция не указывала, что именно изучать в конкретных классах – это решала школа.

В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира. То же сделали во ФГОС ООО для русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, информатики, физики, биологии, химии. Также конкретизировали результаты и по математике, алгебре, геометрии, вероятности, статистике. Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.

Тематические модули по учебным предметам

В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Во ФГОС ООО добавили требования по тематическим модулям и для основ безопасности жизнедеятельности, родной литературы и родного языка.

Проекты ФГОС определяют обязательные для изучения модули. Также в них описали такие модули, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».

Новая программа воспитания

В содержательный раздел ООП школе придется ввести программу с единым названием «Программа воспитания». В проекте ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся. Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.

Читайте также:
В каком году началась программа дом

Самостоятельное решение о втором иностранном

На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Вопрос. Вправе ли школа отказать родителям, если они хотят, чтобы их ребенок изучал иностранный язык, который они выбрали?

Да, вправе. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей, но не обязана это делать. Поэтому она вправе выбрать язык, для изучения которого сможет создать условия, и предложить его родителям.

Например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Новое обязательное количество часов

На уровне начального образования уменьшат нижний порог обязательных часов, чтобы освоить программу, до 2851 часа. На уровне основного – уменьшат оба числа, минимум составит 5029 часов, максимум – 5676. В новой редакции ФГОС НОО также установили минимальное количество учебных занятий, чтобы изучать государственный язык, – 544 часов.

На заметку

Как ввести ОДНКНР в учебный план

Школа должна отразить предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в обязательной части учебного плана основного общего образования. Конкретный учебный предмет для этого не прописали, поэтому предметную область можно реализовать в составе других обязательных предметов. Обратите внимание, что полностью исключать ее из учебного плана и реализовывать только за счет внеурочной деятельности нельзя (п. 18.3.1 ФГОС ООО).

Проверьте ООП на семь частых ошибок

Чтобы не допустить ошибок в ООП вашей школы, поручите заместителю директора по УВР перепроверить их. Нельзя забывать об оценочных материалах в ООП, соотношении обязательной и формируемой частей по ФГОС. Также нужно убедиться, что в ООП есть все обязательные разделы и предметы.

Обратите внимание

К 1 сентября 2020/21 учебного года все школы обязаны перейти на ФГОС среднего общего образования (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)

Ошибка № 1. В ООП нет оценочных материалов

В ООП всех уровней образования должны быть оценочные материалы. В основных образовательных программах начальной и средней школы их можно разместить отдельным блоком в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела. Также вы вправе включить их в целевой раздел ООП после компонента «Система оценки достижения планируемых результатов». Только ФГОС основной школы обязывает разместить оценочные материалы в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела.

Ошибка № 2. В ООП уменьшили формируемую часть

Уменьшать формируемую участниками образовательных отношений часть ООП нельзя. ФГОС СОО обязывает школы устанавливать соотношение обязательной и формируемой частей как 60% к 40%. Во ФГОС НОО оно составляет 80% к 20%, а во ФГОС ООО – 70% к 30%.

Ошибка № 3. В рабочих программах не соблюли структуру по ФГОС

Ошибка № 4. ООП включает только содержательный и организационный разделы

Школа самостоятельно принимает решение об изменении структуры ООП. Например, исключает целевой раздел в ООП или включает его положения в содержательный. Но это ошибка.

В структуру ООП должны входить целевой, содержательный и организационный раздел. Целевой раздел необходим, чтобы зафиксировать концепцию программы и результаты, которых ученики должны будут достичь. Убедитесь, что в этот раздел включили пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки их достижения.

Ошибка № 5. Нарушили предельный объем внеурочной деятельности

Проверьте показатели по объему внеурочной деятельности в ООП по уровням общего образования. Для начальных классов внеурочная деятельность должна составлять максимум 1350 часов за четыре года обучения. В основной школе – до 1750 часов за пять лет обучения. В средней – 700 часов за два года обучения.

Вопрос. Может ли школа изменить направления внеурочной деятельности?

Нет, направления внеурочной деятельности менять нельзя (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Их перечислили во ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа вправе менять структуру направлений – корректировать план внеурочной деятельности по каждому из них, но сами направления менять нельзя.

Ошибка № 6. В календарном учебном графике не указали каникулы

В календарном учебном графике школы прописывают даты начала и окончания учебного года, его продолжительность, а также сроки для промежуточных аттестаций. Забывают упомянуть каникулы – закрепить их сроки и продолжительность. Но это неправильно. Пропишите сроки каникул, если не зафиксировали их.

Также обратите внимание, что календарный учебный график нужно поместить в организационный раздел ООП, разработать и утвердить для каждого уровня образования отдельно (п. 19.10.1 ФГОС НОО и п. 14 ФГОС ООО).

Ошибка № 7. В подразделах не отразили обязательные учебные предметы

Проверьте, чтобы во всех разделах ООП учли новые учебные предметы. Так, школа обязана организовать изучение родного языка и родной литературы, астрономии, второго иностранного. Чтобы проверить ООП по разделам и подразделам, выдайте заместителю по учебно-воспитательной работе таблицу.

На заметку

Директор вправе утвердить изменения в ООП одним приказом или несколькими по каждому уровню образования. Смотрите образец приказ

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Учитесь одновременно на двух специальностях, продолжайте обучение в 10-11 классах и получайте образование в колледже, работайте и учитесь. У нас каждый найдет для себя удобный вариант обучения. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

Источник: anna-muratova-school.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru