К 1987 г. сформировалась внешнеполитическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Она предполагала отказ от противостояния двух систем, признавала целостность и неделимость мира, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими в области международных отношений.
Начался процесс нормализации отношений между Западом и Востоком, прежде всего с США. В 1987 г. между СССР и США был подписан договор об уничтожении ракет средней и ближней дальности. В 1990 г. СССР согласился сократить свое военное присутствие в Европе и уничтожить большое количество обычных вооружений. В июле 1991 г. в Москве президенты М.С. Горбачев и Дж.
Буш-старший заключили договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
Важное значение для международной стабильности имели решения СССР вывести войска из Афганистана (окончательный вывод завершился к 15 февраля 1989 г.) и нормализация отношений с Китаем (1989 г.).
Новое политическое мышление подразумевало отказ от прежнего курса в отношении социалистических стран (т. е. отход от «доктрины Брежнева»). В 1989 г. начался форсированный вывод советских войск из стран Варшавского договора, что привело к росту антисоциалистических тенденций. Вскоре в ходе выборов и бархатных революций в этих странах произошла смена бывшего коммунистического руководства, и они стали ориентироваться на Запад.
История России. ХХ век. Лекция 33. Новое политическое мышление. Распад СССР | History Lab
М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе (министр иностранных дел в 1985–1991 гг.) согласились также на объединение ГДР и ФРГ в единое государство, но Советский Союз не получил от этого ни материальных, ни геополитических выгод. В 1991 г. официально были ликвидированы военно-политические и экономические структуры бывших соцстран – Организация стран Варшавского договора (ОВД) и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Новое политическое мышление в области внешней политики дало противоречивые результаты. С одной стороны, ослабла гонка вооружений и угроза ядерной войны. Начался реальный процесс сокращения и уничтожения обычных и ядерных вооружений, наступило прекращение «холодной войны». Произошли демократические изменения в целом ряде стран. С другой стороны, такая политика привела к поражению СССР в «холодной войне», ликвидации всей мировой системы социализма и распаду биполярной системы международных отношений, существовавших на протяжении почти всего XX в.
22.4. Обострение межнациональных отношений
Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшилась.
В условиях развития гласности и демократии начались открытые национальные конфликты:
– митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986);
– создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.), требовавших выхода из СССР;
– Карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор;
Новое политическое мышление и внешняя политика при Горбачеве. Видеоурок 50 (2). История 11 класс
– трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли;
– волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.);
– межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.);
– вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г).
С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Декларации о суверенитете приняли большинство союзных республик. В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день – национальный праздник Российской Федерации.
В этих условиях руководство СССР приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.
Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек.
Эти события вызвали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав высшее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.
17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР; 76 % голосовавших высказались за сохранение Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Одновременно прошел российский референдум о введении поста Президента РСФСР (70 % проголосовали «за»). Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., на которых победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов.
Источник: studfile.net
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. «Новое политическое мышление» и внешняя политика СССР.
К середине 1980-х гг. наметились кризисные явления в экономической, политической и социальной сферах. Падение темпов роста в промышленности и производительности труда, отсутствие у производителя материальных стимулов к труду, кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов, распыление средств, казнокрадство, низкийуровень жизни требовали радикальных преобразований.
После смерти К.У. Черненко в 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев – бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, затем член Политбюро и секретарь ЦК по сельскому хозяйству.Председателем Президиума Верховного совета был А.А. Громыко, с октября 1988 г. – М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И.
Рыжков. Произошли серьезные изменения в партийном аппарате, было заменено около 85 % руководящих кадров ЦК КПСС.
Период, когда СССР возглавлял М.С. Горбачев вошел в историю как период «перестройки», период преобразований, затронувший все сферы жизни советского общества, хозяйственные, социальные, политические механизмы, идеологию.
Вступление СССР на путь реформирования относится к апрелю 1985 г.когда на пленуме ЦК КПСС, а затем на XVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.) был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны.На первый план выдвигались задачи научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX партконференции (лето 1988 г.) в новой стратегии реформ ставилась задача создания новой модели«социализма с человеческим лицом», провозглашались либерально-демократические принципы – разделения властей, парламентаризм, гражданские и политические права человека. Сущностным выражением новой концепции социализма в обновлении всех сторон жизни общества стал курс на активную социальную политику, совершенствование отношений, углубление демократии, расширение гласности. Реализацию задач должна была решить 12-я пятилетка(1985-1990).
В 1985-1988 гг. развернулась антиалкогольная кампания, призванная обеспечить «всеобщую трезвость», повысить производительность труда на производстве, которая осуществлялась административными методами. Однако негативные стороны этой меры проявились достаточно быстро: закрытие вино-водочных заводов, вырубка виноградников, свертывание производства сухих вин, массовое развитие самогоноварения. Последнее способствовало исчезновению сахара и как следствие сокращение ассортимента кондитерских изделий. В обиход вместо употребления водки вошли одеколоны и другие заменители,что привело к росту различных заболеваний. Пострадал и государственный бюджет, недополучивший 37 млрд. руб.
В сентябре 1985 г. прозвучал призыв к укреплению трудовой дисциплины, повышению качества продукции, была сделана ставка на эконмические стимулы, на энтузиазм работников, но это не принесло успеха. Эксплуатация оборудования сверх нормы на многих предприятиях не подкрепленная техническими нововведениями и квалифицированными специалистами привела к увеличению случаев аварийности. В апреле
1986 г. произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии, других регионов. Невозможность исправить ситуацию в экономике поставила руководство страны перед необходимостью разработки программы экономической реформы.
К разработке проекта экономической реформы были привлеченыизвестные экономисты – Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., который был одобрен летом 1987 г. Основные положения проекта включали:расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально – путем развития кооперативного движения);отказ от монополии внешней торговли;глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).
Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В то же время реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.
Летом 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР» был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г. Вместо поэтапного, рассчитанного на несколько лет введения рынка был разработан иной план, известный как программа «500 дней». План предполагал быстрый прорыв в рыночных отношениях. Авторами проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др., которые предлагали: перевести предприятия на принудительную аренду, провести широкомасштабную приватизацию и децентрализацию экономики, ввести антимонополистическое законодательство, снять государственный контроль за ценами. Однако М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.
Не произошло кардинальных изменений в сельском хозяйстве, не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. была разрешена 1950-летняя аренда земли колхозам и совхозам с полным распоряжением полученной продукции. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось всего 2 % возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, резко возросла инфляция, наблюдалось стремительное падение уровня жизни населения.Непрерывные корректировки принимаемых экономических реформ, промедление в осуществлении уже принятых решений явились основными причинами неудач экономического реформирования.
В государственном устройстве страны также происходили изменения. XIXвсесоюзная партийная конференция КПСС (лето 1988 г.)положила начало политической реформе. Создавался новый высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР(постоянно действующий «парламент»).
В мае-июне 1989 г. состоялся IСъезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев, а председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин. В 1990 г. вводится институт президентства. На III съезде народных депутатов СССР, проходившем в марте 1990 г. Президентом СССР был избран
М.С. Горбачев. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.
В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе, что способствовало росту многопартийности и возникновению общественных организаций. В этот период времени оформляются президентский блок «Выбор России», Либерально-демократическая партия России, блок «Яблоко», Коммунистическая партия РФ, Аграрная партия России, политическое движение «Женщины России» и др. XIXвсесоюзная партийная конференция КПСС впервые определила задачу построения в СССР гражданского общества.
Приход к власти М.С. Горбачева открыл время позитивных перемен и во внешней политике СССР. Оформилась новая философско-политическая концепция, получавшая название «новое политическое мышление». Одной из главных задач ставилось максимальное снижение уровня конфронтации со всеми странами и прежде всего развитыми капиталистическими.
После XXVII съезда КПСС официально объявлено об отказе от принципов пролетарского (социалистического) интернационализма и впервые провозглашено признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическим и иными; признавалась целостность и неделимость мира; отвергалось использование силы для решения мировых проблем. Активно пыталось нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с государствами и советская дипломатия во главе с министром иностранных дел Е.А. Шеварнадзе.
Стали улучшаться отношения с Китаем, активизировались межправительственные контакты и экономические отношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии, Латиноамериканских (Чили) и африканских (ЮАР) стран. Военно-экономическая помощь по-прежнему оказывалась странам, придерживающимся социалистических идеалов: Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак, Сирия и т.д.
В этот период активизировались дипломатические отношения с США. Результатом ряда встреч М.С. Горбачева и Р. Рейгана стало подписание соглашения по разоружению. К 1990-м гг. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они подлежали полному уничтожению. СССР сократила численность советского контингента в ГДР (в 1987-1988 гг.
920 тыс. солдат и 1 тыс. танков). Однако НАТО такое сокращение так и не провело. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) о сокращении самых мощных видов наступательного оружия.
Острой проблемой было присутствие советских войск в Афганистане. Война в Афганистане показала невысокую боеспособность советской армии. В 1988 г. в Женеве было договорено о выводе советских войск из Афганистана. США также были обязаны прекратить военную помощь моджахедам. В феврале 1989 г. был завершен вывод советских войск, но еще в течение 2-х лет СССР оказывал помощь оружием и боеприпасами.
В этот период активизировались выступления против существующей власти в ряде социалистических стран, что привело к смене коммунистического руководства в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии. В октябре 1989 г. пала Берлинская стена.
Встал вопрос об объединении ФРГ и ГДР, что произошло в 1990 г. Польша, Чехословакия и Румыния официально отказались от ряда обязательств по Варшавскому договору, а Венгрия официально его покинула. Усиливались антисоветские антисоциалистические настроения, что способствовало началу в 1989 г. выводу советских войск из стран Варшавского договора.
В дипломатических кругах было оговорено о не расширении НАТО в станы Восточной Европы, но официальный документ не был подписан.ФРГ, после объединения должна была предоставить льготные кредиты СССР, товары широкого потребления, технику, технологии в общей сложности на 10 млрд. марок. За период с 1985-1991 гг. произошли кардинальные изменения в международной обстановке. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуске Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, что завершило распад социалистической системы. За 5 лет перестал существовать «социалистический лагерь».
К концу 1980-х гг. улучшились отношения с Китаем. После визита М.С. Горбачева 1989 г. в КНР было объявлено о нормализации двухсторонни отношений. Установились межгосударственные связи с Южной Кореей, восстановились дипломатические отношения с Израилем. СССР прекратило военное присутствие в Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа.
Были сокращены объемы безвозмездной помощи союзным режимам: в 1986-1989 гг. была оказана помощь в размере 93,3 млрд. долларов.
Главным итогом политики «нового политического мышления» стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны, произошли демократические перемены в целом ряде социалистических стран, стала формироваться многоукладная экономика. Восточный блок и СССР прекратили свое существование. Для США это была головокружительная победа.Биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире рухнула. США использовала создавшуюся ситуацию для укрепления своих позиций на мировой арене, что в дальнейшем и привело к утверждению американского диктата во внешней политике.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Новое политическое мышление 1985-1991 годов
Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов. Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.
Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:
- Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим.
- Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами.
- Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась. Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.
Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины.
Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными. Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности.
Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США. Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство. Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.
Первые шаги новой политики
До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет. Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно). Поэтому со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе. И сразу обозначим 3 главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления:
- Поиск партнерства с США. То есть – идти на существенные уступки в одностороннем порядке только ради одобрительного взгляда Америки. Это и есть начало сдачи своих позиций.
- Разблокирование региональных конфликтов. На первый взгляд разумная вещь, но именно здесь лежат истоки таких региональных конфликтов, как Приднестровья, Чечня, Южная Осетия и другие конфликты.
- Помощь другим странам без навязывания им социалистического режима в качестве приоритетного.
Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.
Поиск партнерства с Соединенными Штатами
Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог. В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987, и президента США в Москву в 1988 году. Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве
Новое политическое мышление подтолкнуло СССР к подписанию соглашения с США об уничтожении ядерного оружия до 2000 года. Как мы знаем – эти соглашения выполнены не были.
Начиная с 1988 года СССР оказывается в крайне серьезном положении. В стране образовался «застой», но не экономический, как нам часто говорят, а застой элиты и Горбачев решил сделать ставку на американский капитал. Для этого ему пришлось идти американцам на любые уступки. Практически все двусторонние договора подписывались на крайне невыгодных условиях для СССР, но таков был уже мир к тому моменту. Советская элита перестала делать ставку на развитее страны, и стала делать ставку на становления собственников (буржуа) из самой сея (из элиты).
Разблокирование региональных конфликтов
Противостояние СССР и США до 1985 года очень часто сводилось к региональным конфликтам, когда каждая из держав пыталась установить контроль за третьей строй или географическим регионом. Горбачев решил от этого отказаться. В некоторых случаях это привело к положительным моментам, но глобально – это был страшный удар по СССР, который «в раз» потерял влияние над многими важными регионами. Причем это ослабление было односторонним, поскольку США что тогда, что сейчас, крайне неохотно идет на ослабление своих позиций, где бы то ни было.
В этой ситуации многие историки находят положительный аспект – вывели армию из Афганистана, прекратили тем самым бессмысленную гибель советских граждан (напомню, что вывод войск произошел 15 февраля 1989 года). После этого в декабре того же года последовало осуждение со стороны ЦК КПСС введение войск в Афганистан. Партия объявила это ошибкой.
С точки зрения обывателя – все хорошо, война закончилась. Но с глобальной точки зрения эти события как раз в лучшей степени характеризуют новое политической мышление и перестройку. То, что раньше представляло собой государственные интересы, теперь стало ошибкой. И то, что раньше считалось ошибкой, — теперь стало государственным интересом. К чему привело это изменение позиции руководства СССР мы знаем…
Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:
- Вывод советских войск из Монголии в 1989 году. Формально это вело к нормализации отношений с Китаем.
- Полны отказ от вмешательства во внутригосударственные дела африканских стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик, и другие).
- Попытка наладить отношение Израиля и Палестины. В 1991 в Мадриде были подписаны соглашения, стабилизации ситуации на Ближнем Востоке не случилось (нет ее и до сих пор).
- Дружественные СССР правительства Ливии и Ирака были лишены социалистической опеки. Но это было только начало. Весь ужас заключается в том, что во время «кризиса в Персидском заливе» СССР выступило на стороне Запада, против государств, всего год назад были дружественными.
Новое политическое мышление в СССР привело к тому, что некоторые локальные конфликты были разрешены, и было снято международное напряжение. Но какой ценой этого удалось добиться? Фактически СССР «сдает» Ливию, Ирак, Африку, Ближний Восток, Монголию, а в замен не получает ничего! Происходит сознательное ослабление своих позиций для того, чтобы вызвать одобрение Запада.
И это также стало лакмусовой бумагой окончания власти Советов. Горбачев фактически во всеуслышание заявил, что сделает все для одобрения Западом, в том числе и откажется от своих геополитических интересов, и оставит в сложном положении союзников. Ведь в Ливии и Ираке были правительства дружественные СССР, и вот от этих самых правительство СССР просто отворачивается! И это только вершина айсберга, куда масштабнее и трагичнее оказались дела в Европе, но об этом чуть ниже…
Отказ от поддержки социалистического лагеря
После победы во 2-ой мировой войне Советский Союз получил свою зону влияния – Восточную Европу (Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания, Венгрия, Польша). В этих странах (напомню, что все они, кроме Польши, против Германии не воевали, а против СССР – воевали) были установлены советские военные части, шла поддержка социализма, интеграция экономик и другие процессы.
И вдруг в 1989 году, из-за взглядов новой политики, это все сворачивается – армия выводится, поддержка социализма прекращается, экономическая связь обрывается. К чему это привело? Ко вполне логичному результату на рубеже 1989-1990 годов во всех странах прокатились революции в поддержку капитализма, против социализма. То есть Горбачев «кинул» Восточную Европу и вызвал ее праведный гнев.
В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса. Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США). Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.
Фактически Горбачев перечеркнул все плоды Великой Победы. Все рычаги влияния, которые СССР получил в результате победы над Германией, и в результате освобождения стран Европы, — были потеряны! Не прошло и 50 лет, а результатов победы не оказалось! За что погибали советские солдаты в Европе? За то, чтобы Горбачев и его команда наплевали на свою историю и начали развал страны?
Но история еще назовет все имена мерзавцев, которые за это ответственны.
Итоги нового политического мышления
Новое политическое мышление имело следующие результаты:
- Поражение в «холодной войне». После того, как Горбачев пошел на всевозможные уступки США – глобальная напряженность в мире иссякла. С одной стороны это позитивно, но куда важнее, что в результате СССР перестал котироваться на мировой арене, а в течение всего нескольких лет деятельности Горбачева – страны такой не стало.
- В результате в мире сохранилась одна сверхдержава – США.
- Ослабление военной мощи России, в результате распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали весь процесс перестройки и распада Союза.
- Как следствие предыдущего пункта – обострение региональных конфликтов . Самый известный – Северный Кавказ, истоки которого лежат именно в новом политическом мышлении.
- СССР утратил контроль и экономическую связь с восточноевропейскими странами.
- СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Они утратили контроль над Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать партнерским отношениям с Западом. Но этого не случилось! В результате Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.
Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.
Какова была роль экономики?
Закончить данный материал я хочу опровержением широко распространенного мифа, что новое политическое мышление было необходимо, поскольку экономика СССР задыхалась, находилась в глубоком кризисе, и вот-вот должна была рухнуть. Ведь, если спросить сегодня у большинства людей «Почему случилась перестройка и изменение курса СССР?» — многие будут кивать на экономику. В том числе на это кивает огромное число экспертов и журналистов. Но все они тем самым показывают собственную некомпетентность, и вот почему…
- Кризиса в СССР не было. Можно поднять горы финансовых отчетов того времени – в лучшем случае там находится «застой». Но между застоем и кризисом разница гигантская.
- Кризис был на в СССР, а в США, где в октябре 1987 года рухнул фондовый рынок и последовал страшный экономический кризис, который многие сравнивают с «великой депрессией».
- В 1991 году, после распада СССР, Маргарет Тэтчер сказала: «Советский Союз не представлял для нас угрозы в военном плане, у нас был для них достойный ответ. Но Советский Союз представлял для нас угрозу в плане экономики, поскольку плановая экономика, помноженная на энтузиазм, неизбежно привела бы к тому, что западные странные потеряли бы мировой рынок».
Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.
Источники и дополнительный материалпо теме:
- «Реформы Горбачева и судьба союзного государства: 1985-1991» — Барсенков А.С. Москва, 2001
- «Неповторимое: трагедия Отечества (1985-1991)» т6 — Варенников В.И. Москва, 2001-2002
- «Политическая история современной России. 1985-2001» — Согрин В.В. Москва, 2001
Источник: istoriarusi.ru