Нормы для детей программа

Содержание

Физкультура – одна из важнейших составляющих ЗОЖ. При недостатке движений ослабляется организм, и именно физические нагрузки помогают поддерживать работоспособность как сердечно-сосудистой, так и костно-мышечной системы. В ходе занятий физкультурой организм ребенка начинает потреблять намного больше кислорода, нежели в спокойном состоянии, что оказывает благоприятное влияние на работу всех органов. Регулярные тренировки способствуют увеличению объема легких, улучшению газообмена, что, в свою очередь, помогает работе сердечно-сосудистой системы, снижает артериальное давление, препятствует инсульту и инфаркту.

Оцените степень сложности нормативов
Проголосовало: 106

Нормативы по физкультуре для школьников в таблице, 2023-2024

Мальчики
Упражнение 1 класс
Девочки
5
4
3

5
4
3
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени

Без учета времени

Мальчики Упражнение 2 класс Девочки
5 4 3 5 4 3
5.9 7.0 7.2 Бег на 30 метров (сек) 6.6 7.2 7.4
9.1 10.0 10.4 Челночный бег 3х10 м (сек) 9.7 10.7 11.2
12.0 12.8 13.2 Челночный бег 4х9 м (сек) 12.4 12.8 13.2
Без учета времени Бег на 1000 метров Без учета времени
1050 950 850 Шестиминутный бег (м) 750 650 550
8.30 9.30 10.30 Ходьба на лыжах 1 км, мин, сек 9.00 10.00 11.30
10 8 6 Многоскоки 8 прыжков (м) 9 7 5
150 125 110 Прыжок в длину с места (см) 140 115 100
60 50 40 Прыжок в высоту (см) 50 40 35
60 50 30 Прыжки через скакалку 60 сек (раз) 65 55 40
40 36 32 Приседания (кол-во раз/мин) 36 32 28
23 18 13 Метание мяча 150 г (м) 16 12 7
15 12 10 Метание теннисного мяча (м) 12 10 8
310 245 215 Метание набивного мяча 1 кг (см) 280 215 175
4 2 1 Метание в цель с 6 м / 5 попыток 3 2 1
4 2 1 Подтягивание из виса (раз)
14 9 7 Подтягивание из виса лёжа (раз) 11 7 5
18 10 2 Вис на согнутых руках (сек) 12 6 2
11 9 5 Отжимания от пола (раз) 9 5 3
18 15 12 Поднимание туловища 30 сек (раз) 16 13 10
32 27 18 Поднимание туловища 60 сек (раз) 22 18 15
+7 +4 +2 Наклон вперёд сидя, ноги вместе (см) +8 +6 +4

«О детях по-взрослому»: От года до 3-х лет. Людмила Петрановская.

Мальчики
Упражнение 3 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Мальчики
Упражнение 4 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Без учета времени
Без учета времени
Мальчики
Упражнение 5 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Мальчики
Упражнение 6 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Мальчики
Упражнение 7 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Мальчики
Упражнение 8 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Мальчики
Упражнение 9 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Мальчики
Упражнение 10 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3
Мальчики
Упражнение 11 класс
Девочки
5
4
3
5
4
3

Благодаря умеренным нагрузкам повышаются защитные силы организма, а это оказывает противостояние респираторным заболеваниям. Физкультура развивает волю. Она учит преодолевать разные трудности и добиваться поставленных целей. Это очень важные качества для подростков, и это просто необходимо пассивным по натуре людям.

детская физкультура с нормативами в школе

Занятиями спортом можно укрепить свою костно-мышечную систему. Они оказывают благотворное влияние на двигательный аппарат, препятствуя развитию возрастных изменений. При умеренных тренировках усиливается приток лимфы к позвоночнику, а это отличная профилактика остеохондроза.

С помощью физической нагрузки можно активизировать работу центральной нервной системы, в результате чего происходит ускорение не только обменных, но и психологических процессов. Занимающиеся физкультурой дети могут лучше усваивать школьный материал. Взрослые же тем самым увеличивают свою выносливость, улучшают работоспособность.

Чем важны уроки физкультуры в школе?

Никогда раньше проблема, связанная с низкой двигательной активностью детей и подростков не была такой острой, как сегодня. Это обуславливает множество факторов, среди которых можно считать и всеобщую увлеченность детей компьютерными играми и социальными сетями.

Родители современного детского поколения постоянно играли в подвижные игры, а теперь детей интересуют только компьютеры. При этом двигательная активность сейчас испытывает такой дефицит, что 2-3 занятия физкультурой в неделю – это уже капля в море, которая не способна оказать влияние на физическое развитие учеников школы. А если сюда приплюсовать участившуюся статистику трагических случаев во время сдачи нормативов, то возникает логический вопрос: нужно ли вообще проводить уроки физкультуры в школе? Может их вообще пора убрать из школьной программы?

Столь радикальный подход к ликвидации данной проблемы, конечно же, неразумен. Более того, его можно сопоставить с тем, чтобы предложить гильотину как средство от головной боли. Нужно не исключить физкультуру, а как-то способствовать тому, чтобы она была максимально полезной и ребята начали считать ее неотъемлемой частью их повседневной жизни. Чтобы это произошло, в преподавании столь важного предмета в школе должны быть проведены фундаментальные изменения.

массовая физкультура

Какие бывают проблемы в преподавании урока физ-ры?

На сегодня физкультуре в школе приходится сталкиваться с множеством проблем, а именно:

  • Устаревшими методиками обучения;
  • Недостатком профессиональных специалистов;
  • Недостатком финансирования.

Если кто-то действительно заботится о здоровье юного поколения, то пора бы уже предпринять решительные шаги для устранения проблем преподавания физ-ры в школах, причем максимально скоро.

Вопрос устаревших программ и методик преподавания: И это сегодня довольно актуально! На уроки физкультуры в школах выделено минимальное число, при этом от учеников требуется сдача нормативов, с которыми далеко не все справляются. По всей видимости, предполагается, что школьники будут самостоятельно тренироваться после уроков, что способствует улучшению их спортивных показателей. Однако данный подход ни что иное, чем утопия, в особенности если учесть, какова нынешняя повальная увлеченность учеников школ компьютерными играми и интернетом.

урок физкультуры в классе школы

Физическое воспитание должно быть направлено не на оценку физического развития школьников, а на само развитие. Сдача нормативов от нетренированного ребенка не принесет никакой пользы, а наоборот, может навредить его здоровью. К сожалению, в последнее время даже участились трагические случаи, вызванные именно этим.

Что такое школьные нормативы по физкультуре?

Школьные нормативы являются не простой прихотью учителя, а официальным требованием Министерства образования РФ.

Фиксация физкультурных нормативов

Государство должно быть заинтересовано в здоровье последующего поколения, а потому оно разрабатывает нормы, способствующие мотивированию учеников к укреплению своего здоровья и развитию физического качества. Нормативы подразделяются на пять видов, а именно по физическим качествам:

  • Выносливости;
  • Силе;
  • Ловкости;
  • Гибкости;
  • Координации.

Так, для получения хорошей оценки по физкультуре ученики должны быть всесторонне физически развиты.

Что происходит с нормативами после их сдачи?

После сдачи нормативов и получения оценок, их отправляют в центры сбора статистических данных. Там они обрабатываются и усредняются. Это помогает получить картину того, соответствует ли физическое развитие школьников требованиям предлагаемым программой.

Если возникнет в этом необходимость, нормативы могут быть упрощены или усложнены, но это зависит от направления динамики. Физиологами используются эти данные для отслеживания того, в каком возрасте дети демонстрируют сильное увеличение физических показателей. В целом, нормативы представляют собой не только оценку, но еще и целую цепочку полезных данных.

Освобождение ученика от физкультуры – вред или польза?

Родители по разным причинам стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры в школе. В частности, некоторые беспокоятся за здоровье ребенка, некоторые же просто не хотят, чтобы в аттестате их чадо не было низкой оценки. Основой любой причины должны быть проблемы со здоровьем, или слабое физическое развитие, которые могут помешать ребенку на уроках физкультуры. Однако на самом деле для учеников с такими проблемами наоборот более полезна физическая активность по сравнению с его сверстниками.

Систематическими, грамотно подобранными физическими упражнениями и правильным питанием можно творить настоящие чудеса. Причем это касается всех и каждого, тем более для детей, поскольку их растущий организм более податлив к благотворному воздействию физической культуры. Учитывая это, родителям не стоит спешить с «добычей» заветной освободительной справки, позволяющий не ходить на уроки физкультуры, а лучше вместо этого поговорить с учителем и узнать о группах здоровья или лечебной гимнастике, чтобы физкультура стана неотъемлемой частью жизни маленького человека.

Читайте также:
Не могу удалить программу 360 с компьютера

спортивная поддержка

Родители должны быть настойчивыми в этом вопросе и прикладывать максимум усилий в данном направлении, и тогда уже к окончанию школы отстававший своим физическим развитием ребенок сможет получить в аттестате отличную оценку, и что более важно – крепкое здоровье и отличную физическую форму. Не это ли более ценная награда?! Особенно это касается родителей детей с лишним весом. Многие мамы стремятся освободиться полных детей от уроков физкультуры, чтобы опять же одноклассники не смеялись над ними, но для ребенка это «медвежья услуга»! Полные дети даже больше нуждаются в регулярной двигательной активности, подвижных играх на физкультуре.

Нормативы разрабатываются для всех учащихся, относящихся к группе здоровья «основная». Учащимся с группой «подготовительная» нужно сдавать только нормативы, не входящие в раздел противопоказаний. Для «специальной» группы (СМГ) не предусмотрена сдача нормативов, для нее действует отдельная программа. В идеале ученикам с проблемами со здоровьем нужно заниматься отдельно, причем у них должен быть специальный режим.

Источник: runetmir.com

Что показывает анализ кала у грудничков и детей от года: нормы и расшифровка копрограммы

При подозрении на заболевание желудочно-кишечного тракта врач, как правило, сразу назначает пациенту копрограмму – исследование физических, биохимических и микроскопических показателей каловых масс. Любые отклонения от нормы позволяют выявить серьезные нарушения работы пищеварительного тракта. Это исследование требует специальной подготовки, которая обеспечит высокую точность результата.

  • 1. Что такое копрограмма и для чего ее делают?
  • 2. Как правильно собрать биоматериал?
  • 2.1. У детей от 1,5-2 лет
  • 2.2. У грудничков

Что такое копрограмма и для чего ее делают?

Копрограмма – это лабораторная диагностика кала, которая проводится для изучения его свойств, физического и химического состава, включая цвет, запах, а также наличие видоизмененных веществ. Каловые массы – результат переработки пищи. Этот длительный процесс начинается в ротовой полости и заканчивается в толстом кишечнике. В каждом отделе при этом происходят сложные реакции, нарушение процесса которых проявляется в виде изменений базовых показателей каловых масс.

Экскременты могут содержать непереваренные остатки еды, волокна, ферменты, красящие пигменты, бактерии и остатки эпителия с разных отделов ЖКТ. Диагностика этих показателей позволяет выявить нарушения работы пищеварительного тракта даже у младенца.

Основные показания к проведению общего анализа кала:

  • острая и хроническая форма желудочных заболеваний;
  • нарушения работы печени, желчного пузыря и поджелудочной железы;
  • новообразования в органах ЖКТ;
  • патологии кишечника;
  • гельминтоз;
  • наличие воспалительного процесса;
  • нарушения микрофлоры кишечника, включая кишечные колики.

Анализ проводится повторно после прохождение малышом соответствующего курса лечения. Если диагноз подтверждается во второй раз, врач не должен ограничиваться копрограммой и назначить дополнительные методы диагностики.

Как правильно собрать биоматериал?

У детей от 1,5-2 лет

Алгоритм сбора кала у детей определяется возрастом. У малыша, который ходит в туалет на горшок, собрать биоматериал не составит труда. Основное правило – горшок должен был чистым. Его необходимо тщательно вымыть с детским мылом, после чего обдать кипятком. Любые химические средства для чистки горшка являются абсолютным табу.

Во-вторых, ребенка необходимо подмывать после каждого испражнения. Родители не всегда могут предугадать, когда им удастся собрать биоматериал, поэтому малыш должен быть всегда готов к этому.

Сбор каловых масс осуществляется специальной палочкой. Приблизительное количество необходимого биоматериала – 10-15 грамм. Экскременты помещают в стерильную баночку и плотно закрывают, после чего анализ следует отправить в лабораторию в течение нескольких часов. Максимальный срок доставки составляет 8-9 часов при условии, что каловые массы все время будут храниться при температуре, не превышающей 5 градусов. Биоматериал на наличие гельминтов необходимо привезти в лабораторию в течение 30-60 минут.

У грудничков

Особое внимание следует уделить вопросу забора кала у грудничков. Если младенец находится на грудном вскармливании, перед анализом мама должна перейти на строгую диету, которая исключает такие продукты:

  • жареная, жирная и маринованная пища;
  • цитрусовые;
  • шоколад и его производные.

Экскременты в таком случае собираются с памперса. Если у малыша наблюдается жидкий стул, лучше всего подложить под его попу одноразовую впитывающую пеленку. У младенцев при запоре допускается использование газоотводной трубки (подробнее в статье: правила использования газоотводной трубки у новорожденных). Копрограмма у грудничка чаще всего проводится для подтверждения дисбактериоза.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно сдать анализ на дисбактериоз грудничку?

Правила сдачи анализа

Сдача копрологического анализа требует тщательной подготовки, основные мероприятия направлены на соблюдение диеты. Исполнение нескольких простых правил обеспечит высокую точность результата, позволит правильно определить показатели и выявить проблемы в работе ЖКТ.

Пациент, который собирается сдавать копрограмму, за несколько дней до анализа должен соблюдать одну из двух диет:

  • Диету по Певзнеру. Согласно ей, детям разрешено употреблять не более 3000 килокалорий в сутки. Рацион питания должен ограничиться черным и белым хлебом, жареным или вареным мясом, рисовой/гречневой крупой, картофелем, сливочным маслом и свежими яблоками.
  • Режим питания по Шмидту. Допустимая норма килокалорий в день составляет 2400. Разрешенные продукты питания – молочная продукция, сливочное масло, яйца, мясные изделия, картошка и овсяная крупа.

Если малышу необходимо сдать анализ кала на скрытую кровь, рекомендуется прекратить употребление овощей и фруктов зеленого цвета, помидор, мяса, рыбы и яиц (рекомендуем прочитать: таблица расшифровки анализа крови у детей по возрастам). Перед копрограммой следует также отказаться от лекарственных средств, в которых содержится железо.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кровь в кале при поносе у ребенка: причины и лечение

Подготовка к анализу кала предусматривает исключение:

  • слабительных лекарственных препаратов, включая ректальные свечи;
  • препаратов, которые могут изменить цвет каловых масс (например, Сульфат бария);
  • антибиотиков и энзимов;
  • проведения клизм;
  • употребления кофейных напитков.

Если у новорожденного наблюдаются проблемы с регулярностью стула, и у него не получается сходить в туалет, родителю необходимо сделать ему массаж (см. также: как часто должен быть стул у здорового новорожденного?). Он проводится для стимуляции толстой кишки.

Таблица с нормами у детей

Врачи, оценивая результаты анализа кала, отталкиваются от общепринятых норм. Интересно, что большинство показателей нормы у детей разных возрастов существенно отличаются друг от друга. К примеру, цвет кала у новорожденного не может быть одинаковым с годовалым малышом. Нормы физических, биохимических и макроскопических показателей кала у малышей грудного возраста и детей старше года отображены в таблице:

Параметр Норма для малышей до 1 года Норма для детей от 1 года
Цвет Желтый, зеленый, коричневый, черный (при употреблении препаратов с железом) Коричневый
Количество 20-60 грамм в сутки 90-300 грамм в сутки
Запах Кислый и гнилостный Обычный
Консистенция Кашицеобразный или вязкий Оформленная, колбасообразная
Примеси (слизь, кровь) До 3 месяцев возможно выделение слизи в каловых массах Нет
Ph 4,8-7,5 7-7,5
Билирубин Возможна положительная реакция Отрицательная реакция
Стеркобилин 75-150 мг в день 75-350 мг в сутки
Соли жирных кислот Нет Нет
Эритроциты Нет Нет
Лейкоциты Максимально допустимое количество 1-2 До 2-4
Крахмал Нет Нет
Мышечные волокна Нет Единичные
Наличие детрита Есть Есть

Расшифровка показателей

Отклонения физических, биохимических и микроскопических параметров в копрограмме могут свидетельствовать об определенном нарушении работы пищеварительного тракта:

  • Изменения консистенции каловых масс. У грудничков нормой считается неоформленный жидкий стул (подробнее в статье: что делать, если у грудничка пенистый стул на грудном вскармливании?). Плотные каловые массы в виде комков могут свидетельствовать о запоре, этот же симптом характерен и для детей старше годика. Жидкий стул у малыша старше 1 года показывает диарею, а пенистый кал означает присутствие в организме кишечной инфекции.
  • Наличие примесей в каловых массах. Согласно расшифровке, у грудничков до трехмесячного возраста наличие слизи в кале может считаться нормой. Опасение у малышей старше года должны вызвать остатки непереваренной пищи, свидетельствующие о нарушениях работы поджелудочной железы, а также кровь, которая является признаком возможного кровотечения в одном из отделов кишечника.
  • Нарушение кислотно-щелочной среды. Врачи могут расшифровать этот показатель следующим образом. Превышение ph происходит при гниении белка, возникающем вследствие чрезмерного употребления мяса. Если показатели ph ниже нормы, тогда есть основания говорить о нарушении всасывания жирных кислот и непереносимости молочной продукции.
  • Присутствие билирубина. Билирубин может быть обнаружен только в анализе грудничка, который находится на ГВ. Во всех остальных случаях реакция должна быть отрицательной. Если у старшего ребенка в кале присутствует билирубин, это говорит о диарее, гастроэнтерите или дисбактериозе (см. также: что нужно делать, если обнаружилась кровь в кале у грудного ребенка?).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему появляются черные точки в кале у ребенка?

  • Наличие стеркобилина. Стеркобилин – это продукт распада билирубина, поэтому он присутствует в каловых массах детей в незначительном количестве. Ее превышение является показателем нарушений работы селезенки, а понижение свидетельствует о гепатите, панкреатите или холангите в острой форме.
  • Наличие мышечных волокон. Эти вкрапления – остатки непереваренной мясной пищи. Их присутствие является признаком дисфункции поджелудочной железы.
  • Присутствие крахмала. В норме крахмал в организме здорового ребенка полностью перерабатывается. Если в экскрементах были обнаружены зерна крахмала, врач может поставить диагноз острый панкреатит или гастрит.
  • Наличие эритроцитов и лейкоцитов. Превышение нормы лейкоцитов возникает при гельминтозе, язве, полипе или образовании опухоли.
  • Расшифровка копрограммы включает также исследование в кале ребенка солей жирных кислот. Их наличие сигнализирует о необходимости дополнительной диагностики поджелудочной железы.
  • Наличие мыла. Мыла – это переработанные остатки жиров, потому незначительное их количество в кале у малышей разных возрастных категорий считается нормой.
  • Отсутствие детрита. Детрит представляет собой мелкие частицы переваренной пищи. Его наличие в кале свидетельствует о правильном питании, в то время как отсутствие детрита – показатель невосприятия организмом определенной пищи или развития кишечных инфекций.
  • Присутствие белка. Врачи единогласно расшифровывают положительную реакцию на белок следующим диагнозом – воспалительный процесс в кишечнике.
Читайте также:
Как с помощью программы расширить диск с

О чем говорит изменение цвета и запаха кала?

Интерпретация результатов анализа кала включает определение изменения цвета и запаха биоматериала. В норме кал у грудничков имеет желтый, коричневый или серый цвет.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему повышены лейкоциты в кале у грудничка и что делать?

Поскольку у малышей, которые находятся на грудном вскармливании, до полугода выделяется билирубин, каловые массы могут приобретать зеленый цвет. При употреблении препаратов с железом экскременты бывают черные. Каловые массы старшего ребенка преимущественно коричневого цвета. Отклонения от нормы свидетельствуют о развитии патологии:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: высокий билирубин у новорожденного: причины

  • черный цвет – признак кровотечения в желудке или двенадцатиперстной кишке;
  • желтый цвет – симптом брожения в одном из отделов кишечника, иногда вследствие чрезмерного употребления молочной продукции;
  • обесцвеченный, белый – проявления вирусного гепатита, нарушений работы двенадцатиперстной кишки или желчнокаменной болезни.

Запах экскрементов также может указывать на дисфункцию работы пищеварительного тракта:

  • слишком зловонный запах помогает выявить процессы гниения в одном из кишечных отделов, а также нарушения микрофлоры;
  • кислый запах, за исключением возраста до года, свидетельствует о чрезмерном содержании жира;
  • слишком слабый запах отмечается при запорах.

Стоимость процедуры

Анализ кала сегодня проводится во всех государственных и частных диагностических центрах. Стоимость зависит от города, в котором проводится исследование, а также от сроков выполнения. Как правило, результат копрограммы можно получить через 5-6 рабочих дней. В медицинских центрах при необходимости делают срочные анализы, которые стоят немного дороже.

Средняя цена исследования в столице составляет приблизительно 400-600 рублей. В Казани анализ можно сдать за 300-400 рублей, а в Самаре за 200-250.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник: vseprorebenka.ru

Новые требования к детскому питанию

Горячее питание обязательно

Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

  • горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
  • готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

Разрешенная пищевая продукция

Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, приведен в приложении 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В нем содержатся 45 наименований продукции.

Стоит отметить, что в целом перечень недопускаемой пищевой продукции остался прежним. Если его сравнивать со старым перечнем для дошкольных образовательных учреждений, то можно выделить новые позиции, которые не допускаются для питания детей, к примеру:

  • жевательная резинка;
  • окрошки и холодные супы;
  • яичница-глазунья;
  • паштеты, блинчики с мясом и с творогом;
  • макароны по-флотски (с фаршем), макароны с рубленым яйцом.

Также в новом перечне установлены требования к минимальной (максимальной) жирности молочных и кисломочных продуктов, творога.

Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности. Такая таблица приведена в приложении 11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Нормы питания

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

  • среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
  • требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
  • суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
  • количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

Особенности установления норм питания для детей-сирот.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

  • больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
  • нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.

Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Требования к меню

Согласно п. 8.1.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в организации, в которой осуществляется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.

Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). В палаточных лагерях для детей допускается разработка меню на период до 7 дней.

К сведению: рекомендуемый образец меню – в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.

Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ.

Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий (п. 8.1.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции должно размещаться в доступных для родителей и детей местах (в обеденном зале, холле, групповой ячейке). Аналогичные требования предъявляются к размещению меню дополнительного питания (для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования) (п. 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Читайте также:
Блок схемой программы является алгоритм представленный

Дети, нуждающиеся в лечебном и диетическом питании

Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:

1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);

2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;

3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

Использование продуктовых автоматов

В качестве дополнительного питания детей в организованных детских коллективах допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Такие нововведения предусмотрены в п. 8.3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Через автоматы может быть реализована следующая пищевая продукция промышленного изготовления:

а) в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты);

При этом должны быть соблюдены требования к условиям хранения и срокам годности указанной пищевой продукции, а также к наличию документов, подтверждающих ее качество и безопасность.

Аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции допускается устанавливать в обеденном зале при условии соблюдения нормы площади посадочного места.

Такие аппараты должны обрабатываться в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.

Питьевой режим

В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:

1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);

2) питьевой режим должен быть организован посредством:

а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;

б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);

в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;

г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:

  • кипятить воду нужно не менее 5 минут;
  • до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
  • смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Организация питания в детских палаточных лагерях

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
  • Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
  • Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Источник: www.audit-it.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru