Правовая норма — важный и необходимый инструмент управленческой деятельности.
В «Советском энциклопедическом словаре» термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязательным порядок, построение чего-нибудь, а «право» — как совокупность общеобязательных правил (норм), установленных или санкционированных государством.
Г. Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя». Опора на право и нравственность — одно из важнейших условий обеспечения безопасности учащихся и педагогов в образовательном учреждении.
Каким же должно быть нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития образовательного учреждения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим нормативно-правовое обеспечение образования с позиций системного подхода на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образо- вательного учреждения. На рис. 13 графически представлена система нормативно-правового обеспечения образования в РФ.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса СПО. (Часть 1)
При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют законы РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включенные в «Гражданский кодекс Российской Федерации», а также законы, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом.
К нормативным документам Министерства образования РФ относятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, положения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно-правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.
Рис. 13. Система нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации
Нормотворческая деятельность на федеральном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обеспечивают функционирование региональной системы образования в рамках единого образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.
На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитывающие ее местную специфику.
Говоря о нормотворческой деятельности на уровне общеобразовательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в реалиях современного общества
Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются:
— Устав муниципального образовательного учреждения;
— локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.);
— приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового распорядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).
Кроме того, Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в компетенцию образовательного учреждения не только выбор, но и разработку и нормативное утверждение образовательных программ, учебных планов, программ некоторых вновь вводимых в данной школе учебных предметов.
Эти полномочия конкретизируют объявленный принцип автономности образовательных учреждений (ст. 2).
Следует особо отметить, что возросшая компетенция, обеспеченная реализацией принципа автономности, означает повышение ответственности руководителя за результаты и последствия деятельности, осуществляемой образовательным учреждением.
В данном случае образовательное учреждение в установленном законодательством РФ порядке несет ответственность:
— за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
— за неполную реализацию образовательных программ;
— за качество образования своих выпускников;
— за нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
— за жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.
Помимо нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровня для осуществления нормотвор-ческой деятельности образовательного учреждения оказываются важными и некоторые международные нормативные документы, например Международная Конвенция о правах ребенка, принятая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ помимо Конституции РФ должен использоваться при разработке образовательным учреждением прав и обязанностей ребенка в образовательном процессе. В данной Конвенции предусмотрены современные направления светского воспитания, которые могут быть учтены при разработке инновационных образовательных проектов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
10. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Нормативно – правовое обеспечение Программы обеспечивается федеральным, республиканским законодательством о местном самоуправлении, о развитии регионов и села, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Для реализации мероприятий основными правовыми документами являются Конституции РФ и РС (Я), Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ от 28 августа 1995 г. и Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 79 от 17 октября 2003 г., Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РС(Я) «О финансах местного самоуправления в РС (Я) № 376-11 от 15.06.2002 г., федеральные и республиканские законы, правовые акты правительства РФ и РС(Я), принятые вопросам, касающихся жизнедеятельности и социально-экономического развития Якутии в целом и конкретно Вилюйского улуса, Первого Тогусского наслега, решения сессии Улусного Собрания Представителей и решения Наслежного Совета депутатов.
Для населения наслега, улуса особое значение имеет принятые республиканские целевые программы, которые являются основой для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйственной деятельности, инвесторов.
Вместе с тем, необходима разработка и принятие Закона «О социальном развитии села», так как развитие сельских сообществ как специфических социально-экономических общностей требует сочетания государственной поддержки и самоорганизации населения в развитии сельской экономики и духовно-нравственного воспроизводства.
Нормативно-правовое обеспечение Программы осуществляется по двум направлениям:
- Принятие Программы Наслежным Советом, Улусным Собранием, придание ей статуса муниципального нормативного акта. Предусмотрено проведение следующих мероприятий:
- Разработка и принятие нормативных актов муниципального образования: «О порядке реализации и ресурсном обеспечении Программы», «О муниципальном заказе», «О кадровом потенциале муниципального образования».
- Внесение изменений и дополнений в проекты целевых программ и другие нормативные акты, касающихся отраслей экономики.
- Подписание соглашений и договоров с улусными управлениями и отделами, республиканскими министерствами и ведомствами и хозяйствующими субъектами.
- Конституция Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992г.;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 г. №934 (в ред. Указа от 13.12.2011 г. №1102) «Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №954 «Государственная программа «Управление собственностью на 2012-2016 годы
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №956 «Государственная программа «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №958 (в ред. Указа от 12.03.2012 г. №1273) «Государственная программа «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №970 «Государственная программа «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №971 (в ред. Указа от 15.03.2012 г. №1284) «Государственная программа «Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и на период до 2020 года»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №974 «Государственная программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №976 «Государственная программа «Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №977 «Государственная программа «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №979 «Государственная программа «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.11.2011 г. №980 «Государственная программа «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №981 «Государственная программа «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №983 «Государственная программа «Реализация молодежной политики, развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»»;
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №984 ««Государственная программа «Обеспечение пожарной безопасности, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»»;
- Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.12.2011 г.№1394-р «О методических рекомендациях по разработке программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов РС (Я)».
Источник: studfile.net
Анализ нормативно-правового обеспечения профессионального обучения
Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации – это совокупность юридической документации, законов и нормативных актов, подтверждающих лицензирование деятельности образовательного заведения, его аттестацию и аккредитацию, утверждающих организационные нормы деятельности учреждения, управления и контроля за этой деятельностью.
Деятельность любой образовательной организации имеет свое нормативно-правовое обеспечение, которое отражает организационные и юридические основы деятельности образовательной организации.
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования можно представить, как комплекс программ по построению, реализации, развитию и контролю образовательной деятельности на конкретном уровне.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Нормативно-правовое обеспечение деятельности профессионального обучения реализуется на нескольких уровнях:
- Международный уровень.
- Федеральный уровень.
- Региональный уровень.
- Муниципальный уровень.
- Локальный уровень.
Федеральные нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений профессионального уровня обучения
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования на федеральном уровне осуществляется:
«Анализ нормативно-правового обеспечения профессионального обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Федеральное законодательство в области нормативного регулирования деятельности профессиональной системы образования базируется, прежде всего, на положения Конституции РФ, определяющей права граждан на получения образования, независимо от их половой принадлежности, расы, национальности, возраста, ограниченных возможностей развития.
Федеральные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с международными документами, регулирующими образовательную деятельность. К ним относятся «Декларация прав ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка». Законодательство страны не может противоречить, утвержденным в данных документах нормам, определяющим права детей на образование, свободу выбора его содержания, права на защиту своих интересов и т.д.
Закон «Об образовании» утверждает права каждого гражданина на получения профессионального образования, выбранного им уровня. Каждый может претендовать на бесплатное обучение по программам профессионального образования, в случае прохождения конкурса.
Содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки, количество часов, отведенных на изучение конкретного курса, темы, порядок деятельности учреждений профессионального образования утверждается федеральными государственными образовательными стандартами.
Эти стандарты определяют сроки обучения по программам среднего специального и высшего профессионального образования, количество часов по учебным циклам каждой специальности, часов, отводимым на изучение отдельной дисциплины, определяют наименование дисциплин общепрофессионального цикла, а также узкой профессиональной направленности, количество обучающихся на платной и бесплатной основе по каждой специальности, продолжительность обучения, требования к уровню подготовки учащихся, достигнутого по итогам обучения на определенном курсе среднего профессионального и высшего образования.
Приказы Миноборнауки РФ, которые были приняты 19. 12. 2013 года, утверждают порядок деятельности учреждений высшего образования по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета. В этой нормативной документации отражаются требования к содержанию и разделам образовательной программы.
Образовательные программы профессионального обучения
Образовательные программы, утвержденные стандартом, состоят из двух частей: базовая часть и вариативная часть.
Базовая часть является обязательной для каждой специальности и состоит из следующих компонентов:
- Модули и практики, утвержденные ФГОС;
- Модули и практики, утвержденные учреждением профессионального образования;
- Государственная аттестация, организуемая для проверки и оценки усвоенных учащимися знаний и компетенций.
Кроме того, образовательная программа может включать дополнительную часть, содержащую специальные модули обучения, ориентированные на лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Таким образом, происходит реализация инклюзивного профессионального образования.
Программы профессионального обучения и раздел, касающийся фондов оценочных средств, требуемых для проведения промежуточных аттестаций и итоговой аттестации. Именно этот раздел является значимым для контроля за качеством обучения учреждением профессионального образования. В нем отражены критерии оценки компетенций учащихся, этапы контроля, контрольные задания, методические инструкции по проведению контроля и оценки знаний и навыков учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение профессионального обучения на локальном уровне
На этом уровне происходит нормативное регулирование деятельности учреждения профессионального образования на основании юридических актов, принятых самим учреждением. При этом, локальные нормативные акты:
- Должны включать правила и особенности построения взаимоотношений образовательной организации с иными институтами и регламентировать иную деятельность образовательного заведения, не запрещенную законом;
- Должны иметь форму приказов, содержащих положения, правила, порядки и инструкции по различным направлениям образовательной деятельности учреждения профессионального образования;
- Нормативные акты, издаваемые организацией, должны носить необходимый и обязательный характер.
К локальным актам учреждения профессионального образования относится, прежде всего, Устав учреждения. Именно он определяет основы управления его деятельностью и порядок организации образовательного процесса, а также регламентирует деятельность и взаимоотношения преподавательского состава.
Каждое учреждение профессионального образования составляет свою программу обучения. Она составляется на основе образовательной программы региона или муниципалитета и в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов.
Источник: spravochnick.ru