Тема 1. Нормативно-правовые основы разработки рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ, ЕН, ОП циклов
Федеральные государственные образовательные стандарт начального и среднего профессионального образования утверждены и введен в действие с 01 сентября 2011 года во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом № 260 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»)[3].
Этот документ зафиксировал новую систему требований для учреждений начального и среднего профессионального образования. В числе этих норм – разработка и утверждение основной профессиональной образовательной программы, разработка рабочих программ учебных дисциплин, разработка рабочих программ профессиональных модулей, требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Причем, требования к результатам, сформулированные в стандарте, ставят перед преподавателями новые задачи, которые требуют новых подходов, средств и методов.
5. Проектирование и разработка программ. Основы программирования.
Рабочая программа учебной дисциплины является неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы учреждений начального и среднего профессионального образования, ее разработка и утверждение регламентируется действующими федеральными нормативно-правовыми актами.
С другой стороны, рабочая программа учебной дисциплины должна стать тем «настольным» документом для преподавателя, который конкретизирует результаты освоения дисциплины и зафиксирует те средства, приемы и методы, с помощью которых данный преподаватель в данных условиях сможет их достичь. В соответствии с ФГОС НПО и СПО и действующим Законом РФ «Об образовании» рабочая программа учебной дисциплины должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы начального и среднего профессионального образования и предназначена для подробной характеристики средств и путей достижения этих результатов.
Создание рабочей программы учебной дисциплины регламентируется следующими положениями действующего нормативно-правового поля на федеральном уровне:
- в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (гл. II, ст. 9, п. 6.1 в редакции от 28.02.2012 N 11-ФЗ) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии[1].
- в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования третьего поколения по конкретной профессии/специальности;
- в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (гл. III, ст. 32, п. 2 в редакции от 28.02.2012 N 11-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) [1];
- в соответствии с разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденные И.М.Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года (приложение 1) [6].
Таким образом, исходными документами для составления рабочих программ УД циклов ОГСЭ, ЕН, ОП являются:
Как устроен процесс разработки? ДЛЯ НОВИЧКОВ / Про IT / Geekbrains
- федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения по конкретной специальности;
- разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе ФГОС НПО и СПО;
- базисный учебный план по профессии/специальности;
- учебный план образовательного учреждения по профессии/специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.
Вопросы для самоконтроля:
- Является ли рабочая программа учебной дисциплины частью основной профессиональной образовательной программы и в каком документе это отражено?
- Какой нормативно-правовой акт устанавливает самостоятельную компетенцию образовательного учреждения в части создания рабочей программы. Укажите номер статьи и пункта?
- Какими нормативными документами должен руководствоваться преподаватель при разработке рабочей программы учебной дисциплины?
Источник: npospoud.wordpress.com
Правовые основы разработки и реализации государственных социальных программ
Реализация государственных программ основывается на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне регионов и муниципальных образований.
Нормативно-правовая база муниципальных программ опирается в первую очередь на федеральную законодательную базу, а впоследствии подкрепляется и уточняется нормативными актами региональных и муниципальных образований.
Региональная программа является самостоятельным объектом управления.
Система управления, координации, методического руководства программами включает в себя общегосударственный, межрегиональный и собственно региональный уровни[11,с.8].
Общегосударственный уровень управления представлен органами управления исполнительной власти России и в том числе российскими министерствами и ведомствами (Минэкономики, Минфин и др.). На общегосударственном уровне обеспечивается разработка единой стратегии регионального развития России, координация государственных, межрегиональных, собственно региональных программ, формируется нормативно-правовая основа в этой области, разрабатывается методология программирования, ее специализация с учетом ее особенностей и др.
Участие в управлении программами в значительной мере осуществляется здесь путем распределения финансовых средств, определения механизма, способов и условий предоставления их регионам через федеральный бюджет. Непосредственным исполнителем координационно-методологических функций на общегосударственном уровне является Минэкономики России.
На межрегиональном уровне, когда программа затрагивает интересы двух и более регионов, управленческие функции выполняет создаваемый Межрегиональный консультативно-координационный совет по руководству программами, в состав которого входят специалисты, представляющие регион и сопредельные регионы, чьи интересы должны быть учтены при проектировании и реализации региональных программ[16,с.60].
Непосредственно на местах управление программами осуществляют исполнительные органы власти территорий.
В их функции входят: принятие к исполнению новых программ, координация их с основными направлениями и приоритетами правительственной политики Российской Федерации, подготовка концепции развития региона, распределение бюджетных ассигнований между программными и не программными потребностями, принятие программ к исполнению, внесение изменений в действующие программы и т.д.
Органы власти автономных образований, входящих в состав краев, областей, создают условия для формирования и реализации региональных программ. Региональные властные структуры формируют и утверждают органы программно-целевого управления (заказчики), на которые возлагается ответственность за проектирование и реализацию программы.
Государственные социальные программы разрабатываются в соответствии с:
— Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)[2];
— Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 N 95-ФЗ[3];
— Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ[4];
— Федеральным законом «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 N 25-ФЗ;
— Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[5];
— Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 25.12.2018) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»)[7];
— Постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 N 748 (ред. от 20.11.2018) «О создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»;
— Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 25.12.2018) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [6];
— Приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 (ред. от 15.03.2017) «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2016 N 43976) [8];
— Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 13.10.2018) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации».
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 2275 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО — ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИИ
Обзор законодательной базы Российской Федерации в сфере разработки и реализации целевых программ
Реализация целевых программ основываются на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне регионов и муниципальных образований.
Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №115-ФЗ;
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (04.07.2003 №95-ФЗ);
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (06.10.03 №131-ФЗ) (ред. 08.11.2007);
Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития.
Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее — региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации; которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
Для примера приведу муниципальную целевую программу, а именно:
Муниципальная Целевая программа «Школьные окны» на 2011-2015 годы.
Нормативно-правовое обеспечение Программы:
— Конституция Российской Федерации;
-Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131- ФЗ (статья 16) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
-Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
-Закон Ульяновской области от 06.05.2006 №52-ЗО «Об образовании в Ульяновской области»;
-Устав муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 №67.
Вышеприведенный пример показывают, что нормативно-правовая база муниципальных программ опирается в первую очередь на федеральную законодательную базу, а впоследствии подкрепляется и уточняется нормативными актами региональных и муниципальных образований.
Региональная программа является самостоятельным объектом управления. Система управления, координации, методического руководства программами включает в себя общегосударственный, межрегиональный и собственно региональный уровни.
Общегосударственный уровень управления представлен органами управления исполнительной власти России и в том числе российскими министерствами и ведомствами (Минэкономики, Минфин и др.). На общегосударственном уровне обеспечивается разработка единой стратегии регионального развития России, координация государственных, межрегиональных, собственно региональных программ, формируется нормативно-правовая основа в этой области, разрабатывается методология программирования, ее специализация с учетом ее особенностей и др. Участие в управлении программами в значительной мере осуществляется здесь путем распределения финансовых средств, определения механизма, способов и условий предоставления их регионам через федеральный бюджет. Непосредственным исполнителем координационно-методологических функций на общегосударственном уровне является Минэкономики России.
На межрегиональном уровне, когда программа затрагивает интересы двух и более регионов, управленческие функции выполняет создаваемый Межрегиональный консультативно-координационный совет по руководству программами, в состав которого входят специалисты, представляющие регион и сопредельные регионы, чьи интересы должны быть учтены при проектировании и реализации региональных программ.
Непосредственно на местах управление программами осуществляют исполнительные органы власти территорий. В их функции входят: принятие к исполнению новых программ, координация их с основными направлениями и приоритетами правительственной политики Российской Федерации, подготовка концепции развития региона, распределение бюджетных ассигнований между программными и не программными потребностями, принятие программ к исполнению, внесение изменений в действующие программы и т.д. Органы власти автономных образований, входящих в состав краев, областей, создают условия для формирования и реализации региональных программ. Региональные властные структуры формируют и утверждают органы программно-целевого управления (заказчики), на которые возлагается ответственность за проектирование и реализацию программы.
Отношения при управлении реализацией региональной программы носят вертикальный характер, связывая воедино сверху вниз договорными отношениями региональный орган программно-целевого управления — заказчик (генподрядчик), предприятия (организации) — подрядчики, выполняющие программные задания, и предприятия (организации) — субподрядчики 1-го, 2-го и т.д. порядка.
Контроль за подготовкой и реализацией программы осуществляется на всех этапах в различных формах: независимая экспертиза при рассмотрении предложений о программах и при проектировании программных объектов, постоянный мониторинг на стадии реализации и др. Регулярность и порядок осуществления контроля регламентируются в ходе принятия и реализации программы властными структурами региона. Устанавливается ответственность руководителей и исполнителей региональных программ за несвоевременное и некачественное их выполнение.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик программы, который должен обладать достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы, учитывая тот факт, что в ходе реализации программы будут подготавливаться проекты нормативных правовых актов, осуществляться взаимодействие с органами власти региона, финансовыми, промышленными и общественными организациями.
Координатором всех стадий разработки и реализации программы является специальный орган управления программой. В зависимости от типа региона создаются различные органы управления: специальный региональный комитет или комиссия, дирекция программы, орган управления программой в рамках межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия.
Орган управления программой наделяется следующими функциями:
— подготовка предложений по перспективам развития территории;
— подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
— подготовка предложений по оперативному управлению в ходе реализации программы;
— организация финансового обеспечения программы;
— оперативная связь с межрегиональными и федеральными органами власти.
Орган управления программой может подготавливать предложения по проектам местных законов и нормативных актов по каждой крупной региональной проблеме, а также предложения по критериям отбора инвестиционных проектов. Он может осуществлять (совместно с заказчиком) финансовый контроль за использованием средств федерального и регионального бюджетов, выделенных на реализацию программы. Орган управления программой должен ежегодно готовить отчеты о ходе работы по выполнению программы.
Обеспечение комплексного контроля за реализацией программы, требует увязки механизма ее реализации и организационно-экономических мер по стимулированию программы; постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем проблемам и целевым установкам; своевременной оценки нарушения сроков реализации программы для определения упущенной выгоды и подготовки предложений по их корректировке.
Осуществление контроля за ходом реализации программы позволит органу управления программой своевременно определять под каждую цель, подцель и задачу конкретный административный или экономический регулятор, стимулирующий реализацию того или иного программного задания. Разрабатывается сетевой график увязки всех стадий разработки и реализации программы между собой, и четко формулируются цели и задачи, как для исполнителя, так и для заказчика программы. Это особенно важно при ликвидации или своевременном предупреждении возникновения региональных кризисных ситуаций.
Источник: studbooks.net
Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Закон «Об образовании в РФ» (п.22ст.2; ч.1,5ст.12;ч.7ст.28;ст.30;п.5 ч.ст.47; п.1ч.1ст.48) 29.12.2012 №273-ФЗ ;
ФГОС НОО, утв.приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (п.19.5);
Примерная программа по предмету;
Методические письма о преподавании предмета;
Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.
6.Технология разработки и утверждения рабочей программы
6.1.Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному курсу, предмету, дисциплине на учебный год или ступень обучения.
6.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса, дисциплины) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.
6.3.Рабочая программа утверждается ежегодно до начала учебного года приказом директора Гимназии.
6.4.Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры:
Адаптированные программы утверждаются на уровне Гимназии. На титульном листе рекомендуются грифы: «Рассмотрено на заседании МО. Протокол № …от….20…года», «Согласовано. Заместитель директора по УВР …», «Утверждаю. Директор МБОУ БГ №122…» (приложение № 1).
Авторские программы утверждаются с учетом внешних согласований. Экспертиза указанных программ проводится по выбору составителя (автора) в учреждениях высшего профессионального педагогического образования, имеющих лицензированное право экспертизы образовательных программ соответствующего уровня и направленности.
Титульный лист в данном случае имеет два грифа «Согласовано. Руководитель экспертного учреждения. Дата и личная подпись», «Утверждаю. Директор МБОУ БГ №122…». Авторские программы необходимо сопровождать развернутым экспертным заключением на официальном бланке экспертного учреждения и подписью двух экспертов.
6.5.При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор Гимназии накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
6.6.Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, дисциплину, направление деятельности и пр.
7.1.Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Общую характеристику учебного предмета, курса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приложения к программе.
7.2. Структурные элементы рабочей программы педагога
8.Оформление рабочей программы
8.1.Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman и a_Helver Bashkir, кегль 11-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, ориентация альбомная. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
8.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. На титульном листе (приложения № 1) указывается:
полное наименование Гимназии в соответствии с Уставом,
название рабочей программы (предмет),
адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся),,
гриф рассмотрения на заседании МО,
гриф согласования с заместителем директора по УВР,
гриф утверждения программы директором гимназии,
сведения о составителе или авторе (составителях или авторах)
прочие данные (например, результаты экспертизы ИРО, гриф согласования с ИРО).
8.3. В тексте пояснительной записки следует указать:
соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования;
на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;
цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта)
используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой Гимназии);
количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю;
При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания, в пояснительной записке указывается на основе какой программы осуществляется деятельность, а календарно-тематическое поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.
8.4 Учебно-тематический план составляется на основании Положения
Источник: mydocx.ru