Программа спортивной подготовки и обучения для государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей областной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва министерства образования составлена в соответствии с Законами Российской Федерации: «Об образовании», от 13.01.96 №12-фз; О физической культуре и спорте», от 29.04.99 №80-фз; Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативных документов Минобрнауки России №ВФ-1544/06 от 10.08.2006, Росспорта №ЮА-00-10/2554 от 24.08.2006, регламентирующими работу учреждений дополнительного образования, обобщения научных исследований в области детско-юношеского спорта и системы многолетней спортивной подготовки, передового опыта работы тренеров с юными стрелками и спортсменами национальных сборных команд различных возрастных групп. При разработке программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научных исследований, методических разработок и рекомендаций по подготовке спортивного резерва последних лет.
Основная нормативная документация для деятельности медицинских лабораторий в 2023 году
В программе представлены модель построения системы многолетней подготовки, примерные планы построения тренировочного процесса по годам обучения, варианты недельных микроциклов тренировочных занятий различной направленности. Определена общая последовательность изучения программного материала, контрольные и переводные нормативы для этапа начальной подготовки (НП), учебно-тренировочного этапа (УТ) и этапа спортивного совершенствования (СС).
При спортивных школах могут быть созданы спортивно-оздоровительные группы (СО), группы высшего спортивного мастерства (ВСМ) Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, норматив оплаты труда тренеров-преподавателей за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливается администрацией в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью па быстроту, ловкость, гибкость); достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к жизненной практике; отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий боксом.
Основные задачи этапа начальной подготовки (НП) вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по стрельбе из лука , направленную па гармоничное развитие физических качеств в общей физической подготовки и изучение базовой техники бокса, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
ГРАНД-Смета. Часть 01. Нормативная база
Основные задачи учебно-тренировочного этапа (УТ) задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства стрелков из лука, к которым относятся – состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-тактического арсенала, воспитание специальных психических качеств и формирование соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов.
Основные задачи этапа спортивного совершенствования (СС) И высшего спортивного мастерства (ВСМ). Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основная задача привлечения к специализированной спортивной подготовке перспективных спортсменов для достижения ими высоких и стабильных результатов посредством комплексного совершенствования всех компонентов мастерства спортсмена, позволяющих войти в состав сборных команд России.
Цель многолетней подготовки юных спортсменов в ОСДЮСШОР министерства образования , воспитание спортсменов высокой квалификации – резерва сборной команды страны, северо-западного Федерального округа, Калининградской области, города Калининграда, спортивных организаций, ведомств развивающих бокс, а также активных строителей, защитников и патриотов своей страны.
Учебная работа в ОСДЮСШОР министерства образования строится на основе данной программы и рассчитана на календарный год. Для обеспечения круглогодичных занятий и активного отдыха в каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря круглосуточного или дневного пребывания.
Основными (формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия: работа по индивидуальным планам (в СС); медико-восстановительные мероприятия; тестирование, педагогический и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.
Расписание занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Настоящая программа состоит из двух частей.
Первая часть программы – нормативная, которая включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, общефизической подготовке, специально-физической, технико-тактической и теоретической подготовке, систему участия в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику по годам обучения для каждого этапа многолетней подготовки.
Особое внимание уделено контрольно-переводным и квалификационным нормативам по годам обучения.
Вторая часть программы – методическая, которая включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему тренировочных и соревновательных нагрузок, содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий, организации медико-педагогического и психологического контроля и управления.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
В настоящей программе выделено четыре этапа спортивной подготовки и обучения:
1. Этап начальной подготовки (НП).
2. Учебно-тренировочный этап (УТ).
3. Этап спортивного совершенствования (СС).
4. Этап высшее спортивное мастерство (ВСМ)
Важным условием успеха тренера в работе со стрелками является соблюдение основополагающих принципов многолетней спортивной подготовки:
— строгой преемственности задач, средств и методов построения учебно-тренировочных занятий;- постепенности возрастания общего объема нагрузок при увеличении объемов средств специальной подготовки и уменьшении объемов средств общефизической подготовки;
-увеличения общих тренировочных нагрузок в учебно-тренировочных группах в основном за счет их объемов, а в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства — за счет повышения интенсивности;
-тщательного соблюдения постепенности увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок;
— строгого следования дидактическому принципу — от простого к сложному при обучении и совершенствовании во всех видах подготовки и др.
Режим учебно-тренировочной работы на различных этапах подготовки, наполняемость учебных групп и требования к физической, технической и спортивной подготовке представлены в табл. 1.
Минимальный возраст для зачисления
Минимальное количество учащихся в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требовании к физической, технической и спортивной подготовке
Источник: www.litsoch.ru
Нормативная часть образовательной программы
Гибкость – октябрь – ноябрь, апрель‑май. Занятия проводятся непрерывно в течение 42–49 дней в каждом периоде. После периода две недели отдыха. Время на одном занятии 30–50 мин.
Быстрота – наиболее благоприятное время, апрель – июль. Занятия проводятся в течение 21–23 дней в каждом периоде. После периода развития быстроты неделя отдыха.
Ловкость – на протяжении всего учебного тренировочного периода.
Сила – раз в неделю. При проведении учебно‑тренировочных сборов направленного характера ежедневно в течение 14–20 дней.
Выносливость – раз в неделю специализированная тренировка. При проведении учебно‑тренировочных сборов направленного характера ежедневно.
Важнейший фактор адаптационных процессов – адекватность адаптации. Адекватные внешнему воздействию изменения происходят только в тех случаях, когда сила этих возмущающих воздействий не превышает границ физиологических возможностей регулирующих и обслуживающих систем организма.
Программа состоит из трёх частей:
Введения, где описана актуальность программы, новизна и отличия от других существующих. Поставлены примерные педагогические задачи для развития общих и специальных физических качеств. Определены условия образовательного процесса на разных этапах спортивной тренировки. Подробно обозначен ряд проблем и проблемных ситуаций которые негативно влияют на образовательный процесс.
Нормативной части, которая включает в себя тематические учебные планы на текущий год занятий, примерные годовые планы распределения часов, Величина теоретических и физических почасовых нагрузок. определена почасовым планом рабочей нагрузки в учебном году. Подробно описаны схемы проведения мониторинга в СОГ. Указаны переводные и контрольные нормативы.
Методическая часть программы включает особенности усвоения учебного материала с учётом возраста и индивидуальных особенностей занимающихся. Методические рекомендации позволят сохранить процент занимающихся в группах различного уровня образования в образовательном учреждении.
Наполняемость учебных групп и режим учебно‑тренировочной работы образовательных учреждений по КУДО
1 Количество часов в неделю может меняться в зависимости от этапа спортивной подготовки. Неизменным остаётся количество часовой нагрузки в год.
2 Часы, отработанные на плановых мероприятиях входят в общее время работы (время на соревнованиях, сборах, обследованиях и т. д.)
3 Через год тренировочных занятий в СОГ дети до 17 лет на основании сданных контрольных нормативов могут быть зачислены в ГНП или УТГ.
4 В государственных учреждениях бюджетного типа (ДЮСШ, ОСДЮШОР) часовая недельная нагрузка может быть сокращена на 25 %, в зависимости от уровня подготовленности.
5 год обучения в ГВСМ не регламентируется.
6 Возраст в группах спортивного оздоровления с 10 лет и старше.
Режимы учебно‑тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке
* Указывается только минимальный возраст зачисления в спортивную школу.
* ГЗ формируются из всех желающих. Время работы на усмотрение тренера‑преподавателя.
Соотношение средств физической и технико‑тактической подготовки по годам обучения (%)
* сочетание средств подготовки в группе высшего спортивного мастерства зависит от количества соревнований и варьируется в зависимости от календарных планов федераций и текущих планов тренера‑преподавателя
Тематический учебный план подготовки на год: КУДО
* количество часов в группе может незначительно изменяться, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, целей, задач и условий учебно‑тренировочного процесса
* общее количество часов содержания образования на каждом конкретном этапе подготовки определяется местным положением соответствующего образовательного учреждения, в данной программе указано примерное количество часов исходя из нормативных документов, накопленной практики работы ведущих специалистов в области КУДО;
* часы в таблице указаны с учётом совмещения работы над школой базовых движений, специальной физической подготовки, совершенствованием технико‑тактического мастерства и специальных подготовительных упражнений.
ОФП – общая физическая подготовка
СФП – специальная физическая подготовка
СТТМ – совершенствование технико‑тактического мастерства
СПУ – специальные подготовительные упражнения
ТЕОРИЯ – необходимые теоретические знания
СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА– время на судейские семинары, практические занятия и судейство соревнований
Контрольные нормативы, соревнования – общее время, затраченное на мероприятие
Источник: studopedia.su
Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, по этапам подготовки
4.2. Оказание физкультурно-оздоровительных услуг и реализация дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут оказывать физкультурно-оздоровительные услуги путем проведения занятий по физической культуре и спорту, а образовательные организации или организации, осуществляющие обучение, могут реализовывать общеразвивающие программы дополнительного образования в области физической культуры и спорта, используя для этого спортивно-оздоровительный этап.
Разработка программ данного уровня, а также определение порядка приема лиц на данные программы осуществляется организацией на основании локального нормативного акта самостоятельно в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным
нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность*(56).
4.3. Условия, предъявляемые к предпрофессиональным программам дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
Условия, предъявляемые к разработке и реализации предпрофессиональных
программ дополнительного образования определяются федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ по физической культуре и спорту и к срокам обучения по этим программам образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры
и спорта, утвержденными приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530).
Образовательная организация в соответствии с указанными федеральными государственными требованиями и с учетом требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта самостоятельно разрабатывает в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализуемые программы. При этом необходимо обеспечить преемственность дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки, реализуемых данной образовательной организацией.
При приеме детей для реализации дополнительных предпрофессиональных программ необходимо руководствоваться приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531).
4.4. Условия, предъявляемые к программам спортивной подготовки. Условия, предъявляемые к структуре и содержанию программ спортивной
подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки, содержатся в федеральных стандартах спортивной подготовки, а в случае их отсутствия рекомендуется придерживаться следующей структуры программы спортивной подготовки (далее — Программа):
титульный лист; пояснительная записка;
система контроля и зачетные требования;
перечень информационного обеспечения;
план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
На «Титульном листе» Программы указывается:
наименование вида спорта;
наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;
название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе
которого разработана Программа;
срок реализации Программы;
год составления Программы.
В «Пояснительной записке» Программы дается характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).
«Нормативная часть» Программы содержит:
продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта; режимы тренировочной работы; медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам,
проходящим спортивную подготовку; предельные тренировочные нагрузки;
минимальный и предельный объем соревновательной деятельности; требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию; требования к количественному и качественному составу групп подготовки; объем индивидуальной спортивной подготовки; структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов,
«Методическая часть» Программы содержит:
рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;
рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; рекомендации по планированию спортивных результатов; требования к организации и проведению врачебно-педагогического,
психологического и биохимического контроля; программный материал для практических занятий по каждому этапу
подготовки с разбивкой на периоды подготовки;
рекомендации по организации психологической подготовки;
планы применения восстановительных средств;
планы антидопинговых мероприятий;
планы инструкторской и судейской практики.
«Система контроля и зачетные требования» Программы включает:
конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта;
требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки; виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и
тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;
комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.
В «Перечень информационного обеспечения» Программы рекомендуется включать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку.
План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируемый организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, рекомендуется включать в Программу.
Действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование программ спортивной подготовки не предусматривается.
При разработке и описании в программе спортивной подготовки требований
к методической основе тренировочного процесса рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами:
а) направленность на максимально возможные достижения.
Направленность на максимально возможные (высшие) достижения реализуется при использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления.
б) программно-целевой подход к организации спортивной подготовки. Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и
его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных программ спортивной подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки — побед на определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов.
в) индивидуализация спортивной подготовки.
Процесс спортивной подготовки должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства.
г) единство общей и специальной спортивной подготовки.
На основе общей физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена, должно происходить увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств.
д) непрерывность и цикличность процесса подготовки.
Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний взаимосвязанный процесс. Цикличность спортивной подготовки проявляется в необходимости систематического тренировочного процесса и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса и этапов спортивной подготовки.
е) возрастание нагрузок.
Правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсмена основывается на принципе их возрастания, где объемы и способы (постепенность, ступенчатость, волнообразность) возрастания нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки, возраста и спортивного мастерства спортсмена.
ж) взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Рациональное построение процесса подготовки спортсмена предполагает его строгую направленность на формирование календаря соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление спортсмена на спортивных соревнованиях соответствующего уровня.
Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки содержатся в федеральных стандартах спортивной подготовки, а в случае их отсутствия рекомендуется руководствоваться предлагаемыми критериями результативности:
1) на этапе начальной подготовки:
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
освоение основ техники по виду спорта;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов;
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта.
2) на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта;
формирование спортивной мотивации;
укрепление здоровья спортсменов.
3) на этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,
тактической и психологической подготовки;
стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на
региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья спортсменов.
4) на этапе высшего спортивного мастерства:
достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru