Существует три способа разрешения конфликта: «силовой, судебное разбирательство и внесудебное урегулирование (переговоры)». Так как в цивилизованном обществе силовой вариант неприменим, остаются суд и альтернативное разрешение конфликтов.
На современном этапе развития общества приоритетным из разнообразных альтернативных способов урегулирования конфликтов является медиация.
Наиболее часто встречающимися подходами являются следующие.
1. «Медиация, ориентированная на решение проблем.
Нейтральность медиатора ведущего восстановительной программы означает что он соблюдает
Принцип нейтральности медиатора
как основа для поиска хорошего решения
Галина
Сурдуляк-Серебренникова
Директор РОО «Нравственное поколение», педагог, психолог, медиатор
Александр
Сурдуляк-Серебренников
Заместитель директора
РОО «Нравственное поколение»,
Обучение медиации. Как решить конфликт мирно
психолог-тренер, медиатор
Екатерина Анохина
Глава Оргкомитета
РОО «Нравственное поколение»,
педагог-психолог, медиатор
в ОАНО “Новая школа”
Нейтральная, беспристрастная позиция профессионала является одним из основополагающих принципов в этических стандартах и требованиях почти для каждой профессии, предполагающей работу с людьми — психологов, учителей, научных работников, врачей, юристов, медиаторов [1] и других представителей “помогающих профессий” [2] . По большому счёту, этот принцип — основа для любого конструктивного взаимодействия, он необходим не только в области деловых, рабочих отношений, но и в повседневной жизни каждого человека.
“Третье лицо должно быть самостоятельным и не находиться в зависимости или подчинении у одной из сторон конфликта, а также не иметь предубеждения в отношении сторон (одной или обеих) и предмета спора” [3]. Таким образом, под нейтральностью следует понимать не безучастность, независимость или “холодность и отстранённость” специалиста, а непредвзятость в разрешении конфликта — тем самым медиатор реализовывает один из ключевых принципов духовно-нравственного развития о равном вкладе в отношения (формально представляющимся различным) и равной психологической ответственности всех участников конфликта в конкретной конфликтной ситуации.
Какие практические инструменты помогут специалисту сохранить нейтральность в процессе своей работы, чтобы помочь клиентам найти хорошее решение — понять глубинные потребности друг друга, прийти к консенсусу и продолжить в дальнейшем строить отношения на принципах сотрудничества?
Рассмотрим ситуацию, когда на определённом этапе процесса медиации медианты начинают петь хвалебные оды медиатору, делать ему комплименты, превозносить его заслуги. Важно понимать, что таким образом медианты снимают с себя ответственность за происходящее, считая, что именно медиатор и только он может разрешить конфликт, так как он является специалистом по разрешению конфликтов, в отличие от медиантов (“Он всё знает. Пусть сам и разбирается с нашей ситуацией!”). Когда клиент говорит о своей некомпетентности в сфере разрешения конфликтов в отличие от компетентности медиатора, то он как бы уменьшает себя в “размерах” и снижает свою ответственность за разрешение конфликта, а ответственность медиатора неоправданно повышает, преувеличивая силу его влияния на ситуацию.
Школьные службы примирения и восстановительная медиация
Здесь специалисту важно почувствовать, что в нём самом сейчас происходит. Вначале такая ситуация может нравиться медиатору и даже льстить его самолюбию: казалось бы, плюсов — огромное количество. Но каковы будут последствия? А последствия не заставят себя долго ждать — все комплименты должны быть оплачены длительной, упорной и, возможно, изнурительной работой, так как ответственность за решение конфликта теперь несёт только медиатор.
Лучше понять эту ситуацию поможет “Треугольник судьбы” (“Треугольник драмы”), модель отношений между людьми, описанная С. Карпманом, учеником Э. Бёрна, крупнейшим теоретиком и практиком транзактного анализа. Данная схема описывает три часто встречающиеся в отношениях неосознаваемые психологические роли и их взаимодействие:
● “Жертва” подвергается давлению, принуждению, преследованию,
● “Преследователь” (“Палач”) принуждает или преследует Жертву, оказывает на неё давление,
● “Спасатель” вмешивается, чтобы “разрешить ситуацию” или помочь слабому (Жертве).[4]
В нашем примере медианты (неосознанно!) берут на себя роли Жертвы и Преследователя (периодически меняясь ролями), а медиатор (увы, также неосознанно) “выбирает” роль Спасателя (точнее, вынужден выполнять эту роль, так как попался в ловушку “Треугольника судьбы”).
В чём же плачевность ситуации? Ведь Спасатель хочет решить проблему, и на первый взгляд кажется, что он прилагает для этого большие усилия. Но это поверхностный мотив его действий. Одновременно с ним у Спасателя есть и скрытый (неосознаваемый им) мотив: оставить ситуацию неразрешённой или достичь успеха таким образом, который выгоден для него (а не для медиантов).
Например, помогая в разрешении конфликта, он “оказывается на высоте”: ощущает себя нужным, значимым, получает признание, повышает уверенность в себе и своих силах. И, тем самым, Спасателю “выгодно” поддерживать Жертву в её зависимости от себя и своего мастерства.
Но долго оставаться в этой роли у медиатора не получается, потому что он начинает злиться на медиантов, из-за того что они никак не хотят приходить к согласию, несмотря на все усилия могучего Спасателя. Таким образом, медиатор (неосознанно) берёт на себя уже роль преследователя и начинает оказывать давление на одного из медиантов или на обоих медиантов, которые, в свою очередь, реагируют на произошедшую смену ролей.
Например, один из них становится Спасателем и, защищая от преследователя второго медианта, предлагает ему вступить в коалицию. И тогда оба медианта (эмоционально) “объединяются” против медиатора! Это означает, что доверие к медиатору как помощнику в разрешении конфликта подорвано и процесс медиации заходит в тупик вплоть до прекращения процедуры по инициативе кого-либо из разуверившихся в её успехе участников. И тут уж впору медиатору почувствовать себя бессильной Жертвой!
Мой учитель в области медиации, немецкий психотерапевт и медиатор Роланд Шиллинг, так говорил о своём опыте работы с людьми, страдающими зависимостями: “Я бы хотел, чтобы мои клиенты когда-нибудь после терапии вообще забыли, как меня зовут, как я выгляжу, и чтобы эти насыщенные месяцы работы показались небольшой частью их жизни…”
Терапия тогда хороша, когда клиент справляется со своей проблемой и осознаёт: “Я сам нашёл решение проблемы, сам пришёл к этому решению”. Это повышает его самооценку и даёт ему уверенность в собственных силах. Успешный результат медиации: медианты разрешили свой конфликт и уходят с чувством собственного достоинства, унося с собой новое умение общаться и сотрудничать. А медиатор — всего лишь помощник, который помог организовать эффективную коммуникацию между ними, то есть помог медиантам обрести новые навыки в общении друг с другом, благодаря чему они сами нашли решение (в этом заключается один из ключевых принципов медиации).
При возникновении ситуации, описанной в примере, медиатор может сказать медиантам следующее: “Спасибо за комплимент. Я рад, что вы довольны тем, как я работаю и как идёт наш процесс. Как вы думаете, что помогло нам так удачно пройти медиацию до настоящего момента? Я вообще-то хочу сделать комплимент вам.
Без ваших шагов, вашего движения навстречу друг другу мы бы так не продвинулись. Мы все трое знаем, что здесь (в комнате для проведения медиации) мы находимся в особой ситуации — ваши будни выглядят иначе. Нам всем понятно, что по окончании работы вы вернётесь к своей привычной жизни и вы оба будете сами ответственны за ваше взаимодействие. Я с оптимизмом смотрю в будущее. Я уверен, что вы с этим вполне справитесь.
Если хотите, я назову моменты, которые подкрепляют мою уверенность. В Фазе 1 вам удалось выработать рабочие соглашения. В процессе медиации вам всё лучше удаётся видеть, слышать и понимать друг друга. Это придаёт уверенность и оптимизм. У Вас впереди ещё определённый путь, и я с удовольствием буду вас сопровождать, но в данный момент важно обернуться назад, чтобы увидеть пройденную часть пути…”
Чтобы уметь сохранять нейтральную позицию в разрешении спора, медиатору необходимо обладать компетенцией конфликтолога, профессионально (и даже искусно) применяющего теорию о субличностях [5],[6], в свете которой становится понятно, что любой межличностный конфликт является проекцией внутриличностных конфликтов сторон.
Когда медиатор сидит напротив своих клиентов, он вроде бы видит всего двух людей, но в каждом из них “присутствует” (как минимум) по две спорящие части-субличности. Можно представить, как одна часть выражает свою позицию: “Я готов работать над нашим конфликтом вместе с моим оппонентом и с Вами, несмотря на все мои опасения и трудности процесса.
Мне это необходимо, иначе у меня будут проблемы”. А вторая часть в это время заявляет о своей противоположной позиции: “Осторожно! Кто знает, что здесь будет происходить? Это небезопасно! Поэтому я не буду открываться медиатору и идти навстречу оппоненту”.
Две части конфликтуют друг с другом, и это подсознательный процесс каждого из медиантов, то есть у каждого (!) из медиантов присутствует собственный внутриличностный конфликт.
Сначала “к микрофону пробилась” (оказалась в области сознания медиантов) “конструктивная” часть (иначе клиенты не обратились бы за помощью в принципе). Но внутриличностный конфликт продолжается, поэтому вторая, “деструктивная”, часть вынуждена была ТОЖЕ прийти на медиацию, и теперь она внимательно следит за тем, что происходит: как только что-либо в происходящем “подтвердит” её подозрения, она выйдет из укрытия, и тогда части начнут бороться друг с другом.
Тот факт, что клиент говорит: “Я не хотел приходить”, — это знак того, что медиатор работает хорошо, потому что и вторая, “неуверенная” часть открыто высказала свои сомнения (то есть она доверилась происходящему). Такую ситуацию можно рассматривать как возможность укрепить возникшее доверие. Полезно это высказывание вынести на обсуждение: “Спасибо, что Вы открыто говорите об этом. Для меня было важно услышать, что у Вас есть сомнения. Я к этому отношусь серьёзно. Что я могу сделать для того, чтобы Ваши сомнения уменьшились и ситуация улучшилась?”
Важно понимать, что у всех, кто приходит на медиацию, в той или иной степени присутствует амбивалентное отношение к происходящему, оба медианта имеют вышеозначенный внутренний конфликт. Что же делают эти две “части”, если к ним приходит “кто-то третий” (в лице медиатора)?
Каждая из них пытается создать коалицию с медиатором и выступить против другой части либо создать коалицию со второй частью и выступить уже против медиатора.
Когда медиант (а на самом деле, одна его часть) говорит: “Я не хотел приходить”, а медиатор отвечает: “Согласен, если это не полностью добровольное решение, то вам и не следовало приходить”, — то таким ответом медиатор поддерживает эту часть, создавая с ней коалицию, и тогда страх медианта перед медиацией становится сильнее его желания пройти медиацию. А что будет происходить, если поддержать вторую часть: “Ну что вы!
Это пустяки! Скоро все ваши сомнения рассеются. Вам обязательно нужно пройти медиацию, чтобы решить конфликт!”? Сомневающаяся часть будет возмущена невнимательным, неуважительным отношением к себе и на протяжении всей медиации будет саботировать работу, что также может привести к возникновению дополнительных препятствий (вплоть до прекращения процедуры). Таким образом, на чью бы сторону ни встал медиатор, в дальнейшем он сталкивается с серьёзными проблемами.
В этой ситуации решению способствует беспристрастная и нейтральная позиция медиатора: необходимо оценить по достоинству обе части. Свою внутреннюю позицию медиатор может выразить так: “Хорошо, что Вы пришли, хоть и беспокоитесь. Я предполагаю, что есть какая-то “часть” Вас, которая не чувствует себя в безопасности, из-за чего Вы как бы должны быть начеку.
Это Ваш внутренний телохранитель, готовый защитить Вас от опасности, например, от обиды. Я также вижу Вашу вторую часть. Это та часть, которой хорошо жить в контакте с реальностью. Она хорошо понимает суть стоящих перед Вами задач, а также понимает и наличие сложностей, — понимает, что есть задачи, которые решаются непросто. Но она готова к риску.
Хорошо, что у Вас есть и то, и другое”.
Важно выполнять свою работу, не накладывая ни на медиантов, ни на процесс и результат медиации собственных намерений и ожиданий. Задача медиантов — разрешить конфликт. Если одна из частей (одного или обоих медиантов), несмотря на усилия медиатора, всё же одержит верх, продавив свою позицию, медиатору следует спокойно принять такое положение дел.
Это особенно сложно, когда специалист слишком сильно старается хорошо закончить медиацию. И тогда уже две части внутри самого медиатора вступают в спор друг с другом: “Оставайся профессионалом! Это их ответственность и их выбор!” — “Нет! Посмотри на свой финансовый счёт! Посмотри на свою карьеру!
Важно получить заказы от фирмы. Работай!”
По сути, внутриличностный конфликт — это не наличие принципиальных противоречий между субличностями, а (чаще неосознаваемая) потребность каждого человека ощутить, осознать и разрешить все противоречия каждой своей субличности с универсальными сущностно значимыми духовно-нравственными ориентирами, в основе которых лежат общечеловеческие ценности. Медиатору необходимо уметь осознавать и “примирять” свои собственные части-субличности. Это поможет медиатору не только в соблюдении принципа нейтральности в процедуре медиации, но и в осуществлении своего профессионального и духовно-нравственного роста в целом.
Благодаря тому, что глубинной потребностью участников межличностных конфликтов также является стремление опираться на общечеловеческие ценности доверия, уважения, справедливости, равноправия, возможно проведение медиации как таковой.
Сохранять нейтральность и беспристрастность в процессе медиации специалисту бывает непросто, поэтому медиатору необходимо развивать соответствующие умения и навыки, что требует специального обучения и тренировки.
Для участников медиации, которая проведена не только с соблюдением всех правовых норм, но и на должном нравственном уровне, высока вероятность того, что по итогу работы они вынесут веру в справедливость и собственные силы и возможности, обретут потерянное доверие ко второй стороне и на собственном опыте убедятся в том, что даже самые сложные конфликты могут быть разрешены конструктивно. Тем самым закладывается основа для нравственного роста обоих медиантов. Ведь помимо разрешения конкретной конфликтной ситуации, одна из главных задач процедуры медиации – послужить для участников образцом, некой новой моделью, которую они в дальнейшем будут использовать самостоятельно как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с другими людьми, группами и сообществами.
Список литературы
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 31. — Ст. 4162.
2. Аллахвердова О.В. Медиация в разрешении конфликтов и возможности ее применения в социальной работе // Проблемы социальной работы. СПб: Изд. СПбГУ, 2003. — С. 68–87.
3. Коробкин А. В. Понятие и принципы гражданско-правовой медиации // Человек: преступление и наказание. № 3, 2011.
4. Карпман С. Б. Жизнь, свободная от игр. Изд-во “Метанойя”, 2016.
5. Стоун Х., Уинкельман С. Принимая собственные «Я»: Руководство по Диалогу голосов/Пер. с англ. А.Бойкова, А.Костровой. — М.: Эксмо; СПб. Домино, 2003.
6. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. — М.: «REFL-book», 1994.
7. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: теория и практика: учебник для вузов. М.: Питер, 2013.
Источник: www.npokoleniye.ru
Виды и технологии медиации при разрешении конфликтов
В 2011 году вступил в силу закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Так появилась новая возможность досудебного урегулирования конфликта с помощью третьего незаинтересованного лица-посредника (медиатора).
По данным статистики, которую собирает «Лига медиаторов» (г. Санкт-Петербург), эффективность российских медиаторов ничем не хуже у их зарубежных коллег. Профессия медиатора востребована сейчас и будет востребована еще долгое время. Всегда проще не доводить дело до суда, а постараться придти к решению, которое устроит обе стороны. Только как это сделать?
Тут на помощь как раз и приходит медиатор.
Давайте более подробно разберем, что такое медиации, ее виды и техники.
Что такое медиация?
Медиация – это способ разрешить спор (конфликт) при помощи посредника (нейтральной стороны) медиатора. Медиатор помогает обеим (или более) конфликтующим сторонам разрешить спор, наиболее подходящим для всех сторон конфликта, способом.
Как альтернативный способ разрешения конфликтов, медиация позволяет решить спор с помощью переговоров. Задача медиатора в этом случае – помочь сторонам конфликта договориться между собой, а не решать спор за них. Важный момент – медиация эффективна тогда, когда стороны хотят урегулировать конфликт. По сути, медиация является особым вариантом переговорного процесса.
Что можно решить с помощью медиации?
- Семейные споры.
- Трудовые споры.
- Споры, касающиеся имущества.
В семейных спорах, например, медиатор может помочь при разводе, при принятии решения, с кем остаются дети и т. д. Причем это не все области, где могут применяться знания по медиации. Медиаторы, например, прекрасно работают в транспортной сфере и решают конфликты между пассажирами и перевозчиками.
Принципы медиации
Медиаторы в своей работе придерживаются следующих принципов:
- Добровольность. Все стороны конфликта должны добровольно согласиться на процесс медиации и начать переговоры. Медиатор должен устраивать обе стороны.
- Нейтральность. Медиатор должен оставаться беспристрастным, независимым и нейтральным, не имеющим права вставать на ту или иную сторону конфликта.
- Конфиденциальность. Всю информацию, которую медиатор получает от клиентов, он не имеет права передавать куда-либо, пользоваться ею к своей выгоде. Все, что говорится в переговорном процессе, должно остаться за закрытыми дверями, все записи, которые делает медиатор в ходе переговоров, по завершении процесса должны быть уничтожены.
- Равноправие. Ни одна из сторон конфликта не имеет преимуществ перед другой, все стороны должны быть равноправны.
Стадии медиации
Процесс медиации будет проходить в несколько этапов.
- Вступительное слово. В начале процесса медиатор обращается со вступительным словом ко всем сторонам конфликта. В своей речи он рассказывает о сути процесса медиации, принципах, своей функции, знакомится со сторонами конфликта и представляется им, уточняет, есть ли у сторон достаточно времени, все ли заинтересованные лица на месте. Вступительное слово, как правило, может занять определенное количество времени, в течение всей речи, медиатору необходимо удерживать внимание собеседников. Желательно, чтобы вступительное слово было подготовлено заранее, это создаст необходимую атмосферу, установит правила проведения процесса.
- Представление сторон, участвующих в медиации. На этом этапе медиатор просит стороны по очереди рассказать о своем видении конфликтной ситуации. Медиатору необходимо строго следить за порядком, не давать сторонам перебивать друг друга. На этой стадии специалист может задавать уточняющие вопросы, делать необходимые записи, проявлять себя, как активный слушатель. После того, как стороны выступят, медиатор резюмирует (пересказывает) услышанное, избегая при этом оценок. Возможно, стороны захотят дополнить свой рассказ, если что-то забыли или упустили.
- Дискуссия. На этом этапе стороны обмениваются мнениями, медиатору необходимо дать им высказаться, но при этом контролировать ситуацию, поскольку дискуссия может быть достаточно эмоциональной. Именно на этом этапе могут появиться пункты, по которым сторонам необходимо будет придти к согласию.
- Кокус. На этом этапе медиатор беседует с каждой стороной индивидуально. Во время беседы медиатор может узнать новые подробности, которые одна из сторон хочет скрыть или о которых не хочет рассказывать. Проведение бесед позволяет специалисту выявить точки соприкосновения сторон.
- Повестка дня. Медиатор предлагает сторонам записать те вопросы, по которым они хотели бы придти к согласию. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы могли пониматься однозначно, без «второго дна».
- Предложения. После формирования повестки дня, медиатор предлагает сторонам спора обменяться предложениями по решению каждого вопроса, найти положительные моменты в каждом варианте, увидеть скрытые ресурсы, придти к новому решению.
- Соглашение. Все предложения, которые выдвигали стороны на предыдущем этапе, могут занестись в договор соглашения. Стороны должны понимать последствия принятых предложений, в случае выполнения или невыполнения их, соглашение должно однозначно трактоваться каждой из сторон конфликта.
- Выход из процесса медиации. Медиатор на этом этапе получает обратную связь от своих клиентов – насколько они удовлетворены работой специалиста, процедурой медиации, как они себя чувствуют и т. д.
Виды медиации
Вышеперечисленные стадии медиации дают понять, что это достаточно сложный процесс, при котором медиатору необходимо не только выслушать стороны, помочь им прийти к общему решению, но и при этом не выпускать ситуацию из-под контроля. Соответственно, от того, какой спор возникает, медиатор может прибегнуть к нужному виду медиации. Перечислим основные виды этого процесса.
- Медиация, направленная на решение проблем. В центре процесса медиации – интересы людей, на цели, которая должна быть достигнута.
- Медиация трансформации. В этом виде участники определяют ход процесса, в центре – общение участников, медиатор контролирует процесс, дает возможность сторонам быть понятыми и услышанными.
- Медиация нарративная. В основе этого процесса лежит утверждение, что медиатор и стороны конфликта действуют друг на друга положительно, находясь в диалоге.
- Семейная медиация. Этот вид используется в основном, для решения споров между членами семьи.
- Медиация понимания. Более глубокое понимание сторонами своих интересов и приоритетов (как и приоритетов другой стороны) приводит к тому, что стороны активнее стараются добиться соглашения.
- Восстановительная медиация. В процессе медиации создаются условия, при которых стороны могут восстановить свои отношения, примириться.
- Оценочная медиация. Специалист в процессе медиации влияет на ход дела, оценивая происходящее, при необходимости может предлагать свои варианты решения спора.
Техники медиации
Для того чтобы медиация прошла успешно, медиатор должен хорошо знать свое дело, понимать свои функции, полностью контролировать процесс. Для этого в работе медиатора применяются различные техники, которые и позволяют делать процесс медиации эффективным и успешным. Конечно, каждую технику рассмотреть в отдельности не получится, их достаточно много, мы их просто распределили по группам.
Если вы хотите больше узнать о техниках медиации, этапах и о сфере медиации в целом, можем порекомендовать курс от нашей академии.
- Коммуникативные техники. Именно управление коммуникацией (общением между сторонами и медиатором) дает специалисту возможность управлять процессом, выслушивать стороны и общаться с ними. Для этого необходимо владеть риторикой, уметь приводить аргументы, владеть искусством переговоров, техникой постановки вопросов, снимать напряжение в ходе медиации и др.
- Дискуссионные техники. Эта разновидность техник помогает сделать спор между сторонами рациональным, не переходить в перепалку, стороны при этом остаются спокойными, без лишних негативных эмоций.
- Техники для выявления ошибок. Эти техники помогают медиатору выявлять и указывать сторонам на логические ошибки во время дискуссии и кокусов, помогать их исправлять с помощью аргументов.
- Профессиональные техники. С помощью этой техники, медиатор может помочь сторонам найти необходимую информацию (например, дать совет прочесть тот или иной закон).
- Психологическая техника. Медиатор оказывает психологическую поддержку всех позитивных действий каждой из сторон – фиксирует внимание на положительных моментах, воодушевляет стороны на положительные результаты и т. д.
Также медиатор может использовать техники активного слушания, техники безэмоциональности, техники проективной игры и др. Более подробно о том, как используются такие техники в работе, вы можете узнать на нашем курсе повышения квалификации, о котором упоминали выше.
Чем занимается психолог и как им стать?
Развернутое описание того, кто такой психолог, а также чем он занимается. Предлагаем ознакомиться с тем, какие бывают психологи, плюсами и минусами профессии, где они нужны и сколько зарабатывают.
Кто такой маркетолог и чем он занимается?
Развернутое описание того, кто такой маркетолог, а также какие встречаются разновидности этой профессии. Предлагаем ознакомиться с функциями, обязанностями маркетолога и сферой его деятельности.
Функции и обязанности социального работника
Развернутое описание того, что входит в обязанности социального работника, а также какие требования предъявляются к данному специалисту. Предлагаем ознакомиться с профессией соцработника, ее плюсами и минусами.
Источник: nadpo.ru