Нейропсихологическая программа коррекции воздействующая на причины нарушений

Содержание

Аннотация: Аннотация. В статье раскрыты некоторые методы и методики коррекции нарушений развития детей, используемые в области нейропсихологии, доказавшие наибольшую эффективность в работе с современными детьми, имеющими различные формы дизонтогенеза. В образовательной сфере могут быть применимы: метод замещающего дизонтогенеза Семенович А.В., Гимнастика мозга П. Деннисона, Сенсорная интеграция Дж. Айрис, оценка нейромотороной готовности к обучению П.Блайта. Общим для всех рассмотренных нейропсихологических методов является принцип воздействия: улучшение работы высших психических функций через воздействие на тело человека посредством особых, специфических, но простых двигательных упражнений и действий.
Ключевые слова: нейропсихология, Метод замещающего онтогенеза, Гимнастика мозга, сенсорная интеграция

Neuropsychological methods of correction of violations of children’s development

Koryabina Galina Vladimirovna
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8», г. Ростов-на-Дону

Лекция 3: Нейропсихологическая коррекция | Введение в нейропсихологию. Наталья Чурило.


Shevyreva Elena Gennadievna
Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, доцент кафедры психология образования, г. Ростов-на-Дону

Abstract: The article reveals some methods and techniques of correction of developmental disorders of children used in the field of neuropsychology, which proved the most effective in working with modern children with different forms of dysontogenesis. In the educational sphere can be applied: the method of substitutive dysontogenesis Semenovich A.V., P. Dennison’s brain Gymnastics, Sensory integration J. Iris, neuromotion assessment of readiness for training — P. Bligh. Common to all considered neuropsychological methods is the principle of influence: improving the work of higher mental functions through the impact on the human body through special, specific, but simple motor exercises and actions.
Keywords: neuropsychology, the Method of replacement of ontogenesis, Gymnastics of the brain, sensory integration

Современное общество столкнулось с феноменом повсеместного снижения норм психического развития детей, обилием дисфункций детского организма. В связи с этим, как отечественными, так и зарубежными психологами идет активный поиск, развитие и внедрение методов коррекции и реабилитации дизонтогенетических проблем детской популяции.

Приоритетное место в решение проблем несформированной произвольной регуляции, нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, личностной незрелости, замедленным темпом психического развития занимает детская нейропсихология. Это наука изучает формирование мозговой организации психических функций.

Нейропсихологическая коррекция детей – это работа с различными формами дизонтогенеза. Важным условием положительного эффекта коррекционной работы является ее своевременность. Трудности в развитии, обучении и поведении с помощью нейропсихологических методов можно преодолеть в возрастном периоде от 3 до 13 лет. Такой результат может стать возможным благодаря высокой пластичности мозга человека.

Возможности нейропсихологической коррекции при нарушениях I функционального блока мозга

В настоящее время существует много различных методов в нейропсихологии, хотелось бы остановиться подробнее на некоторых из них.

Одним из наиболее эффективных и тщательно проработанных является нейропсихологический подход, имеющий в своей основе модель А.Р. Лурия о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга.

Первый блок – энергетический, отвечает за регуляцию необходимого тонуса нервной системы и поддержание оптимального уровня бодрствования (неспецифическая активация). Второй блок – это блок получения, хранения и переработки информации (он включает основные анализаторные системы, которые дают возможность человеку видеть слышать, чувствовать получаемую информацию).

И третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сложных форм психической деятельности организма. Сущность метода замещающего онтогенеза (МЗО) (Б.А.Архипов, А.В.Семенович, С.О.Умрихин, А.А.Цыганок и др), основана на теории А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга. Значительным преимуществом по отношению к другим методам является универсальность применения МЗО, он обладает большим корригирующим коэффициентом различного спектра нарушений детского развития. Его цель – развитие всех высших психических функций при помощи воздействия на сенсомоторный уровень.

Принцип действия МЗО основан на установлении связи между уровнем актуального развития ребенка и этапами формирования мозговой организации психических процессов. Работа заключается в воспроизведении тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

Специалист должен определить проблемные этапы развития, и включить в работу специальные упражнения, которые будут замещать неотработанные системой участки. Коррекция фокусируется на трех направлениях: 1) «Разминка и подвижные игры на внимание», 2) «Психомоторные координации», 3) «Когнитивные способности». Программа достаточно объемная и включает 18 недель занятий, в этом заключена трудность коррекционной работы. При этом условием успешного результата будет четкая последовательность в выполнении упражнений.

Еще одним нейропсихологическим методом, уже заслужившим признание у специалистов, работающих с детьми, является «Гимнастика мозга». Цель метода – посредством восстановления нарушенных межполушарных связей мозга улучшать и развивать характеристики психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы с помощью простых в исполнении упражнений на движение.

Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» был разработан Полом и Гейлом Деннисон. Сущность метода основана на идеи о том, что сенсомоторное развитие напрямую связано с умственным. Выполняя простые движения, мы стимулируем или запускаем эффективную работу мозга, решая интеллектуальные задачи, выстраивается эмоциональное равновесие, снимается стресс.

Эффективность использования упражнений можно наблюдать в достаточно быстрый промежуток времени. Поэтому их так удобно применять в качестве утренней гимнастики не только детям, но взрослым, или перед ответственным мероприятием, выступлением.

Читайте также:
Media get это за программа

Выполнение двигательных упражнений в регулярном длительном по времени формате позволит нервной системе максимально сбалансироваться и работать продуктивно как здоровому организму, так и даст возможность нивелировать патологические проявления психической деятельности. Упражнения делятся на четыре группы. 1.Движения, пересекающие срединную линию тела.

Эти упражнения интегрируют полушария мозга, развивают бинокулярное зрение, бинакулярный слух и координацию двух рук. 2.Энергетизирующие упражнения (способствуют передаче нейронных сигналов между мозгом и остальным телом).

Выполнение таких специальных движений поможет улучшить эмоциональное состояние, наладить отношения с окружающими, самоорганизоваться и действовать решительно в трудных ситуациях. 3. Растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление основных групп мышц и сухожилий и, следовательно, эффективны в снижении стресса. 4. Упражнения, повышающие позитивное отношение – помогают наладить координацию действий и мыслей [3].

Методика оценки и коррекции нейромоторной готовности к обучению в школе направления на определение и коррекцию признаков нейромоторной незрелости у детей, являющихся причиной многочисленных трудностей при обучении. Она была разработана английским психологом Питером Блайтом и доказала свою эффективность в результате многолетнего применения в образовательных организациях стран Европы и США, подтвержденную исследованиями автора и его помощников.

Научное обоснование методики заключается в утверждении тесной связи нейромоторной незрелости и школьных трудностей (когнитивные трудности, проблемы в овладении чтением, письмом, обработке математической информации, в удержании внимания на протяжении занятия и др.). Нервная система будет работать слаженно при условии своевременной интеграции первичных рефлексов (ранний возраст). Если по разного рода психофизиологическим или внешним причинам этого не происходит, и рефлексы остаются в активном состоянии, то определенные движения не отрабатываются в свой срок (например – ползание) и процессы мышления в корковых зонах головного мозга оказываются блокированными. Это и ведет к различного рода проблемам развития, в том числе — к школьным трудностям. Программа коррекции нейромоторных патологий доступна в использовании не только специалистами (психологами, дефектологами, педагогами), но и родителями и состоит, по сути, из несложных двигательных упражнений, тренирующих и достраивающих нервную систему за счет определенных движений, которые были в дефиците в определенный возрастной период ребенка.

Метод сенсорной интеграции разрабатывался американским трудотерапевтом Джин Айрес, которая занималась решением неврологических проблем детей и взрослых. Его целью является — усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системы ребенка.

Метод направлен на стимуляцию аудиальной, визуальной, кинестетической, вестибулярной систем посредством координации органов чувств с помощью специального оборудования и игр, воздействующих на анализаторы. Нарушения сенсорной интеграции проявляется, когда механизм единого восприятия и обработки сенсорных сигналов не работает или работает искаженно.

Нарушения сенсорной интеграции у детей проявляются разнообразно: отказ одевать некомфортную для ребенка одежду, нежелание прикасаться к поверхностям различной фактуры и веществам (песок, краски, пластилин), страх перед качелями и каруселями, апраксия (проблемы с бытовыми предметами), дислексия (трудности с письмом, счетом), СДВГ, нарушение ощущения границ тела и пространства. Дисфункция заключается в повышенной или пониженной чувствительности анализаторных систем. Сенсорное развитие детей тесно связано с сенсорной интеграцией. Для развития сенсорной интеграции возможно применение игр, направленных на тренировку каждой из систем: зрительной (игры на зрительное восприятие, прятание и поиск предметов), слуховой (игры на соотнесение предметов, объектов или принадлежащих им звуков), тактильной (всевозможная работа с тактильным материалом, массаж и самомассаж), вкусовой (работа с едой), обонятельной (игры на развитие чувствительности к запахам), вестибулярной (специальные подвижные игры с мячом, скакалкой, канатом, лестницей, балансировочной доской.).

В работе с детьми, имеющими трудности развития в различных вариантах, становится понятным необходимость использования нейропсихологических методов, а применение их в комплексе значительно увеличивает шансы на получение положительных результатов.

1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009 — 272 с.
2. Болотская И.М. Нейропсихологические методы в работе педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО. // Конференция АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций – 2016
3. Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Изд-во: Весь, 2017 – 320 с.
4. Годард Блайт С. Оценка нейромоторной готовности к обучению, Москва, 2017 г., 213 с.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
6. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М.: изд-во МГУ, 1985.
7. Федоренко Е.И. Здоровьесберегающие технологии. Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста.//Преемственность в образовании -2018.
8. Хомская Е.Д. Нейропсихология.4-е изд. – СПб.: Питер, 2011.- 496 с.

Источник: scipress.ru

4.2.1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе

Нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурия) представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогене­зе, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции психического развития ребенка.

Одной из таких систем является комплексная методика психомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович (Описание системы, основанной на нейропсихологическом подходе, приводится по руководству «Комплексная методика психомоторной коррекции» /Под ред. А.В. Семенович. — М.: МГПУ, 1998). В рамках этой системы два различных направления коррекционной работы: методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ори­ентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ, применяются в едином комплексе с их последующей интеграцией и с уче­том взаимодополняющего влияния.

Программа комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации

Направление, в рамках которого была разработана данная программа, исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию в развитии всех ВПФ.

Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и «выстраивающим» взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных на­выков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями (В данном аспекте методика психомоторной коррекции А.В. Семенович тесно смыкается с авторской программой Н.Я. Семаго по формирования произвольной регуляции психической активности).

Читайте также:
DEXP hellscream 100 программа для настройки

Актуализация методов когнитивной коррекции с последующим включе­нием их в коррекционной процесс должна проходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методика используется в адаптированном применительно к детскому возрасту варианте приемов базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней является представление об определенных этапах в развитии про­странственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.

Уровень 1. «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов»;

Уровень 2. «Уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»;

Уровень 3. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».

Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образова­ний головного мозга; 2-го уровня — задних и премоторных отделов право­го и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а 3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Требования к применению данной программы подразумевают включение в коррекционный процесс упражнений 1-го, 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время использования тех или иных методов будут варьиро­ваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уров­ня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факто­ров, что определяется включением методов третьего уровня.

В идеале, как отмечают авторы, даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например первого уровня, с успе­хом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющих любого из упражнений. Таким образом, основные принципы и стратегии данной программы хорошо согласуются, а в некоторых случа­ях практически полностью смыкаются с другими направлениями интегративной коррекционной работы.

Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации имеющейся у ребенка недостаточности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к специалистам, проводящим коррекционную работу.

Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В Ахутиной) (Основы программы приводятся по методическому пособию Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Школа внимания». — М.: ИНТОР, 1997)

Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, нацеленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Программа ориентирована на педагогов и психологов, рабо­тающих в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) и классах восстановительного обучения, а также подготовительных группах детских садов.

Программа основана на становлении избирательной активации, форми­ровании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности (3-й функциональный блок организации деятельности человека по А.Р. Лурия).

Данная методика представляет собой четкую технологичную программу, которую может использовать в своей работе, в первую очередь, школьный психолог во внеурочном компоненте работы с детьми, имеющими подобные трудности.

Методика формирования навыков программирования и контроля осно­вана на работе с числовым рядом, во-первых, потому, «что овладение чис­ловым рядом является фундаментом начального учебного процесса» [27]. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т.е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навы­ков человека. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действия вовне, организовать совместные дей­ствия педагога (психолога) и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозированно усложнять требо­вания к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

В ходе дошкольного и школьного обучения работа с числовым рядом имеет целью сформировать и упрочить представления о количестве, поряд­ке, закрепить соответствие числа и цифры, добиться возможности произволь­ного оперирования числом, отвлекаясь от реальных объектов. Программа, способствуя решению этих задач, преимущественно направлена на другое — на формирование (или коррекцию) навыков программирования и контроля.

Принципиальная основа выполнения разработанных авторами заданий — совместная деятельность психолога (педагога) и ученика. Ее организация должна последовательно изменяться таким образом, чтобы программа дей­ствия, которой вначале владеет взрослый, стала внутренним достоянием ребенка.

Для этого необходимо обеспечить условия, позволяющие ребенку «взять» программу, а взрослому — контролировать, насколько ребенок ею овладел. Эти условия: вынесение вовне (материализация, наглядное пред­ставление) программы и особая организация совместной деятельности учи­теля и ученика, обеспечивающая последнему переход от развернутого поэле­ментного действия и его контроля к их свернутым формам. В данном слу­чае полностью реализуются принципы, разработанные Л.С. Выготским и П.Я. Гальпериным.

Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого (пси­холога, педагога) по усвоению программы действий с числовым рядом вклю­чает следующие этапы:

— совместное пошаговое выполнение действия по речевой инструкции взрослого — на этом этапе программирование и контроль обеспечиваются специалистом;

— совместное пошаговое выполнение действия по наглядной програм­ме — на этом этапе программирование и контроль разделяются между взрос­лым и ребенком: психолог организует следование программе и контрольные действия ученика — сличение результата с программой;

— совместное выполнение действия по наглядной программе с перехо­дом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы — на этом этапе роль специалиста в программировании и контроле сокращается;

— самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усво­енной, внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях: ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои дей­ствия; взрослый следит, обращается ли ребенок при затруднениях к нагляд­ной программе, и по мере надобности напоминает’ об этом;

Читайте также:
Написать программу которая по дню недели

— самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или пе­ренос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется взрослым.

Предлагаемые в программе задания [27] объединяются в пять циклов (последовательных этапов):

1. Числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумерация этажей и подъездов дома, ступени лестницы, циферблаты часов, наборные панели телефонов ит.п.).

2. Числовой ряд в прямом порядке (актуализация последовательности чисел в прямом порядке до 10, нахождение цифр в случайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц, рисование предметов по пронумерованным точкам).

3. Количественный ряд в прямом порядке (отрабатывается способность к одномоментному схватыванию количественных совокупностей, свертыва­нию их в целостную структуру, когда в пунктах маршрутов, таблицах (типа таблиц Шульте) и др. заданиях помещаются не цифры, а множества пред­метов от 1 до 10. В ходе отработки заданий ребенок вынужден самостоятель­но абстрагировать признак количества, что делает эти задания более слож­ными, чем предыдущие.).

4. Обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного или дискретных рядов, с использованием материала упроченных ситуаций: эта­жи, лифт, четная и нечетная стороны улиц и т.п.).

5. Параллельные ряды (этап предполагает одновременное выполнение двух подпрограмм: два ряда цифр, прямой порядок цифр и букв по алфа­виту, разнонаправленные ряды цифр).

На одном занятии могут быть использованы задания как одного этапа, так и двух соседних. Внутри каждого этапа первые задания более просты и развернуты, чем последующие, при этом в целом сложность программи­рования увеличивается от этапа к этапу.

Наиболее эффективной программа будет тогда, когда подобрана индивидуализированная в соответствии с возможностями ребенка, адекватная система заданий с исходным уровнем сложности, индивидуальным темпом продвижения. Каждый раз следует выбирать необходимую меру помощи в зависимости от успехов ребенка.

Источник: studfile.net

+7 495 260-04-69

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • Глава 20. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста (X Г Горячева)

Онлайн психологическая психотерапия

К помощи психотерапевта, консультирующего онлайн, можно прибегнуть в следующих случаях:

  • при появлении симптомов эмоционального выгорания;
  • депрессии;
  • длительного стресса;
  • перенесенного потрясения;
  • игромании;
  • нарушениях пищевого поведения;
  • биполярном расстройстве;
  • тревоге и страхах;
  • сложностях в отношениях и др.
  • требуется адаптация к появлению нового члена семьи.

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Детский психолог Горина Екатерина

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Глава 20. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста (X Г Горячева)

20.1. Общая характеристика коррекционной работы

20.1.1. Методологические основы нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция, или коррекционно-развивающее обучение детей, — одна из сфер практического приложения теории раз­вития высших психических функций Л. С. Выготского и теории сис­темной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии. Теоретическую базу нейропсихологической коррекции составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многоуровневое строение и опираются на работу множества мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. В связи с этим недостаточность некоторых выс­ших психических функций (ВПФ) может иметь место при поврежде­нии или дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом случае она проявляется специфично, качественно отличаясь от особен­ностей проявления при заинтересованности других мозговых структур.

Эффективность обучения детей с проблемами психического разви­тия зависит от многих факторов и в том числе от раннего выявления дефектов. Для этого необходимо диагностическое обследование ВПФ у детей, которое позволяет описать причины и механизмы имеющих­ся нарушений, поставить функциональный или топический диагноз и указать пути восстановления несформированных или нарушенных функций. Функциональным диагнозом называется определение не­сформированных или нарушенных психических функций с подроб­ным описанием механизма нарушения, при котором локализация пострадавшего функционального звена может быть указана лишь вероятностным способом. Функциональная диагностика исходит
из принципа динамической «хроногенной» организации и локализа­ции функций ребенка (Л. С. Выготский).

Нейропсихологическая диагностика с целью дальнейшего коррекционно-развивающего обучения ребенка предполагает знание всех нейропсихологических синдромов, факторов, лежащих в их основе, связи синдромов с мозговыми зонами, о системном нарушении ВПФ, отличия патологии одних и тех же функций у взрослых и детей, а также представление о возрастных нормативах развития.

Функциональная организация психических процессов в детском возрасте определяется законом гетерохронии, определяющим логику нормального развития на разных возрастных этапах. Благодаря гете­рохронии развития каждый новый этап является результатом слож­ных межфункциональных перестроек.

В большинстве случаев нейропсихологическая коррекция связана с неравномерностью развития ВПФ, которая предполагает индивидуальные вариации, проявляющи­еся в опережении или отставании в развитии высших психических функций но сравнению с возрастной нормой. В отличие от гетерохро­нии, определяющейся видовой генетической программой развития, неравномерность связана с индивидуальной программой и средовыми факторами. Неравномерность развития ВПФ, а точнее, их структур­но-функциональных компонентов — нормальное явление, имеющее большой приспособительный эффект, так как для популяции в целом выгодно наличие у людей разных способностей. Однако при повыше­нии требований со стороны социальной среды относительно слабые звенья высших психических функций становятся тормозом дальней­шего развития и успешного обучения ребенка.

Современные представления о закономерностях развития и иерар­хическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможнос­тях дают возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения, опирающегося на системный подход.

Источник: vprosvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru