Нейропсихологическая подготовка к школе программа

Начало нового жизненного этапа в качестве первоклашки для многих малышей сопряжено с целым рядом трудностей и проблем. Делая свои первые шаги на пути освоения школьной программы, дети, зачастую, испытывают затруднения, связанные не столько с невозможностью понять или запомнить необходимую информацию, сколько с «организационными», режимными аспектами жизни ученика.

Сталкиваясь с новыми правилами поведения школы, даже очень смышленые и эрудированные дети могут демонстрировать невысокие результаты в процессе обучения, всего лишь потому, что они физически не могут сидеть на одном месте положенные 45 минут, и, тем более, удерживать максимальную концентрацию внимания на протяжении этого периода времени. Подобные «промахи» на старте могут негативно повлиять на всю последующую учебную деятельность. Помимо «пробелов» в знаниях, ребенок получает целый комплекс эмоциональных и поведенческих проблем, таких как низкая самооценка, отрицательное отношение к обучению и к школе в целом, невротические реакции, в некоторых случаях, приводящие к соматическим расстройствам, проявляющимся в виде бессоницы, головных болей, обострения хронических заболеваний и пр. Однако, многих проблем можно избежать, если правильно и последовательно готовить будущего первоклассника к новым условиям, обязанностям и социальным ролям, которые ему скоро придется осваивать в школе.

Подготовка к школе. Нейропсихологический подход

Публикация «Консультация „Включение нейропсихологических методов диагностики и коррекции при подготовке детей к школе“» размещена в разделах

  • Готовность к обучению в школе. Консультации
  • Консультации для родителей
  • Нейропсихологические игры, упражнения, занятия
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015

С момента поступления в школу, для ребенка увеличиваются интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, меняются социальные условия развития личности. Только комплексная подготовка к школе, включающая в себя работу, направленную на развитие познавательной деятельности и правильное формирование эмоциональной сферы, обеспечит успешную адаптацию ребенка к процессу обучения в общеобразовательной школе.

Каждый воспитатель в процессе своей педагогической практики, наверняка, накопил внушительный набор различных методик и приемов, помогающих развивать двигательную сферу, мелкую моторику, память, речь и мышление ребенка. Но, как показывает практика, всего этого разнообразия игр, заданий и упражнений очень часто оказывается недостаточно, и жизнерадостный, уверенный в себе ребенок, который первым в группе выучил буквы и быстрее всех считал, на глазах у удивленных родителей и педагогов превращается в первом классе в тихого, замкнутого троечника, боящегося отвечать у доски и поднимать руку. На логичный вопрос «Почему так произошло?» можно найти ответ в рамках нейропсихологии. Именно нейропсихологический подход к подготовке к школе обеспечивает правильное и комплексное формирование задействованных в процессе обучения высших психических функций.

Нейропсихологический подход к подготовке детей к школе. Практические рекомендации

Нейропсихология обладает рядом простых, доступных методик, которые трансформируются в игровую форму и легко включаются в общий контекст работы по подготовке детей к школе в рамках общей программы обучения детей старшего дошкольного возраста.

Нейропсихологический подход приводит к пониманию того, что ключевыми предпосылками для успешного освоения ребенком школьной программы является не актуальный объем накопленной информации и навыков, а возможность приобретать новые знания и умения. Основной задачей педагогов и психологов становится не просто развитие отдельных психических функций (памяти, речи, мышления, а работа, направленная на правильное формирование отдельных факторов, обеспечивающих реализацию этих функций.

К таким факторам относится общемозговая работоспособность. Снижение нейродинамических показателей приводит к трудностям удержания внимания, повышенной истощаемости, что в свою очередь не может не отражаться на осуществлении процессов памяти и мышления. Другим базовым фактором является контроль и программирование деятельности, позволяющие усваивать и соблюдать правила. Немаловажным фактором, участвующем в реализации большинства психических процессов является и межполушарное взаимодействие, обеспечивающее быструю и слаженную работу отдельных компонентов, из которых складываются функциональные системы, лежащие в основе каждой психической функции.

Существует ряд упражнений и заданий, которые можно назвать универсальными: они, с одной стороны, вполне подходят для использования в группе, и, с другой стороны, оказываются в равной степени полезными для всех малышей.

Первый комплекс таких упражнений направлен на повышение общемозговой работоспособности. Используются нехитрые физиологические методы, главную роль среди которых играют различные дыхательные техники.

В качестве дыхательной гимнастики можно использовать отдельные комплексы упражнений из известных дыхательных методик (например, «Дыхательная гимнастика Стрельниковой») или специальные игры, задействующие дыхание. К таким играм относится «Кораблик» и «Дутибол».

В игре «Кораблик» перед ребенком ставится задача дуть на бумажный кораблик, размещенный на столе, таким образом, что бы провести его по определенному маршруту, не натолкнувшись на условные «рифы», сделанные из любых доступных предметов (карандаши, ручки, игрушки) и так же размещенные на столе. Игра «Дутибол» заключается в том, что бы как можно сильнее дуть на мячик для пин-понга, размещенный по центру стола между двумя участниками, с целью забить гол в ворота противника (область ворот ограничивается при помощи кубиков).

Читайте также:
Какая товароучетная программа выгоднее для эвотор

Однако, следует помнить, что в отношении гипервентиляции некоторые малыши могут иметь медицинские противопоказания, поэтому перед применением данных методов необходимо обязательно осведомиться у родителей по поводу возможных ограничений. Другой эффективный способ повышения работоспособности — это массаж. Очевидно, что массаж в его традиционной форме совершенно неприменим в работе педагога. Но существует простой способ быстро и весело повысить тонус — это массажный коврик для ног. Совсем не трудно постелить в помещении группы несколько массажных ковриков, стоя на которых, перед началом основных занятий малыши могут выполнять несложные физические упражнений (прыжки, приседания и т. п.).

Упражнения, направленные на формирование межполушарного взаимодействия могут быть предложены детям в форме увлекательной игры. Так, например, игра «Скалолазы», в которой дети встают к стене и представляют себя альпинистами, пробирающимися над пропастью по узкой дорожке вдоль скалы.

Главная задача — аккуратно двигаться вдоль стены, соблюдая инструкции педагога (или, в контексте игры, проводника, которые заключаются в чередовании двигательных программ: сначала дети идут, одновременно перемещая правую руку и правую ногу и, затем, подтягивая левую руку и левую ногу, а потом, в соответствии с дальнейшими командами, одновременно перемещаются правая рука и левая нога, а левая рука и правая нога подтягиваются. На протяжении игры эти двигательные программы должны несколько раз сменять друг друга.

Участники, вовремя не отреагировавшие на команду проводника или запутавшиеся в движениях считаются упавшими в пропасть. Еще более простой является игра «Носочки-ладошки», выполняющаяся сидя на стуле или на полу. Цель игры — поочередное выполнение перекрестных движений ладонями и мысками ног. Игровой контекст обеспечивается инструкцией: сначала ладошки и носочки «дружат», выполняя одинаковые движения, а потом «ссорятся» и начинают делать движения, разнонаправленные относительно друг друга.

Функции программирования и контроля деятельности относятся к одним из самых сложных и поздно формирующихся: период их активного развития длится вплоть до окончания подросткового возраста. Благодаря умению контролировать собственную деятельность человек может адекватно вести себя в обществе, анализировать собственные ошибки и находить новые пути решения.

Несложные формы контроля становятся главной целью работы психологов и педагогов с детьми старшего дошкольного возраста. На начальных этапах работы, направленной на формирование самоконтроля, уместно использовать упражнения из телесноориентированных методик.

Такие упражнения позволяют «почувствовать» собственное тело, осознать некоторые его возможности и постепенно научиться им управлять. Так, например, свою эффективность доказали упражнения, основанные на дыхании с помощью диафрагмы на счет. В процессе выполнения упражнения, ребенок начинает не просто осознавать, но и контролировать свой организм.

Так же для начального этапа работы актуальны методы активной релаксации. Например,игра «Надувная кукла», когда ребенок, лежа на полу представляет себя надувной куклой, которую сначала «надувают» (в этот момент он должен максимально напрячь все мышцы, как бы увеличиваясь в объеме) и «сдувают» (при «сдувании» необходимо медленно расслабляться, достигая субъективного ощущения уменьшения объема и плотности собственного тела).Далее основной задачей становится развитие у ребенка умения четко следовать инструкциям, усваивать и удерживать двигательные программы, вовремя останавливать импульсивные реакции. В данном контексте применимы любые задания, аналогичные таким распространенным детским играм, как «Море волнуется раз.», «Четыре стихии», «Летел лебедь.» и т. д. Более сложным вариантом является игра «Сломанный робот», в которой ребенок должен сначала следовать инструкции, выполняя определенные движения, а затем «ломаться» и совершать движения, противоположные, заявленным в инструкции. Для последующих этапов работы подходят игры с более выраженным включением вербального компонента: «Съедобное-несъедобное», «Запретные слова» и т. п. В ходе таких игр ребенок должен выбирать из предлагаемого стимульного ряда значимые слова, реагировать на них определенным, заданным в инструкции, образом, и игнорировать лишние стимулы. Именно эти навыки в дальнейшем помогут ребенку делать меньше описок в школьных тетрадках, спокойно сидеть в классе и внимательно слушать учителя, усваивая необходимую информацию, не отвлекаясь на посторонние звуки и предметы.

Конечно, включение отдельных заданий в контекст общей программы занятий не сможет заменить полноценное коррекционное воздействие, но для большинства детей,подобные занятия станут хорошей базой для дальнейшего обучения.

Публикации по теме:

Использование физкультминуток на занятиях как один из методов совершенствования коррекции речевого развития детей На занятиях используем физкультминутки, которые позволяют совершенствовать речь детей. Физкульминутки включаются в занятия в зависимости.

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика.

Комплексно-тематическое планирование к программе по подготовке детей к школе. Комплексно-тематическое планирование. Дата Развитие речи и письмо Математика Страницы рабочей тетради (пропись) Страницы рабочей тетради.

Конспект интегрированного занятия по подготовке детей к школе Конспект интегрированного занятия по подготовке детей к школе. Критевич Елены Викторовны, воспитателя высшей категории МДОУ ЦРР ДС №293.

Программа по подготовке детей к школе «Умка» Срок реализации 1 год Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются.

Читайте также:
С помощью какой программы можно сделать календарь

Роль дошкольных учреждений в подготовке детей к школе

Роль дошкольных учреждений в подготовке детей к школе Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе, психолог,.

Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе. Часть I часть 2 часть 3 «Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является.

Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе. Часть II часть 1 Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе: Первое направление –.

Взаимодействие специалистов ДОУ при подготовке 6-летних детей к школе В данном выступлении хотелось бы обратить внимание на средства совершенствования отношений между всеми участниками воспитательно-образовательного.

Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе Исходя из известных положений физиологии, психологии и педагогики, припоминая наблюдения многих лет, опираясь на опыт хочется сказать, что,.

Источник: www.maam.ru

Нейроподготовка к школе

баннер нейро1

Нейропсихологическая подготовка к школе — это особая подготовка. Некоторые дети имеют нарушения в деятельности мозговой функции, так как развитие мозга происходит неравномерно. Причинами могут быть: ММД, гипоксия, родовые травмы, кесарево сечение, прием тяжелых лекарств и другие. С медицинской точки зрения ребенок здоров, но его развитие отличается от развития других детей. У многих современных детей наблюдаются нарушения в развитии основных мозговых центров.

Занятия с нейропсихологом и программа по коррекции недостаточно сформированных центров мозга помогает подготовить ребёнка к школьному обучению.

Нейроподготовка отличается от любой другой подготовки детей к школе тем, что позволяет наладить связь между психическими функциями ребёнка (внимание, речь, мышление, память) и отделами головного мозга (правого и левого полушария), а также помогает успешной адаптации ребёнка к школьной программе и развитию необходимых умений и навыков.

Часто бывает так, что первоклассник, вроде бы хорошо подготовленный к школе (умеет читать, писать, считать, с высоким уровнем интеллекта), начинает испытывать трудности в обучении: не справляется с заданиями, невнимательный, быстро утомляется, наблюдается ухудшение памяти и др.

У некоторых детей есть нарушения и в социальном плане (им трудно вступать в контакт с другими детьми, они замкнуты, необщительны или наоборот, слишком активны, даже гиперактивны). Эти трудности приводят к тому, что ребенок не находит общего языка со своими одноклассниками, отказывается ходить в школу.

Предотвратить эти проблемы может нейропсихологическая подготовка к школе.

Чем отличается нейропсихологическая подготовка к школе от обычной?

Школьная зрелость определяется тремя аспектами:

Первый — это интеллектуальная готовность. Она определяется способностью ребенка концентрировать свое внимание, умением строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, хорошей памятью и развитой мелкой моторикой, а также правильной речью и интеллектом.

Второй аспект — эмоциональная готовность. Важным является развитие произвольного поведения и мотивации к обучению. Если ребенок научился управляться своими эмоциями и может сосредоточиться, можно говорить о его эмоциональной готовности к школе.

Третий — социальная готовность. Ребенок к началу школьного обучения должен обладать умением слушать, подчиняться правилам, понимать роль ученика и испытывать потребность в общении со сверстниками.

Нейропсихологическая подготовка к школе в отличие от традиционной подготовки, где ребенка обучают навыкам письма, чтения, рассчитана на детей с тем или иным нарушением мозговых структур, а также особенностями поведения, иными словами, на тех, кого можно назвать «школьно-незрелыми».

Задача нейропсихолога состоит в том, чтобы восстановить нарушенные связи между мозговыми центрами, устранить нарушения в тех участках головного мозга, где они имеются, а также развить их.

Для того, чтобы определить какие именно участки головного мозга недостаточно сформированы необходимо проведение нейропсихологической диагностики. Программа нейропсихологической подготовки составляется по результатам диагностического исследования.

В зависимости от результатов нейропсихологической диагностики, коррекционно-развивающие программы могут быть следующими:

  1. Нейропсихологическая подготовка по методу замещающего онтогенеза.

Это длительная программа, которая требует серьезного отношения, как родителей, так и самого ребенка, так как необходимо ежедневное выполнение домашних заданий. Программа включает в себя двигательную и сенсомоторную коррекции. Базовый курс рассчитан на 24 занятия.
Следующий этап программы — когнитивный блок, включающих в себя развитие познавательных психических функций, также рассчитан на 24 занятия.

  1. Нейропсихологическая подготовка к школе (упрощенная программа).

В занятия также включены развитие сенсомоторной и когнитивной сфер, но сами занятия проходят в упрощенной, игровой форме, без обязательного выполнения домашнего задания. Курс рассчитан на 24 занятия.

Занятия проходят индивидуально или в мини-группах по 2-4 человек, два раза в неделю, длительность одного занятия — 60 минут.

Нейропсихологические подготовительные занятия в нашем центре «Диалог» – это залог успеха Вашего ребенка в будущем школьном обучении!

Для уточнения информации о нейропсихологической подготовке к школе, звоните по телефонам центра: +7(4842)75-12-83, +7(905)641-12-58.

Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.

Источник: neuropsy-kaluga.ru

Нейропсихологическая подготовка к школе программа

тел: +7 495 210 19 54,
г. Москва,
Малый Калужский пер., 15с16

Читайте также:
C как узнать время выполнения программы

Шаболовская, 5 минут пешком
  • Курс по нейропсихологической диагностике
  • Курс по коррекции дислексии и дисграфии
  • Курсы по нейропсихологической коррекции
  • Курс по запуску речи у детей
  • Нейропсихологическая диагностика
  • что выявляет нейро-диагностика?
  • Как мы проводим диагностику
  • Нейропсихологическая коррекция
  • Двигательная коррекция
  • Когнитивная коррекция
  • Коррекция дислексии
  • Коррекция дисграфии
  • Запуск речи у детей с 2-х лет
  • СДВГ. Нейропсихологический подход
  • Подготовка к школе
  • Программа по подготовки к школе
  • Психологическая готовность к школе
  • Как научить ребёнка читать
  • Основные методы обучения чтению
  • Психологическая помощь
  • Что такое СДВГ
  • Проблемы с поведением? — Недирективная игровая психотерапия
  • Проблемы с поведением? — Песочная терапия
  • Как преодолеть страх перед экзаменами?

Подготовка к школе

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Услуги
  3. Подготовка к школе

В нашем Центре на протяжении многих лет успешно проводится работа по подготовки детей к школе. Методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка, с учётом его особенностей поведения, внимания, памяти, речи, мышления. Занятия проводятся в игровой форме. Каждый дошкольник с огромным удовольствием и увлечением учится читать, писать и считать и пр.. В тоже время, наши специалисты строго придерживаются программы ФГОС, т.е. знания, умения и навыки малыша, которые требуются для поступления в любую общеобразовательную школу.

Вашему вниманию представляется общая программа по педагогической подготовке к школе.

Программа по педагогической подготовке к школе

1. Ознакомление с окружающим миром:

  • Учить ориентироваться во времени (времена года, месяца, дни недели и т. д.)! подробнее.

Психологическая и нейропсихологическая готовность к школе

Ваш малыш скоро должен пойти в школу. Готов ли он к тому, чтобы приспособиться к новой для себя учебной среде, воспринять новые «правила игры»? Если у ребенка сформировалась положительная внутренняя мотивация (она складывается из желания учиться и понимания, для чего же все-таки существует школа) — это уже часть успеха.
Другая важная составляющая готовности к школе — это произвольность, способность действовать по образцу в соответствии с правилами. Это качество формируется преимущественно в процессе ролевых игр со сверстниками. Примета сегодняшнего дня — ситуация, когда ребенок «не наигрался» (было не с кем играть, а родители не придавали этому значения). Произвольность у такого ребенка будет страдать.
Обе эти составляющие сегодняшней успешности (или неуспешности) первоклассника можно назвать социальными — они сложились под воздействием среды, окружавшей ребенка до школы. Но существуют и внутренние причины, мешающие человеку учиться, — они связаны с тем, как на протяжении внутриутробной, младенческой и детской жизни формировался его мозг. Об этом мы сегодня и поговорим. подробнее.

Обучение ребёнка чтению

Сейчас существует многообразие техник, методов и подходов в решении этого вопроса. Всё зависит от того сколько лет вашему ребёнку и как он должен уметь читать.

Дело в том, что можно (и есть прекрасные результаты) научить читать и совсем маленьких детей (2-3 года), причём не говорящих, т.е. ребёнок может прочитывать инструкции и их выполнять, но при этом молчать.

Другое дело, если вы, уважаемые родители, хотите, чтобы ваш ребёнок бегло читал вслух, понимая прочитанное, усваивая и применяя знания, которые дала ему книга.

Для этого необходимо соблюдать несколько условий:

  • Желание ребёнка
  • Наличие целенаправленной экспрессивной речи
  • Возраст ребёнка должен быть не моложе 4-х лет
  • Отсутствие серьёзных психоневрологических диагнозов подробнее.

Основные методы обучения детей чтению

daniil elkonin

Cамой распространенной, официально признанной является (аналитико-синтетический подход). Этот способ обучения чтению используется в школе. Практически все Буквари построены именно на этом способе обучения чтению. звукобуквенная методика обучения чтению Д.Б. Эльконина

Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях. То есть у ребёнка должна быть сформирована знаковая функция. Что это такое? Т.е. написанное слово является знаком (кодом), обозначающий определённый образ предмета, свойства, действия и т.д. Как формируется у ребёнка эта функция?

Только по средствам ролевой игры, когда дети заменяют предметы, нужные им в осуществлении какого-либо сюжета, другими подручными средствами. Например, ролевая игра «магазин», ребёнок заменяет батон хлеба ручкой или другой игрушкой и помнит, что этот знак (код) означает именно батон хлеба. Сейчас, к сожалению, многие дети обделены такими занятиями. А ролевые игры уходят в прошлое и заменяются гаджетами.

Тем не менее, изначально эта методика обучения была рассчитана на детей 6-7 лет.

Следующей по распространенности является методика Н. Зайцева. Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. Эта методика подходит и для детей более младшего возраста.

Еще одна известная методика глобального чтения Г. Домана. Много лет назад, обучая чтению умственно отсталых, часто неговорящих

детей, Гленн Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. И дети научились читать.

Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей .

Источник: neurochild.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru