Нейро подготовка к школе программа

Педагоги, как и родители, довольно скептически относятся к важности подготовки к школе с нейропсихологом. Но, все это до того момента, пока они не увидят результаты и не вникнут в вопросы развития ребенка комплексно, а не однобоко.

На самом деле, для того, чтобы ребенок в школе был адаптивен, успешен, здоров, уверен в своих силах, подготовка к школе должна происходить на 5 уровнях:

Занимаясь нейропсихологической подготовкой к школьному обучению, мы ставит перед собой задачу подготовить ребенка, как раз на всех 5 уровнях, а не только на интеллектуальном (обучить читать, писать и считать). Ведь буквы, цифры – это символическая, абстрактная система, к которой должен быть готов мозг, он должен дозреть до абстрактного мышления. А для того, чтобы появился этот тип мышления, один период развития мозга, должен смениться вторым, тот третьим. И на каждом из этих этапов есть своя задача развития, вмешиваться в которую ранней интеллектуализацией нельзя (рис.1).

t1611228721aa.png

Подготовка к школе ребенка 5-7 лет. Как научить ребёнка читать. 0+

Рис.1 Пирамида обучения

Существует такое понятие как «агрессивная интеллектуализация», когда ребенка «натаскивают» раньше, чем созреет определенные структуры мозга. В практике встречаются такие примеры: в 3 года родители начали учить с ребенком буквы, а его мозг к этому не был готов. Сейчас наблюдаем следующую картину:поскольку несвоевременное вмешательство имело место, то была «забрана энергия» у тех мозговых структур, которые должны были развиваться в этот возрастной период(двигательные навыки и сенсорное развитие). Если ребенок до 5,5 лет будет ограничен в сенсорно-моторной сфере, он не сможет высидеть на уроке, такой ребенок быстро потеряет внимательность, быстро будет переутомляться, ухудшится память, не сможет правильно себя проверить, выстроить общение с другими и т.д.

Все моменты развития должны быть в свое время. Еще пример, если ребенок не ползал, а сразу пошел – в будущем это трудности с пространственной ориентировкой, нарушены зрительно-пространственные представления, также проблема эмоционального интеллекта (не видит и не распознает эмоции ни свои, ни других людей).

Встает вопрос: «Когда же стоит начать готовить ребенка к школе и как это делать?» Ответ здесь не будет однозначным. Ведь мозг каждого ребенка зреет индивидуально, есть свои трудности, психофизиологические особенности, свой характер воспитания, окружения. Но, есть и общие законы развития, которых и придерживается нейропсихология, перед школой мы должны развивать не только навыки письма и чтения, а по большей части базисные составляющие этих сложных видов деятельности. Тогда ребенок легко и без излишнего напряжения освоит письмо, чтение и счет.

В любом случае, готовить ребенка к школе нужно. Но, это не означает, что в возрасте 3, 4, 5 лет мы начинаем учить читать, писать и считать.

Это значит, что акцент делается на развитии главных составляющих этих процессов, начиная с двигательной сферы (сначала крупной, а затем мелкой моторики), развитии зрительного, зрительно-пространственноговосприятия, различных видов памяти, сферы образов, представлений, фонематического слуха. И все это должно быть в совокупности, в свой временной участок. Поэтому подготовка к школе в нашем образовательном учреждении начинается не в подготовительной группе, а намного раньше. Например, уже с 3-4 лет мы включаем детей в развитие пространственных представлений, которые и будут основой для успешного усвоения счета, формирования абстрактно-логического мышления. Но, начинаем мы с элементарного – формирования представлений о собственном теле, потом переходим к пониманию своего тела в пространстве комнаты, предметов в этой комнате, и лишь только после этого переходим на пространство листа и квазипространство.

Программы начальной школы. Подготовка к школе

Еще один важный момент, в подготовке к школьному обучению с нейропсихологом учитывается, что функциональные отделы мозга ребенка развиваются неравномерно, и у каждого ребенка существуют особенности развития или нарушения. Поэтому первоначально нейропсихолог выявляет, какие отделы мозга и функции развиты достаточно, а какие могут быть нарушены или недостаточно сформированы. Принимается решение — на формирование каких функций нужно направить силы в первую очередь. То есть, проведя первичную нейропсихологическую диагностику, мы составляем индивидуальный план развития, направленный на формирование и развитие слабых сторон, опираясь на сильные.

Читайте также:
Сервисное по примеры программ

Для того, чтобы эффективно выстроить маршрут ребенка, необходимо понимать, что в нейропсихологии условно принято делить мозг на три функциональных блока:

1) энергетический– стволовые и подкорковые структуры;

2) блок приема и переработки информации (зрительной, слуховой, сенорной)– затылочные и височные отделы мозга;

3)блок контроля и программирования деятельности – лобные отделы.

При трудностях 1 блока дети быстро утомляются, не могут сосредоточить внимание, несмотря на светлую голову и сообразительность, не могут справиться с задачей из-за истощаемости. Дети эмоционально нестабильны (раздражительны, чувствительны, часто плачут, воспринимают всё близко к сердцу). Ребенок может быть очень умен, стихи рассказывать, и даже их сочинять, балетом занимается, но пришел в школу и часто устает, болеет и т.п.

Трудности 2 блокаслабостьсенсомоторных систем, фрагментарность восприятия, нечеткая переработка информации из окружающего мирачерез органы чувств: не могут вычленить фигур, звуков из фона, особенности распознания цвета, света, температуры, текстуры, контуров, величины, движения, громкости, ритмов (проблемы с пунктуацией, где предложение закончилось, где нужна пауза).

Трудности 3 блока: неусидчивость, бесконтрольность своей деятельности, дети не могут организовать себя и свое время, не могут удержать программу деятельности, действовать по инструкции. Характерно и игнорирование общепринятых правил поведения, бедная речь, упрощение любой программы, пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий.

Учитывая эти особенности, проведя нейропсихологическую диагностику, чему же мы уделяем внимание на нейропсихологической подготовке к школе:
• Обучению детей умению слушать и слышать.
• Развитию концентрации внимания на заданиях.
• Формированию самоконтроля.
• Развитию пространственного восприятия.
• Улучшению коммуникабельности с другими детьми.
• Развитию необходимых в учебе психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения).
• Улучшению эмоционального фона и умению выражать свои чувства и мысли.

Для развития каждого из этих блоков в нейропсихологической подготовке к школе мы используем:

Развитие 1 блока мозга (энергетический, активационный ресурс, ребенок должен быть включен в работу, ему должно хватать сил на выполнение заданий):

— координированность движений (крупная моторика);

Развитие 2 блока мозга.

-коррекция зрительного восприятия (узнавать предмет по его фрагменту, собирать его из частей, опознавание зашумленных изображений, определять предмет по контуру, тени, конструирование изображений – опознавать изображение по одной его части, фрагменту);

— развитие слухового восприятия (опознание речевых и неречевыхзвуков, понимать и выполнять инструкции);

-развитие тактильного восприятия (расширение сенсорного опыта ребенка: ощупывать руками разные поверхности, ходить по ним ногами)

— развитие памяти, пространственных представлений (графические диктанты, игра «зеркало», «робот»).

Развитие 3 блока мозга.

Игры по правилам (подвижные и настольные), задания на внимание, прыжки через скакалку, через веревочку, игры с мячом.Формирование коммуникативных навыков.

Таким образом, осуществляя нейропсихологическую подготовку к школе, мы помогаем детям «научиться учиться», формируем учебную мотивацию, корректируем слабые стороны, опираясь на сильные. И, конечно, развиваем у ребенка предпосылки успешного овладения чтением, письмом и счетом. Нейропсихологическая подготовка ориентирована на развитие и интеллектуальной, и психической, и социальной, и физической, и эмоционально-волевой сфер ребенка.

Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии, учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2019.

Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом.Серия «Когнитивное развитие. Профилактика дислексии и дисграфии». – Москва:Издательство «Эксмо», 2020.

Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом. – Москва: Издательство «Генезис», 2015.

Источник: www.defectologiya.pro

Программа Нейропсихологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ТНР при подготовке к школе
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: коррекция и развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством организованного нейропсихологического сопровождения.

  • формировать пространственные представления (представления о пространственных и пространственно — временных свойствах и отношениях, величине, форме);
  • формировать представления об относительном расположении объектов (во избежание появления в будущем «зеркального письма», неправильного написания букв и цифр;
  • развивать умения анализировать и копировать образец;
  • развивать произвольное внимание и формировать умения подчинять свои действия заданной системе требований (произвольность в управлении мыслительной деятельностью и поведением в целом);
  • развивать базовые компоненты познавательной деятельности (воображение, внимание, память, аналитико-синтетические процессы).
Читайте также:
Программа сделать фотографии в один файл

Данная программа может применяться как для детей с нарушениями речи, так и с детьми группы нормы, так как не все «зоны риска» бывают очевидны уже в дошкольном возрасте. Подчас они заявляют о себе только в школе. Так же, все предлагаемые психотехники весьма эффективны как развивающие. И очевидно будут полезны любому ребенку для интенсивного наращивания навыков в самых разнообразных сферах психической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предме.

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период.

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта.

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус.

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле.

«Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста при переходе в школу в соответствии с ФГОС ДО»

План по самообразованию педагога-психолога.

Методическая разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Кинезиологические упражнения развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость вним.

Источник: nsportal.ru

Программа подготовки к школе для детей от 4 до 7 лет с блоком «Нейробика»

Подготовка к школе на Первомайской

Подготовка к школе детям от 4 до 7 лет в Измайлово

В современной школе требования к первоклассникам постоянно растут, и полноценная подготовка ребенка к школе во многом определяет, насколько быстрой и безболезненной будет его адаптация и последующая успеваемость. Программа подготовки построена на богатом опыте лучших педагогов «Чудо-Школы Умницы», проверенных временем классических методиках и современном подходе к обучению и развитию дошкольников.

Цели и задачи программы

Основная цель программы — не только дать базовые знания и умения, необходимые первокласснику для успешного старта, но и одновременно подготовить ребенка психологически и эмоционально к новому жизненному этапу, развить в нем познавательную активность, любовь к обучению, творческий подход и самостоятельность суждений. В то же время используемый на занятиях комплексный подход направлен на развитие и формирование памяти, внимательности, концентрации, логического мышления, умения работать в команде и социализации — тех качеств и навыков, которые невероятно важны в школе.

Блоки программы

Программа состоит из четырех блоков: «Живого чтения», «Живой математики», «Живой речи» и дополнительного «Нейробика». Первые три блока объединены на основе «проектной системы», которая уже много лет успешно применяется в «Чудо-Школе Умница». На занятиях используются здоровье сберегающие методики, а также игровой формат, способствующий быстрому и легкому обучению дошкольников. Все группы распределены по возрасту, а программа занятий для каждой группы составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Блок «Живое чтение» построен на основе знаменитой методики кубиков Н.А. Зайцева и предполагает чтение по складам. Сами кубики различаются по цвету, объему, весу, звучанию, что не только превращает процесс обучения чтению в увлекательную игру, но и обеспечивает быстрое и непроизвольное запоминание складов, трансформирующееся в дальнейшем в правильное чтение. Кроме того, методика Зайцева закладывает основы для грамотного письма, способствует коррекции логопедических недостатков и расширению словарного запаса.

Читайте также:
Сколько плоскостей есть в дереве проекта в программе компас 3d

Блок «Живая математика» включает в себя сразу несколько знаменитых методик (Петерсона, кубики Зайцева), главная из которых — концепция Евгении Кац. На наших занятиях дети узнают, что математика — это на самом деле увлекательная игра, особый язык, который окружает нас каждый день повсеместно. Мы вместе будем изучать цифры и формы, составлять задачки и решать их, строить проекции объемных фигур, придумывать интересные математические игры в движении, устраивать веселые математические праздники, а главное — будем вместе думать, размышлять, фантазировать, исследовать. И обязательно научимся с помощью математики решать не только абстрактные задачи, но и вполне жизненные.

Блок «Живая речь» отвечает за формирование и развитие очень важного навыка школьника: правильной и красивой речи. Наша речь — это не врожденный, а приобретенный навык, поэтому в наших силах сделать ее красивой, богатой и грамотной. На занятиях мы будем учиться правильно строить предложения, составлять рассказы по картинкам, создавать собственные истории. Уделим большое внимание расширению словарного запаса и кругозора, займемся развитием монологической, диалогической речи и ее интонационной выразительности.

Блок «Нейробика», или гимнастика мозга. Система разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисонами на базе образовательной кинезиологии. Она состоит из специального комплекса физических упражнений и направлена на активацию полноценной работы левого и правого полушарий. Объединение движения и мысли позволяет воспринимать материал и информацию легко и более целостно. Нейробика помогает эффективней подготовиться к школе, развивая все мыслительные процессы, а также позволяет чувствовать себя уверенно во время серьезных школьных нагрузок.

Что дает гимнастика мозга:

  • Повышает работоспособность
  • Снижает утомляемость
  • Развивает память и мыслительную деятельность
  • Помогает в освоении письма и чтения
  • Формирует внутреннюю уверенность в своих силах
  • Благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Упражнения блока разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

  • Упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Например, различные перекрестные движения, восьмерки, чередования рук или ног… Направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и наоборот, улучшаются навыки чтения и письма.
  • Энергетические упражнения. Обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоциональное состояние, развивают саморегуляцию, память, внимательность. Регулярные занятия увеличивают скорость мышления и осознанного чтения. Например, «Энергетическая зевота», «Кнопки мозга», «Кнопки космоса», «Кнопки баланса», «Думательный колпак»…
  • Растягивающие упражнения. Направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Помогают удерживать вертикальную позу, не сутулиться…Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации. Например, «Активация рук», крюк Дениссона, крюки Кука, «Заземлитель»…
  • Упражнения для повышения позитивного мышления. Стабилизируют нервные процессы — ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, например, перед важными мероприятиями: контрольными, диктантами, публичными выступлениями. Также развивают навык представления «новых положительных образов», уверенного поведения, правильной постановки целей…

Регулярное выполнение упражнений оказывает положительное влияние на эффективность обучения, развитие интеллекта, повышает способность самоконтроля, укрепляет физическое здоровье, формирует социальный интеллект, корректирует речевое развитие ребенка.

У детей от 3,9 до 5,5 лет упражнения по нейробике начинают и завершают каждый блок, а также проводятся в паузах между разынми видами деятельности. Такая система способствует тренировке фокуса внимания, концентрации внимания. Нейротехнологии помогают мягко развивать у детей учебное поведение. Для детей от 5,5 лет нейробика выделена в отдельный блок и включает упражнения на развитие скорости мышления, имитации и графомоторных навыков, направленных на развитие навыка управления мышцами, связанными с письмом.

Преимущества наших программ подготовки к школе

Важным преимуществом всех программ нашего центра являются домашняя атмосфера, малочисленные группы и индивидуальный подход к каждому ребенку. Группы «Интеллектики + Нейробика» курирует профессиональный психолог, который поможет выявить особенности того или иного ребенка и в соответствии с ними скорректировать процесс обучения. Все программы в нашем центре ведут только профессиональные опытные педагоги, поэтому мы гарантируем высокое качество и хороший результат.

Группы формируются по возрасту: 4-4,5 лет, 4,5-5,5 лет, 5,5-7 лет.

Есть группы с посещением 1 раз в неделю, и группы с посещением 2 раза в неделю.

Источник: www.chudo-shkola.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru