Нецензовая программа обучения это

Содержание

Кукушкина О.И. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
Никольская О.С. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
Малофеев Н.Н. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.

Инклюзивное образование: методики обучения особенных детей

Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.

Каждый вариант СФГОС определяет:

  • требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);
  • требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
  • требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.

Читайте также:
Программа смородина раннее музыкальное развитие отзывы

Особенности обучения детей с РАС в государственных школах. Хвостова К.А.

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса.

Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду — поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося.

Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними.

Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья.

Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции.

Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

Читайте также:
Что такое программа опус

2.2. Варианты СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ:

Категория детей с ОВЗ Варианты СФГОС
Глухие дети 1; 2; 3; 4
Слабослышащие 1; 2; 3; —
Слепые дети 1; 2; 3; 4
Слабовидящие дети 1; 2; 3; —
Дети с речевыми нарушениями 1; 2; 3; —
Дети с двигательными нарушениями 1; 2; 3; 4
Дети с ЗПР 1; 2; 3; —
Умственно отсталые дети -; -; 3; 4
Дети с расстройствами аутистического спектра 1; 2; 3; 4

Список литературы

  • 1. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
  • 2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. — М. : Советский спорт, 2004. — 303,[1] с. : ил. — (Золотые страницы сурдопедагогики). — Библиогр.: с. 287-302.
  • 3. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под. ред. Р.Е. Левиной. — М., 1967. — С. 7-30.
  • 4. Дети с нарушениями общения [Текст] : учеб. издание / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. — М.: Просвещение, 1989. — 95 с. — Библиогр.: с. 94.
  • 5. Лебединская, К.С. Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте [Электрон. ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах ИКП РАО. — 2005. — № 9. — Электр. ст. — Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-9/problemy-anomalnoj-psihic
  • 6. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / О.С. Никольская. – М. : МГППУ, 2008. – 464 с.
  • 7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – 2002. — № 5. – Электр. Ст. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-
  • 8. Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – 2002. — № 5. – Электр. Ст. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/korrekcionnaja-specialnaja-pedagogika?catoffset=10

Источник: alldef.ru

Система специального образования

  • специализированные д/с с круглосуточным пребыванием;
  • специализированные детские дома;
  • специальные группы при массовых детских садах;
  • дошкольные группы при специальных школах интернатах;
  • группы кратковременного пребывания.

Специальные школы:

  • вспомогательные школы (школы-интернаты);
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • для неслышащих / слабослышащих детей;
  • для незрячих / слабовидящих детей;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для детей с ЗПР.

Другие формы полученияобразования:

  • индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение;
  • обучение в условиях стационарного лечебного учреждения; специальные техникумы; специальные группы в техникумах и колледжах; отделения в вузах;
  • центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; учебно-производственные мастерские от обществ глухих, слепых и инвалидов.

Специальная школа является основным типом учебного учреждения, в котором обучаются дети, имеющие различные психофизические аномалии. Образовательный процесс в специальной школе носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. В школе осуществляется лечебно-восстановительный процесс (углубленный медицинский осмотр 2 раза в год, консультации у специалистов выполнение лечебных рекомендаций и др.). Наполняемость классов от 8 до10 – 12 человек, при комбинированных дефектах – 6. В настоящее время система специального школьного образования включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специальных школ с обеспечением содержания, форм и методов организации. Для детей с эмоциональными нарушениями и девиантным поведением специальных учебных учреждений в нашей стране не существует. Как отмечает Т.В.Варенова (2003), специальное образование представляет собой сложную дифференцированную систему, развитие которой шло неравномерно. С первых шагов своего становления и формирования специальное образование отстаивало принцип индивидуального подхода в обучении с позиций учета комплексного психофизического развития ребенка с особыми образовательными потребностями (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, М.С.Певзнер, Ф.Ф.Рау и др.). На смену этим прогрессивным идеям пришла дидактоцентрическая педагогика, идущая не от ребенка, а от предмета. Такое специальное образование изолировало аномального ребенка от общества, создавая значительное число закрытых специальных учреждений. В 1990/91 учебном году на пике своего расцвета, как указывает Т.В.Варенова (2003), система специального образования охватывала около 1,5% детского населения СССР, что составляло не более трети нуждающихся. С начала 90-х годов произошли изменения в отношении государства к детям с отклонениями в развитии и их правам. Созданная к этому времени система подверглась критике за ее закрытость, безвариативность, недостаточный охват нуждающихся, недооценку роли родителей в процессе образования, дидактоцентричность в ущерб личностному и эмоциональному развитию. Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных дают цензовое образование, которое обеспечивает формирование базового объема знаний и оказание коррекционной помощи и поддержки. Нецензовое образование обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Такое образование получают дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Нецензовое, абилитационное образование рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями. Это образование обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию. Наиболее острой является проблема профессионального образования лиц с нарушениями психофизического развития. В соответствии с новым Положением в структуре специальной школы может открываться отделение социальной адаптации и реабилитации, которое наряду с консультативными абилитационными задачами, может оказывать помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

Читайте также:
Программа которая находит вай фай

Источник: studfile.net

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Трушина Светлана

Представлена статья на тему-Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования Нецензовое образование по ФГОС предусматривается для тех детей, в анамнезе которых имеется умственная отсталость. Классификация умственной отсталости (по МКБ — 10) представлена в следующей таблице. Классификация умственной отсталости (DSM – III. Международная система)Требования к разделам АООП ОО

Картинками

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Нецензовое образование, предусмотренное ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основные ФГОС к адаптированной основной образовательной программе общего образования

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru