Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
- Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
- Воспитывать у детей интерес к рисованию.
Актуальность: формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
Техника нетрадиционного рисования «Рисование через мокрую марлю»
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Пояснительная записка: изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.
Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она является важнейшим средством эстетического воспитания.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредством нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционное рисование 5 способов
Предполагаемый результат:
- формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Этапы работы:
Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление плана по самообразованию.
Составление плана работы с детьми по теме самообразования и внедрение в практику. Корректировка работы.
Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.
Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
Памятка по теме «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»
Методическая работа по самообразованию
- Систематизация материала по теме самообразования;
- Разработка перспективного плана занятий по данной теме;
Тематический план занятий с детьми;
Работа с детьми
- «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
- «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
- Творческий конкурс рисунков «А я мамочку люблю»
- Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй ее»
- Рисование печатками «Шары для клоуна», «Праздничная елочка»
- Рисование поролоновым тампоном «Облака белогривые лошадки»
- Консультация «Нетрадиционная техника рисования с детьми»
- Выставка детских работ «Полетели»
- Творческая выставка детских рисунков «День Победы»
Отчет о проделанной работе, итоговая творческая выставка.
- Отчет по теме самообразования «рисование нетрадиционными техниками рисования» (средняя группа);
- Выступление на педагогическом совете (показ итоговых работ детей);
- Оформление результатов работы по теме самообразования.
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное
Беседа «Знакомство детей с искусством»
Беседа о цветах
Игра «Волшебные кляксы»
С-р игра «Детский сад»
Консультация «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»
Беседа об искусстве
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
(рисование по мокрому листу)
«Хохломские ягоды» (рисование пальчиками)
Игра «Запомни картинки»
Выставка работ «Прощание с осенью»
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Беседа о русских художниках
«И плывут по небу облака»
(рисование по мокрому листу)
Консультация «Роль искусства в жизни детей»
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
Беседа «Монотипия» с элементами рисования
«Снежинки» (Рисование методом тычка)
Творческий вечер с участием детей и родителей
- Речевое развитие
- Познавательное развитие
- Физкультурное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
«Виды изобразительного искусства»
Игра «Найди цвет»
Совместное творчество родителей и детей.
Пригласить коллег на итоговую выставку «Зима прошла»
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физкультурное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
«Открытка для мамы» (Печать по трафарету + рисование пальчиками)
«Ранняя весна» (Монотипия пейзажная)
«Подснежники» (пластилиновая живопись)
«Ветка с листочками» (Оттиск печатками)
Творческая выставка для мамы
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физкультурное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
«Черепашка» (Восковые карандаши + акварель)
«Пингвины на льдинах» (Печать по трафарету)
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Знакомство с новой техникой «Рисование клеем»
Совместное творчество родителей и детей
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
«Салют в День Победы» (Набрызг)
«Бабочка» (Монотипия предметная)
«Цветущая ветка» (пластилиновая живопись)
Итоговая выставка всех работ
Приглашение на выставку
- Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» — Творческий Центр Москва 2008.
- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — КАРО, Санкт – Петербург 2010.
- Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» — Москва 2006.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» — Творческий центр «Сфера», Москва 2009
- Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.
- С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших детей ярче» — Ярославль 2007.
Источник: a2b2.ru
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
– развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Возраст детей, на которых рассчитана программа
На 1 этапе– репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе — конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе — творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных — дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, — немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение.
Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Развитие творческих способностей
Программа направлена :на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Структурной особенностью: программы является приобщение детей к художественному развитию творческих способностей детей пятого года жизни(средняя группа).Развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития ребенка 4-5 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельном общении.
Методы и приемы обучения:
-оттиск печатками из картофеля;
-тычок жесткой полусухой кистью;
-оттиск печатками из ластика;
-восковые мелки+ акварель;
-рисунки из ладошки;
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Новизна программы заключается :
в создании условий для детского художественного — творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Актуальность разработанной программы : Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Данная программа способствует решению следующих задач :
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем :
-приобщение детей к творчеству;
-знакомить детей с различными техниками рисования;
-знакомить детей с различными материалами.
ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЫВАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу ,нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Организационно-методическое обеспечение работы кружка .
- Возраст детей 4-5 лет.
- Срок реализации программы: программа рассчитана на один год.
- Режим занятий среда-четверг 15.30
- Наполняемость- 8 -10 чел.
- Форма проведения итогов — выставки детских работ .
Форма проведения НОД:
*Традиционное НОД-эта форма используется при изучении нового материала;
*НОД- игра-применяется при закреплении, обобщении знаний ,умений, навыков, при подведении итогов за полугодие ,год.
*Творческо – поисковое НОД – используется для реализации исскуственно созданной педагогам проблемной ситуации.
*Самостоятельная работа – используют ее элементы, при выполнении индивидуальных творческих работ воспитанниками.
*Экскурсия — используется при различной степени усвоения новых знаний и закрепление полученных за год. Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов.
При проведение НОД учитывается :
-уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
-его индивидуальные особенности;
-особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
· Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
· Расширение и обогащение художественного опыта.
· Формирование предпосылок учебной деятельности.
· Овладение простейшими операциями .
· Сформируются навыки трудовой деятельности.
- Развитие мелкой моторики рук.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы :
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Планирование работы с детьми средней группы с15.09.2015г – по 31.05.2016 год
Источник: nsportal.ru
Технологическая карта НОД в средней группе по рисованию (нетрадиционная изобразительная техника)
– Вот мы и пришли на весеннюю полянку, но что-то случилось, где деревья, где цветы? Смотрите, кажется один цветок остался.
(Воспитатель поднимает цветок и на обороте читает послание)
– «Я последний, все деревья и цветы заколдовала злая Колдунья и они стали невидимы, а Весну она спрятала в своем дворце. Помогите!»
Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию, рассматривают и проявляют интерес.
- Этап актуализации знаний (решение проблемной ситуации )
-А что можно увидеть в лесу весной?
Раз, два, три волшебство произойди!
– Мы сейчас на минутку превратимся в ветерок.
Физ. минутка
Ветер дует нам в лицо,
Ветерок все тише – тише,
Деревцо все выше – выше.
Возьмите листы и проходите к столам.
– Сначала мы нарисуем дерево.
(Сопровождаю объяснение показом)
– Но на нем еще нет листочков, а только почки, мы нарисуем их ватной палочкой тычком.
– А что же мы увидим на небе?
– Нарисуем облака сжатыми комочками бумаги. Возьмите бумагу сомните ее так, чтобы получился бумажный шарик, опустите его в краску и прикладывайте к листу.
– А теперь так же дорисуем травку. Мнем бумагу, а какой сейчас возьмем цвет?
– Чего еще не хватает на нашем пейзаже?
– Какие цветы можно увидеть весной?
– Дорисовывайте свой пейзаж.
– Возьмите аккуратно свои работы и положите на лесную полянку.
(Прислушаться к аудиозаписи «Звуки леса»)
Набухают почки на деревьях, появляются молодые листочки, зеленеет трава, прилетают птицы, распускаются цветы.
Дети выполняют движения.
Дети рассаживаются на свои места.
Дети выполняют работу.
Коммуникативная
- Рефлексия
– Кто заколдовал лес?
– Чем мы сегодня рисовали?
Технологическая карта НОД в средней группе по рисованию (нетрадиционная изобразительная техника)
- ← Логопедическое представление на обучающуюся старшей школы (речевое развитие в норме)
- Консультация “Музыка и дети” →
Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai