Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
1
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
2
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Компромат на киллера Детектив аудиокнига
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Урок по русскому языку «Правописание НЕ с именами прилагательными», 5 класс
Образовательные: закрепить умения выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; способствовать развитию речи, мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
1.умение применять правило написания НЕ с прилагательными на письме;
2. умение обозначать условия выбора написания;
3. умение подбирать синонимы к словам;
4. умение исправлять ошибки в написании имён прилагательных.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока, умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умение работать с информацией, делать выводы.
Коммуникативные: доносить свою позицию, умение высказывать мысли в соответствии с коммуникацией, сотрудничать в парах.
Зельва 2022. День 1. Дорога.
1. Организационный момент.
-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
-Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься — всю жизнь промучишься». Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов).
-Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»). С егодня вы сделаете ещё один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка.
-Откройте тетради, запишите число и классную работу.
3. Постановка темы и целей урока.
-Начать наш урок я хочу со строк Ивана Алексеевича Бунина…
…Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, (не)подвижный и белый…
-О чём говорится в стихотворении?
-Назовите эпитеты, которыми поэт описывает зимний лес? (Опустелый лес, засыпанный вьюгой, сквозной, неподвижный)
-Рассмотрите эпиграф с точки зрения орфографии и скажите, на какое правило нам встретилась орфограмма в тексте? (НЕ с именами прилагательными)
— Назовите тему урока. (Правописание НЕ с именами прилагательными).
-Ребята, а данная тема для вас известна или вы впервые с ней знакомитесь? (Известна).
-Сформулируйте цель нашего урока. (Закрепить умения и навыки правописания НЕ с именами прилагательными)
— При помощи каких действий мы можем добиться цели урока? (выполнять упражнения, писать диктанты, находить орфограмму в предложениях, составлять рассказы)
— Молодцы, ребята. Сегодня на уроке мы будем собирать мозаику.
— Кто знает значение слова мозаика? ( Мозаика – конструкция, составленная из множества различных фрагментов. Материалом для мозаики могут служить: камешки, стеклышки, фрагменты рисунков и т. д.)
— Выполняя упражнения в течение урока, я предлагаю вам собрать из фрагментов картину русского художника и полюбоваться сказочной красотой зимнего леса.
-Вы готовы? (Да)
4.Актуализация знаний
— Итак, я предлагаю повторить теоретические сведения по теме урока. Ведь недаром в народе говорят: « Повторенье — мать ученья».
Сейчас мы поиграем в игру «Да — нет»
Укажите только верные суждения.
1) НЕ с полными прилагательными пишется всегда раздельно. (Нет)
2) НЕ с прилагательными может писаться и слитно, и раздельно.(Да)
3) Если прилагательное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно. (Да)
4) НЕ с краткими прилагательными пишется всегда слитно. (Нет)
5) НЕ с краткими прилагательными пишется так же, как и с полными. (Да)
6) Если при прилагательном есть противопоставление с союзом А, то оно пишется с НЕ слитно.(Нет)
7) Если при прилагательном есть противопоставление с союзом А, то оно пишется с НЕ раздельно.(Да)
8) Если при прилагательном есть слова НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ и т.п., то оно пишется с НЕ слитно. ( Нет. Раздельно)
9) Если при прилагательном есть конструкция с союзом НО, но нет противопоставления, то НЕ с прилагательным пишется слитно. (Да)
Верные суждения: 2, 3, 5, 6, 9.
Вывод: Какой вопрос вызвал затруднение? Какой вопрос был не понятен?
— Молодцы, ребята. Выполнив это задание, мы получили 1-й фрагмент мозаики. (Открываем )
— А теперь давайте перейдем к практической части нашего урока.
Закрепление материала
-Взгляните еще раз на эпиграф, раскройте скобки и объясните правописание орфограммы. (Неподвижный пишется слитно, т.к. можно заменить синонимом застывший, сонный — без движения)
— Возьмите карточку 1. Рассмотрите её и сформулируйте самостоятельно задание к упражнению.
Задание. Прочитайте части текста. Соедините их между собой так, чтобы соблюдалась смысловая последовательность. Правильно сориентироваться вам поможет схема.
1. Не (часть корня).
4. Далеко не….
1. У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и принимается за работу. Начинает выбрасывать из гнезда другие яйца. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный. Он успокаивается только тогда, когда гнездо станет пустым.
2. Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, никто им дорогу не показывал, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.
3. Растет кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых. Приемные родители едва успевают собирать корм и совать его птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.
4. Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Но ее называют птицей-загадкой. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.
— Прочитайте получившийся текст.
Эталон (проверка)
1. Кукушка на вид – невзрачная (корень невзрачн) птичка. Но ее называют птицей-загадкой. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.
2. У кукушки необычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и принимается за работу. Начинает выбрасывать из гнезда другие яйца. Несильный , незрячий, голый, но настойчивый и упорный.
Он успокаивается только тогда, когда гнездо станет пустым.
3. Растет кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых. Приемные родители едва успевают собирать корм и совать его птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда не сытый, а голодный.
4. Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, никто им дорогу не показывал, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко не легкую загадку до сих пор нет.
Озаглавьте текст. ( Загадка кукушки)
Определите тип речи. (Повествование)
Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.
Подберите синоним и антоним к слову нелегкий
(синонимнелёгкий-непростой, трудный, сложный
антонимнелёгкий-лёгкий, несложный, посильный)
Выполните морфемный разбор слова несильный.
-Какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?
— Успешно выполнив данное задание, мы получили 2-й фрагмент мозаики.
Карточка 2. (по вариантам)
Задание.Распределите словосочетания в соответствии с их правописанием.
I вариант — со слитным написанием,
II вариант – с раздельным.
(Не)высокое дерево, далеко (не)удачный ответ, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, (не)мягкий, а твёрдый, (не)глубокий овраг, (не)настная погода , (не)брежный почерк, (не)смел, а труслив, вовсе (не)красивый поступок.
Далеко не удачный ответ,
не обрывистый, а пологий берег,
не мягкий, а твёрдый,
не смел, а труслив,
вовсе не красивый поступок.
-Проверьте правильность ответов по эталону на слайде.
3 и более ошибок- «3»
— Выполняя данное задание, какой навык мы закрепляли? (закрепляли навык слитного и раздельного правописания НЕ с именами прилагательными)
— Открываем следующий фрагмент мозаики.
Раз — подняться на носки и улыбнуться,
Два — руки вверх и потянуться,
Три — согнуться, разогнуться,
Четыре — снова всё начать,
Пять — поглубже всем вздохнуть,
Шесть — на пояс руки ставим,
Семь — повороты туловища начинаем( вправо-влево),
Восемь — приседаем,
Девять – встаём и отдыхаем,
Десять — урок наш продолжаем.
Карточка 3. Самостоятельная работа (разноуровневая).
-Достаньте из файлов самостоятельную работу. Она состоит из заданий разного уровня. Вы сами для себя определяете, какого уровня задание будете выполнять.
— Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, четверку — 2, пятерку — 3.
Задание 1 (на «3») . Запишите слова, раскрой скобки. Подберите к прилагательным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки «не».
Для справок: нескучный, непростой, невнимательный, неразговорчивый, небольшой, невысокий, неширокий, неглубокий.
Задание 2 (на «4»). Спишите предложения, раскройте скобки.
ВПР 8 класс (задание 3)
1) (не)спавший от боли, пол (не)вымыт, (не)сентябрьская прохлада
2) (не)веселый рассказ, (не)доказанная никем вина, очень (не)долго
3) (не)слушая никого, (не)промокаемый плащ, крайне (не)приятный
4) было (не)весело, (не)ожиданная встреча, (не)сумевший реализовать
# 15971
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) по (не)освещённым улицам, рассказ (не)интересен, (не)запертые комнаты
2) вовсе (не)интересно, версия (не)проверена, (не)приметная красота
3) бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)лёгкое дело, поступить (не)по-товарищески
4) записи (не)расшифрованы, (не)рассмотрев рисунок, (не)прикоснувшийся к земле
# 15929
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) (не)верное решение; (не)зависимая проверка; вовсе (не)придуманная история
2) (не)видимый глазом луч; рисунок (не)закончен; (не)глядя в окно
3) (не)широкая река; (не)принципиальный вопрос; дорога (не)длинна
4) (не)закрытые окна; (не)исполненные желания; шёл, (не)останавливаясь
# 15890
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) (не)слышимые звуки; разговор (не)состоялся; ещё (не)спетая песня
2) (не)хоженые тропы; (не)навидя трусость; (не)интересный фильм
3) (не)прожаренное мясо; вовсе (не) интересный фильм; (не)высохшие лужи
4) (не)слушая родителей; диктант (не)проверен; взлететь (не)высоко, а низко
# 15848
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) (не)красивый поступок; (не)смотря на сильный дождь; ничего (не)видно
2) (не)заметив ошибку; ещё (не)проверенная работа; желание (не)исполнено
3) (не)выучив урок; (не)решённая задача; (не)широкая, а узкая река
4) (не)завершённое дело; (не)выходя из дома; никому (не)известный актёр
# 15764
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) стояли (не)подвижно; (не)законченная работа; залы (не)освещены
2) (не)посетив выставку; ответы (не)подготовлены; (не)спящий, а проснувшийся ребёнок
3) (не)понимающий границ; (не)подготовленный ответ; крайне (не)приятен
4) (не)нарушаемая тишина; (не)прекращавшийся в течение часа; говорил (не)быстро
# 15742
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) (не)стремящийся к успеху, размеры (не)сняты, вовсе (не)привлекательный
2) (не)расправленные крылья, (не)прикрученный гайкой, (не)мудрено забыть
3) (не)пробудившись ото сна, (не)просто гул, (не)внимательный человек
4) изучал (не)долго, (не)сравнимая ни с чем, (не)прибывший в пункт назначения
# 15721
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) отнюдь (не)лёгкая задача; работа (не)зачтена; ничем (не)оправданный риск
2) (не)соловьиные трели; (не)досказанная фраза; устать с (не)привычки
3) (не)подражаемый актёр; полы (не)покрашены; (не)решённая, а списанная задача
4) (не)заглядывая в будущее; (не)погашенный костёр; почуять (не)доброе
# 15703
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) ошибка (не)отмечена, (не)стерпимая боль, ничуть (не)дорог
2) (не)прикрытые листвой, ещё (не)накормлен, (не)городской пейзаж, а деревенский
3) (не)используя карандаш, (не)решённая задача, нисколько (не)жалко
4) (не)здоровый цвет лица, (не)остывший от зноя, глядеть (не)доуменно
# 15682
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. >>>
1) говорил (не)громко, а шёпотом; (не)заметно вырос; (не)заклеенный конверт
2) далеко (не)разумный; (не)проверенная следователем; песня (не)услышана
3) (не)вежливый человек; результат (не)выверен; приду (не)сегодня
4) (не)удавшаяся экскурсия; читать (не)громко, но выразительно; (не)лучше других
Источник: gordeevaln.ru