Нерациональные правительственные программы что это

Анализ проблем реализации государственных программ в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулягина А.К., Григоренко И.В.

В статье рассмотрена сущность и основные положения госпрограмм. Определены основные факторы, тормозящие развитие и эффективное выполнения госпрограмм. На примере Программы «Новое качество жизни » определены факторы, препятствующие реализации данной программы. На основании проведенного исследования предложены варианты улучшения текущей ситуации. Сделанные выводы и предложения имеют научно-практическую ценность и могут быть использованы при реализации конкретных решений в рамках выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулягина А.К., Григоренко И.В.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Анализ проблем реализации государственных программ в Российской Федерации
Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования
Цели в управлении региональными финансами: логико-содержательный анализ государственных программ

Пропаганда призывает ответить за Энгельс. ВСУ наступают под Луганском. Яшина этапировали | УТРО

Алгоритм оценки эффективности государственных программ на примере Омской области
Анализ государственных программ как фактора развития малых городов России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем реализации государственных программ в Российской Федерации»

Анализ проблем реализации государственных программ в Российской Федерации

Analysis of the problems of implementation of state programs in the Russian Federation

магистрант 1 курса, института экономики и финансов, Волгоградский государственный университет,

к.э.н., доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет,

Россия, г. Волгоград.

Ph.D., associate Professor of Department of theory of Finance

credit and taxation Volgograd State University, Russian Federation, Volgograd

В статье рассмотрена сущность и основные положения госпрограмм. Определены основные факторы, тормозящие развитие и эффективное выполнения госпрограмм. На примере Программы «Новое качество жизни» определены факторы, препятствующие реализации данной программы. На основании проведенного исследования предложены варианты улучшения текущей ситуации. Сделанные выводы и предложения имеют научно-практическую ценность и могут быть использованы при реализации конкретных решений в рамках выявленных проблем.

The article discusses the nature and main provisions of state programs. The main factors hindering the development and effective implementation of state programs are identified. On the example of the New Quality of Life Program, the factors hindering the implementation of this program are identified. On the basis of the study, the options for improving the current situation are proposed. The conclusions and proposals have scientific and practical value and can be used in the implementation of specific solutions within the identified problems.

Нажива на войне, Запрет удаленки, Сколько миллионов отбирают в Абрамовича | ВАШИ ДЕНЬГИ

Ключевые слова: государственные программы, эффективность, проблемы реализации, качество жизни.

Key words: state programs, efficiency, implementation problems, quality of life.

Цель государства состоит в создании и поддержании экономической стабильности, а также высокого качества жизни населения. Для достижения этих целей создано много разных инструментов, значительную роль среди которых играют государственные программы.

Исходя из постановления Правительства № 588, государственная программа представляет собой комплекс мероприятий, которые тождественны по целям, обусловлены общими сроками и ресурсами, подкреплены инструментами государственной политики, с целью обеспечения реализации ключевых государственных функций достижения государственных приоритетов в социально-экономической сфере и национальной безопасности. [5].

Приоритетной целью любого современного государства является создание благоприятных условий существования населения для обеспечения продолжительной, здоровой и материально благополучной жизни людей, а, следовательно, для экономического роста страны на мировом уровне, что в данных конкурентных

условиях стран мира является наиболее острой проблемой [2, 35]. Государственная программа РФ является документом стратегического планирования, который разрабатывается с целью планирования и программирования, на основании которой достигаются приоритетные цели и задачи социально-экономического развития страны. Большую часть государственного бюджета составляют государственные целевые программы, направленные на улучшения уровня качества жизни населения (рис.1.)

■ Новое качество жизни

■ Инновационное развитие и модернизация экономики

■ Сбалансированное региональное развитие

■ Обеспечение национальной безопасности (данные ограниченного доступа)

Рисунок 1. Структура расходов государственного бюджета на реализацию Программ развития РФ на

Министерством экономического развития РФ ежегодно проводится мониторинг, направленный на изучение эффективности реализации программ и целесообразности принятия решений, относительно целесообразности их дальнейшей реализации.

Данная проверка осуществляется на основании Методологических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 года № 582. Далее приведем сводные результаты комплексного анализа реализации государственных программ и осуществим оценку их эффективности за 2016 год (см.рис.2.).

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00% 100,00%

Рисунок 2. Оценка эффективности реализации государственных программ по направлению Новое

качество жизни в 2016 г.

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что большая часть государственных программ реализуются эффективно и оказывают положительное влияние. Однако, учитывая все положительные эффекты данных программ, нельзя их назвать идеальными по причине неразвитости нормативно -правовой базы [4, 82]. В данном аспекте можно привести пример дублирования мероприятий в контексте государственных программ органами исполнительной власти, невыполнение в срок запланированных мероприятий. Программа мероприятий «Новое качество жизни» по итогам 2016 г. поставлена под угрозу (рис.3), на основании невыполнения плана, что доказывает наличие негативных аспектов.

Противодействие незаконному обороту наркотиков

Социальная поддержка граждан |

Охрана окружающей среды Развитие культуры и туризма Обеспечение общественного правопорядка и.

Обеспечение доступным и комфортным жильем .

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие образования Развитие физической культуры и спорта Защита населения и территорий от.

Содействие занятости населения Доступная среда Развитие здравоохранения

0% 20% 40% 60% 80% 100% ■ Выполнено ранее срока ■ Выполнено в срок ■ Выполнено позже срока ■ Не наступило

Рисунок 3. Выполнение плана реализации госпрограмм по направлению «Новое качество жизни»

Читайте также:
Что такое компьютерная программа это обрабатываемая информация

Многие исследователи утверждают, что наиболее влиятельным положительным фактором является наличие предельно иерархичной, жесткой, и максимально исключающей дублирование структуры

государственных программ. На практике необходимо уточнять перечень основных исполнителей программы и составлять график ответственности [3, 57].

Для решения проблемы несогласованности можно подключать дополнительные наблюдательные советы для координации деятельности ответственного исполнителя в каждой из программ. Следует сократить время на согласование поправок и внесение изменений в госпрограммы посредством электронного документооборота.

Основной проблемой в реализации госпрограмм является недофинансирование, связанное с разразившимся экономическим кризисом. На основании этого, по результатам 2013-2016 гг. отмечался рост расходов государственного бюджета 9%.

На рис. 4. представлена динамика уровня инфляции, которая превысила индексацию бюджета на госпрограммы.

2013 2014 2015 2016

Рисунок 4. Динамика уровня инфляции, в результате реализации программ развития

С целью дальнейшей разгрузки государственного бюджета предлагается привлечение на реализацию государственных Программ развития внебюджетных средств, к примеру, привлекать малый и средний бизнес в сферу реализации программ по принципу государственно-частного партнерства.

Основным негативным фактором, который сказывается на эффективности реализации государственных Программ является ухудшение социально- экономической ситуации в Российской Федерации (уровень жизни населения, уровень безработицы и другие социально-экономические индикаторы), связанное с реализацией санкций со стороны Европейских государств и США с 2015 и по 2016 год. В результате данных факторов возникают негативные финансовые риски, которые могут минимизироваться устойчивого финансирования всех отраслей, а также путем реализации дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков.

На основании приведенного анализа можно сделать вывод, что на современном этапе реализации государственных Программ развития препятствуют следующие факторы [6, 26]:

2. Отсутствие интеграции бюджетных процессов и госпрограмм: отсутствие совместного планирования расходов различного назначения; неполный охват расходов бюджета.

3. Низкая эффективность реализации текущих госпрограмм: отсутствие возможности перераспределения бюджетных ассигнований в процессе исполнения бюджета; осуществление фактической

деятельности исполнителей госпрограммы осуществляется по отдельным планам, но не в рамках госпрограммы.

4. Формальность оценки эффективности реализации госпрограмм: несовершенство системы отчетности исполнителя; низкая ответственность за реализацию госпрограммы; наличие временного лага между деятельностью исполнителя и полученными результатами госпрограммы.

Список используемой литературы:

1. Буценко А. Правительство пытается найти идеальный уровень инфляции. / А. Буценко. // Деловой Петербург. — 2015. — №3. — С. 27-30.

2. Даниленко К.В., Леонова А.В. Уровень и качество жизни населения как объект прогнозирования. / К.В. Даниленко, А.В. Леонова. // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — № 2. — С. 34-40.

3. Дементьев. В., Чернявский А. Страдания по госпрограммам. / В. Дементьев, А. Чернявский // Политком. — 2011. — №2. — С. 55-58.

4. Клишина М.А. Практика правового регулирования государственных программ в субъектах РФ. / М. А. Клишина // Бюджет. — 2013. — №3. — С. 80-85.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2.08. 2010 г. № 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» иКЬ: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-v-rossiyskoy-federatsii-1″ target=»_blank»]cyberleninka.ru[/mask_link]

Об основных проблемах и недостатках государственных программ

Государственные программы в соответствии с Законом № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выступают механизмом реализации стратегий социально-экономического развития.

В связи с чем в госпрограммах должны отражаться все достоинства и недостатки общеэкономических, отраслевых и региональных стратегий. То есть госпрограммы — это индикаторы качества планирования российской экономики. Стали ли они таковыми на практике?

Напомним, перечень госпрограмм Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1950-р (с изменениями). Он сформирован по отраслевому принципу с учетом приоритетов социально-экономического развития страны. К сожалению, при формировании госпрограмм программно-целевое бюджетирование было подменено финансированием от достигнутого, и ряд госпрограмм по своей сути стали набором расходных обязательств, недостаточно подкрепленных обоснованными целями, задачами, показателями.

Кроме того, госпрограммы РФ формировались при отсутствии системы управления рисками, которая представляет собой комплекс спланированных мероприятий, направленных на выявление и устранение (минимизацию) вероятностных неблагоприятных ситуаций, порождающих риски, а также мер по их минимизации и преодолению последствий. Риски недофинансирования, неэффективного исполнения госпрограмм РФ увеличивает значительная доля их финансирования за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и юридических лиц. Следует отметить, что участвующие в реализации госпрограмм юридические лица согласно Порядку разработки и паспортам госпрограмм не являются участниками госпрограмм, соответственно, их полномочия и ответственность не определены .

Результаты экспертиз госпрограмм свидетельствуют об отсутствии обоснованных сценариев реализации программных мероприятий с учетом рисков, в том числе недостаточного финансирования, исходя из необходимости концентрации финансовых ресурсов на приоритетных подпрограммах (мероприятиях), существенно влияющих на достижение целей госпрограммы. Таким образом, при доработке госпрограмм необходимо сформулировать принципы и сформировать механизмы перераспределения финансовых ресурсов по подпрограммам, ФЦП и основным мероприятиям при различных условиях и объемах финансирования, определить перечень приоритетных целей и ключевых мероприятий, которые, безусловно, должны быть реализованы для снижения риска распыления финансовых ресурсов и неэффективного использования бюджетных средств.

Для всех госпрограмм РФ следует разработать единую методику оценки рисков при их формировании и реализации и конкретные меры по управлению рисками. Целесообразно ввести обязательную корректировку госпрограмм, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также утвердить порядок учета результатов оценки эффективности при формировании проекта федерального бюджета и уточнения оценки расходов на более отдаленную перспективу.

Основные проблемы и недостатки госпрограмм

Основными проблемами государственных программ сегодня стоит назвать следующие:

отсутствие полноценной системы стратегических документов, задающих актуальные приоритеты социально-экономического развития и государственной политики в соответствующих сферах реализации госпрограмм;

частая корректировка нормативной правовой базы, регламентирующей разработку и реализацию госпрограмм;

недостатки целевых показателей (индикаторов) госпрограмм;

значительное количество соисполнителей и участников госпрограмм, усложняющих процесс взаимодействия;

низкий процент доли программных расходов в федеральном бюджете;

не определена процедура приведения госпрограмм в соответствие с законом о бюджете (действие соответствующей нормы БК РФ ежегодно приостанавливается);

структурные недостатки госпрограмм.

Наиболее распространенные недостатки госпрограмм РФ в части анализа целевых показателей (индикаторов):

недостаточно обоснованный выбор целевых показателей (индикаторов) госпрограмм;

нечеткость целевых показателей (индикаторов);

избыточное количество целевых показателей (индикаторов) ;

наличие значительной доли мониторинговых показателей и незначительного количества управляющих показателей;

отсутствие качественных целевых показателей (индикаторов), характеризующих уровень достижения целей и задач ряда подпрограмм;

отсутствие количественных значений целевых показателей (индикаторов).

Счетная палата РФ в своих заключениях неоднократно обращала внимание на необходимость устранения указанных недостатков. Так, по мнению Счетной палаты РФ, количественный и содержательный состав показателей (индикаторов) госпрограммы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» не является достаточным для объективной и полноценной оценки достижения ее целей и задач. При этом из 19 ее основных показателей и индикаторов только шесть в полной мере соответствуют показателям, установленным в документах государственного стратегического планирования.

Читайте также:
Mindjet что за программа

Система показателей (индикаторов) госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» не в полной мере обеспечивает возможность проверки достижения ее целей и решения задач. Решение трех из десяти задач госпрограммы и 13 из 43 задач подпрограмм не характеризуется ни одним из показателей. Возможность проверки достижения целей и решения задач госпрограммы ограничивается также несвоевременностью предоставления субъектами статистического учета информации о значениях показателей.

Не определены количественные значения ряда целевых общепрограммных индикаторов по госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Приведенный в госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики» показатель удельного веса затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство (1,95% — 2013 год, 2,5% — 2020 год) свидетельствует о невысокой активности инновационных процессов в топливно-энергетическом комплексе и требует уточнения. Умеренный рост показателя удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей (2013 год — 39,1%, 2020 год — 42,5%), приведенный в госпрограмме «Развитие науки и технологий», свидетельствует об отсутствии существенного притока молодежи в научную сферу.

По ряду целевых индикаторов значения зафиксированы на весь плановый период на одном уровне, отсутствует динамика, что затрудняет оценку выполнения соответствующих целей и задач. Так, целевой индикатор «Доля эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой» подпрограммы «Морской и речной транспорт» госпрограммы «Развитие транспортной системы» планируется на уровне 36,5% с 2013 по 2020 год. По отдельным направлениям госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы установлены одинаковые показатели на весь период ее реализации: «количество спектаклей выдающихся режиссеров, размещенных в бесплатном доступе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» — 50 единиц; «количество фильмов выдающихся режиссеров, размещенных в бесплатном доступе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» — 100 единиц; «доля изданных за год в Российской Федерации наименований книг, включенных в Национальную электронную библиотеку» — 10%. В таблице приведены основные недоработки и недостатки госпрограмм, размещенных на официальном сайте Минэкономразвития России.

Таким образом, можно констатировать, что госпрограммы пока не стали инструментом надлежащего бюджетного планирования. Действующий механизм их формирования и реализации нуждается в значительной концептуальной корректировке. Оценка госпрограмм по целям, задачам, индикаторам, мероприятиям и финансовым ресурсам показывает отсутствие системной сбалансированности во всех госпрограммах. Принцип формирования и изменения госпрограмм, исходя из объемов выделяемых бюджетных средств, не соответствует задаче перехода на программный принцип планирования и исполнения бюджета.

Это часть статьи Е. С. Кутуковой, опубликованной в журнале «Бюджет». Полный материал доступен подписчикам издания. Во второй части статьи автор рассказывает о том, как снизить риски невыполнения государственных программ.

Источник: bujet.ru

Самые неэффективные госпрограммы

В Минэкономразвития подведены итоги реализации в прошлом году госпрограмм. Самыми неэффективными оказались программы по развитию науки и технологий, а также по обеспечению граждан жильем. Но в целом неэффективной оказалась сама стратегия реализации госпрограмм, оторванных от задач территориального развития.

Правительство распределило госпрограммы по пяти направлениям. Каждая из них была нацелена на решение приоритетных задач в сфере социально-экономического развития и нацбезопасности.

При реализации направления «Инновационное развитие и модернизация экономики», включающего в себя 17 госпрограмм, исполнителям удалось достичь лишь 600 показателей из 1180. Хуже всего обстоят дела с реализацией программ «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» (69,6%) и «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (64,2%). За первую отвечало Минобрнауки, а за вторую — Минсельхоз.

На реализацию программы «Развитие науки и технологий на 2013 по 2020 годы» запланировано 1,5 трлн. рублей. В прошлом году было выделено 157 млрд. рублей, из них, по данным МЭР, было освоено почти 99%. Практически полный расход средств не привел к реализации поставленных целей. В правительственном отчете не объясняются причины этого провала, а лишь отмечается, что на слабой реализации сказалось «недостижение целевых значений большого числа показателей».

Реклама на веке

Провальной оказалась и еще одна программа, за которую отвечало Минобрнауки, — «Развитие образования». Степень ее реализации оказалась ниже среднего (77,8%). В Минобрнауки слабую реализацию программы объясняют негативным влиянием макроэкономических факторов, приведших к сокращению бюджетных расходов и недостаточному финансированию.

Низкая эффективность зафиксирована у госпрограммы «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы», ответственным за которую был назначен Минкульт. Степень ее реализации оценена в 77,4%, а эффективность работы самого министерства в 50%.

Одни из самых низких показателей реализации оказались у программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», за которую отвечал Минстрой. МЭР оценил реализацию всего в 55% при освоении выделенных средств в 96,2%.

О неэффективности программ в сфере жилищного строительства ранее заявила Счетная палата. В ведомстве отмечали, что программа «Жилье для российской семьи» выполнена всего на 5,7%.

В АИЖК провал программы объяснили нехваткой финансирования. Между тем, по мнению Счетной палаты, она провалилась из-за того, что агентство и Минстрой не проработали эффективные механизмы для реализации программы. Именно поэтому им не удалось добиться запланированного снижения стоимости жилья на 20%.

В мае Минстрой предложил отказаться от проваленной программы, а ее цели и задачи перенести на другие, более успешные программы, также направленные на поддержку жилищного строительства. В качестве альтернативы предлагалось внести цели программы в проект «Ипотека и арендное жилье». В правительстве звучали предложения об объединении всех программ, направленных на поддержку жилищного строительства, в единую.

Наиболее эффективными госпрограммами оказались те, которые входят в направление «Эффективное государство»: «Управление госфинансами и регулирование финансовых рынков», реализуемая Минфином, «Управление федеральным имуществом», за которую отвечает МЭР, программа «Юстиция» Минюста, а также «Внешнеполитическая деятельность» (Министерство иностранных дел). МИД с Минюстом оказались самыми эффективными ведомствами в вопросе освоения бюджетных средств: оба перевыполнили план.

Лидером по эффективности реализации госпрограмм среди госкорпораций по итогам прошлого года стал Росатом с программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

Кроме того, атомная корпорация получила самую высокую оценку достижения плановых показателей среди существующих госпрограмм. Росатом также оказался в тройке ответственных исполнителей по освоению средств федерального бюджета.

Другая российская госкорпорация – Роскосмос все еще не может наладить эффективную работу. Хотя на амбициозные проекты корпорации выделяются немалые средства, эффективность реализации госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» была признана низкой.

В МЭР также отметили, что Минздрав ухудшил выполнение госпрограмм. В частности, показатели госпрограммы «Развитие здравоохранения» по итогам 2015 года были выше среднего уровня, а по итогам 2016 года — ниже среднего уровня.

Согласно докладу, о низкой эффективности работы первичного звена здравоохранения в ряде регионов свидетельствует высокая доля госпитализации по экстренным показаниям.

Читайте также:
Программа помощи ипотечным заемщикам что это

Проблема низкой эффективности госпрограмм поднимается чиновниками уже давно. Эксперты, комментируя ситуацию, отмечают, что низкая эффективность при их реализации обусловлена не в последнюю очередь тем, что госпрограммы зачастую оторваны от программ развития, которые реализуются в субъектах. Кроме того, не налажено их системное обеспечение материалами и другими ресурсами.

Источник: wek.ru

Разбор просчетов: Минэк назвал самые неэффективные госпрограммы

По итогам 2019 года наименьшую эффективность показали госпрограммы по научно-техническому прогрессу, внешнеэкономической деятельности, сельскому хозяйству, а также по развитию Крыма и Севастополя. Такие данные содержатся в докладе Минэкономразвития, ответственного за их реализацию («Известия» ознакомились с выдержками из документа). Кроме того, ведомство отметило неэффективность исполнителей и крайне скромный уровень софинансирования госпрограмм региональными бюджетами. Низкий КПД мероприятий связан с отсутствием привязки целевых показателей к конкретным мерам их достижения, а в кризис подобные инструменты и вовсе теряют смысл, заявили эксперты.

Тверские приоритеты: регион увеличил бюджет инвестпрограммы

В следующем году адресная инвестиционная программа региона получит в семь раз больше средств, чем три года назад

Регионы поскупились

Минэкономразвития подготовило годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ по итогам 2019-го. Согласно документу, совокупное кассовое исполнение мероприятий оказалось неплохим: освоение средств за счет всех источников достигло 18,5 трлн рублей или 97% от запланированного показателя.

При этом объем денег федерального бюджета превысил целевую величину на 2,4% и составил 11,2 трлн рублей. Уровень софинансирования за счет регионов, напротив, оказался далеким от целевого показателя — он насчитал лишь 67% от плана в 2,1 трлн. В частности, наиболее низкий уровень привлечения региональных средств показали госпрограммы «Содействие занятости населения» (на нее субъекты не потратили ни рубля), «Охрана окружающей среды» (только 2,5% от предусмотренного объема) и «Развитие транспортной системы» (13,9%). В Минфине не разъяснили причины этого по запросу «Известий».

Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Справка «Известий»

В федеральном бюджете заложены 42 госпрограммы, на которые приходится 70% всех расходов — порядка 10 трлн рублей. Крупнейшие — программа по обеспечению обороноспособности страны (1,4 трлн рублей), социальной поддержке граждан (1,4 трлн рублей), управлению государственными финансами (1,2 трлн рублей)

Ниже среднего

Поддержку молодых ученых увеличили
65% исследователей, получающих гранты Российского научного фонда, не достигли 40 лет

При этом, по данным Минэка, эффективность выполнения мероприятий госпрограмм далека от идеала. Наименее результативными ведомство признало следующие программы: — «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (Минэкономразвития);
— «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» (Минэкономразвития);
— «Социально-экономическое развитие Калининградской области» (Минэкономразвития);
— «Научно-технологическое развитие РФ» (Минобрнауки);
— «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (Минсельхоз);
— «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (Минпромторг);
— «Развитие внешнеэкономической деятельности» (Минэкономразвития). Уровень выполнения мероприятий по ним был ниже среднего и составил менее 80%, зафиксировал Минэк. В ведомстве выразили неудовлетворенность и ответственными исполнителями: по данным министерства, эффективность их деятельности по половине госпрограмм не превышает 70%.

Городской рынок в Махачкале, Дагестан
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

В пресс-службе Минэка на вопрос «Известий», с чем связана недостаточная эффективность всех госпрограмм в 2019 году, пояснили результаты только одной из них, посвященной внешнеэкономической деятельности.

Семьянину в помощь: какие автомобили получат госскидку в 2020 году
Ожидается, что деньги на скидки закончатся уже в апреле или мае

— Объективно на реализацию госпрограммы «Развитие ВЭД» повлияло замедление темпов роста мировой экономики и торговли, снижение в стоимостном выражении поставок нефтепродуктов в результате падения средних контрактных цен, сокращение объемов экспорта черных металлов и удобрений, пшеницы, — сообщили там. В пресс-службе главы Крыма «Известиям» сообщили, что госпрограмма социально-экономического развития полуострова не находится в ведении Республики Крым, ее исполнителем выступает Министерство экономического развития. В Минобрнауки в ответ на аналогичный запрос не объяснили причины неэффективности госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» в 2019 году, но рассказали, что кассовое исполнение в I квартале 2020-го достигло 23%. Минпромторг не прокомментировал итоги профильных программ в 2019 году.

Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко

Ранее институт госпрограмм неоднократно подвергался критике. Например, экс-министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин называл их болотом, которое необходимо реформировать. — Госпрограммы так и не стали реальным управленческим инструментом в отличие от национальных проектов, которые впервые в системе управления получили полномочия, в том числе и бюджетного характера, — заявлял он в сентябре 2019 года.

Адресный расход: утверждена инвестпрограмма на три года за 3,2 трлн
Однако деньги из аналогичного документа на 2019–2021-й освоены лишь на 40%

Тогда по поручению правительства министерство подготовило реформу системы управления, которая должна была объединить госпрограммы и нацпроекты. Ее планировалось провести в течение 2020 года.

Громоздкие и бессмысленные

Госпрограммы как инструмент развития во многом исчерпали свой потенциал: их используют в России более 10 лет, но существенного прироста экономике это не дает, полагает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Они представляют собой громоздкий комплекс мер, исполнение которых требует координации между ведомствами, компаниями, региональными и местными уровнями власти. Это порождает бюрократию и допускает коррупцию, уверен эксперт. Кроме того, госпрограмм слишком много — по несколько штук на каждое министерство, поэтому выполнять их качественно и в срок не представляется возможным, уверен Валерий Емельянов. А в условиях кризиса существование госпрограмм и вовсе лишается смысла, категоричен он.

Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

— Зачастую крупные государственные проекты набирают обороты по несколько лет, поэтому во время пандемии они бесполезны. Прежде чем произойдет согласование бюджетов, экономика успеет восстановиться сама, но цена этого восстановления окажется выше, чем если бы власти действовали более оперативно и целевым образом, — пояснил Валерий Емельянов.

Бег без барьеров: в школах введут уроки адаптивной физкультуры
В следующем году в учебную программу могут включить занятия с детьми-инвалидами

Он добавил, что часть госпрограмм в этом году, скорее всего, переформатируют или объединят друг с другом, чтобы они меньше пересекались с антикризисными мерами правительства. Госпрограммы могли бы стать полезным инструментом разгона экономики в условиях экономического кризиса, возразил управляющий директор группы рейтингов органов власти агентства НКР Андрей Пискунов. Однако представленный правительством план по стимулированию экономики показывает, что массированного наращивания расходов по ним ожидать не стоит.

Неэффективность госпрограмм, по мнению эксперта, связана с отсутствием привязки целевых показателей к конкретным мерам их достижения. Кроме того, есть проблемы с межведомственной координацией и квалификацией кадров. Эти факторы стали причиной невыполнения госпрограмм не только в 2019, но и в 2018 году, резюмировал эксперт.

Источник: iz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru