Реализация духовно-нравственного воспитания и социализации в школе через нелинейные программы внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Г. Базина, Л. С. Святоха, А. В. Голюдова
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Лицейские научные чтения и вебинары как средство коммуникации между участниками образовательного процесса по направлению Здоровье в школе
Программа воспитательной работы классного руководителя «Мы — новое поколение России!»
Формирование гражданской позиции участников клубных объединений средствами социально-культурной деятельности
Успешная личность
Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в Ростовской области: актуальные проблемы, традиции, новые подходы и лучшие практики
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Реализация духовно-нравственного воспитания и социализации в школе через нелинейные программы внеурочной деятельности»
Н. Г. Базина, Л. С. Святоха, А. В. Голюдова
Программа внеурочной деятельности
Реализация духовно-нравственного воспитания
и социализации в школе через нелинейные программы внеурочной деятельности
Обязательной составляющей образовательной программы любого образовательного учреждения (далее ОУ) является Программа воспитания и социализации обучающихся (далее Программа), что позволяет говорить об актуальности духовно-нравственного воспитания и социализации в школе. Программа строится на основе базовых национальных ценностей российского общества и должна обеспечить, в частности:
• усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
• приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности [4].
Духовно-нравственное развитие осуществляется в процессе социализации через последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [4].
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся. При этом уклад школьной жизни включает в себя и урочную и внеурочную деятельность, которая строится на основе системы базовых национальных ценностей российского общества и учитывает историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей). Уклад принимается всеми участниками образовательного процесса, при этом учитываются индивидуальные возможности каждого обучающегося [4].
Для решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся большим потенциалом обладают программы внеурочной деятельности, позволяющие в отличных от уроков формах, достигнуть требуемых личностных результатов через осмысление, сопереживание, сопричастность. Таким образом, внеурочная деятельность напрямую способствует формированию укла-
да школьной жизни, а значит, становится неотъемлемой частью воспитательной системы школы. При организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и социализации возможна реализация как линейных, так и нелинейных программ. Последние позволяют сэкономить учебное время, не допустить перегрузок обучающихся, разнообразить образовательную деятельность различными формами работы и найти свой подход к каждому обучающемуся, ту форму деятельности, в которой он будет наиболее успешен.
Нелинейные программы внеурочной деятельности — это программы, разрабатывающиеся из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время [2].
Нелинейные курсы внеурочной деятельности могут строиться по принципу чередования очных и дистанционных форм обучения через использование интерактивных педагогических технологий (образовательные путешествия, проектная и исследовательская деятельность, интернет-технологии, образовательные игры, музейная педагогика, коллективно-творческие дела и пр.) [2].
С этой целью в нашем ОУ реализуются следующие нелинейные программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и социализации: «Путь к миру», «Мы гордимся», «Книголюб», «История и культура Санкт-Петербурга», «Азбука прав и здоровья». Основополагающими технологиями и подходами при разработке и реализации данных программ явились следующие: си-стемно-деятельностный подход, метод проектов, ИКТ технологии и технологии сотрудничества.
При создании нелинейных предметных курсов целесообразным является разработка отдельных интернет-площадок в форме веб-квестов или модулей курсов в сетевом учебно-методическом комплексе, что позволяет организовать дистанционное взаимодействие обучающихся с педагогами, целенаправленную самостоятельную деятельность школьника, даёт возможность презентовать результаты проектной работы [1; 2].
Дадим характеристику некоторых нелинейных курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и социализации [2].
> Программа: «История и культура Санкт-Петербурга» (57 классы).
Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя — как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Данная программа предполагает чередование очных и дистанционных форм работы. Обязательной составляющей являются экскурсии. Итоговым продуктом освоения программы является проект, выполненный по заданиям квеста, с использованием материалов, представленных в веб-квесте. Предусматриваются разноуровневые задания и возможность выбора того или иного варианта для самостоятельной работы.
Финальным событийным мероприятием по итогам реализации программы за учебный год становится представление продукта работы на школьной краеведческой конференции «Мой любимый город».
Нелинейные программы «Путь к миру» и «Мы гордимся» выросли из традиционных школьных мероприятий и направлений воспитания.
Цель программы — формирование у учащихся высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Программа включает три модуля.
I. Школа — мой дом (Я — патриот своей школы). В данном модуле обучающиеся знакомятся с историей нашей школы, посещают музей школы, совершают экскурсию по школе, изучают биографии
знаменитых выпускников нашей школы, выполняют уборку школьной территории, участвуют в благоустройстве школы, в украшении школы к праздникам. Полученные знания закрепляются путём выполнения проектной работы.
II. Я — патриот своего города. Второй модуль сфокусирован на изучении истории города Пушкина, знакомстве с его достопримечательностями, с памятниками Воинской славы, посещении краеведческого музея. Полученные знания закрепляются путём выполнения проектной работы.
III. Листая героические страницы (Я — патриот своей страны). Данный модуль направлен на сохранение лучших традиций школы и создание условий для нравственного воспитания молодёжи; широкую пропаганду гражданской и военно-патриотической песни, изучение истории своей страны, истории подвига советских солдат в годы Великой Отечественной войны; привлечение к вокальному жанру обучающихся; воспитание зрительской культуры. Финальным событием модуля становится проведение в школе фестиваля-конкурса патриотической песни, который посвящается юбилейным и значимым событиям, например, «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда».
> Программа внеурочной деятельность «Путь к миру» предусматривает следующие направления:
1) знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
2) понимание того, что каждый человек — уникальная личность;
3) понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий;
4) понимание принципа взаимосвязи как основы совместных действий;
5) приобщение к культуре народов и различных конфессий нашей страны.
Реальными механизмами осуществления программы являются комплексные занятия, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии. Программа включает три модуля.
I. Мы вместе. Основными направлениями по этому модулю являются: работа с понятием «многонациональное государство», выработка умения работать в группе, совместно принимать решение, развитие умения относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
II. Радости и сложности общения. Здесь разговор идёт о понятии свободы, ответственности; осознании разницы между свободой
и вседозволенностью; осознание связи свободы и ответственности, ответственности и зрелости, ответственности и самореализации; формируется понимание сути инклюзивного образования, его гуманной, моральной сути; а также уважение к своим правам и правам других людей; развиваются понятия о доброте, зле, милосердии. Этому способствует просмотр отобранных кинофильмов, чтение книг с последующим обсуждением.
III. Народы России. Третий модуль реализует главный тезис «Россия — многонациональная страна». Цель этого модуля — воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Традиционно в школе выбирается регион: народы Север-Запада, народы Крыма, народы Волги и т. д., учащиеся знакомятся с историей выбранного народа, их обычаями, культурой, шьют национальные костюмы. Итогом является творческий проект, в ходе которого обучающиеся представляют информацию о выбранном народе в творческой форме на школьном конкурсе «Народы России».
> Целью программы «Азбука прав и здоровья» (8-9 классы) является эффективное правовое просвещение. Программа реализуется с использованием интернет-ресурса «Интернет-азбука правовой грамотности несовершеннолетних «Магнит»» (URL: https://sites.google.com/site/magnitmanit/home), созданного педагогами школы № 500 в сети интернет как отдельный сайт. В 2014 г. данный ресурс стал победителем городского конкурса педагогических проектов на лучшую организацию работы по правовому просвещению, гражданско-патриотическому образованию и профилактике правонарушений, проводимого ГБУ ДПО АППО при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В ходе работы по заданиям веб-квеста участники создают видеоролик — социальную рекламу, в котором обозначается социальная проблема и демонстрируется её решение. Особое внимание при оценке работ уделяется следующим составляющим: морально-этическим; правовым нормам: что говорит закон о данном правонарушении, присутствуют ли ссылки на законы РФ; удалось ли автору рассказать, как защитить себя и не попасть в неприятную ситуацию.
Финальным событием по итогам реализации программы является фестиваль роликов социальной направленности по восьми номинациям:
• «Успей вернуться до полуночи, Золушка. иначе. » (Ш. Перро): комендантский час;
• «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» (Ю. Черных): вред и опасность алкогольной зависимости, запрет на распитие алкоголь-содержащей продукции в общественных местах, запрет продажи алкоголя несовершеннолетним;
• «Жизнь и смерть предложил я тебе» (Библия): наркомания;
• «Капля никотина убивает лошадь. »: вред и опасность курения, запрет на курение в общественных местах, запрет продажи табака несовершеннолетним и ограничение продажи на объектах розничной торговли;
• «Завелася в доме мышка — серая с хвостом воришка»: ответственность несовершеннолетних за совершение кражи;
• «Не надо, братцы, драться!» (Э. Мошковская): ответственность несовершеннолетних за нанесение телесных повреждений;
• «Нейропсихическое заболевание «синдром Туретта» (употребление нецензурной лексики);
• «Ямщик, не гони лошадей!» (опасность, ответственность за административное правонарушение, создание ситуации угрозы здоровью и жизни, штрафы за нарушение ПДД пешеходами, переход железнодорожных путей в неположенном месте).
Таким образом, через программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и социализации обучающиеся на практике познают, что такое права и обязанности, уважение и терпимость, патриотизм, получают ценностные основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
1. Базина Н.Г., Святоха Л.С., Тихомирова Ю.А. Возможности сервисов интернет для реализации дистанционных элементов программ внеурочной деятельности для выполнения регионального компонента учебного плана Петербургской школы // Информационные технологии для Новой школы: материалы VII Всерос. конф. Т. 4. — СПб.: ГБУ ДПО «ЦОКО и ИТ». — 2016. — С. 56-61.
4. URL: http://fgosreestr.ru/registry/ primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
И. Н. Безбородая, Н. В. Васильева
Лицейские научные чтения и вебинары как средство коммуникации между участниками образовательного процесса по направлению Здоровье в школе
Условия деятельности учреждений среднего общего образования существенным образом отличаются. Они представляют различные типы и виды (общеобразовательная школа, гимназия, лицей); имеют разное расположение (на окраине, в центре города, в сель-
Источник: cyberleninka.ru
А у вас работают по нелинейному расписанию?
«Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей — кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями».
А.И. Адамский
Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
«Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения»,- так определяют нелинейное расписание в одной из российских школ.
Организация образовательного процесса на основе нелинейного расписания является одним из путей повышения качества школьного образования. Его введение непосредственно диктуется ФГОС, переходом на занятия по индивидуальным образовательным траекториям.
Идеи единого расписания урочной и внеурочной занятости школьников практиковались ещё в советской школе, особенно в школах полного дня. Активно их распространяла заместитель министра просвещения РСФСР Л.К.Балясная.
В условия нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий. При этом урок уже не является основной формой учебного процесса. Появляются новые формы: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, заседание кафедры, проекты и другие. Виды деятельности и формы проведения занятий в расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Создаются условия, при которых ребенок может самоопределяться по интересам.
Изменяется и роль учителя. На первый план его деятельности выходят:
- «поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей;
- создание условий для творческой продуктивной деятельности ребёнка;
- обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов детского творчества (организация выставок, периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.);
- создание пространства для социальных практик школьников и приобщения их к общественно значимым делам».
Однако, при введении нелинейного расписания не исключены и такие риски:
- неприятие новой модели частью родительской общественности;
- неготовность педагогов работать в новых условиях;
- неадекватная оценка учащимися своих учебных возможностей;
- отрицательная динамика основных показателей, характеризующих уровень развития учащихся (в том числе – отсутствие устойчивых познавательных интересов, несамостоятельность большинства школьников в решении учебных и жизненно-практических задач);
- недостаточные технические и кадровые возможности школы.
Чтобы их минимизировать предлагается:
- организовать активное информирование родителей, учащихся, мотивирование их к участию в этом процессе;
- стимулировать педагогов за работу в группах повышенного уровня.
«Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим», — отмечал И.И.Калина, ещё будучи зам.министра Минобнауки РФ.
Разработчики модели нелинейного расписания считают, что показателями достижения результативности его введения в образовательный процесс являются:
- «достижение планируемых результатов обучения соответствующих современным социальным требованиям всеми или большинством учащихся, качественная подготовка учащихся к обучению в основной школе;
- применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
- формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка».
Нелинейное расписание может быть реализовано не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения, в отдельном классе, по отдельному предмету.
При составлении нелинейного расписания, также как и в традиционной форме, необходимо учитывать требования СанПин. Оно составляется, как правило, под конкретный класс, детей, педагогов. Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм. Расписание составляется с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение их в разновозрастные группы или группы по интересам. Отдельные фрагменты нелинейных расписаний даны в приложении 2.
При переходе на новую модель расписания – нелинейное расписание целесообразно оформить это действие специальным локальным нормативным актом, например, Положением о нелинейном расписании (приложение 1).
Положение о динамичном нелинейном расписании (разработчик Мирошниченко И.А., школьный диспетчер по расписанию)
I. Общие положения.
1. Настоящее положение регулирует организацию учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в школе.
2. Организация учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) строится на динамичном нелинейном расписании, основной принцип которого — учет ритмов учебной деятельности.
3. Нелинейная модель расписания в школе является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение расписания, с целью обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширяя границы своих возможностей.
4. Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:
- Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса;
- Переход от ЗУН-овского содержания образования к развитию универсальных учебных действий, которые соотнесены с проектом «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», и определены как умение, при котором ребенок осваивает несколько образовательных областей;
- Создание условий, при которых ребенок будет получать опыт, самоопределяться по интересам.
II. Организация образовательного процесса в школе.
1. Учебный процесс в 1-2 классах организован таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. С этой целью осуществляется внеурочная деятельность.
2. Наряду с классно-урочной формой учебные занятия проходят в форме творческих мастерских, образовательных путешествий, педагогических мастерских, проектов, модулей и т.д. Такие мероприятия могут проходить в виде спаренных уроков, в расписании они проставляются одной строкой, что позволяет проходить программный материал по разным дисциплинам без потерь часов и перегрузки учащихся.
3. Первые 2 недели 1 цикла в 1-х классах реализуется образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», в котором интегрируются различные учебные предметы.
4. В учебном процессе согласно СанПиН в оздоровительных целях в середине учебного дня предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, которая проходит во время семейного обеда, что не отражается на объеме учебной нагрузки.
III. Основы деятельности.
1. Школа самостоятельно разрабатывает рабочие программы образования с учетом интересов детей, потребностей семьи, национально-культурных традиций, материально – технической базы.
2. Содержание деятельности определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утвержденные педагогическим (методическим) советом школы.
IY. Участники организации динамичного расписания.
1.Участниками организации динамичного расписания являются учащиеся начальных классов, педагогические работники, участвующих в реализации ФГОС, родители (лица, их заменяющие).
2. Осуществляет составление и коррекцию расписания диспетчер расписания.
Приложение 2 . Фрагменты оформления нелинейного расписания
(из расписаний, размещенных на сайтах российских школ)
Ф. 1. Нелинейное расписание 1.2 классов на четверть
Ф. 2. Нелинейное расписание для 7-9-х классов
Время занятий | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
8.30-9.15 | Лаборатории, мастерские (по выбору учащихся) | |||
9.30-10.15 | Погружение по географии | Погружение по физике | Погружение по истории | |
10.30-11.15 | ||||
11.30-12.15 | Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) | |||
12.30-13.15 | Математический практикум | Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) | ||
13.30-14.15 | Уровневые группы по английскому и французскому языку | |||
14.15-15.15 | Обеденный перерыв, отдых | |||
15.15-16.00 | Дискуссионный клуб «Проблемное кино», работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые) консультации | |||
16.15-17.00 | Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции |
Практики отмечают, что чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
При подготовке использованы материалы, размещенные на интернет-сайтах общеобразоватетельных учреждений. Информацию по данному вопросу также можно найти у А.И. Адамского.
Источник: eduinspector.ru
Нелинейное расписание как один из вариантов организации интеграции основного и дополнительного образования ☼
В настоящее время большое внимание уделяется организации интеграции основного и дополнительного образования.
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи. Именно поэтому данное направление работы является ключевым в деятельности школы.
Основное — школьное и дополнительное образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительного образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества целостного образовательного процесса.
Действительно пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят учиться, а создать для этого условия и научить их учиться. Делать это надо в системе, вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учить выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Это Детские дома творчества, школы искусства, музеи, библиотеки, стадионы, поликлиники и др.
Одним из вариантов такого взаимодействия является создание и апробация в общеобразовательном учреждении нелинейной модели школьного расписания.
Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
По мнению генерального директора института «Развивающее образование» Алексея Борисовича Воронцова, одним из индикаторов качества образования является расписание.
Александр Изотович Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ считает, что н елинейное расписание, в отличие от линейного, постоянного, предполагает организацию индивидуального расписания школьника, в различных видах деятельности.
«Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей — кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями» ( А. И. АДАМСКИЙ)
Эта идея находит поддержку и со стороны министерства: «это не будет день сплошных уроков — это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий — это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов». (Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки).
Так что же такое нелинейное (динамическое) расписание?
Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения
Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том случае, если оно является: подвижным т.е. меняется в течение года, есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы, для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.
Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм.
Особенностью нелинейного динамического расписания является отказ от урока как единственной формы организации образовательного процесса за счёт использования иных форм, предусматривающих индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени, использование внеурочных форм.
Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Ребенку предоставлена возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально . Создаются условия, при которых обучающиеся имеют возможность самоопределяться по интересам.
Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
Мы попробовали составить такое нелинейное расписание по параллелям 3-х и 4-х классов. Так как занятия проводились в дни празднования Сагаалгана, то все виды деятельности были посвящены данной теме
Так, в третьих классах первым уроком был урок русского языка по своим кабинетам и классам.
Второй урок – математика по разноуровневым учебным группам . Все учащиеся разошлись по кабинетам в соответствии с кружочками цвета на парте. Сценарий урока был одинаков, но задания были дифференцированными в соответствии с уровнями.
Далее в расписании – динамическая перемена . Учащиеся старших классов провели флешмоп.
Затем все отправились в районную межпоселенческую библиотеку на библиотечный урок «Писатели родного края», где учащиеся познакомились с творчеством писателей Бурятии, прочитали стихи о родном крае, с ними провели литературную викторину по произведениям бурятских писателей.
Следующий час — занятия по интересам. Детям было предложено пять направлений:
ü Музыка –ДШИ, «Родные напевы» – знакомство с музыкой родного края и композиторами Бурятии
ü ИЗО – ДДТ, Изостудия «Бурятский национальный костюм».
ü Технология — ДДТ, студия Декор «Бурятские узоры»,
ü Технология — ДДТ, компьютерная графика «Конструирование и украшение юрты»
ü Окружающий мир – ДДТ экологический цент Исток «Земля в наследство»
И в заключение дня – Концертно-игровая программа «Цвети родная Бурятия», которую нам предложили участники ансамбля ДШИ села Корсаково Байгалай Шурэнууд.
В четвертых классах в нелинейном расписании — первый урок русский язык в своих кабинетах и классах.
Вторым уроком в 4 «А», 4 «В» и 4 «Г» классах — занятия по выбору учащихся. Предложено три направления: лаборатория юного физика, информатика – логоконструирование, виртуальная лаборатория.
Все занятия проводили учителя-предметники старших классов. Причем занятие по физике проводилось с разновозрастной группой учащихся: четвероклассники работали под контролем консультантов-семиклассников.
На информатике учащиеся работали с программой Перволого.
Занятие виртуальной лаборатории проводилось в сенсорной комнате, ребята были разделены на две подгруппы. Пока первая подгруппа знакомилась с возможностями интерактивного стола, со второй группой психолог провела тренинг. затем учащиеся поменялись местами, т.е. произошла смена деятельности.
В это время в 4 «Б» и 4 «Д» классах проходило занятие по английскому языку. Это занятие было интересно тем, что учащиеся этих классов с разным временным изучением английского языка: 4 «Б» класс- изучал язык третий год, 4 «Д» ( класс КРО) – первый год.
На третий урок все учащиеся 4-х классов собрались в актовом зале на литературно-музыкальную композицию «Моя Бурятия», где читали стихи бурятских поэтов, исполняли песни о родном крае.
Четвертый урок – спортивные состязания, которые начались с динамичного флэшмоба с учащимися 10 класса. На этом занятии ребята также познакомились с бурятскими национальными играми.
Все занятия в 3-х и 4-х классах прошли на хорошем методическом уровне, четко прослеживалось формирование УУД. Ребятам понравилось нетрадиционное проведение занятий т.к. для них это было ново, необычно, интересно
В результате п роведенных занятий по нелинейному расписанию мы сделали выводы, что такая форма работы помогает:
-избежать риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности;
-создать условия для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
-повысить мотивацию учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы;
-организовать индивидуальную работу с учащимися разных категорий.
Нелинейное расписание является условием, обеспечивающим возможность каждому ученику достичь установленных ФГОС результатов.
Источник: solncesvet.ru
Статья «Нелинейная внеурочка»
В начале учебного года мы встали перед выбором курса внеурочной деятельности. Это оказалось большой проблемой. Курс должен быть интересен не только учителям, но и детям. И какой в конце изучения темы должен быть продукт?
Мы хотим поделиться своим опытом.
Проживая в городе СПб и работая в ассоциированной школе ЮНЕСКО, мы должны познакомить детей с городом, с людьми, которые в нем живут, историей города.
Учитывая, возрастные особенности мы выбрали, Этнографический музей. Это доступно и наглядно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Нелинейная внеурочка»»
Нелинейная внеурочка.
В начале учебного года мы встали перед выбором курса внеурочной деятельности. Это оказалось большой проблемой. Курс должен быть интересен не только учителям, но и детям. И какой в конце изучения темы должен быть продукт?
Мы хотим поделиться своим опытом.
Проживая в городе СПб и работая в ассоциированной школе ЮНЕСКО, мы должны познакомить детей с городом, с людьми, которые в нем живут, историей города.
Учитывая, возрастные особенности мы выбрали, Этнографический музей. Это доступно и наглядно.
Каждый раз, подъезжая к музею, мы обращаем внимание на расположение музея в исторической части города, на объекты, которые находятся рядом с музеем. (Русский музей, консерватория, Театр музыкальной комедии, памятник Пушкину, Этнографический музей), и выясняем почему эта площадь названа площадью Искусств. Во время маршрута мы тоже находим и обсуждаем исторические объекты города.
Знакомство с бытом, обрядами, праздниками, занятиями населения разных народов происходит через сказки, опираясь на знания учащихся.
Готовясь к встрече с музеем, мы стараемся найти особенности данного народа в орнаменте, посуде, орудии труда, занятиях населения. Встречи с музеем у нас происходит 1 раз в месяц по темам: Белорусские сказки, Еврейские сказки, сказки Кавказа, Тундры, Средней Азии и Казахстана, Прибалтики и т. д.
Приходя в музей мы рассматриваем экспозиции, знакомимся с ними в доступной форме через сказки.
Рефлексией являются рисунки детей.
Вот, например, занятие в классе «Деревянная утварь». Показав презентацию, через которую мы познакомились с утварью, дети имели возможность рассмотреть деревянную ложку. Внимательно рассмотрели орнаменты на ложках, материал, из которого сделана ложка. Нарисовали эскиз своей ложки. Дети очень удивились, что в то время не было даже телевизоров!
А чем же занимались люди длинными зимними вечерами? По результатам исследования мы выяснили, что на ложках можно играть. Мы попробовали, детям очень понравилось.
Проживая в культурной столице, мы не могли не познакомить детей с театром.
Знакомство происходит не только в классе, но и в театре.
Целью изучения этого курса не является посещение театра, как отдельно взятого спектакля и обсуждение его, целью является комплексное понимание младшего школьника несколько аспектов: поведение в театре, просмотр спектакля, обсуждение и конечно же заглянуть закулисье, познакомиться с работой персонала (гардеробщики, актеры, сценаристы, осветители, режиссеры, декораторы).
Особенностью младшего школьника является кинестетическое восприятие мира, то есть пропустить через себя. В Московском районе два театра: Алеко и театр Сказки. Мы выбрали кукольный театр Сказки, так как он ближе к школе территориально.
Мы изучили маршрут: где находится театр. В ходе исследования выяснили, что самая короткая улица Глеба Успенского, всего лишь два дома, а напротив театра есть небольшой сквер, где 1914 году стояла церковь, где девушки получали благословение от батюшки, уходя на фронт медсестрами, и конечно же Триумфальная арка Московского района. Как добраться пешком, каким транспортом.
Мы-зрители.(это одна из первых тем.)
Что значит вежливый зритель? Почему театр начинается с вешалки? Значение программки.
Почему нельзя шуметь во время спектакля?
Спектакли мы старались выбирать так, чтобы они пересекались с курсом Литературного чтения.
Мы познакомились с методистом театра Галиной Михайловной. Перед спектаклем, выходя на сцену, она обязательно настраивает детей на просмотр спектакля, рассказывая историю его создания.
После просмотра мы говорим о том, что нам помогло лучше понять образы, и выясняется, что это-куклы, костюмы, декорации, игра актеров, постановка режиссеров.
Не каждый ребенок хочет или может быть актёром, но каждый может попробовать себя в другой профессии, связанной с театром.
При подготовке к празднику «Прощание с Азбукой» дети попробовали себя в роли актеров, украсили сцену (декораторы), создавали костюмы, работали над выразительностью группами.
Праздник попал на пик карантина, дети смогли заменить друг друга, а потом увидев в программке на одно лицо-двух актеров, сами догадались почему.
В целом набор детей в этом году с разным уровнем подготовки, неинициативный, нет креативности. А курс «Театр и дети», «Литературное наследие Этнографического музея» помогает раскрыться каждому отдельно ученику.
Учителя, воспитатели ГПД ГБОУ школы №1 Московского района:
Зайцева Оксана Валерьевна,
Подозерова Ольга Владимировна.
Источник: kopilkaurokov.ru