Недостатки программы юный эколог

Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.

Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.

2. Раздел экологического воспитания комплексной Программы — «Юный эколог» — парциальная (не комплексная) программа, нацеленная на формирование экологической культуры дошкольников.

3. Структура Программы

Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.

Юный эколог

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

4. Анализ содержания Программы

Программа представляет собой целостный курс экологического воспитания для детей дошкольного возраста. она включает изучение следующих больших тем:

— Неживая природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),

— Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),

— Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы – перелётный и зимующие),

— Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,

— Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),

— Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).

Подробно тематика Программы «Юный эколог» представлена в Приложении.

Рекомендации к распределению материала по возрастным группам:

Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре-пять лет.

Название программы: «Юный эколог» (14 корпус)

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Исходные данные Программы: Программа «Юный эколог» (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 с.)

Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.

Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.

2. Раздел экологического воспитания комплексной Программы — «Юный эколог» — парциальная (не комплексная) программа, нацеленная на формирование экологической культуры дошкольников.

3. Структура Программы

Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

4. Анализ содержания Программы

Программа представляет собой целостный курс экологического воспитания для детей дошкольного возраста. она включает изучение следующих больших тем:

— Неживая природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),

— Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),

— Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы – перелётный и зимующие),

— Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,

— Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),

— Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).

Подробно тематика Программы «Юный эколог» представлена в Приложении .

Рекомендации к распределению материала по возрастным группам:

Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре-пять лет.

5. Для какого возраста рекомендуется Программа: для детей 2 — 7 лет.

Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте (с двух-трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.

Автор в самой программе возрастные этапы не выделяет. С одной стороны — это плохо, не ясно, что когда давать, с другой стороны, все дети и педагоги разные. отсутствие границ способствует развитию креативности педагогического процесса. для неопытных педагогов предлагаются дополнительные методические разработки по возрастам.

Читайте также:
Запуск программы невозможен так как отсутствует msvcp120 dll попробуйте переустановить программу

6. Сравнение содержания программы для младшего и старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного — двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними — тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им.

Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

• проведение экологических занятий один раз в две недели;

• проведение экологических досугов.

Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий.

Экологическое воспитание детей старшей группы

Технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущих лет. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью — за хомяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами в аквариуме.

Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения — не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т.е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение — это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

Читайте также:
Какая программа предназначена для создания компьютерных публикаций

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона, значками-пиктограммами — параметры погоды, цветом — дни недели.

Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры — они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план — «галочками» разного цвета (т.е. символами) обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева, на строке данного дня. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы» ~ цветные галочки.

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная дея¬тельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы — это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд — за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки., некоторую самостоятельность.

Источник: nsportal.ru

ПЗ 1 — копия. Парциальные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 41.23 Kb.

Наталья Николаевна Кондратьева Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

1раздел «Живые…, какие мы?»

2 раздел «Как живые приспосабливаются к среде»

3 раздел «Мы нужны друг другу на Земле»
Каждый раздел включает блоки:

-растения и животные

-человек как живой организм и социальное существо

— проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

— детально прописанная методика организации работы педагога со всей группой, с мини-группой и отдельным ребёнком;

— дети учатся учиться, находить нужную информацию.

Николай Николаевич Вересов Цель программы — создание условий для становления основ

экологического сознания у старших дошкольников.

обеспечение условий для выработки смысловых позиций,

важнейшая из которых — позиция землянина, наследника, рачительного

хозяина и защитника своего дома — Земли;

творческое самовыражение ребенка и педагога;

развитие способностей ребенка;

В Программе два компонента

духовной и материальной культуры, планете Земля как общем доме

негативно влияет на экологическую систему в целом;

— формирование представлений о родственных и иных (горожане,

соотечественники, земляне) связях между людьми, отличии и общем,

— получение знаний о Доме — родном доме ребенка — улице — городе

(деревня) — стране — родине — Земле — солнечной системе как единой

экологической структуре, за состояние которой ответственен человек;

— приобретение личного опыта участие в экологических акциях;

— формирование первоначальной компетенции в области

— является образовательной системой, в которой представлены два неразрывно связанных компонента: содержательный и технологический;

Н. А. Авдеева, Г. Б. Степанова Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Изучение обычаев, традиций, культурного наследия, родного края. Земля — наш общий дом.

Все живое имеет право на жизнь.

Какие живые существа живут в океане и море, реке и

озере, в лесу и пустыне.

Взаимосвязь живого и неживого в природе (экосистема).

Как животные приспосабливаются друг к другу.

Как животные приспосабливаются к природным условиям.

У каждого животного свои повадки, свой образ жизни.

Как разные животные живут в одном доме.

— самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

— проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

— стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

— пытаться самостоятельно оценивать свое поведение;

Т.В. Потапова Цель программы: Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества . Задачи:

Ж. Л. Васякина-Новикова Цели:

формировать у детей основы планетарного мышления;

Копцева Татьяна Анатольевна Цели:

формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства;

развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;

развитие мелкой моторики и образного мышления.

передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).

Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.

развивать восприятие красоты;

заложить этические и нравственные основы;

расширять сознание и кругозор;

раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем.

1. «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии.

2. «Небо». Что мы видим в небе? Что в небе живет? Связь Земли и неба.

3. «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры.

4. «Светочи». Великие люди — народные герои и подвижники.

— Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре,

общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Л.Л. Кшняшева Цель программы – развитие позитивного личностно-значимого отношения к

природе детей старшего дошкольного возраста посредством целенаправленного

общения с природным окружением.

Задачи: формирование начальных экологических знаний о

взаимосвязях в природе, о месте и роли человека в мире и природе;

формирование представлений о животных и растениях как живых организмах; развитие положительного опыта эмоциональночувственного восприятия природы; развитие практических умений и навыков

Читайте также:
Технические проблемы в программе

взаимодействия с объектами природы родного края; развитие осознанности

ребенком взаимосвязи «Я – Природа»;

воспитание эстетического видения окружающего мира;

ценностное ориентирование в окружающем мире и ближайшем природном

модуль «Основы экологии для малышей» и модуль «Живая планета» базового

уровня. Второй год обучения включает в себя модуль «Обитатели планеты

Земля» базового уровня. Третий год обучения включает в себя модуль «Это

природы», предполагающей не только познание мира природы через сенсорные

каналы восприятия, но и более глубокое понимание жизни природы, «в

чувствование», в природу, следование идеалам нравственно-ценностного

Н.А. Рыжова Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Состоит из нескольких блоков, которые связаны между собой по содержанию. В каждом блоке выделены обучающий и воспитывающий компоненты.

— ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-заботиться о здоровом образе жизни;

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

— оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

— выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок;

Николаева Светлана Николаевна Цель: формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

— Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ.

— Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. –

— Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

— Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Ориентирована на детей 2—7 лет.

Состоит из 7 разделов:

Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

самостоятельные наблюдения, постановка опытов, вопросов, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях обсудить их, передать в деятельности (в игре, изобретательной деятельности, в труде по уходу за растениями и животными);

сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам;

дети получили практические знания по охране природы;

Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Цель программы: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы.

«Земля — планета» «Твердь»

«Птицы», содержащих 72 занятия.

дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;

у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;

дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;

повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;

Источник: topuch.com

Недостатки программы юный эколог

Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С.

Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

  • постепенное наращивание объема материала;
  • первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
  • продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
  • широкое использование разных видов практической деятельности;
  • подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

​ В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.

«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.

Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Источник: www.mbdou10-tula.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru