В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.
Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………. 2
Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
ДОМ. Фильм запрещен к показу в 36 странах мира
Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
Экологическое образование в программе «Истоки»…………………. 14
Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…. 15
Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
Характеристика программы «Наш дом — природа»……………………..17
Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………. 23
Файлы: 1 файл
«Программы экологического образования, используемые на современном этапе»
- Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………… ……. 2
- Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
- Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
- Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
- Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
- Экологическое образование в программе «Истоки»…………………. 14
- Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…. 15
- Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
- Характеристика программы «Наш дом — природа»……………………..17
- Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
- Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения
В настоящее время программно- методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.
Социальный ролик о природе.
Дошкольные образовательные программы, реализуемые в едином образовательном пространстве России, должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о ДОУ, нормативно-правовым документам по аттестации и аккредитации. Программы, адресованные государственным учреждениям, должны носить светский характер и соответствовать общей государственной политике в области образования и общей направленности концепции модернизации российского образования. В содержании программы должны учитываться социально-экономические, национально-культурные, демографические, климатические условия региона.
Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Министерства образования России, постепенно расширяется. В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей.
Внедряются специализированные программы экологического образования:
- «Юный эколог» (С.Н.Николаева);
- «Паутинка» (Ж.Л.Васякина-Новикова);
- «Наш дом — природа» (Н.А.Рыжова);
- «Мы — земляне» (Н.Н.Вересов);
- «Природа и художник» (Т.А.Копцева);
- «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова);
- «Красота – радость – творчество» (Т.С.Комарова и др.); «Я – человек» (С.А.Козлова);
- «Наследие» (М.Ю.Навицкая, Е.В.Соловьева) и др.
Н.А.Рыжова подразделяет программы по экологическому образованию на три группы: программы экологической (биоэкологической), эстетико-культурно- экологической и социально- экологической направленности.
К первой группе относятся программы:
- С.Н.Николаевой «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. С 1993 года программа широко апробируется в различных районах России;
- Н.Н.Кондратьевой «Мы» успешно внедряется в регионах Севера, Центральной России;
- Ж.Л.Васякиной-Новиковой «Паутинка» применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно. В ней используется интегрированный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд);
- А.В. Королевой «Экологическая дорожка»,
- А.И.Ивановой «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» и ряд других.
Для этих программ характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами).
Во вторую группу вошли программы:
- В.И.Ашикова, С.Г.Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая) рассчитана на детей от 3 до 7 лет;
- И.Г.Белавиной, Н.К. Найденской «Планета – наш дом» ориентирована на дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы;
- Т.И.Поповой «Мир вокруг нас» теоретической основой служат исследования ведущих педагогов и психологов, выдающихся деятелей культуры, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания, на формирование основ культуры личности (Ш.Амонашвили, Л.Венгер, Л.Выготский, А.Леонтьев, Н.Непомнящая, Н.Рерих, С.Рерих, Б.Юсов и др.).
Для них характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят на второй план.
Программы третьей группы:
- Н.Н.Вересова «Мы – земляне»;
- Т.В.Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия «Надежда») наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяет формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования. Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать щадящим и сберегающим образом»;
- Л.М.Клариной «Экономика и экология». Так, Л.М. Кларина отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М. Клариной через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных этим автором — Гнома Эконома и Фею Экологии.
В их содержании преобладают вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
- Основные требования к программам экологического образования дошкольников
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, экологическая, театрализованная деятельности и т.д.);
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.
Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.
Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).
Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .
Комплексные образовательные программы для дошкольников должны обеспечивать:
- полноту раскрытия целей обучения;
- конкретность и процессуальноть представления содержания образования;
- оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;
- широкие контакты с различными сферами (изобразительное искусство, музыка, детская литература, родной язык, экология, математика, игра, труд);
- возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомства с родным городом, его историей, традициями;
- учет возрастных и психофизических особенностей, интересов ребенка, склонностей, определяемых половой принадлежности, двигательных, физических, психологических нагрузок;
- гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня образования;
- обеспечение развития наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности, стимулирование расширения объектов познания (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство);
- осуществление постепенного перехода от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установление связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.);
- решение проблемы развития творчества, желание учиться в деятельности и др.
Программа должна способствовать активному взаимодействию ребенка с миром. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением, открывающим для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, те успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления.
Специализированные (парцианальные) и дополнительные программы должны обеспечивать:
- раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной отрасли науки;
- оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка;
- ясность, точность и лаконичность изложения учебного материала, четкость формулировок, правил и определений;
- возможность реализации новых педагогических технологий, методического обеспечения;
- преемственность при переходе к каждому возрастному периоду;
- обучение и воспитание дошкольника в русле его реальной и постоянно развивающейся деятельности;
- целесообразную организацию развивающей среды.
Выбирая программу для работы, педагоги, как правило, ориентируются на следующие критерии:
Источник: www.yaneuch.ru
Анализ программы экологического образования «Наш дом – природа» Автор Н.А.Рыжова
методическая разработка по окружающему миру на тему
Цель программы : Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
формирование системы элементарных научных экологических знаний; развитие познавательного интереса; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентации; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Принципы отбора содержания программы «Наш дом – природа»
Структура программы 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Я и природа Вода Воздух Солнце Песок Глина Камни Почва Растения Животные Лес Человек и природа
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме. Возраст детей
Методика работы по программе Блок занятий Конструирование е Игра Исследо-вание Труд Литература Музыка ИЗО Театр
Формы реализации программы Наблюдения Опыты и исследования Проектная деятельность Развивающие игры Моделирование Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ Чтение художественных произведений Рассматривание иллюстраций Слушание музыкальных произведений, звуков природы Экскурсии Труд в природе
Компоненты содержания программы Блоки занятий Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный Я и природа (Дом под крышей голубой) Компоненты природы, природные и искусственные объекты, ребенок как часть природы Природа как универсальная ценность, необходимость каждого природного компонента Бережное отношение к природе Изучение компонентов природы на примере ближайшего окружения Вода (Волшебница вода) Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния воды, элементы круговорота воды, водные животные и растения, их приспособленность к водной среде Значение воды в жизни человека и живых организмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды Правила Поведения во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение к водным животным и растениям, выбор мест для купания, рациональное использование воды в быту (дома и в детском саду) Экскурсия на ближайший водоем с целью оценки отношения к нему людей, помощь обитателям водоема (подкормка птиц), реализация правил поведения во время экскурсий, совместный отдых с родителями у водоема,очистка (фильтрация) воды (помощь реке),уход за обитателями живого уголка Воздух (Воздух- невидимка) Свойства воздуха, Его значение в жизни человека и других организмов, воздух как среда обитания, ветер — движение воздуха, летающие животные, летающие семена, почему загрязняется воздух Значение воздуха в жизни человека и других организмов, чистый воздух и здоровье, ценность растений как очистителей воздуха Выбор места для игр,отдыха с точки зрения чистоты воздуха, чистый воздух и наше здоровье, бережное отношение к птицам, насекомым и другим летающим животным Исследования листьев деревьев (загрязнение пылью), наблюдения, подкормка птиц, посадка деревьев, комнатных растений как очистителей воздуха
Программа имеет методическое обеспечение: Разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, Рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом, почвой, камнями, песком, глиной Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей: Автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Ожидаемые результаты Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Источник: nsportal.ru
Презентация — Тема: анализ парциальной программы рыжовой Н.А. «Наш дом — природа»
Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж»
МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Тема: анализ парциальной программы Рыжовой Н.А. «Наш дом — природа»
Выполнила: Каземирова А.Ю. группа 244 з1 специальность 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения) Проверила: Лепина И.П.
Нижний Новгород 2021
Слайд 2
Цель
воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним
Слайд 3
Задачи
расширять представление о разнообразии природного мира, учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы; познакомить детей с такими компонентами неживой природы как песок и глина, камни, магниты и их свойствами; углублять знания детей о свойствах воздуха, воды; расширять знания детей о приспособлении различных растений, животных, птиц, насекомых к жизни в разных климатических зонах; развивать наблюдательность, память, умение делать простейшие выводы; повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей через включение их в проектную деятельность, коллекционирование.
Слайд 4
Принципы
Гуманистичность Доступность Научность Системность Прогностичность Деятельностность Интеграция Целостность Конструктивизм Регионализм Преемственность
Слайд 5
Ожидаемые результаты
расширение представлений об объектах неживой и живой природы; формирование познавательного интереса к опытно-поисковой деятельности; приобретение новых знаний и впечатлений о жизни растительного и животного мира; воспитание у детей экологической культуры, правил поведения в природе; развитие у детей наблюдательности, памяти, умения делать простейшие выводы; повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Слайд 6
Возраст
программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет
Слайд 7
Виды деятельности
Игра (сюжетно-ролевая, настольная дидактическая, интеллектуальная, самостоятельная) Труд в природе (реставрация книг, изготовление кормушек, полив цветов, др.) Поисковая деятельность (эксперименты в творчестве)
Слайд 8
Уровни
Я и природа.«Я и природа».Лесной дом.Человек и природа
Знакомство с компонентами окружающей среды.Рассматриваются компоненты природы в отдельности.Взаимосвязь живой и неживой природы.Охрана природы, ресурсосбережения, усвоение правил поведения в природе и в быту
Вода, воздух, солнце, песок, глина, камни, почва, растения, животные.«Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко, выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет».Лес как «дом» для растений и животных, типы леса, последствия уничтожения деревьев, значение леса как части природы, причины исчезновения лесов на Земле, охрана леса.воздействия человека на природу, Красные книги, создание заповедников, охрана редких видов животных и растений, как жить в дружбе с природой
Слайд 9
Территория применения
Россия Украина Белоруссия Казахстан Узбекистан Израиль Сербия Финляндия Швеция Германия Греция Польша США Голландия
Lusana.ru — сервис хранения презентаций, докладов, шаблонов, фонов в формате ppt-pptx. Ищете слайды для PowerPoint — мы поможем! Скачивайте, читайте онлайн, просматривайте, загружайте, делитесь и оценивайте работу других. Наши красивые учебные презентации помогут не только студентам, но и школьникам!
Благодарим за оценку!