Спортивные бальные танцы – это воплощение экспрессии и филигранности движений. Это недешевое удовольствие для тех, кто занимается, но это и попадание в ни с чем не сравнимый мир. Конкуренция высока, тренировки длинные и частые, но костюмы, макияж, сами номера вызывают священную дрожь у всех, кто связан с миром бальных танцев.
История
Если идти издалека, то еще в XV веке в Италии и Франции – странах, где народными танцами увлеченно интересовались и аристократы в том числе, появилось нечто начальное. Начальное в плане точки отсчета появления бальных танцев. И довольно быстро увлечение стало распространяться по всей Европе. В XVII веке владение танцем считалось правилом хорошего тона.
В Париже в 1661 году основали Королевскую академию танца, наложившую запрет на импровизации, регламентировавшую костюмы и порядок исполнения танцев. Тогда же возникают балы, на которые простолюдины, конечно, попасть никак не могли. Странно и плавно народные танцы превратились в аристократические.
#039 / ПОЧЕМУ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ НЕ ДЛЯ ВСЕХ?
Потом появились публичные балы, куда уже мог попасть кто угодно, только бы соблюдался дресс-код и была возможность заплатить за входной билет. Гавот, буре, жига – названия, которые знакомы только специалистам или увлеченным танцами людям. Сейчас они мало связаны с нынешними традициями в бальных танцах. Но развивалось все планомерно. Вскоре появились канкан, полька и галоп.
Кстати, в России при реформаторе Петре I бальные танцы стали обязательной частью учебной программы в казенных учреждениях. Из-за границы выписывался танцмейстер, чтобы обучение было грамотным, а учитель обладал необходимой квалификацией. Так формировалась русская исполнительская школа. В XIX веке популярными становятся балы и маскарады, то есть места, где применяются полученные знания, бесспорно, были. Романтическая эпоха балов связана с именами Штрауса и Шуберта: их музыка во многом определяла то, какие именно танцы были в фаворе.
Но чем ближе был XX век, тем больше танец терял элитарность, тем более массовым он становился. Но отдельные виды сохраняли свою принадлежность к великосветскому обществу: так, вальс, мазурка и полонез формировали в последующем программы бальных танцев. Америка стала диктовать свои танцевальные устои на пересечении XIX-XX веков: североамериканский бостон, чарльстон, блюз, квикстеп и тустеп захватили Старый Свет. Из Южной Америки «приехали» румба, танго, самба.
Эти направления стали частью европейской жизни, и она только обогатилась чувственностью южноамериканских танцев.
И вот в XX веке в сфере танцевального искусства наступил переломный момент: появился запрос на обозначение единых критериев оценки, четкий регламент. В Британии возникло «Императорское общество учителей танцев», оно и выработало стандарты искусства. Все известные танцы были стандартизированы, то есть определились главные шаги, фигуры, рисунок. Танго, вальс, быстрый и медленный фокстрот составляли основу танцевальной бальной культуры того времени.
Вот и появилась база для конкурсных вариантов, теперь в них можно было спортивно состязаться. Точнее, именно тогда танцы стали делиться на спортивные и социальные. В Британии с 30-х годов прошлого века начали проходить танцевальные спортивные конкурсы. И в течение еще 20 лет к вальсу, танго и фокстроту прибавились самба, румба, пасадобль, джайв и ча-ча-ча. Программ стало две: латиноамериканская и европейская.
Латиноамериканские виды танцев
Вся страсть и чувственность бального танца заложены в тех направлениях, которые родились в Латинской Америке. Они очень тонкие и очень выразительные, откровенные и яркие. При этом невозможно найти людей, которые одинаково будут исполнять один и тот же танец, потому что, несмотря на все регламенты и стандарты, эти танцы очень персонифицированы.
Пасадобль
Считается народным испанским танцем, а переводится как «два шага». Появился (точнее, принято считать, что появился) в 1920. Напоминает марш на счет раз-два (или левой-правой). Очень схож с движениями на бое быков. Танцор двигается как тореро, он и ассоциируется с последним, а музыка отчетливо рождает аналогию с процессией перед корридой.
Несмотря на испанские корни, танец стал очень популярным во Франции. Многие составляющие пасадобля имеют французские названия.
В чем особенности: грудь танцора поднята высоко, голова строго фиксирована, центр тяжести корпуса спереди, большая часть движений начинается с каблуков. В начале танца будут звучать фанфары (начало корриды), на втором этапе музыка отображает бой тореро и быка, завершает номер музыка торжествования и ликования, ведь бой завершен. Типичный мужской номер, который держит зрителя в постоянном напряжении.
Самба
Это бразильский танец, такой же горячий, как пляжи Бразилии и как темперамент местных жителей. Появилась самба в штате Баия еще в XIX веке. И это был танец бедняков, потому что знать в то время предпочитала вальс и кадриль. В самбе смешалось все португальское и африканское. Сначала это был танец в общем кругу, контакта между партнерами не было.
Но постепенно самбу стали танцевать в парах. А в начале XX века ее исполнили на одном шоу в Париже, и это стало сенсацией. Популяризация самбы началась. На родине, в Рио, в 1928 открылась первая школа самбы, после чего они стали появляться одна за одной. А Пол Буш написал книгу-инструкцию по изучению танца, подробную и понятную.
В 1933 году прошли первые соревнования по самбе, и вскоре ее начали танцевать на карнавалах. Теперь невозможно себе представить фееричный бразильский карнавал без самбы. Кстати, немало в популяризации латинского танца поучаствовала сестра Елизаветы II, принцесса Маргарет. Она любила эпатаж, экстравагантность, и горячая самба пришлась ей по вкусу.
Уже в 1956 танец включили в конкурсную программу. Потому именно к этому году привязывают его появление. Самбу можно исполнять и в парах, и поодиночке. Если танец парный, костюмы будут более сдержанные. Женщины предстанут в платьях с открытыми плечами, украшенными блестками, бахромой и прочим декором.
У мужчины костюм более лаконичен: однотонные рубашка и брюки (но можно с вышивкой и стразами).
Ча-ча-ча
Ча-ча-ча – это история с Кубы, где сначала появился английский народный танец контрданс. Это случилось еще в XVIII веке во времена оккупации Гаваны англичанами. Кубинцы полюбили британский танец и со временем адаптировали его под свой темперамент и традиции. А после того как объявили независимость Кубы, туда рванули плантаторы вместе со своими рабами.
И эти рабы привезли на остров африканские танцы. Так смешались адаптированный английский контрданс и танцы африканских рабов. Появился дансон. Он, в свою очередь, через какое-то время соединился с румбой (стал называться мамбо), но был слишком быстр и экспрессивен. Танцоры улавливали его красоту, но отмечали непростой характер танца.
И тогда Энрике Хоррин, местный композитор, придумал новый ритм – мамбо-румба. Композиция, написанная в 1949 году и официально названная La enganadora, стала той музыкой, с которой начался ча-ча-ча. У этой музыки был отчетливый ритм, не было вступления, и все музыканты оркестра могли петь в унисон.
Кубинцы быстро полюбили новую музыку и новый танец, его исполняли в каждом уличном кафе. А так как американцы частенько отдыхали на Кубе, то они вскоре подхватили ча-ча-ча, так его и увидел большой свет. Сейчас танец не совсем тот, каким был изначально.
Раньше скользящие шаги, например, танцевали на полусогнутых ногах, теперь же их выполняют на прямых. Но в исполнении этот танец проще многих, он хорош для начинающих.
Джайв
Джайв можно перевести как «вранье» или «дерзкий невежливый разговор». Это американский танец, появившийся еще в XIX веке, но покоривший мир после Второй мировой. Он был сложный, техничный, отчего и опасный, потому много где его запрещали. Но со временем он стал конкурсным, полюбился зрителям за безумную энергичность исполнения.
Джайв состоит из двух частей: в первой идет представление пар, участвующих в конкурсе, во второй выполняется сам танец в оригинальных костюмах. Он о свободе самовыражения, о порыве души.
Кстати, после смерти английской королевы в 1901 популярность танца стала просто огромной. Хотя непрофессионалы еще долго смотрели на него со скепсисом: он казался им простоватым, отсталым. Со временем джайв менялся, усложнялся. Сегодня его исполняют в международном стиле или в стиле свинга. На соревнованиях его ставят последним, чтобы отдача танцоров была максимальной.
Румба
Ритуальный танец африканцев – вот с чего началась страстная румба. В XIX веке ее завезли на Кубу, а переводится это испанское слово как «путь». Полноценный вариант танца разработал Пьер Лавель, известнейший лондонский мастер, после Второй мировой. У этого танца глубокий эмоциональный подтекст, который дополняет драматичная музыка.
Танцевать его непросто: шаги делаются на 2, 3 и 4. На каждом шаге колени сгибаются и выпрямляются, а между счетом еще и делаются повороты. Каждый шаг выполняется с носка, вес корпуса всегда спереди. Все жесты и движения полны страсти и любви, а еще в этом танце есть характерный латинский стиль движения бедрами. За пару уроков румбой не овладеть, а дома с нуля ее не выучить.
Европейские танцы
Программа бальных танцев может быть и европейской. Рассмотрим основные танцы, входящие в нее.
Танго
У многих танго ассоциируется с Аргентиной: все верно, там это направление стало чрезвычайно популярным. Но зародилось оно в Испании, очень давно, в XIV веке. Официальное признание танец получил только в начале XX столетия после триумфального покорения им главных европейских столиц. Тогда танец стал престижным, на его костюмы готовы были еще как тратиться.
Сегодня он не менее популярен, ассоциируется с любовью, страстью, драмой. За один номер артисты должны прожить целую историю, которая будет понятна каждому зрителю. Исполняется танго на две четверти или четыре четверти.
Квикстеп
Танец, который переводится как «быстрый шаг», исполняют легко и грациозно. Ему присуща кажущаяся невесомость, с которой танцоры парят над площадкой. Кстати, он считается разновидностью фокстрота. А появился квикстеп в годы Первой мировой в Нью-Йорке. Сначала африканские танцоры исполнили его в американском мюзик-холле, а потом он ушел и в танцевальные залы.
Танец исполняется в размере четыре четверти, акцентированы первая и третья доли такта. Музыка звучит быстро, но в номере будут и быстрые, и медленные комбинации. Так как основные шаги учатся легко (и это не преувеличение), то уроки квикстепа часто берут новички-взрослые.
Основными элементами танца считаются шассе и основной шаг. А также повороты, перевороты, прыжки и подскоки.
Венский вальс
Венский вальс, несмотря на свое название, связан с Германией. Первый танец трехдольного размера вольта появился еще в XIII веке (а то и раньше), а потом в Германии возник танец вальцен с размером в три четверти. Соединившись, они превратились в то, что принято называть венским вальсом.
Сначала он был очень медленным, и только легендарный Штраус задал ему иной ритм, он же прославил танец (вот почему он стал венским). Танец стал популярен и благодаря своей откровенности: его предшественники выглядели очень целомудренно, а в венском вальсе партнер обнимает партнершу. Это был прорыв.
Для венского вальса характерен быстрый темп, в нем выражен акцент на первую долю такта. При этом исполняется он плавно, изящно, благородно. Именно европейская версия вальса исполняется на соревнованиях. Количество обязательных фигур в ней, кстати, невелико, потому состязаются не столько в них, сколько в артистичности исполнения. Важны работа головы и стоп, покачивания, а также взаимодействие танцоров.
Медленный вальс
Появился он еще в Средневековье, прошел огромный путь от неприятия до безумной популярности, стал известен также благодаря Штраусу. В XX веке в Англии возник вальс-бостон, который позже покорил Америку. Сейчас он превратился в медленный вальс, являющийся частью конкурсной программы спортивных бальных танцев.
Его пытаются танцевать и любители, делают это на свадьбах и выпускных. Учат исходную позицию, основной шаг, вальсовую дорожку. Но требования к профессионалам иные, здесь нужны идеальный баланс, превосходная координация движений. В домашних условиях добиться этого сложно.
Источник: vplate.ru
Бальные танцы. Описание и виды
Услышав словосочетания «бальные танцы», многие представляют себе роскошные платья, изысканные мужские фраки и тихую классическую музыку. Все потому, что слово «бал» ассоциируется с торжественными королевскими событиями и мероприятиями, о которых мы читали еще в детских сказках.
На самом же деле, «бальными» начали называть светские, непрофессиональные, парные танцы, которые возникли еще в средневековье в Европе. За всю свою историю они претерпели существенные изменения, и каждая эпоха вкладывала в них свои особенности и специфические черты.
В 20 веке бальные танцы складывались из европейских, в которые были внесены элементы латиноамериканской и африканской культуры. На самом деле, большая часть современных бальных направлений имеют настоящие африканские «корни», которые были «отполированы» европейскими мастерами и танцевальными школами.
Разделение бальных танцев и новинки, ставшие популярными
В двадцатых годах 19 века при английском Императорском обществе возник особый Совет, который должен был заниматься конкретно бальными танцами. Целью специалистов было – стандартизировать все имеющиеся на тот момент направления, такие как:
- фокстрот (быстрый и медленный);
- вальс;
- танго.
В наши дни, ежегодно, проводятся тысячи крупных и небольших соревнований по классическим спортивным танцам. В большинстве случаев, они делятся на три программы – латиноамериканскую, европейскую, и «десятку».
Все, что нужно знать о бальных танцах
Первая особенность бальных танцев – это то, что все они являются парными, и представляют собой, своего рода, «общение» между дамой и кавалером. Причем партнеры должны точно соблюдать все допустимые точки контакта, чтобы по-настоящему слиться в превосходном, красивом, чарующем взгляд, танце. Техники, разрабатываемые годами, были доведены до идеального баланса, чтобы танец был не просто движениями под музыку, а совокупностью гармоничных па, создающих идеальный ансамбль.
Если говорить о контактах, то латиноамериканские танцы отличаются большей свободой движений, а партнеры основную часть времени соприкасаются только руками. В некоторых моментах контакт теряется полностью, а иногда усиливается, во время исполнения специальных фигур.
В современном мире популярность бальных танцев значительно снизилась, за счет того, что их исполнение требует особых навыков и изнурительных тренировок, для постоянного поддержания формы.
В шестидесятых годах 20 века появился твист, популярность которого стала «началом конца» для парных стилей танца. Танго, вальс, фокстрот практически канули в лета и перестали служить способом развлечения для широких масс людей.
Без сомнений, говорить о бальных танцах как об одном направлении, неправильно – каждый из них имеет свои особенности, которые заслуживают отдельного внимания. Но бесспорно, самыми гармоничными и яркими являются два танца – танго и фокстрот. В один период времени им удалось охватить сразу несколько континентов, и по сей день они остаются популярными и любимыми направлениями миллионов людей по всему миру.
Танго
Этот стиль появился в африканских сообществах, проживавших в Буэнос-Айресе, и был основан на древних танцевальных движениях, придуманных жителями самого жаркого континента.
В Европу его «привезли» гастролирующие оркестры и танцоры, а впервые он был исполнен в столице Франции – Париже и только после этого «пошел» в Берлин, Лондон и другие города.
В 1913 году танец стал популярен в Финляндии, США и множестве других стран.
В период «Большой депрессии» был настоящий «золотой век» танго – в это время создавалось множество ансамблей, в состав которых входили обычные люди, ставшие со временем настоящими звездами.
В 83 году 20 века, в Нью-Йорке было создано шоу Forever Tango, после показов которого люди по всему миру начали ходить на уроки, дабы освоить это прекрасное, ритмичное и страстное направление.
Фокстрот
Существует ошибочное мнение, что своим названием этот танец обязан английскому слову «foxtrot», которое в переводе означает «лисья походка», однако, на самом деле, название пошло от фамилии человека, который стал родоначальником стиля – Гарри Фокса.
Появившийся в США в 1912 году, фокстрот сразу после Первой мировой войны, завоевал сердца европейцев.
Особенностью этого танца стала «невесомость» шагов, придававшая всем движениям особую легкость и воздушность. Пожалуй, больше ни одно «бальное» направление не может похвастаться тем, что партнеры, в процессе, становятся буквально одним целым, сливаются в идеальный организм.
Классификация бальных танцев
Все бальные спортивные танцы делятся на две основные программы – латиноамериканскую и европейскую. Каждое из направлений имеет определенные нормы, правила и темп, которым необходимо следовать.
Латиноамериканская включает в себя такие стили как:
- ча-ча-ча (от 30 до 32 тактов в мин.);
- джайв (от 42 до 44 тактов в мин.);
- пасодобль (от 60 до 62 тактов в мин.);
- румба (от 25 до 27 тактов в мин.);
- самба (от 50 до 52 тактов в мин.).
- танго (от 31 до 33 тактов в мин.);
- медленный вальс (от 28 до 30 тактов в мин.);
- квикстеп (от 50 до 52 тактов в мин.);
- медленный фокстрот (от 28 до 30 тактов в мин.);
- венский вальс (от 58 до 60 тактов в мин.).
Источник: sportschools.ru
Двенадцать видов бальных танцев
Люди во всем мире любят бальные танцы и с удовольствием участвуют в соревнованиях по ним. Сразу стоит отметить, что бальные танцы всегда парные. Когда-то они исполнялись на балах, а ныне по сути являются спортивными танцами, по которым проводятся состязания. Следующие 12 бальных танцев популярны на танцевальных площадках, на сцене, в фильмах и на телевидении.
1 Ча-ча-ча
Ча-ча-ча — оживленный, кокетливый бальный танец, полный страсти и энергии. Классические «кубинские движения» придают ча-ча-ча их неповторимый стиль. Партнеры в нем должны немало потренироваться вместе, чтобы идеально синхронизировать каждое движение.
2 Фокстрот
Фокстрот — это бальный танец, который очень забавный и простой в изучении. Поэтому он является отличным танцем для новичков. Фокстрот — это плавный танец, в котором исполнители совершают длинные и «текучие» движения по полу.
3 Джайв
Джайв — это стиль бальных танцев, возникший в Соединенных Штатах в среде афро-американцев. Это более оживленная форма свинга и джиттербурга.
4 Линди хоп
Линди хоп — это бальный танец, который считается отцом всех танцев в стиле свинг. Он известен своим уникальным атлетическим стилем и часто содержит прыжки, изгибы и сальто.
5 Мамбо
Мамбо — один из самых чувственных и эмоциональных латиноамериканских бальных танцев. Качающиеся движения таза, мимика, движения рук… все это добавляет чувственности танцу.
6 Пасодобль
Пасодобль — один из самых оживленных бальных танцев, ведущий свое происхождение с юга Франции. Он моделирует звуки, драму и движения испанского боя быков.
7 Квикстеп
Квикстеп представляет собой быструю версию фокстрота. Это бальный танец, состоящий из чрезвычайно быстрых движений, синкопированных ритмов ног и быстрых шагов. За исполнителями квикстепа всегда интересно наблюдать, но он является одним из самых сложных бальных танцев.
8 Румба
Многие считают, что румба является самым романтичным и чувственным латиноамериканским бальным танцем. Ее часто называют «Дедушкой латиноамериканских танцев».
9 Самба
Возможно, это самый популярный из всех бразильских бальных танцев. Самба популярна как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. Ее можно танцевать как соло, так и с партнером.
10 Танго
Танго — одно из самых увлекательных бальных танцев. Этот чувственный бальный танец возник в Южной Америке в начале двадцатого века.
Венский вальс
11 Венский вальс
Венский вальс — бальный танец, который изобилует быстрыми вращениями, а также изящными взлетами и падениями. Считается, что это один из самых сложных танцев для изучения. Элегантные кружащиеся пары являются «визитной карточкой» венского вальса.
12 Вальс
Вальс — один из самых плавных бальных танцев. Он характеризуется длинными, «текучими» движениями, непрерывными поворотами и «подъемами и падениями». Танец настолько изящный, что кажется, будто исполнители скользят по полу почти без усилий.
Источник: 4dancing.ru