Программа — изложение цели и содержания деятельности организации, объединения или отдельной личности.
Программа воспитания — изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, ресурсы, мероприятия, критерии эффективности), ориентированная на средний или долгосрочный период. Программа может быть комплексной и целевой. Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательной организации. Целевая программа связана с обеспечением эффективности какого-либо направления воспитания детей (программой профилактики наркотической зависимости или девиантного поведения подростков).
Лейтмотивом здесь выступает отношение к миру, познание мира, взаимодействие с миром.
Содержание программы должно быть отражено в ее структуре. Так, например, Н.Е. Щуркова [1] выделяет в программе воспитания две части. Первая часть «Общая модель программы воспитания». В ней определены следующие разделы:
Разработка программы воспитания
1) «Формирование ценностных отношений к природе как общему дому человечества»;
- 2) «Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни»;
- 3) «Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле»;
- 4) «Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни»;
- 5) «Формирование образа жизни, достойной человека»;
- 6) «Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути».
Вторая часть программы — это «Программа воспитания школьника»:
- • «Первоклассник»;
- • «Младшеклассник»;
- • «Младший подросток»;
- • «Старший подросток»;
- • «Старшеклассник»;
- • «Выпускник».
Современная технология педагогического проектирования включает семь основных процедур разработки программы воспитания:
- 1) подготовка информационной справки о наличии системы воспитания в образовательной организации;
- 2) проблемный анализ воспитания детей;
- 3) разработка концепции воспитания;
- 4) определение стратегии и задач перехода к программе воспитания;
- 5) выделение этапов создания программы воспитания;
- 6) разработка плана действий по созданию программы;
- 7) научно-методическая экспертиза программы.
Программа воспитания должна отвечать семи требованиям качества: актуальности, прогностичности, рациональности, реалистичности, целостности, контролируемости, чувствительности к объективным «сбоям».
Качество разработки программы обеспечивается применением «технологической цепочки», которая состоит из нескольких этапов.
Первый этап — конкретизация пространства программы. На этом этапе необходимо ответить на несколько воспросов:
- • какова продолжительность реализации программы (например, программа рассчитана на учебный год, четверть, один тематический день или неделю)? На какие возрастные группы рассчитана программа?
- • на какую категорию детей рассчитана программа (участниками программы могут быть воспитанники общеобразовательной организации, но могут быть и дети с ограниченными возможностями развития (дети-инвалиды), могут быть дети с девиантным поведением, сироты, дети-представители определенного типа общественных организаций, одаренные дети и т.д.)?
Второй этап — выделение духовно-нравственных смыслов и ценностей как детерминант программы воспитания. На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
Рабочая программа воспитания в ДОО: организация эстетического воспитания и художественно-эстетическо
- • какие актуальные воспросы призвана решить создаваемая программа?
- • какое место займет настоящая программа в системе воспитательной деятельности коллектива образовательной организации?
- • какие аспекты актуальных проблем развития воспитания в образовательной организации затрагивает создаваемая программа?
- • какие специфические характеристики социокультурного пространства и воспитательной среды обусловливают особенности программы?
- • в чем заключается особый воспитательный потенциал образовательной организации, детского и педагогического коллективов, окружающей социоприродной среды, на реализацию которого будет направлена программа?
- • каковы духовно-нравственные детерминанты воспитания, определяющие направленность программы?
Ответы на эти вопросы позволят педагогу определить пространство программы и выявить проблему (комплекс проблем), на решение которой она будет направлена, выявить воспитательный потенциал пространства и воспитательной среды образовательной организации.
Третий этап — разработка или применение существующей концепции воспитания, соответствующей направлению программы.
Четвертый этап — определение цели и задач воспитания, соответствующих направленности программы.
Целью программы является решение проблемы воспитания образовательной организации. Цель программы конкретизируется задачами. Каждая задача должна быть ориентирована на достижение конкретного результата. Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было так или иначе зафиксировать по завершении программы. Задачи должны быть рассчитаны на конкретный временной период реализации программы, быть реальными, но вместе с тем ориентированными на позитивный результат по достижению цели.
Пятый этап — обоснование и описание содержания программы воспитания.
При конкретизации цели программы задачами выделяются основные содержательные блоки программы, поскольку за счет реализации определенного содержания воспитания достигается прогнозируемый результат.
Содержание программы завершается разработкой механизмов реализации программы, предполагающей наличие модели воспитательного процесса и воспитательной системы.
Структура программы и технология ее реализации могут быть представлены в следующих методических единицах:
- • введение;
- • ресурсное обеспечение программы;
- • возраст детей, для воспитания которых создается программа (возрастная модификация программы);
- • сроки реализации программы;
- • принципы организации воспитательной деятельности;
- • механизм воспитания;
- • организация программы;
- • управление программой:
- — информационное обеспечение программы;
- — методическое обеспечение программы;
- — работа с педагогическими кадрами;
- — работа с обучающимися;
- — создание условий для сотрудничества педагогов, родителей, детей;
- — контроль, анализ и корректировка программы;
- — материально-техническая и кадровая поддержка программы;
Проект программы воспитания подвергается теоретико-методо- логическому анализу (экспертизе) с помощью технологической карты.
Технологическая карта теоретико-методологического анализа программы воспитания [2]
Ведущая идея программы
Механизмы реализации программы
Модель личности обучающегося
Подходы, теории программы
Технология реализации программы
Возможность внедрения программы
Условия реализации программы
«Мы- одна команда»
Цель : сплочение коллектива класса, формирование творческой и социальной активности учащихся;
Форма деятельности – Создание общего видения класса и кодекса взаимодействия на весь учебный год, распределение обязанностей в классе, создание классного уголка.
Задачи на этом этапе:
- развитие творческих способностей учащихся через участие в разнообразных конкурсах, мероприятиях;
- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;
- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать свою деятельность;
- объединение класса общим делом, участие в самоуправлении класса и школы
2023-2024 учебный год
«Мы талантливы во всем»
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.
Форма деятельности: проектная и творческая деятельность. Оформление фото и видео летописи класса.
2024-2025 учебный год
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Форма деятельности: продолжение работы по определению профориентации, участие в разнообразных мероприятиях образовательного учреждения.
2025-2026 учебный год
Цель : содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации.
Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления.
2026-2027 учебный год
Цель: создание условий для самореализации и самоопределения учащихся, выбора будущей профессии.
Форма деятельности : участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка
выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская и проектная деятельность.
5. Предполагаемые результаты реализации программы:
- высокий уровень сплоченности коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил здорового образа жизни;
- повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
- активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
- увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
▪ адекватная самооценка учащихся.
Ожидаемый результат на конец 2021-2022 учебного года:
УЧЕНИК 5 класса
- мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению её результатов;
- способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
- проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
- стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.
Модель выпускника класса
Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:
- собственный взгляд на мир,
- социальную ответственность;
- высокий уровень самосознания;
- способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
- креативность;
- человечность, альтруистическую направленность;
- высокий уровень общей культуры;
- развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.
Модель выпускника глазами родителей класса:
- Самостоятельный;
- Ответственный;
- Самоопределившийся относительно того, куда пойдет учиться (или работать) после школы;
- Усвоивший всю программу средней школы;
- Образованный;
- Способный к саморазвитию и самосовершенствованию;
- Коммуникабельный;
- Способный руководить;
- Творчески развитый;
- Уверенный в себе и своих силах;
- Честный;
- Добрый;
- Воспитанный;
- Умеющий отстаивать свое мнение;
- Всесторонне развитый;
- Отзывчивый;
- Активный;
6. Ключевое дело класса:
Работа над классным проектом «ГТО в нашу школьную жизнь»
7. План воспитательной работы в 5В классе на 2021-2022 учебный год
ПЛАН воспитательной работы класса
План работы на 2021-2022 учебный год
Цель: Сплочение коллектива класса, формирование творческой и социальной активности учащихся;
Задачи: адаптация пятиклассников в новых учебных условиях, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребенка; сплочение классного коллектива. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, доброго отношения к старшим и младшим.
Черныш Наталья Геннадьевна
1 классное мероприятие в четверть Дата, Тема, Время
1 классный час в неделю: Организационный, Тематический, Духовно-нравственный (Киноурок) Профориентационный, Здоровьесберегающий (можно менять на свое усмотрение) Дата, Тема, Время
1 родительское собрание в триместр Дата, Тема, Время
1 мастер-класс от родителей в четверть Дата, Тема, Время
2 раза в месяц работа над социальным проектом класса, обновление классного уголка
Источник: nsportal.ru