Название программы туристско краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Компас времени» по функциональному предназначению является общеразвивающей, по форме организации – кружковой, по времени реализации — одногодичной. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время учащиеся не знакомы в достаточной степени с прошлым и настоящим своей малой родины. Уральский регион является крупнейшим промышленным и индустриальным центром России, что позволяет знакомить учащихся с развитием техники. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.

Современные программы туристско-краеведческой направленности — ключевая составляющая базовой…

Цель программы: создание условий для формирования гражданского самосознания через туристско-краеведческую деятельность.

Задачи программы:

— способствовать формированию представлений о краеведении как о предмете исторического и культурного развития общества, в том числе о технических достижениях, созданных на Урале, а также о природе родного края;

— обучать навыкам туризма;

— способствовать развитию познавательного интереса к занятиям, связанным с повышением интеллекта и развитием кругозора;

— воспитывать уважительное отношение и любовь к своей малой Родине.

Данная программа дополнительного образования педагогически целесообразна, так как она способствует осознанию своего места в окружающем мире, значения Нижнего Тагила в истории и культуре России и в то же время содействует формированию гражданственности. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Объем образования

Программа дополнительного образования «Краеведение и туризм» рассчитана на один год обучения, на 144 часа; 4 часа в неделю.

Программа дополнительного образования «Краеведение и туризм» состоит из двух курсов:

— Краеведение и геология;

-Биология и медицина.

Практические занятия составляют большую часть программы.

Занятия предполагаются: 2 раза в неделю (1 час теоретическое занятие, 3 часа практическое занятие) или 1 раз в неделю 4 часа. Продолжительность занятия 35-40 минут, с перерывом 10-15 минут.

В группе не менее 15 человек, которая делится на подгруппы для эффективной организации образовательного процесса, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Каждая подгруппа получает знания в объёме 144 часа.

Походы и выездные учебные занятия производятся с учетом погодно-климатических особенностей среднего Урала. Погодно-климатическими особенностями являются: межсезонный период с температурой воздуха + / — 5 о С с дождем или мокрым снегом; Проливные дожди; Штормовое предупреждение; Температура воздуха ниже — 25 о С. При перечисленных погодных условиях в учебно-тематический план могут быть внесены изменения в соответствии с резервным тематическим планом.

Мониторинг туристско-краеведческой направленности

Содержание образования

Отличительная особенность программы дополнительного образования «Краеведение и туризм» в том, что она включает в себя краеведческий материал по истории развития техники родного края, а также предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создаёт условия для их самоопределения, формирования общей культуры.

Адресатом программы является школьник подросткового возраста 11-16 лет, обучающийся в средней общеобразовательной школе, лицее, гимназии. Занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всё возрастающей гиподинамии школьников с её негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом возрасте.

Формы предъявления результатов освоения Программы: участие в краеведческих, экологических, патриотических конкурсах, предлагаемых социокультурным пространством района, города, области, страны. А также, участие в туристических слётах, соревнованиях по туризму. Кроме этого, участие в заочных конкурсах, предлагаемых в информационных ресурсах (например, интернет).

1.1.3. Планируемые результаты образования

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу, относится сформированность у обучающихся мотивации к познанию и основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относится освоенные ими УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относится освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфическойдля данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания.

— имеют представление о краеведении;

-знают особенности уральской природы и взаимосвязь с географическим расположением;

-имеют представление об истории развития техники на Урале;

-имеют представления о туристских навыках;

— имеют представление о полезных ископаемых, минералах Уральского региона;

-знают о животных и растениях леса;

-имеют представление об оказании первой медицинской помощи;

-проявляют познавательный интерес к истории города;

-проявляют познавательный интерес к туристским навыкам и быту;

-проявляют уважительное отношение к своей малой Родине;

— самостоятельно определяют цель учебной деятельности;

-определяют план выполнения заданий;

-умеют составлять план проектной деятельности.

-отвечают на простые и сложные вопросы педагога;

-умеют находить нужную информацию в книгах и других информационных источниках;

-участвуют в диалоге с педагогом и сверстниками;

— высказывают свою точку зрения на события, поступки;

-оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Одним из условий реализации программы является материально-техническое оснащение.

Теоретические занятия проводятся в помещении при наличии столов и стульев, рассчитанных на 15 человек.

Средства обучения и воспитания:

-для теоретических занятий используются канцелярские принадлежности (карандаши простые и цветные, линейка, ластик).

— Для походов используется туристическое снаряжение: палатки, спальные мешки, костровой инструментарий.

-учебно-наглядные пособия: картинки с условными обозначениями для ориентирования на местности, географические карты, фотографии или картинки с правилами по туристическому быту, видам костров и т.д.

Читайте также:
Какая программа открывает файлы xls на Андроид

-печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:

Для педагога:

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М. : Просвещение, 2011 г.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2005 г.

Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999 г.

Даринский А. Краеведение.- М. Просвещение, 1987 г.

Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся .- М.: 5 за знания, 2008 г.

Династия Демидовых. Нижний Тагил, 2002 г.

«Информационное обеспечение и безопасность спортивных туристских путешествий», учебное пособие, В.И. Самборский, В.В. Гоман, Нижний Тагил, 2008 г.

Нижний Тагил на перекрёстках веков. Зримые образы прошлого и настоящего. Нижний Тагил, 2002 г.

«Опасности в туризме, мнимые и действительные», Ю.А. Штюрмер, Москва, 2008 г.

«Путешествуем по Уралу», Евгений Савенко, Екатеринбург, 2006 г.

Рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной программы и учебно-методического комплекса: нормативные и методические аспекты. / Сост. И.А. Дмитриевская, С.В. Новикова.-МБУ ДО ГДДЮТ. – 2014 г.

Сайт в интернете «История Нижнего Тагила от основания до наших дней». http://historyntagil.ru/

Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова – Волгоград: Учитель, 2015 г.

Я-гражданин своего города, своей страны. 1-4 классы: комплексные программы духовно-нравственного воспитания / авт.-сост. Н.В. Терещенко – Волгоград: Учитель, 2015 г.

Для учащихся:

Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск, Средне-уральское кн. изд-во ,1981 г.

Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск. Средне-уральское кн. изд-во ,1975 г.

«Информационное обеспечение и безопасность спортивных туристских путешествий», учебное пособие, В.И. Самборский, В.В. Гоман, Нижний Тагил, 2008 г.

Красная Книга Среднего Урала. Свердловская и Пермская области. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1996 г.

. «Путешествуем по Уралу», Евгений Савенко, Екатеринбург, 2006 г.

Рассказы об уральской истории / Сост. Н.М. Лушникова.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990 г.

Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1899 году. Екатеринбург, Издательский дом «Аква-пресс», 2006 г.

Нижний Тагил на перекрёстках веков. Зримые образы прошлого и настоящего. Нижний Тагил, 2002 г.

«Опасности в туризме, мнимые и действительные», Ю.А. Штюрмер, Москва, 2008 г.

Сайт в интернете «История Нижнего Тагила от основания до наших дней». http://historyntagil.ru/

2.1 Формы аттестации

(контроля освоения программы)

Оценка знаний, полученных в результате работы по программе, проводится с помощью устных экспресс-опросов, а также при проведении викторин, тестов и в ходе подготовки индивидуальных и коллективных проектов.

2.2. Учебный план

Перечень курсов

Трудоемкость

Периоды обучения

Формы промежуточной аттестации

Источник: www.art-talant.org

Программы туристско-краеведческой направленности

Программа разработана с учётом современных принципов и технологий обучения в дополнительном образовании, в том числе – системно-деятельностного и компетентностного подходов. Задачи, которые учащиеся решают в процессе освоения данной программы, связаны с ситуациями, возникающими в повседневной жизни: практическая ориентация в городском пространстве, умение пользоваться инфраструктурой города (мегаполиса); организация собственного времени и действий; формирование собственного взгляда и личной позиции по отношению к окружающему миру.

Цель программы: социализация личности учащихся путём организации их познавательной и практической деятельности в области краеведения.

Программа создаёт благоприятные возможности для изучения краеведения путём освоения творческих, экскурсионных и исследовательских методов познания окружающей городской среды; знакомит с многоликим обликом города на пропедевтическом этапе обучения, самом удачном для начала изучения краеведения, когда у учащихся сформирован высокий познавательный интерес к процессу обучения в целом, отмечается высокая степень готовности к практической и творческой деятельности, сохраняется глубокая связь с семьёй.

Цель программы: развитие и социализация личности ребёнка путём организации их познавательной и практической деятельности в процессе знакомства с объектами культурного и исторического наследия, историческими личностями, связанными с историей Отечества и родного города.

Цель программы: создание необходимых условий для подготовки туристских организаторов, помощников в проведении школьных слетов, соревнований по туризму и ориентированию на местности и дальнейших занятий туризмом.

Цель программы: создание необходимых условий для подготовки детского туристского актива юных судей, способного в дальнейшем стать помощниками педагогам в организации и проведении туристско-краеведческой работы в молодёжной среде.

Программа направлена на:

• обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях, расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в школе, расширение знаний об окружающем мире;

• интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся, развитие творческой, познавательной, и созидательной активности, укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;

«Юные туристы»
Возраст учащихся: 7-18 лет

Из всего спектра направлений дополнительного образования отдельно необходимо выделить туристско-краеведческую и спортивную работу, как комплексные виды деятельности, активизирующей различные стороны жизнедеятельности обучающихся с нарушением слуха.

Организация спортивной и туристско-спортивной работы для учащихся с нарушением слуха наилучшим образом происходит через совместные со сверстниками из массовых образовательных учреждений занятия, соревнования, что и создаёт предпосылки для развития инклюзивного образования.

Источник: pddtspb.ru

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»
рабочая программа

Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.

В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется значительная часть прогулкам, экскурсиям, походам и т.д. Программа предусматривает многодневные выезды в лес с отработкой основных туристских навыков

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА»

на заседании педагогического совета ОБУДО «Курский областной центр туризма»

протокол от ______2020 г. №__

Директор ОБУДО «Курский

областной центр туризма»

______________ С.В. Звягинцева

приказ от ______2020 г. №_____

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Уровень программы: ознакомительный, базовый, углубленный

Возраст учащихся – 10-14 лет

Срок реализации программы – 3 года

Автор составитель: Котова Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

1. Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 . Пояснительная записка (Направленность программы. Актуальность программы. Отличительные особенности. Адресат программы. Объём и сроки освоения программы. Структура программы.

Режим занятий. Формы обучения. Особенности организации образовательного процесса. Возможности моделирования учебного процесса.) ………………………………….………….3

1.2. Цель и задачи программы………………………………………………..….. 8

1.3. Содержание программы (Учебный план программы. Учебный план ознакомительного уровня. Содержание учебного плана ознакомительного уровня. Учебный план базового уровня.

Содержание учебного плана базового уровня. Учебный план углубленного уровня. Содержание учебного плана углубленного уровня.) …………………..…………9

Читайте также:
Архикад как работать с программой

1.4. Планируемые результаты .…………………………………. …..36

2. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график……………………………..…………………50

2.2. Условия реализации программы (Кадровое обеспечение программы. Материально-техническое обеспечение. Информационное обеспечение программы.) ………………………………………………………………………..53

2.3. Формы аттестации и контроль результатов…………………………………57

2.4. Оценочные материалы……………………………………….…. 58

2.5. Методическое обеспечение (Методы обучения. Формы организации образовательного процесса. Формы организации, алгоритм и структура учебного занятия. Педагогические технологии, применяемые в программе.

Дидактические материалы.) ……………………………………………………. 63

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы – туристско-краеведческая.

Актуальность программы определяется необходимостью изучения начального и базового уровня туристско-краеведческой деятельности для освоения туристского, экологического и краеведческого минимума и приобретения прочных навыков безопасного участия в туристских путешествиях. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Освоение программы предполагает приобретение и развитие таких социально значимых качеств учащихся, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как социально и личностно значимой ценности. В условиях автономного существования туристской группы, в походе учащиеся понимают, что только их труд лежит в основе успешного преодоления маршрута.

Большую часть времени уделяется практическим занятиям, экскурсиям, походам и соревнованиям на свежем воздухе. Регулярные занятия по общей и специальной физической подготовке, походы способствуют закаливанию, укреплению здоровья, физическому совершенствованию подростков. Правильное распределение и выполнение физических нагрузок способствует укреплению костно-мышечного аппарата, кровеносной системы, предупреждению, профилактике и лечению заболеваний дыхательных путей.

Занятия в туристско-краеведческом объединении предполагают тесное сотрудничество на всех стадиях занятий (подготовки, проведения и подведения итогов походов). Взаимовыручка, как средство решения многих больших и маленьких проблем воспринимается юными туристами как должное. Важно помнить, что дружба, сплоченность группы – одно из условий безопасности её действий, принятия решений при условии заботы о благополучии всех членов группы, самостоятельность с высокой степенью ответственности за безопасность собственную, и группы в целом.

Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в конечном итоге, способствует быстрой адаптации учащихся к условиям социальной среды, к различным социальным ситуациям, деятельности в микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим и социологическим факторам. При этом у учащихся развиваются личностные качества, необходимые для работы в коллективе. В таких условиях у них укрепляется объективные факторы самооценки; мотивация, направленная на самосовершенствование и самореализацию.

В целом все эти компоненты – необходимые и достаточные условия воспитания человека полезного обществу, способного к созидательному производительному труду, защите Отечества – патриота своей Родины.

Отличительные особенности общеобразовательной (общеразвивающей) программы:

построение программы позволяет учащимся выбрать уровень освоения программы, определить перспективы дальнейших занятий по данной программе;

– топография и ориентирование;

– основы безопасности, основы гигиены, первая помощь пострадавшему;

– общая и специальная физическая подготовка;

Получение знаний и навыков направлены на развитие у учащихся интереса к туризму и краеведению более длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике во время учебно-тренировочных выходов, сборов и походов, ведет к прочному усвоению материала.

Социальная ориентация программы позволяет по итогам учебной и творческой деятельности использовать потенциал учащихся при подготовке и проведении соревнований и массовых мероприятий, проводимыми Центром туризма и другими организациями.

Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения, активного отдыха и позволяет по окончании 3-летнего курса обучения подготовить ребёнка, заинтересованного в дальнейших занятиях туризмом и краеведением.

Общеобразовательная (общеразвивающая) программа практико-ориентированная, даёт представление учащимся о специфике туризма и краеведения, использовании приобретаемых навыков в будущих профессиях.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Туристы-краеведы+» ежегодно обновляется с учётом появления новых технологий, развития науки, техники, культуры, экономики и социальной сферы.

Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности учащимися объединения.

Адресат программы . Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 4-7 классов (10-14 лет), проявляющим интерес к самодеятельным туристским путешествиям и краеведению.

Возрастные особенности учащихся используются в данной программе в полной мере. В этом возрасте у подростков проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни, стремление быть и считаться взрослыми. Занятия туристско-краеведческой деятельностью позволяет им реализовать свои лучшие качества, умение дружить и ценить дружбу. В старшем школьном возрасте у учащихся возникает потребность разобраться в окружающем мире и в самом себе, происходит поиск смысла, активно формируются устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. Дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, создание ситуации успеха для каждого учащегося, помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность.

В группу принимаются дети, изъявившие желание заниматься по данной программе. Набор свободный. Согласие родителей и собеседование обязательно. Необходима медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятий.

Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана на 3 года. Всего 576 часов.

Структура программы. Режим занятий

Вид программы: модифицированная.

Общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Туристы-краеведы+» состоит из трёх уровней: ознакомительного (1-й год обучения), базового (2-й год обучения) и углубленного (3-й год обучения), которые можно осваивать как целостно в заявленной последовательности, так и автономно по программе каждого уровня.

После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в первый год обучения, 216 часов во 2-й и 3-й года, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта и знаний детей делается больший упор на групповые (6-8 человек) и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от условий деятельности объединения.

Ознакомительный уровень – первый год обучения. Дети принимаются без специального отбора (при наличии медицинского допуска). Продолжительность обучения 1 год. Возраст учащихся – 10-12 лет. Режим занятий – 4 часа в неделю (два раза по два часа: 40+10+40).

Читайте также:
Razer программа для настройки

Освоение этого уровня позволит учащимся овладеть основами краеведения и экологии, организации туристского быта, техники туризма и ориентирования, техники безопасности в походе.

Базовый уровень – второй год обучения. Продолжительность обучения 1 год. Возраст учащихся – 12-13 лет. Режим занятий – 6 часов в неделю (три раза по два часа: 40+10+40).

На этом этапе учащиеся приобретают те необходимые знания, умения и навыки, которые позволят им участвовать в походах, краеведческих экспедициях, природоохранных акциях, а также впоследствии позволят им обучать младших школьников, оказывать консультативную помощь одноклассникам, быть помощником педагога дополнительного образования. На этом этапе обучения происходит переход на самостоятельную деятельность учащихся в выполнении туристских должностей, совершенствование туристских, краеведческих, экологических и знаний, умений и навыков.

Углубленный уровень – третий год обучения. Продолжительность обучения 1 год. Возраст учащихся – 13-14 лет. Режим занятий – 6 часов в неделю (три раза по два часа: 40+10+40).

Решение задач, определенных на этот период, позволит учащимся приобрести необходимые знания, опыт в обучении младших школьников и поведения в различных экстремальных ситуациях в природной среде, часто возникающих во время проведения походов. Подготовка к занятиям неизбежно приведёт учащихся к необходимости постоянного поиска новых знаний, к процессу самообразования, самосовершенствования. Учащиеся попробуют себя в социальной роли наставника.

Формы обучения. Форма обучения коллективно-групповая, очная, также при необходимости допускается дистанционное обучение.

Основная организационная форма обучения – учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное). Кроме учебного занятия при реализации программы «Туристы-краеведы+» используется большое разнообразие форм обучения: поход, соревнования, тренинг, занятие-игра, урок-зачёт, эстафета ЗУН, турнир, экспедиция, консультация и др. Подбор форм организации учебного занятия зависит от преобладания на занятии того или иного вида деятельности и вполне соответствуют возрастным особенностям обучающихся (10-14 лет).

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий.

Практические занятия проводятся в помещении (в учебном классе, спортзале), на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке, в лесу при проведении экскурсий, туристских мероприятий, во время участия в соревнованиях. В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

Особое внимание уделяется общей и специальной физической подготовке занимающихся в объединении детей.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного похода, или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.

Приведенный в программе перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения.

Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с полным составом объединения, состав группы – 15 человек. Учащиеся формируются в группы разных возрастных категорий, являющиеся основным составом объединения, состав группы постоянный. По мере роста опыта и знаний детей следует делать больший упор на групповые (6-8 человек) занятия; набор в объединение свободный, занятия ведутся на русском языке.

Разновозрастный состав объединения позволяет предусмотреть сотрудничество и общение детей разного возраста. Учащиеся пробуют себя в социальной роли педагога, наставника. У них развиваются такие качества личности, как взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность. Таким образом, ликвидируется дефицит межвозрастного общения и взаимодействия в детской среде. Что является профилактикой таких явлений как инфантилизм, отсутствие самостоятельности, безынициативности и социальной апатии.

Возможности моделирования учебного процесса по программе «Туристы-краеведы+». Педагог может моделировать в рабочей программе образовательную деятельность: допускается возможность распределение тем по образовательным блокам в соответствии с темами; увеличивать или уменьшать количество часов, отведённых на тему, без ущерба для основной идеи программы; увеличивать количество часов, отведённых на самостоятельную работу и/или повтор темы определенного образовательного блока; допускается передвижение образовательных блоков в календарно-тематическом плане без ущерба для освоения программы в целом. При необходимости возможно изучение отдельных тем в дистанционной форме.

Принципы, на основе которых строится реализация общеобразовательной (общеразвивающей) программы :

  1. принцип связи обучения с практикой , выражающийся в стимулировании учащихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность;
  2. принципы доступности и наглядности , как наиболее действенные в эффективности и качественности обучения членов объединения;
  3. принцип дифференциации и индивидуализации – создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей учащихся, и реализации их личных образовательных маршрутов;

принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов в деятельности объединения. Он позволяет научить юных туристов-краеведов осознавать цели обучения, планировать и организовывать свою работу. При этом учащиеся проявляют повышенный интерес к знаниям, ставят проблемы, определяют пути их решения, учатся достигать поставленных целей;

принцип диагностической направленности – процессуальный контроль «продвижения» к намеченной цели и достижения её; оценка и коррекция педагогом дополнительного образования собственных педагогических действий.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико-ориентированную деятельность в области туризма и краеведения.

  • расширять знания в области краеведения, отечественной истории, географии;
  • учить школьников понимать и ценить обычаи, традиции и устои русского народа, сохранять и продолжать традиции национальной духовности;
  • формировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время походов и экскурсий;
  • учить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности;
  • способствовать повышению общего уровня информационной культуры;
  • прививать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе;
  • расширять знания учащихся по окружающему миру и экологии, полученные в школе.
  • развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  • способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности;
  • развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
  • содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления;
  • развивать устную речь, умения выступать перед аудиторией.
  • формировать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе;
  • формировать навыки культуры общения и поведения в социуме;
  • формировать потребность бережного отношения к природе;
  • способствовать формированию навыков физической культуры и здорового образа жизни;
  • воспитывать патриотизм посредством занятия краеведением.

1.3. Содержание программы

Учебный план программы «Туристы-краеведы+»

Почасовая разбивка учебного курса

Часовая нагрузка по годам обучения

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru