Название программы Северного общества и автор

В 1821 г. движение декабристов вступило в новую фазу: на севере и юге страны параллельно создаются вполне зрелые революционные организации, которые разрабатывают программы всеобъемлющего преобразования России и конкретные планы их осуществления.

Раньше, уже в феврале 1821 г., сложилось Южное общество. Оно включало в себя три управы в небольших украинских городках. Центральной была Тульчинская управа, поскольку в Тульчине размещался штаб 2-й армии, дислоцированной на Украине. Возглавлял управу П.И. Пестель — любимый адъютант главнокомандующего армией фельдмаршала П.Х. Витгенштейна. Во главе Васильковской управы стояли С.И.

Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин, а Каменскую управу возглавляли В.Л. Давыдов и генерал князь С.Г. Волконский, внук и шурин двух фельдмаршалов, герой 1812 г., портрет которого тогда уже был написан для Военной галереи царского Зимнего дворца. Всеми управами руководила Директория из трех лиц.

Ее составили П.И. Пестель (избранный председателем общества), генерал-интендант 2-й армии А.П. Юшневский и петербуржец Никита Муравьев — последний для связи с Северным обществом, которое создавалось в то же время. После отъезда Муравьева в Петербург третьим членом Директории был избран С.И. Муравьев-Апостол.

Информационное общество

Фактическим вождем Южного общества стал Павел Иванович Пестель — сын сибирского генерал-губернатора, полковник, командир Вятского пехотного полка, герой Бородина и Лейпцига. «Его крупная фигура главенствует над заговором», — писал о нем А.И. Герцен. «Сущий Робеспьер», — назвал его следователь по делу декабристов Д.А. Боровков.

Все, кто знал Пестеля, восхищались его умом и силой воли, хотя и опасались его /84/ колоссального честолюбия, находя в нем большое сходство (даже внешнее) с Наполеоном. Фельдмаршал Витгенштейн говорил о нем: «Он на все годится. Дай ему командовать армией или сделай его каким угодно министром, он везде будет на своем месте».

Любопытную характеристику Пестеля оставил известный реакционер Н.И. Греч: «Особенно отличался он высоким лбом и длинными передними зубами. Умен и зубаст!» Именно Пестель составил программу Южного общества — знаменитую «Русскую Правду»[1], самый выдающийся памятник идеологии декабризма.

«Русская Правда» ставила перед декабристами две главные цели: во-первых, свергнуть самодержавие и установить республику в России, а во-вторых, отменить крепостное право. Для того чтобы сразу после революции не допустить восстановления старого режима, Пестель предлагал на время, пока не окрепнет новый порядок, вручить власть Временному верховному правлению с диктаторскими полномочиями, а затем Временное правление должно было передать всю полноту власти выборным органам. Высшим законодательным органом предполагалось однопалатное Народное вече, исполнительным — Державная дума, блюстительным — Верховный собор. Столицей Российской республики должен был стать Нижний Новгород — с учетом его географических выгод и в знак уважения к «древности нижегородской».

ШБ 7.13.25 Полное описание эволюции. Шри Нитаи Гаура дас 25.06.2023

Сословные привилегии по «Русской Правде» уничтожались и все сословия сливались «в единое сословие — гражданское». Избирательными правами наделялись все россияне мужского пола с 20 лет без имущественного и образовательного ценза. Им гарантировалась свобода слова, занятий, вероисповедания.

Вместо сословных судов (отдельно для дворян, горожан, крестьян, духовенства) вводился общий и равный для всех граждан суд присяжных. Крепостное право отменялось безусловно. «Дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми», — гласила «Русская Правда». Крестьяне освобождались с землей без выкупа и получали по 10-12 десятин на семью, для чего Пестель наполовину урезал (хотя и не уничтожал) помещичье землевладение.

Автор «Русской Правды» считал, что «земля есть собственность всего рода человеческого», а не частных лиц, но, с другой стороны, «труды и работы суть источники собственности» и, стало быть» тот, кто обрабатывает землю, вправе владеть ею. Здесь налицо Два взаимоисключающих принципа. Пестель, однако, не стал исключать из «Русской Правды» один из них, а соединил оба. Вот как он это сделал.

Вся земля в каждой волости делилась на два фонда — общественный и частный. Земли общественного фонда предназначались для производства «необходимого продукта» /85/ и не могли ни продаваться, ни закладываться. Из них каждый гражданин будущей республики получал бы надел. Этот фонд создавался за счет отчуждения половины всех помещичьих земель в стране.

В крупных помещичьих имениях (больше 10 тыс. десятин) половина земли конфисковывалась безвозмездно, а в имениях до 10 тыс. десятин отбиралась за компенсацию деньгами или земельными участками в других местах. Что касается земель частного фонда (казенных и оставшихся частновладельческих), то они предназначались для производства «изобилия» и подлежали свободной купле-продаже.

Проект Пестеля был более радикален, чем реформа 1861 г., осуществленная почти полвека спустя на более высокой ступени экономического и политического развития России, в обстановке революционной ситуации. Вот конкретный пример. К 1861 г. крестьяне владели 1/3 частью всех обрабатываемых земель, причем в результате реформы 1/5 часть крестьянских наделов помещики отрезали себе. Пестель же предполагал отдать крестьянам 1/2 часть пригодной для обработки земли.

Прогрессивным для своего времени было и решение в «Русской Правде» национального вопроса. Хотя Пестель не признавал за народами России права на отделение, он уравнивал их в правах с русским народом как граждан единой (кстати, не федеративной, а унитарной) республики.

В целом «Русская Правда» Пестеля открывала перед Россией гораздо более широкие, чем в проектах М.М. Сперанского, возможности для перехода к началам демократии и правового государства. Но, даже оставшись нереализованной, она сохраняет историческое значение как первый в России проект республиканской конституции. Сам Пестель хорошо сознавал это.

Будучи уже под арестом, он в минутном разговоре с кн. Волконским, еще не арестованным, сказал: «Не беспокойтесь, ничего не открою, хотя бы меня в клочки разорвали. Спасайте только «Русскую Правду»!» Однако спасти ее не удалось. Братья Н.С. и П.С. Бобрищевы-Пушкины и Н.Ф.

Заикин накануне восстания зарыли ее в с. Кирнасовка, но первый из них на следствии проговорился, и 6 февраля 1826 г. «Русская Правда» была вырыта и причислена к материалам следствия.

В качестве программы Южного общества «Русская Правда» была принята в январе 1823 г. После этого Пестель и его соратники занялись разработкой тактических планов, в первую очередь координацией действий Южного и Северного обществ с целью их объединения. Для этого в течение 1823 г. Юг послал на Север пять уполномоченных, которые, однако, не добились успеха. Тогда в марте 1824 т. в Петербург отправился сам Пестель.

Читайте также:
Лучшие программы для изучения китайского языка

Что же представляло собой Северное общество декабристов к приезду Пестеля? Оно оформилось лишь осенью 1822 г., когда гвардия, в которой служило большинство декабристов-северян, /86/ вернулась в Петербург с полуторагодичных учений. Поскольку все члены Северного общества жили в столице, их общество не делилось на управы. Руководила им Дума (аналог южной Директории) из трех лиц — Н.М.

Муравьева, М.С. Лунина и Н.И. Тургенева[2].

«Правителем» (председателем) Северного общества был избран активный участник всех декабристских организаций, сын воспитателя Александра I, капитан Генерального штаба Никита Михайлович Муравьев. В 1818 г. он унаследовал от деда миллионное состояние (поместья в 14 уездах, расположенных в одиннадцати губерниях), а в 1823 г. женился на богатейшей графине А.Г. Чернышевой, внучке фельдмаршала. Богатый и знатный Муравьев был превосходно образован, владел семью иностранными языками. Перед ним открывалась блестящая военная или- научная карьера, но Муравьев отказался от нее ради участия в заговоре с целью преобразовать Россию.

Именно Н.М. Муравьев составил программу Северного общества, которая вошла в историю под названием «Конституция Никиты Муравьева», — второй по значению, после «Русской Правды» Пестеля, документ декабризма. В «Конституции» Муравьева ставились те же вопросы, что и в «Русской Правде», но решались они менее радикально.

Вместо самодержавия проектировалась не республика, а конституционная монархия, причем в федеративной форме, из 15 «держав» и областей. Столицей российского государства Муравьев, как и Пестель, объявлял Нижний Новгород. Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече (как в «Русской Правде», но — из двух палат: Верховной думы и Палаты народных представителей), а высшая исполнительная власть вручалась царю. Впрочем, если бы царь не согласился с конституцией, Муравьев предполагал ввести в России парламент, а главой исполнительной власти сделать президента, т. е. готов был перейти с монархических позиций на республиканские.

Сословия по «Конституции» Муравьева уничтожались, и все россияне становились равными перед законом, но, в отличие от «Русской Правды», получали избирательные права не с 20, а с 21 года и только с имущественным цензом, хотя и невысоким (500 рублей). Зато, как в «Русской Правде», гарантировались демократические свободы и национальное равенство.

Самой сильной стороной «Конституции» Муравьева, как и «Русской Правды» Пестеля, было безоговорочное уничтожение крепостного права. «Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным», — гласила «Конституция». Однако, в отличие от Пестеля, Муравьев освобождал крестьян фактически без земли: /87/ в 1-м и 2-м вариантах «Конституции» было сказано прямо, что «земли помещиков остаются за ними», а 3-й вариант даровал крестьянам нищенские наделы по две десятины на семью.

Тем не менее «Конституция» Муравьева, поскольку она ограничивала самодержавие и помещичье землевладение, отменяла крепостное право и сословные привилегии, тоже (хотя и в меньшей степени, чем «Русская Правда») ускорила бы темпы национального развития России. В отличие от «Русской Правды», «Конституция» Муравьева не была принята в качестве официальной программы общества.

Проект Муравьева выражал взгляды лишь одной (правда, большей) части северян, тогда как другая часть критиковала его за умеренность. Разногласия были столь острыми, что внутри Северного общества обособились два крыла: умеренное, конституционно-монархическое во главе с Муравьевым, Н.И. Тургеневым и С.П.

Трубецким и радикальное, республиканское, которое возглавил Кондратий Федорович Рылеев — этот «Шиллер заговора», по выражению Герцена, зачинатель и первый классик русской революционной поэзии. Активными деятелями республиканского крыла (Н.И. Греч называл его «омутом Рылеева») были И.И. Пущин, Е.П. Оболенский П.Г. Каховский, братья А.А. и Н.А.

Бестужевы. В противовес умеренным, радикалы выступали за республику (хотя не столь последовательно, как южане), за освобождение крестьян с землей и за бесцензовую конституцию.

В тот момент, когда в Северном обществе шла идейная борьба вокруг «Конституции» Муравьева, приехал в Петербург Пестель. Цель его заключалась в том, чтобы с помощью республиканцев-северян объединить Северное и Южное общества на платформе «Русской Правды». Это ему не удалось. Во-первых, умеренные оспорили аграрный проект Пестеля, слабость которого (дележ земель) сразу определил своим наметанным глазом Николай Тургенев — превосходный экономист, автор капитального труда «Опыт теории налогов» и тогда едва ли не самый образованный человек в России, о котором Александр I говорил, что только он, Тургенев, мог бы заменить царю Сперанского.

Во-вторых, умеренные северяне сочли чрезмерно радикальной идею диктатуры Временного верховного правления. Пестеля заподозрили в стремлении стать новым Наполеоном: «якобинец Пестель метит в русские Бонапарты». Отметим здесь, что, по свидетельству протоиерея П.Н. Мысловского, который исповедовал декабристов перед казнью, Пестель «увертками, телодвижением, ростом, даже лицом очень походил на Наполеона». «Сие-то самое сходство, — глубокомысленно заключал протоиерей, — было причиною всех его сумасбродств и самых преступлений».

Результатом переговоров Пестеля с руководителями Северного общества в марте 1824 г. стало компромиссное решение: отложить соединение двух обществ до 1826 г., а к тому времени выработать объединительную платформу с учетом как «Русской Правды», так /88/ и «Конституции» Муравьева. Вместе с тем был подтвержден согласованный ранее принцип общего членства, по которому член одного общества при переезде в месторасположение другого становился и его членом, а главное, стороны договорились совместно работать над планами восстания. Для более оперативного взаимодействия между Севером и Югом Пестель организовал в Петербурге особую, четвертую управу Южного общества во главе с М.И. Муравьевым-Апостолом.

Таким образом, петербургские совещания 1824 г., хотя и не привели к объединению обществ, закрепили в принципе идейное и организационное единство движения декабристов. Долгое время (от М.В. Довнар-Запольского до К.Д. Аксенова) у нас бытовала версия о непримиримых противоречиях между Северным и Южным обществами. М.Н.

Покровский допускал даже, что, если бы в 1825 г. декабристы победили, сразу началась бы «усобица между двумя флангами победившей революции», и один из этих флангов, а именно «правый», т. е. северный, оказался бы «ближе к низвергнутому царизму, нежели к братьям-соперникам по заговору». Теперь, однако, почти все специалисты отвергают такой взгляд, полагая, что Северное и Южное общества декабристов шли к сближению друг с другом.

Читайте также:
Зачем нужна программа Microsoft

С весны 1824 г. декабристы и на Севере, и на Юге развернули подготовку к совместному выступлению. Активнее действовало Южное общество. Стремясь расширить свои силы и связи, оно вступило в переговоры с польским тайным «Патриотическим обществом» и рассчитывало на его содействие, пыталось даже установить контакт с французскими карбонариями через посредство эмигранта из Франции на русской службе, полковника графа И.И. Полиньяка, принятого в 1824 г. в Южное общество. Главное же — состав Южного общества значительно пополнился за счет Общества соединенных славян.

Сложившееся в начале 1823 г. Общество соединенных славян было самым демократичным из всех декабристских организаций, в него не вошла военная знать. Его состав — это почти исключительно младшие, причем армейские, а не гвардейские офицеры, среди которых выделялись авторитетом и активностью основатели общества подпоручики братья А.И. и П.И. Борисовы, а также подпоручик И.И.

Горбачевский (автор известных «Записок»), поручики А.Д. Кузьмин, И.И. Сухинов, М.А. Щепилло. Главной целью общества было создание республиканской федерации славянских стран, т. е. России, Польши, Богемии, Моравии, Сербии, Молдавии, Валахии, Далмации, Кроации, а также Венгрии и Трансильвании, которые тоже считались в программе общества славянскими.

В каждой из стран внутри федерации предполагалось уничтожить крепостничество и учредить республику. Первым же шагом к достижению этой цели считалась ликвидация самодержавия и крепостного права в самой России. /89/

Взгляды «соединенных славян» были радикальнее взглядов Южного и тем более Северного общества. «Славяне» ориентировались не столько на офицеров, сколько на солдат и поговаривали об участии в восстании «всех сословий». Радикализм «славян» даже шокировал членов Южного общества, которые мрачно шутили: «Собак славян надо держать на цепи». Может быть, поэтому Южное общество убедило «славян» объединиться с ним, чтобы под видом объединения фактически поглотить их. «Славяне» не отказались от своей идеи республиканской федерации, но согласились прежде побороться за республику в России. В ноябре 1825 г. Общество соединенных славян вошло в состав Южного общества на правах его пятой, Славянской управы.

Все лето и осень 1825 г. южане (как, впрочем, и северяне) энергично готовили восстание. С этой целью они вели агитацию среди солдат — продуманно, осторожно и последовательно. Сначала офицеры-декабристы привлекали к себе солдат гуманным отношением; потом заводили беседы о тяготах солдатчины, используя при этом (не только на Севере, но и на Юге) агитационные песни Рылеева, как, например, песню «Ах, тошно мне. » с такими строками:

Долго ль русский народ Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?

Далее декабристы обещали помочь солдатам — отменить телесные наказания, облегчить условия и сократить срок службы; наконец, прямо или полунамеками возбуждали в солдатах готовность поддержать своих офицеров, когда пробьет час «божьего суда».

«Божий суд» означал вооруженное восстание против царизма. С 1820 г., когда декабристы увидели, что Александр I не желает реформ, а тем временем народы Европы восстают против монархов Священного союза, курс декабристов на восстание был неизменным. За 1823-1825 гг. они подготовили несколько планов восстания (Бобруйский и два Белоцерковских).

Все они исходили из Васильковской управы Южного общества. Последний из них — так называемый 2-й Белоцерковский план — летом 1825 г. составили С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин. Этот план был не только одобрен Директорией Южного общества, но и согласован с уполномоченным от Северного общества С.П.

Трубецким. Вот его суть: летом 1826 г., во время царского смотра войск 3-го корпуса 2-й армии под г. Белая Церковь, члены Южного общества — офицеры, переодетые в солдатские шинели, — пойдут в караул при Александре I, убьют его, поднимут корпус и поведут его на Петербург, а Северное общество восстанет в столице и назначит Временное правление. /90/

На Юге декабристы тогда рассчитывали поднять до 70 тыс. человек, и такой расчет казался реальным: ведь в заговоре участвовали генерал-интендант 2-й армии А.П. Юшневский, бригадный генерал кн. С.Г. Волконский и семь полковников с преданными, как надеялись декабристы, полками. Сам Пестель жил в главной квартире армии как любимец главнокомандующего фельдмаршала П.Х.

Витгенштейна, причем сумел даже фельдмаршальского сына (флигель-адъютанта царской свиты) вовлечь в тайное общество. Но все планы декабристов смешала неожиданная смерть Александра I, совпавшая с тревожными слухами о раскрытии их заговора.

1. Название дано в честь законодательного свода Древней Руси. Полный текст «Русской Правды» Пестеля впервые опубликован лишь в 1958 г.: В Д. Т. 7.

2. Позднее уехавшего в Польшу Лунина заменил кн. С.П. Трубецкой, а заболевшего Тургенева — кн. Е.П. Оболенский.

Источник: scepsis.net

Заполните таблицу «Программы тайных обществ». (сравнение Северное общество и Южное общество)

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

  • Обратная связь
  • Правила сайта

Источник: www.soloby.ru

Движение декабристов. Программы Южного и Северного общества

В первые десятилетия XIX в. часть представителей дворянского сословия начинает осознавать губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих дворянских революционеров способствовало следующее: российская действительность с ее бесчеловечным крепостничеством, бесправием основной массы населения, отсутствием представительной власти из числа выборных от сословий и конституции с не ограниченной ничем властью императора; патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., и участие русской армии в заграничных походах 1813–1814 гг… Русский солдат-рекрут победил сильнейшую армию Европы, но от этого его жизнь и благосостояние всей страны не улучшились. А контраст между российской и европейской действительностью был настолько разителен и тягостен, что не мог не заставить задуматься часть русского офицерства о судьбах России; влияние гуманистических идей и взглядов французских просветителей (Вольтера, Руссо, Ш. Монтескье), воспринятых значительной частью будущих декабристов; нежелание правительства Александра I последовательно приступить к реформированию основ российского общества.

Читайте также:
Программа для определение ошибок в компьютере

Вместе с тем необходимо отметить, что мировоззрение тех, кого принято называть декабристами, не было единым и между ними существовали острые разногласия. Среди декабристов были как сторонники революционно-насильственного переустройства общества, так и приверженцы эволюционно-умеренных преобразований в стране. Но все они были настроены против самодержавно-крепостнического режима в России и стремились участвовать в его изменении.

Организации будущих декабристов возникли в среде множества различных тайных обществ, коими была богата политико-светская жизнь России первых десятилетий ХIХ в. К таким обществам относились, прежде всего, некоторые масонские ложи,[7] в которые входили Н. Муравьев, М. Лунин, С. Муравьев-Апостол, П. Пестель и другие будущие оппозиционеры. Были также офицерские артели в гвардейских полках, действовавшие в 1814–1816 гг.

В 1816 г. в Петербурге образовалась первая тайная организация декабристов «Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов Отечества». В эту организацию входило около 30 человек, в основном офицеры.

Своей главной целью они считали введение конституционного правления и уничтожение крепостничества, но средства ее достижения были еще неясны, отсутствовала также программа политических преобразований. Разногласия между членами «Союза спасения» привели к его распаду и образованию нового в январе 1818 г. «Союза благоденствия».

Эта организация состояла из 200 членов и сыграла важную роль в разработке организационных и программных принципов декабризма, изложенных в уставе «Союза», который именовался «Зеленой книгой». Основными целями организации были: формирование в стране передового общественного мнения, благоприятного в будущем для реализации преобразовательных планов декабристов; введение конституции и законно-свободного представительства, уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, ликвидация военных поселений. «Союз благоденствия» имел несколько тайных управ, которые находились в Москве, Петербурге, Полтаве, Тульчине (на Украине).

Но обострение противоречий между радикальными и умеренными членами общества привело «Союз благоденствия» к кризису. В январе 1821 г. в Москве было принято решение об его самороспуске. В марте 1821 г. было создано Южное общество (Украина, Тульчин) во главе которого стояли П. Пестель, С. Волконский, С. Муравьев-Апостол, М.Л. Бестужев-Рюмин, А.П. Юшневский.

В 1822 г. в Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева и Н.И. Тургенева было организовано Северное общество.

Основу деятельности Южного и Северного обществ составляла разработка программных конституционных проектов будущего переустройства России. В 1821–1825 гг. такие проекты были созданы: в Южном обществе «Русская правда» П.И. Пестеля, в Северном обществе – «Конституция» Н.М. Муравьева.

Проект Н.М. Муравьева был более умеренным. Проект П.И. Пестеля был радикальным.

Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права. «Конституция» Н.М. Муравьева рассматривала будущую Россию как конституционную монархию с федеративным устройством, предусматривала сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшими участками земли. Принять «Конституцию» должно было Учредительное собрание.

По «Русской правде» П.И. Пестеля Россия должна была стать республикой с унитарным государственным устройством; землю предлагалось разделить на две части: общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли.

Несмотря на ряд программных и личностно-субъективных разногласий, члены Южного и Северного обществ были тесно связаны между собой.

Оба общества утвердили дату выступления – лето 1826 г. во время общеармейских учений. Но обстоятельства распорядились иначе. 19 ноября 1825 г. неожиданно в Таганроге скончался император Александр I. Детей у него не было, и в соответствии с законом о престолонаследии царем должен был стать его брат Константин. Но он отказался от престола. Наступило некое междуцарствие.

Присяга вступающему на престол Николаю – младшему брату Александра I – была назначена на 14 декабря 1825 г. Этим и решили воспользоваться декабристы для совершения государственного переворота.

Утром 14 декабря на Сенатскую площадь Петербурга было выведено несколько воинских частей. Всего на площади собралось около 3 тысяч солдат и матросов и 30 офицеров. К восставшим подъехал на коне герой Отечественной войны 1812 г. петербургский генерал-губернатор М.А. Милорадович и стал уговаривать солдат разойтись. Он был популярен в армии и умел разговаривать с солдатами.

Тогда декабрист П.Г. Каховский выстрелом смертельно ранил генерала.

Но план восстания, выработанный накануне, рушился, избранный диктатором (руководителем) восстания С.П. Трубецкой на площадь не явился.

Сенат присягнул новому императору рано утром, его члены уже разъехались и поэтому принимать «Манифест к русскому народу» было попросту некому, не реализовались также планы по захвату Зимнего дворца и Николая I. К 15 часам декабристы новым руководителем восстания избрали Е.П. Оболенского, но время было упущено, царь стянул к площади крупные силы, и к 16 часам восставшие были расстреляны из пушек. Затем начались аресты. Через две недели произошло восстание на юге страны (выступление Черниговского полка), которое также закончилось неудачей.

Царь жестоко расправился с декабристами, была создана специальная следственная комиссия для выявления причин и обстоятельств антиправительственного выступления. Верховному уголовному суду было предано 121 человек, из них пятерых человек приговорили к смертной казни (П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, К.Ф. Рылеева, П.Г.

Каховского). Многие были осуждены на различные сроки каторжных работ, ссылку и поселения в Сибири. Солдаты, участвовавшие в восстании, подверглись телесным наказаниям и были сосланы на Кавказ в действующую армию.

Выступление декабристов было первой открытой попыткой изменить систему правления в России, ликвидировать крепостное право и получить свободу. И в этом их неоценимое значение. Именно декабристы открыто заявили о главных негативных явлениях российской действительности, что позволило последующим поколениям на основе их идей добиться реформ в России.

Велик вклад декабристов в развитие русской культуры. Их облик и идеи оказали огромное воздействие на творчество писателей, художников, ученых. А сами они оказали значительное влияние на распространение просвещения и культуры в Сибири.

Декабристы занимают достойное место в истории Отечества и служат примером бескорыстного служения Родине и готовности нести любые лишения ради благополучия страны и ее народа.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru