Программа разработана на основе: Федеральных государственных требований предъявляемых к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» предмет ПО.01.УП.02. «Ритмика».
Предмет «Ритмика» включён состав обязательной части программы «Хореографическое творчество» .
На занятиях по ритмики происходит непосредственное и всестороннее обучение ребёнка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность к самовыражения через музыкально игровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и Музыкальной грамоты», «Танец», «Народно-сценический танец».
Музыкальная ритмика Урок 1
— Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс возрасте с 6,5 – 9 лет, составляет 2 года.
— Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика»
Срок обучения 2 года
Вид учебной работы, учебной нагрузки Классы
1 класс 2класс
Максимальная нагрузка 130
Количество часов на аудиторную нагрузку 64 66
Недельная нагрузка 2 2
Консультации 2 2
— Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4-10 человек) продолжительность урока 35 минут.
— Цель и задачи учебного предмета «Ритмика»
— развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
— овладение основами музыкальной грамоты;
— формирование танцевальных умений и навыков в соответствии программными требованиями;
— воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
— развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
— приобщению к здоровому образу жизни;
— формирование правильной осанки;
— развитие творческих способностей;
— развитие темпо – ритмической памяти учащихся
— Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснование структуры программы являются требования ФГТ, отражающиеся все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
— сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение УП;
— распределение учебного материала по годам обучения;
— описание дидактических единиц учебного предмета;
— формы и методы контроля, система оценок;
— методическое обеспечение учебного предмета.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Название программы: «Ритмы танца»
— Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
1. Наглядный
— наглядно – слуховой приём;
— наглядно- зрительный приём.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действие отдельных персонажей – образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные рисунки.
2. Словесный
Беседа о характере музыки, средствах её выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т.д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приёмов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возрасте детей. Так , к образно – сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию в упражнениях, танцах.
3. Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально – ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих , подготовительных упражнения элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем включать их в игры, пляски и хороводы.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.
— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ритмика»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В школах должны быть созданы те необходимые материально-технические условия, которые благотворно влияли на успешную организацию образовательного и воспитательного процессов
— наличие танцевальных залов;
— наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий;
— наличие концертного зала;
— наличие репетиционной и концертной одежды.
IIСодержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения 2 года
№ Наименование раздела Вид учебного занятия Объём времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия первого года обучения Аудиторные занятия второго года обучения
1 2 3 4 5 6
I Основы музыкальной грамоты Урок
II Упражнения на ориентировку в пространстве Урок
III Упражнения с музыкально ритмическими предметами (ложки, бубен, трещотки и т. д. или на выбор преподавателя) Урок
IV Упражнения с предметами танца(платок, лента, мяч, обруч Урок
V Танцевальные движения Урок
VI Музыкально-ритмические игры Урок 4 2 2
Контрольные уроки 2 1 1
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учётом общего объёма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны с друг другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащихся.
Первый раздел «Основы музыкальной грамоты»
Главная цель – научить ребёнка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на неё. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности – пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счёт», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребёнку вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Второй раздел. «Упражнения на ориентировку в пространстве»
Основан на обучения ребёнка ориентироваться на танцевальной площадке, с лёгкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладеть разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребёнку свободно чувствовать на сцене.
Третий раздел «Упражнения с музыкально ритмическими предметами (ложки, бубен, трещотки и т. д. )
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдение ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувства ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.
Четвёртый раздел «Упражнения с предметами танца
Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребёнка предмет «Ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребёнка к более сложным изучениям движений и комбинаций.
С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.
Пятый раздел «Танцевальные движения»
Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребёнка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов. Которые составляют основу современных детских композиций.
Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры»
Рабочая программа по ритмике
рабочая программа по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Буренина А.И.- Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
Танцевальная мозаика- хореография в детском саду — Слуцкая С.Л.-2006г.
Ладушки «Потанцуй со мной дружок» — И.Каплунова, И. Новоскольцева.
«Са-фи-дансе» — Танцевально- игровая гимнастика для детей. Учебно- методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПБ.; « Детство – Пресс» — Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е.Г.
Танцевальная ритмика – Т. Суворова.
3.Формы учёта и контроля успеваемости………………………………………. 5
-Первый год обучения. Требования к первому году обучения. 6
-Второй год обучения. Требования ко второму году обучения……. ……..7
-Третий год обучения. Требования ко второму году обучения…………………………………………………………………………… ..7
-Рекомендуемый музыкальный репертуар………………………………………. 9
6.Перспективное планирование ………………………………………. ……..… 10
Ритмика- это синтетический вид деятельности
в основе которого лежит музыка,
а движения выражают образ и конкретизируют основные
средства музыкальной выразительности.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
В период от четырёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов на занятиях ритмики необходимо чередовать разные виды музыкально- ритмической деятельности: использовать музыкально- ритмические игры, этюды, пальчиковую гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара, который выполняется ежегодно в связи с современными требованиями . При этом он отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию, а также удобен для двигательных упражнений.
Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте и на открытых занятиях!
Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмопластикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
Актуальность хореографического образования
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика, танец.
В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры. В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 72 учебных часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Структура занятия по ритмики – общепринятая. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
- Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения) ; ритмика; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы) ; танцевально ритмическая гимнастика.
- Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и бальные танцы, гимнастика.
- Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек. Шорты, футболка, балетки, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков. Футболка, шорты, балетки
ЦЕЛЬ: Формировать у детей творческие способности через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:
— развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
— развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
— развитие музыкальной памяти.
2. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:
— развитие ловкости, точности, координации движений;
— развитие гибкости и пластичности;
— воспитание выносливости, развитие силы;
— формирование правильной осанки, красивой походки;
— развитие умения ориентироваться в пространстве;
— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ:
— развитие творческого воображения и фантазии;
— развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
— развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме;
— тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
— развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:
— воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
— воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
1 год обучения (младшая и средняя группа). После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок.
Исполняют ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку. Способны запоминать и исполнять танцевальные композиции самостоятельно. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.
2 год обучения (старшая группа). По окончании второго года обучения занимающиеся дети знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеобразовательных и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении . Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку этого года обучения.
3 год обучения (подготовительная группа). После третьего года обучения занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения.
Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.
Раздел «Танцы» направлен на формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического.
Раздел «Музыкально – ритмическая композиция» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают внутренний мира ребёнка. Оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Раздел «Музыкально – подвижные игры» является ведущим
видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
- Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению) ;
- Этап углубленного разучивания упражнений;
- Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Этап углубленного разучивания
Этап закрепления и совершенствования
— уточнение двигательных действий;
— понимание закономерностей движения;
-свободное и слитное выполнение упражнения.
— закрепление двигательного навыка;
— выполнение упр-ний более высокого уровня;
— использование упр. в комбинации с другими упражнениями;
— формирование индивидуального стиля.
Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы учебный процесс у детей 3-7 лет был эффективным, на занятиях по ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения.
В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа, включаются на занятиях имитационные движения, которые очень ценны для дошкольного возраста.
Занятия по хореографии способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.
Источник: nsportal.ru
МАОУ СОШ № 48
В 2022 — 2023 учебном году в 27 классах обучаются 734 учащихся. В настоящее время школа работает в одну смену, по 5-дневной рабочей неделе. Продолжительность уроков — 40 минут.
Начало занятий в в первой смене — 8.30, окончание — 15.30.
Начало дополнительных занятий — 14.00, окончание — 18.00.
В 2022 наши выпускники поступили
БФУ им. И. Канта, КГТУ, в ВУЗы г.Санкт-Петербург, Орел, Симферополь, Краков
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Написать о проблеме
Профильные направления
Результаты школы
Выпускник с золотой медалью за 2022 год
Средний балл на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
Средний балл по русскому языку на экзамене ГИА — 9
Руководство. Педагогический состав
Директор школы
+7 (4012) 73-00-50
Электронная почта
Часы приема
приём по личным вопросам — первый понедельник месяца с 12.00 до 14.00, третья среда месяца с 09.00 до 11.00.
Я рада приветствовать вас на сайте муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда средней общеобразовательной школы № 48! Надеюсь на то, что знакомство с нашей образовательной организацией будет для вас полезным и интересным!
Сайт школы – современный информационный мостик, соединяющий образовательное учреждение с родителями, коллегами, представителями общественности. Это инновационное пространство, созданное для общения всех, кого объединяет школа. Наша школа – это большой надежный дом, где есть работа и отдых, праздники и будни, и самое главное, – добрые традиции. Сотрудничество педагогов, обучающихся и их родителей, основанное на взаимоуважении и взаимопомощи, является залогом успеха.
Дорогие друзья! Я приглашаю вас стать нашими постоянными посетителями и заинтересованными собеседниками, ведь и от ваших предложений во многом будет зависеть, какой станет наша школа завтра!
С уважением, директор школы, Кривченкова Раиса Аркадьевна.
Источник: maouschool48.ru