Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е г.г. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста, что отмечается и в специальной литературе. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. в своей работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» [СПб. 1999] приводятся такие цифры: у 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества. Данные статистики обязывают всех взрослых уделять внимания речи ребенка, особенно в период становления.
Развитие речи / Приложения для Ораторского мастерства
На сегодняшний день, одним из ведущих видов деятельности учреждений дополнительного образования детей является – подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие в воспитание духовно-нравственных качеств, патриотизма.
Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, реализации воспитательной функции обучения.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования детей и др.
В связи с этим была создана данная образовательная программа, которая соответствует миссии Центра, представляет совокупность целей и связанных с ним убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для учреждения: «Формирование инновационного имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции за привлечение воспитанников и открытие простора для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых».
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций.
Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи программой «Говорушечка» мы постарались реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог переходит к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.
Развитие речи дома (видео курс для детей 2 — 3 лет) | Занятие 1
Существующие программы для детей дошкольного возраста в полной мере не соответствуют специфике дополнительного образования детей. Поэтому и возникла потребность в разработке образовательной программы, предназначенной для обучения, воспитания и развития каждого ребенка: высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через формирование навыков устной и письменной речи, речевого общения с окружающими, устранение НР у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования.
В программе «Говорушечка» для детей 3-7 лет современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации (15, 16 ст.); согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Развитие личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
В программе «Говорушечка» специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию нравственно-политическому, духовно-нравственному, социальному развитию по средствам связной речи детей, создания благоприятной речевой среды, целенаправленного формирования речевых умений не только в урочные часы, но и во внеурочные (поездки, конкурсы, проекты, образовательные события). Воспитательная деятельность программы «Говорушечка» не выделяется в отдельный модуль, так как присутствует в каждом образовательном компоненте. Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Направления деятельности педагога, автора программы с позиций компетентностного подхода: пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все обучающиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности; изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов; изменение позиции педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации; создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.
Программа реализуется в течение ряда лет, наработан достаточный опыт, подтверждающий успешность обучающихся в достижении образовательных результатов.
Данная программа предусматривает проведение диагностики «сравнение профиля компетенций в зависимости от примененных систем оценки (ассессмент, оценка по достижениям).
Данная программа предназначена для обучения, и воспитания детей 3-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР) сохранным слухом, интеллектом посредствам фольклорных форм, разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения исправить легкие нарушения речи (НР).
Стратегическая цель: Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.
Цель программы: Воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через ф ормирование навыка устной речи, речевого общения с окружающими, устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования детей: личностное развитие и воспитание обучающихся; общественное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; государственное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является духовно-нравственное развитие и воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1).
Задачи: Формирование у обучающихся образовательной самостоятельности, образовательной инициативы, образовательной ответственности, универсальных учебных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности. Освоение предметных компетенций в ходе изучения дополнительной образовательной программы по развитию речи детей. Обеспечение личностного роста каждого обучающегося, способного творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения в реальной самостоятельной жизни в процессе освоения ключевых и социальных компетенций. Формирование личности, способной взаимодействовать с социальной средой для последующей личностной, социальной и профессиональной успешности. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственное развитие обучающихся, принимающих базовые национальные ценности , гражданина России.
Планируемые результаты: образовательная самостоятельность — умение обучающегося создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива — умение выстраивать свою образовательную траекторию; образовательная ответственность — умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях; универсальные учебные действия — совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; личностные УДД: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и мотивом); нравственно-этическая ориентация исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный моральный выбор; регулятивные УУД: обеспечение организации учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД: общеучебные УУД, логические УУД, постановка и решение проблемы; коммуникативные УДД: социальная компетентность, коммуникативные действия, учебное сотрудничество, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, принятие решений, их реализация; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенция в сфере социально-трудовой деятельности; компетенция в бытовой сфере; компетенция в сфере в культурно-досуговой деятельности; ценностно-смысловая компетенция; художественная компетенция; правовая компетенция; общекультурная компетенция; здоровьесберегающая компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция самоорганизации; компетенция самообразования; готовность и способность применять навыки самоорганизации; способность к саморазвитию, проявление творчества и инициативы в реализации поставленных педагогом задач; сформированность мотивации к обучению и познанию; сформированность гражданской индивидуально-личностной позиции и гражданской активности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.).
Принципы, обеспечивающие реализацию цели и задачи программы. Принцип: добровольности гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития обучаемого; доступности обучения и посильности труда; природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении в различные виды деятельности; дифференцированности и последовательности: чередования различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций родного края; креативности развитие творческих способностей обучаемых; научности; связи теории и практики, связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности в обучении; сознательности и активности обучения; интегрированного обучения (параллельное и взаимодополняющее обучение различным видам деятельности; зоны ближайшего развития.
Ведущей образовательной технологией обучения является игровая технология.
В проведении занятий используются разнообразные методы обучения, способствующие эффективному усвоению материалов программы.
Разнообразие форм обучения позволяет интересно построить образовательный процесс, развить мотивацию обучающихся к занятию и эффективно использовать методы обучения.
Программа «Говорушечка» — программа духовно-нравственного развития и воспитания речи детей она предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, Центра, района, города, области, России.
Акцент на знание истории народа, его культуры на котором строится вся авторская программа «Говорушечка» помогает формированию уважения и интереса по отношению к культурным традициям других народов. Необходимость данного акцента вызвана позитивными изменениями в современном российском обществе, т.е. необходимостью перестройки и реформирования системы внешкольных учреждений, обновления такого важного направления деятельности учреждения дополнительного образования детей, как работа с семьёй, её принципов, целей, содержания, форм и методов.
В дошкольный период детства проходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются педагоги и родители. Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения к чему-либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания и воспитания. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера через чувственные отношения к родственникам.
Активное взаимодействие семьи и педагогов, которому отводится огромная роль в построение учебного плана программы «Говорушечка», позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиции, позволяющие педагогу найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру.
Приложения к работе можно скачать здесь .
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. — СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. — 128 с.
2. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостаткамиречи. М. Просвещение, 1985.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 96 с. (Практическая логопедия)
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. — Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 528 с.
5. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.
6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 216 с.
7. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 — 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. — 88 с.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.
Источник: dohcolonoc.ru
Программа дополнительного образования «Речь и Я». РАЗРАБОТКА
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1468» города Москвы (ГБОУ) осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.
Дополнительное образование способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.
Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования на современном этапе.
В настоящее время ГБОУ Школа №1468 ДО — 2640 оказывает дополнительные платные образовательные услуги (по запросу родителей), которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, а реализуются через дополнительную образовательную программу «Речь и Я».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Большое значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и её нарушения могут привести к неуспеваемости.
Для этого необходимо проводить с дошкольниками систематическую работу по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и правильного звукопроизношения.
Рабочая программа «Речь и Я» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования. Применение, которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же их социализации.
Рабочая программа «Речь и Я» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание программы соответствует образовательным стандартам и требованиям.
В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С.
Лопухиной, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Использованы современные инновационные технологии и методики в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими рекомендациями.
Основной целью программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешного усвоения дошкольной образовательной программы.
Содержание программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Задачи рабочей программы дополнительного образования
«Р Е Ч Ь И Я»
Формирование словаря и грамматического строя речи:
развитие понимания речи, умения вслушиваться в обращенную речь;
выделение названий предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
формирование практического усвоения простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных;
формирование практического усвоения согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными;
формировать понимание и практическое усвоение предлогов.
Развитие связной речи:
обучение навыкам составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;
обучение навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;
формирование навыков диалогической речи.
Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
формирование понятия «звук», «гласные звуки» (5-7 лет);
знакомство со звуками (буквами) 5-6 лет;
формирование навыки звукового анализа и синтеза (5-7 лет);
формирование просодической стороны и ритмической структуры речи;
Формирование навыков чтения и письма (5-7 лет):
знакомство с буквами;
формирование графических навыков, буквенного анализа и синтеза.
Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:
знакомство с органами артикуляции;
развитие артикуляторной моторики;
формирование осознания собственного тела и ориентировки в схеме тела;
формирование общей моторики и координации движений;
формирование мелкой моторики.
Планируемые результаты логопедической работы:
Решение поставленных задач способствует формированию словаря и грамматического строя речи дошкольников, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия и звукопроизношения у детей-логопатов.
расширение словарного запаса детей;
сформированность лексико-грамматических средств языка и использование полученных навыков в самостоятельной речи дошкольников;
правильная артикуляция речевых звуков в различных фонетических позициях и формах речи (5-7 лет);
дифференциация поставленных звуков;
умение называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Занятия проводятся во второй половине дня по расписанию: два раза в неделю длительностью 30 минут, подгруппами и индивидуально.
При организации коррекционной работы учитываются возрастные, психические и физические особенности детей дошкольного возраста.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный — проводится на первом занятии и предназначен для определения уровня речевого развития детей, предусмотренный возрастным стандартом;
Итоговый — проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей дошкольников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Развитие понимания речи, умения вслушиваться в обращенную речь;
Развитие мелкой моторики:
— освоить различные движения пальцами рук.
— сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами
(Т. Ткаченко, И. Лопухина)
Выделение названий предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова;
Пальчиковая игра «Это я, большой пальчик «.
Игра «Собери бусинки в нужные коробочки».
«Игрушки», «Овощи», «Фрукты»,
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Формирование словаря и грамматического строя речи
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
— уметь расслаблять язык;
— чередовать движения губ и языка;
— отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка.
Формирование понимания и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;
Комплекс артикуляционной гимнастики «Волк».
Сказка «О весёлом язычке».
«Осень», «Перелётные птицы»,
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие речевого дыхания:
— формирование правильного речевого дыхания, вдох (носом), выдох (ртом).
— отрабатывать силу голоса.
— формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного
в вин. падеже, согласование имен прилагательных с существ. муж. и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени муж. и жен. рода.
Игры для развития дыхания: «Ветерок», «Загони ватный шарик в ворота».
Игра «Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков».
Упражнения: подуй, поиграй на губной гармошке.
«Посуда», «Продукты питания»,
Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.
Развитие связной речи.
Развитие слухового внимания, восприятия и памяти:
-выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций;
— угадывание предметов по загадке-описанию;
— выполнение действий только при определённом, заданном условии.
— формирование навыков составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже), по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
Постановка и автоматизация звуков.
Игра «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму).
Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).
Игра с правилами — просьба, покажи, бывает не бывает.
Рассматривание картин, серии картин.
«Зимние забавы», «Дом», «Мебель».
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
— развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков;
— повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками;
— повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.
Формирование навыков составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картинке
с использованием вопросов.
Автоматизация поставленных звуков.
Игра «Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции».
Развлечение «Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки, рифмовки-трудноговорки».
Игра «Запомни и повтори».
«Домашние животные», «Дикие животные», «Профессии», «Наша Армия».
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
— работа по лексическим темам;
— уточнение названий геометрических фигур и цвета;
— обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.
Развитие связной речи.
— составление рассказа-описания по наглядному образцу;
— составление рассказа по сюжетной картине;
— пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.
— заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.
— составление рассказа на материале собственного опыта;
— рассказывание по ролям
сказок и текстов.
Автоматизация поставленных звуков.
Игра-инсценировка «Кто лишний и почему».
Беседа с демонстрацией картинок по лексической теме.
Беседа по картине, серии сюжетных картинок.
Чтение сказок, стихотворений.
«Семья», «Женский день», «Профессии наших мам»,
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи:
правильное проговаривание звуков:
— в слогах (прямых, обратных, стечениях);
— в предложениях, скороговорках;
— в стихотворных текстах;
Составление рассказов по картине, серии сюжетных картинок, из личного опыта.
«Повтори правильно звук»,
«Запомни и повтори ряд слогов»,
«Задание — подбери к заданным словам картинки и скажи правильно».
Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.
(работа в тетради).
Лексические темы: «Весна», «Перелётные птицы», «Наш город», «Транспорт».
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.
Закрепление полученных навыков и умений:
-автоматизация и дифференциация поставленных звуков в словах, фразе, предложении, в связном тексте;
— составление рассказа на материале собственного опыта;
— рассказывание по ролям
сказок и текстов.
Правильное произношение звуков в словах, фразе, стихотворениях.
Составление рассказов по картине, по серии картинок, из личного опыта.
Работа в тетрадях: графические диктанты, составление схем звуко-буквенного анализа.
«Цветы», «Насекомые», «Лето».
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
7. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Источник: www.art-talant.org
Название программы по развитию речи
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. — М.: Эксмо, 2013. — 48 c.
2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 304 c.
3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c.
4. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c.
5. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 144 c.
6. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 c.
7. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 154 c.
8. Грибова, О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. — М.: Ленанд, 2014. — 320 c.
9. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. — М.: АСТ, 2012. — 256 c.
10. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2015. — 240 c.
11. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
12. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. — М.: ЦПО, 2013. — 160 c.
13. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. — М.: ЦПО, 2013. — 144 c.
14. Зикеев, А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. — М.: Владос, 2013. — 143 c.
15. Зикеев, А.Г. Русский язык. 3 кл. В ч. Ч. 2. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. — М.: Владос, 2013. — 143 c.
16. Зиновьева, Л.А. Говорите по-английски! Speak English!: Развитие навыков устной речи / Л.А. Зиновьева. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 239 c.
17. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. — М.: Владос, 2015. — 55 c.
18. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. — СПб.: Речь, 2012. — 144 c.
19. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. — СПб.: Речь, 2012. — 144 c.
20. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. — М.: Владос, 2016. — 119 c.
21. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз — словечко, два — словечко» / Е.В. Колесникова. — М.: Ювента, 2012. — 72 c.
22. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 112 c.
23. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 176 c.
24. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. — М.: Эксмо, 2012. — 112 c.
25. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. — М.: Владос, 2015. — 95 c.
26. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 285 c.
27. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 118 c.
28. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. — М.: Эксмо, 2017. — 222 c.
29. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь.
Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 128 c.
30. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М.: Форум, 2017. — 24 c.
31. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. — СПб.: Речь, 2010. — 190 c.
32. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. — М.: Эксмо, 2018. — 192 c.
33. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. — М.: АСТ, 2017. — 336 c.
34. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. — М.: АСТ, 2016. — 224 c.
35. Матвеева, А.С.Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. — М.: АСТ, 2012. — 256 c.
36. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 c.
37. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c.
38. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 48 c.
39. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 48 c.
40. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2018. — 30 c.
41. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2018. — 480 c.
42. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. — М.: ЦПО, 2009. — 96 c.
43. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки и наглядные материалы / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2012. — 112 c.
44. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2015. — 106 c.
45. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2016. — 106 c.
46. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 c.
47. Погожих, Г.Н. Все разговорные темы по английскому языку: Три уровня сложности; Русский перевод текстов; Развитие устной речи; Расширение лексикона / Г.Н. Погожих, Н.В. Кравченко. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 384 c.
48. Полякова, М.С. Английский язык. Развитие речи / М.С. Полякова. — М.: Вузовская книга, 2008. — 224 c.
49. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. — РнД: Феникс, 2016. — 141 c.
50. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 179 c.
51. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 155 c.
52. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 c.
53. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 176 c.
54. Рыжова, Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Рыжова. — СПб.: Речь, 2011. — 160 c.
55. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. — Мн.: Совр. школа, 2010. — 80 c.
56. Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. — М.: Владос, 2015. — 79 c.
57. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 175 c.
58. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 c.
59. Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. — Рн/Д: Феникс, 2015. — 592 c.
60. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2017. — 240 c.
61. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 3-4 года / Т.П. Трясорукова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 128 c.
62. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 4-5 лет. / Т.П. Трясорукова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 315 c.
63. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. — Рн/Д: Феникс, 2019. — 224 c.
64. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 c.
65. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 272 c.
66. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c.
67. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c.
68. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 48 c.
69. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 c.
70. Шишкова, М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Пособие для педагога-дефектолога / М.И. Шишкова. — М.: Владос, 2014. — 88 c.
71. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. — М.: АСТ, 2019. — 192 c.
72. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. — М.: АСТ, 2016. — 320 c.
73. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. — М.: Теревинф, 2016. — 128 c.
74. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2016. — 424 c.
75. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2015. — 192 c.
Развитие детей
Развитие деятельности
Источник: list-of-lit.ru