Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Духовно-нравственное развитие дошкольников | Вебинары Воспитатели России
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Исходя из этого отметим основные причины снижения статуса процесса воспитания как в социуме, так и в системе образования:
- Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной социальной ситуации для развития молодежи.
- Появление новой системы требований общества личности.
- Размывание и деградация традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений.
- Усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
- Переоценка роли обучения и подготовки, снижение роли воспитания.
- Внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей.
- Забвение отечественной истории, культуры, традиций.
- знание традиционных устойчивых норм поведения;
- представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
- нормативная система этикета.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка;
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.09.2005г. № 1340-р;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г № 422);
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2001г. № 629);
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р);
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- продолжение формирования нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- 4. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания
- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
- 7. Планируемые результаты реализации программы духовно-нравственного воспитания
- воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
- эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
- в учреждении, как в образовательной системе:
- создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- в образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувств, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
- организация встреч обучающихся школы с членами семьи-военнослужащими;
- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей;
- изучение семейных традиций;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- организация совместных экскурсий в музеи;
- совместные проекты;
- участие в велопробеге вместе с родителями
- тематические общие родительские собрания;
- участие родителей в работе совета школы;
- организация субботников по благоустройству территории;
- организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев;
- праздник «Здравствуй, школа!»;
- Новогодний праздник;
- День Матери, День Отца;
- участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;
- индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);
- изучение мотивов и потребностей родителей.
- Организация и проведение совместных праздников – «В мире профессий»;
- Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе,
- Праздники по теме труда; ярмарки,
- Организация экскурсия на предприятия с привлечением родителей;
- Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;
- Организация встреч-бесед с родителями — людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
- Участие родителей в проведении Церемонии вручения школьных премий
- Общешкольные, классные тематические родительские собрания с привлечением специалистов.
- Участие родителей в Днях Здоровья
- Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
- Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
- Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
- Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.
- Участие родителей вместе с детьми в творческих конкурсах
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
- Совершенствование методов духовно-нравственного и семейного воспитания
- Сформированность ценностных ориентиров духовно-нравственной личности
- Повышение воспитательного потенциала семьи
- Совершенствование скоординированной системы деятельности семьи и школы по духовно- нравственному воспитанию детей
- Снижение роста подростковых правонарушений
- да
- больше да, чем нет
- трудно сказать
- больше нет, чем да
- нет.
- очень хорошо
- хорошо
- удовлетворительно
- плохо
- очень плохо
- безразлично
- очень хорошо
- хорошо
- удовлетворительно
- плохо
- очень плохо
- безразлично
- весёлый и жизнерадостный
- уставший, но удовлетворённый
- раздражительный, расстроенный, неудовлетворённый
- учитывают
- в основном учитывают
- и да, и нет (трудно сказать)
- мало учитывают
- не учитывают
- 11. Литература
- Агафонова А.В. Классные часы на темы этики. Москва, 2009.
- Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Москва, 2007.
- Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009 г.
- Дубенский Ю.П., Тихоненко И.Г. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Омск 2008
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Методика обучения. 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
- Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
- Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007
- Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
- Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва. Глобус, 2006
- Соловейчик С. Воспитание творчеством. М., 1978.
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
- Степанов Е.Н. Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения. Москва, 1991.
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.2004.
- Щуркова. Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.
Рабочая программа воспитания в ДОО: организация нравственного воспитания и социально-коммуникативног
-82%
Источник: videouroki.net
План мероприятий по духовно- нравственному развитию
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
1.Линейка «День знаний»
2.Беседа-размышление»Мой бог — моя совесть»
«Доброта и милосердие»
«Человек и его предназначение»
«Спешите делать добро»
«Ежели вы вежливы»
4. Диспут.»Человек — это возможность»(о борьбе со своим грехом)
«Ты и твои друзья»
5.Праздник «Проводы Букваря»
6.Акция «Забота» ко Дню пожилого человека
7.Проект «Мама — важное слово в каждой судьбе»
8.Диспут «Счастье семьи»
9. Анкетирование: диагностика межличностных отношений
10.Праздник мам и бабушек
11.Игра «Рыцарский турнир»
12.Игра-путешествие»Герои любимых мультфильмов в Школе вежливых наук»
13.Семейный праздник»Елка на снегу»
14.Тренинг «Мои качества»
15.Фольклорные праздники «Масленица»»Прилетели кулики из-за моря, принесли весну из неволи»
16.Беседа Поведение в общественных местах.
17. Встреча с представителями духовенства
18. Экскурсия в храм.
19.Участие в городских и областных конкурсах, смотрах.
Воспитание трудолюбия, способности к познанию
Воспитание интереса к профессиям своего города, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни
«Загадки о рабочих инструментах»
2.Путешествие «Тот дом хорош, где хороши его обитатели»
3. Практическое занятие «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки»
4. Круглый стол «Упрямство и упорство»
5.Презентация творческих проектов «Трудом славится земля Тамбовская»
6.Встречи с представителями разных профессий»Все профессии нужны, все профессии важны»
7.Выставка поделок семейного творчества»Солнышко в ладошке»
8. Трудовые десанты, субботники
9.Проект Наша родная школа»
Воспитание здорового образа жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
1. День Здоровья
2.Спортивный праздник «Веселые старты»
4.Рейды Чистота — залог здоровья»
5.Беседа «Мой друг Мойдодыр»
1 раз в четверть
Формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать
1. Сезонные экскурсии
5.КВН «Птичьи забавы»
7.Игра- путешествие «По тропинке в лес пойдем»
8.Проект «Плакаты о культуре поведения в природе»
9.Беседа «Поговорим о братьях наших меньших»
1 раз в четверть
1 раз в четверть
Воспитание ценностного отношения к прекрасному. Воспитание представлений об эстетических идеалах и ценностях
1.Конкурс стихов о маме
2.Конкурсы рисунков по тематике времена года
3.Экскурсии в театры, музеи, на выставки
4.Встречи с представителями творческих профессий
5. Беседа «Умей видеть красивое в поступках»
6.Выставка детского творчества»Рождественская сказка»
1 раз в четверть
Предмет: Внеурочная работа Категория: Планирование Целевая аудитория: 4 класс
Похожие файлы
object(ArrayObject)#854 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(136) «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время.» [«seo_title»] => string(79) «dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia» [«file_id»] => string(6) «331379» [«category_seo»] => string(16) «nachalniyeKlassi» [«subcategory_seo»] => string(7) «prochee» [«date»] => string(10) «1464612669» > >
object(ArrayObject)#876 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(238) «Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста» [«seo_title»] => string(80) «grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst» [«file_id»] => string(6) «506993» [«category_seo»] => string(16) «nachalniyeKlassi» [«subcategory_seo»] => string(11) «presentacii» [«date»] => string(10) «1555224569» > >
object(ArrayObject)#854 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(170) «Воспитание патриотизма и гражданственности как духовно-нравственной и социальной ценности » [«seo_title»] => string(98) «vospitaniie-patriotizma-i-ghrazhdanstviennosti-kak-dukhovno-nravstviennoi-i-sotsial-noi-tsiennosti» [«file_id»] => string(6) «146683» [«category_seo»] => string(10) «vneurochka» [«subcategory_seo»] => string(11) «presentacii» [«date»] => string(10) «1419240654» > >
object(ArrayObject)#876 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(173) «Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание » [«seo_title»] => string(103) «dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1» [«file_id»] => string(6) «158730» [«category_seo»] => string(16) «nachalniyeKlassi» [«subcategory_seo»] => string(7) «prochee» [«date»] => string(10) «1421776938» > >
object(ArrayObject)#854 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(240) «Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно – нравственному воспитанию для 3 класса «Подари радость другому!» » [«seo_title»] => string(133) «mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-dukhovno-nravstviennomu-vospitaniiu-dlia-3-klassa-podari-radost-drughomu» [«file_id»] => string(6) «104542» [«category_seo»] => string(10) «vneurochka» [«subcategory_seo»] => string(12) «meropriyatia» [«date»] => string(10) «1402730561» > >
Источник: kopilkaurokov.ru