Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена предлагаемая программа по краеведению.
Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям, осознавая, что история страны отражается в истории семьи.
Краеведение — это… | Загляни за край и озарись
Скачать:
![]() |
350 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа районного краеведческого клуба «Истоки»
«Надо хранить прошлое. Оно воспитывает чувство
ответственности перед Родиной.» Д.С. Лихачев
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена предлагаемая программа по краеведению.
Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям, осознавая, что история страны отражается в истории семьи.
Неоспорима мысль о том, что малая Родина играет важнейшую роль в жизни человека. Это частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места и близкие душе обычаи. И именно поэтому надо знать и прошлое, и настоящее края.
Академик Д.Лихачев точно подмечает, что чувство любви к Родине выращивается всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к малой Родине, к дому, где родился и рос, к родному краю. Ведь «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». В связи с этим была создана данная краеведческая программа «Истоки».
Библиотечные программы по краеведению. Уникальность и многообразие
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Она направлена на активизацию интеллектуально- творческой деятельности обучающихся. Данная программа краеведческой направленности. В основе работы по программе лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- научность и доступность;
- принцип гуманизации;
- дифференцированность;
- практическая направленность
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
— культура воспитывающее обучение,
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами реализации программы выступают школы, учреждения дополнительного образования и культуры (музеи, клубы, библиотеки).
Образовательный результат программы :
-устойчивый интерес к истории своей Родины;
-знания по истории и культуре родного края;
-умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
-способность творчески мыслить и рассуждать;
-умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
-способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Данная программа предполагает обогащение содержания и совершенствование форм краеведческой деятельности. Ведь краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки, по мнению Д. Лихачева. Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в данном курсе используются данные многих наук: истории, этнографии, литературы и др. Социальная значимость данной программы заключается в том, что при ее реализации учащиеся понимают: «Чтобы любить Родину, ее надо понять, а чтобы ее понять, надо изучать».
Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение и углубление, у заинтересованных и одаренных детей , знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен, т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.
Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка их и создание самостоятельных исследований в системе районного краеведческого клуба «Истоки».
Одной из отличительных черт программы является тот факт, что она построена на взаимодействии образовательных учреждений с учреждениями социально-культурной направленности. Для ее реализации осуществляются выездные заседания в школьные музеи, музей-усадьбу Д.Веневитинова и дворцовый комплекс Ольденбургских и другие музеи, находящиеся в Рамонском районе с участием сотрудников музеев. Программа сориентирована на работу с детьми, имеющими повышенный интерес к изучению истории края, с одаренными детьми. Разновозрастная аудитория требует внимательного отбора форм, используемых в процессе реализации программы, и индивидуальных методов работы.
Модульный принцип построения программы позволяет организовать самостоятельную познавательную активность и обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося. Инвариантность содержания программы достигается обобщенностью включенных в модули знаний, позволяющей использовать этот модуль в работе с другой по составу и возрасту аудиторией. Важной отличительной особенностью данной программы является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения могут использовать только интересующие их разделы.
Учитывая широкую географию проживания обучающихся, программой предусматривается проведение консультаций в системе онлайн, заочные формы обучения, работа по индивидуальным планам.
Особое место в овладении данной программой отводится самостоятельной работе обучающихся с историческим материалом и формированию практических умений и навыков исследовательского характера. В результате такой работы они становятся более наблюдательными, начинают замечать то, на что раньше не обращали внимания, что недооценивали. Несмотря на то, что программа рассчитана на средних и старших подростков, в ней используются методы проведения игровых занятий. Она способствует развитию и личностному росту детей, увеличению числа их побед во славу Рамонского района.
Специфика организации занятий по данной программе заключается в параллелизме краеведческой и музейной составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного изучения истории и культуры края музейно-краеведческими средствами.
Не менее важным является привлечение к деятельности по данной программе родителей обучающихся, краеведов, известных людей Рамонского края.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача — усвоение обучающимися суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего края, воспитание общей культуры, в том числе музейной. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности
Обучающиеся по данной программе
Контингент обучающихся состоит из учащихся школ района 12-17 лет, которые проявили свои способности и имеют желание углубленно изучать предмет краеведение. Это участники или победители районных краеведческих «Конкурсов книжек- малышек», викторин для младших школьников, участники и победители районных краеведческих конференций, олимпиад, активисты школьных музеев и музея «Эстафета поколений» и активно интересующиеся краеведением дети. Они стремятся не только узнать историю родного края, но и «вырасти» до победителей в различных краеведческих конкурсах. Реализация программы способствуют их росту и развитию. Для углубленного изучения своего края в разновозрастной аудитории используются три уровня познавательной работы с обучающимися:
1. Получение «готовых» знаний о регионе со слов педагога;
2. Самостоятельное приобретение знаний с использованием литературы;
3. Изучение учащимися истории родного края в ходе исследований в форме
походов, бесед со старожилами, экскурсий, работы с первоисточниками,
написания исследовательских работ.
На первом уровне педагог выступает в роли ведущего, помогающего учащимся открыть для себя новые тайны. На втором — он посредник, способствующий развитию личности. На третьем этапе он советчик на пути пусть маленьких, но открытий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
В образовательном процессе используются очно-заочные, групповые и индивидуальные формы, самостоятельная работа, занятия в парах. Наиболее эффективные формы реализации программы: составление летописей, хроник, очерков, написание исследовательских работ об исторических событиях , истории населенных пунктов или отдельных памятников; подготовка словарей, путеводителей, генеалогического древа; организация походов, экскурсий, экспедиций, направленных на реализацию образовательных модулей ; формирование музейных коллекций и организации деятельности школьных музеев.
- беседа
- лекция
- заочный семинар
- круглый стол
- экскурсия
- встреча со знаменитыми земляками и краеведами
- поход
- экскурсия
- экспедиция
- выставка
- защита исследовательской работы
- сюжетная игра
- работа творческой мастерской
- домашнее задание
- практическое занятие
Объем программы, срок освоения и режим занятий
Программа рассчитана на 34 недели рабочего времени в год, т.е 68 учебных часов. Три года обучения составляют 204 часа (102 недели). В ней 5 модулей, на изучение которых отводится разное время, в зависимости от объема тем. Режим занятий :2 раза в неделю по одному часу, но он может меняться в связи со спецификой направлений программы (экскурсии, походы, массовые мероприятия).
Цель и задачи программы
Развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее
- формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края;
- знакомство обучающихся с историей, традициями и культурой большой и малой Родины, активизация познавательного интереса к отечественной истории и культуре, формирование навыков исследовательской работы.
- развитие и реализация умственного, духовного и творческого потенциала обучающихся.
Тематический план на три года обучения
Источник: nsportal.ru
Название программы по краеведению
БИБЛИОТЕКА В СОЦСЕТЯХ
Опрос: После посещения библиотеки у меня чаще всего возникает такое настроение
Всего голосов: 854
ПОПУЛЯРНОЕ
Источник: aleksinlib.ru
Блог методиста библиотеки
«Всему начало здесь, в краю моем родном…»
«Здесь край мой, исток мой, дорога моя…»
«Здесь Родины моей начало…»
«И тайный шепот тихих улиц»
«К живым огням родного очага…»
«Край родной – я тебя воспеваю»
«Край, родимый край…»
«Мой отчий край ни в чем не повторим»
«Не властны над памятью годы»
«По родной земле на гусином крыле…»
«Посвящаю, мой город, тебе!»
«Сердцу милая сторона…»
«Я в глубь веков с волнением гляжу…»
Осакаровский район в вопросах и ответах
Осакаровка в названиях и судьбах
Осакаровка и осакаровцы
Осакаровка: время, события, люди
Осакаровка: история и современность
Осакаровская летопись
Осакаровская муза
Путешествия во времени
Осакаровский хронограф
Богат наш край талантами
В краю родном
Визитные карточки былого
Возвращение к истокам
Выдающиеся осакаровцы
Герои земли осакаровской
Село, в котором я живу
Дом, в котором мы живем
Духовная родословная края
Здесь край моих отцов
Здесь мой дом
Здесь рождаются таланты
Здесь я родился, здесь живу
Земли моей минувшая судьба
Знай свое село
Имя селу – Родниковское
Исток
Край, в котором я живу
Краткий экскурс в историю Николаевки
Легенды и были
Летопись продолжается
Литературное пространство села
Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц
Люди земли осакаровской
Малое село, большая история
Мое село в сердце моем
Мой край Осакаровский
Мой край родной
Мой край, моя судьба
Наше село, природа и мы
Осакаровский район: вехи истории
Одной судьбой мы связаны навеки
Память о прошлом и настоящем – для будущего
По улицам родного села
Помни имя свое
Почетные граждане земли осакаровской
Прекрасен наш край
Рассказы о былом
Родной край: известный и неизвестный
Родные просторы
С любовью к родному краю
С любовью о селе
Сердцу милые края
Страницы истории нашего села
Судьбы, ставшие историей
Тихая моя Родина
Улицы мои
Улицы нашего села
Улыбка родному городу
Умельцы осакаровской глубинки
Хроника жизни
Чем и кем славен наш край
Штрихи к портрету села
Экология родного края
Это наше село
Это село нам вечно любить
Юный краевед
Источник: libraryinhabitant.blogspot.com