Название программы по гражданскому воспитанию

Программа патриотического воспитания на 2011-2015 гг.

УТВЕРЖДАЮ директор ДДТ__________ Приказ №___от_________

Программа патриотического воспитания обучающихся МБОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2011-2015 гг. «Я – гражданин и патриот» Составитель: Парфенова О.А., завотделом

Обсуждена Принята на методическом совете на педагогическом совете Протокол №___от_____ Протокол №___от_______

Анжеро-Судженский городской округ 2011 г.
Содержание Паспорт программы…………………………………………………………….3 Введение…………………………………………………………………………5 Цель и задачи программы…………………………………………………. 11 Система программных мероприятий…………………………………..…. 12 Участники программы…………………………………………………. ……..14 Исполнители программы………………………………………………….

14 Механизмы реализации программы……………………………………………14 Оценка эффективности реализации программы………………………. 15 Результаты реализации программы…………………………………………….15 Мониторинг…………………………………………………………………. 16 Ресурсное обеспечение программы…………………………………………….17 Заключение ………………………………………………………………………18 Список литературы.……………………………………………………………..19 Приложение 1 Структура программы ……………. 20 Приложение 2 Программные мероприятия на 2011 – 2015г.г ……………. 21

Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота

“ Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” К.Д.Ушинский Введение Проблемы повышения эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования государственного сознания граждан РФ являются важнейшими для современного образования и находятся на контроле государственных структур. За последние годы активизировалась работа, а также накоплен позитивный опыт патриотического и гражданского воспитания детей и подростков, в том числе и в нашем учреждении.

В Доме детского творчества сложилась определенная система патриотического воспитания детей. Работа реализовывалась через программу «Патриот», рассчитанную на 2007-2010 годы.

В рамках программы проводилась систематическая, целенаправленная, скоординированная деятельность, направленная на формирование у детей и подростков гражданского индивидуального сознания, потребности в изучении общественной жизни, гражданской инициативы, ответственности, опыта гражданского поведения, основанного на практике гуманистических ценностей. Комплекс программных мероприятий объединял тематические направления , выходящие на решение поставленных задач программы.

В ходе реализации направления «Мы наследники великой Победы» организовывались встречи с ветеранами войны и труда, проводилась совместная деятельность педагогов и детей по изготовлению сувениров и подарков для ветеранов Wow и тружеников тыла, концертные и праздничные программы, посвященные Дню Победы. Данная работа способствовала воспитанию у детей чувства гордости и уважения к людям старшего поколения их героическому прошлому, приобщению к историческому прошлому страны. Совместные встречи ветеранов и детей внесли разнообразие в обыденную жизнь пожилых людей, дали им ощущение нужности и востребованности молодым поколением. В рамках направления «Ступени нравственности» большой популярностью пользовались городские игровые программы для школьников разного возраста, направленные на реализацию потребности детей в творчестве, познании, самореализации: «Я – человек и гражданин, хотя и маленький», «Остров сокровищ» (для младших школьников); «Я – гражданин», «Навстречу», «Локомотив» (для подростков); «Эрудицион» (для старшеклассников). Диаграмма 1 Рейтинг участия образовательных учреждений в мероприятиях по программе «Патриот»

ФОП ДО. Рабочая программа воспитателя: формирование основ трудового воспитания

  • Сформирован комплекс нормативно – правовой и организационно – методической базы;
  • Разработаны комплексы мероприятий гражданско – патриотической направленности («Я – гражданин», «Демократическая республика», «Я – гражданин России, и этим я горжусь», «Юные защитники Отечества» и др.);
  • Создан банк данных форм и методов воспитательной деятельности в ходе осуществления программы «Патриот»;
  • Проведено изучение уровня воспитанности обучающихся.

Данные диагностики свидетельствуют о том, что реализация программы патриотического воспитания детей и подростков имеет положительную динамику, фактическим подтверждением чего является возросший интерес детей к познавательной деятельности, интерес к происходящим социально-экономическим и политико-правовым событиям в стране, желание разбираться и понимать ситуацию в различных ее проявлениях, желание активно проявлять свою жизненную позицию. Анализ ситуации в ДДТ показывает положительный опыт реализации программных мероприятий и дает уверенность в эффективности гражданского и патриотического воспитания и дальнейшей работе, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания детей и подростков программными методами.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания в Доме детского творчества необходимо: продолжить совершенствование организационно – методического обеспечения программы; педагогам дополнительного образования активизировать деятельность по воспитанию патриотизма и гражданственности в своих творческих объединениях; разработать диагностические методики для отслеживания качества реализации программы; активизировать работу с родителями через организацию клуба «Родительское воскресенье». Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках программы «Я – гражданин и патриот» , которая является продолжением программы «Патриот». Программа «Я – гражданин и патриот» разработана на период 2011 – 2015 годы в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011- 2015 годы, подпрограммой «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2008 – 2013 годы, программой патриотическое воспитание граждан Анжеро – Судженского городского округа «Все мы – дети великой России» на 2011 – 2015 годы. Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по целям, содержанию, срокам выполнения мероприятий, призванных решению основных задач в области патриотического воспитания.

  • Продолжить создание системы и совершенствование организационно
  • Привлекать к активному, систематическому участию в патриотическом воспитании семью, социальные институты, общественность.
  • Формировать позитивное отношение и положительную мотивацию у детей и подростков к участию в общественно полезной и социально – значимой деятельности.
  • Формировать ответственное и сознательное отношение к идее служения Отечеству, сохранению и приумножению славных воинских традиций.
  • Воспитывать у детей и подростков уважение к традициям и культуре своего народа, а также толерантное отношение к культуре других народов через программы дополнительного образования и занятия в творческих объединениях.
  1. «Я – гражданин»
  • организацию мероприятий, способствующих воспитанию гражданина своей Родины, формирование правовой культуры;
  • социально – значимую деятельность, направленную на оказание помощи жителям города, ветеранам войны и труда, детям – сиротам.
  1. «Юный патриот»
  • проведение уроков мужества, встреч с ветеранами войны и труда.
  • организацию военно – спортивных игр;
  • организацию мероприятий, направленных на получение детьми навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
  1. «Память сердца»
  • организацию системы торжественно – праздничных мероприятий;
  • участие в митингах, мемориальных, пропагандистских мероприятиях;
  • организацию выставок, стендов, экспозиций.
  1. «В семье – Отечества судьба»
  • работы клуба «Родительское воскресенье»;
  • совместных родительских собраний патриотической тематики, встреч с представителями героических профессий;
  • разнообразных форм совместной досуговой деятельности (праздничные программы, гостиные, конкурсно – игровые программы, творческие отчеты и др.).
  1. «Воспитание гражданина и патриота»
  • взаимодействие с социальными партнерами в реализации программы «Я – гражданин и патриот»;
  • подготовку кадров и обучение педагогов, педагогов – организаторов, старших – вожатых в вопросах организации патриотического воспитания в ОУ;
  • создание банка данных форм и методов патриотического воспитания.
  • завотделом организационно – массовой работы ДДТ
  • педагоги – организаторы;
  • педагоги дополнительного образования.
  1. Информационно – обучающий:
  • занятия, уроки мужества, информационные стенды для детей и подростков;
  • семинары, методические объединения, методические часы для педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов, старших вожатых;
  • выпуск методических рекомендаций, совершенствование банка данных форм и методов работы по данному направлению.
  1. Организационно – деятельностный
  • организация торжественно – праздничных мероприятий, военно – спортивных игр, игр – конкурсов, линеек памяти, митингов и др.
  • участие в социально – значимых и общественно полезных акциях, проектах, мероприятиях, КТД.
  • по критериям сформированности качеств и свойств личности патриотической и гражданской направленности, а также по удовлетворенности участия обучающихся в мероприятиях;
  • по критериям удовлетворенности педагогами достигнутых результатов;
  • фактическим подтверждением положительной динамики реализации данной программы.
  • Пополнение комплекса нормативно – правовой и организационно – методической базы;
  • Создание в Доме детского творчества единого воспитательного пространства через реализацию программных мероприятий по патриотическому воспитанию;
  • Создание комплекса мероприятий и банка данных форм и методов воспитательной деятельности в ходе реализации программы согласно выбранным направлениям;
  • Создание сменных тематических экспозиций;
  • Повышение уровня сформированности у детей и подростков таких качеств личности как гражданское самосознание, правовая культура, гражданская активность, патриотизм.
  • увеличение количества участников, участвующих в мероприятиях патриотической направленности;
  • увеличение количества участников положительно оценивающих результаты проведенных мероприятий;
  • увеличение количества обучающихся, участвующих в социально – значимой деятельности (акциях, проектах);
  • сохранение и увеличение количества социальных партнеров в рамках реализации программы;
  • увеличение количества обучающихся, педагогов и педагогов – организаторов, участвующих в конкурсах и конференциях разного уровня патриотической направленности.

Ресурсное обеспечение программы Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств местного бюджета и внебюджетных средств, поступающих в порядке безвозмездной помощи и спонсорства. Финансирование из средств местного бюджета будет обеспечиваться за счет взаимодействия с Управлением образования и отделом по делам молодежи согласно составленным сметам и планам взаимодействия. Всего предполагается в период 2011 – 2015г. использование средств в размере 160 тыс. руб. 00коп. (сто шестьдесят тысяч руб. 00 коп)

Заключение Дом детского творчества имеет богатую историю и традиции в вопросах воспитания у детей патриотизма и гражданственности. Неисчерпаемым источником патриотического воспитания были городские пионерский и комсомольский штабы, клуб «Поиск», исторический музей, сборы, слеты, фестивали патриотической направленности. Все это послужило основой для создания благоприятных условий в реализации комплекса мероприятий программы патриотического воспитания с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с возросшей социальной активностью граждан и подъемом патриотизма. Для педагогического коллектива Дома детского творчества важно, чтобы из его стен мог выйти человек с такими прекрасными человеческими качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, гражданственность и коллективизм. Реализация программы «Я – гражданин и патриот» будет способствовать воспитанию молодого поколения горожан, почитающих славные традиции прошлого и укрепляющих их своим трудом и творчеством.

  1. Буторина, Т.С., Овчинникрва, Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст]: Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова.
  2. Внешкольник [Текст]: Информационно – методический журнал. – М: Издательско – книготорговое объединение Юристъ – Гардарика, 2007, №3. с. 2-6
  3. Гордеева, В.В. Правовое воспитание в школе 9-11 кл. [Текст]: разработки организационно – деятельностных игр/авт-сост В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007.- 207 с.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795
  5. Дергунов, В.А. К истокам гражданственности [Текст]: В.А. Дергунов. – Научно – производственный центр Галстучная страна, 2002. – 116 с.
  6. Максимцева, Т.А. Воспитываем гражданина [Текст]: Т.А. Максимцева – Волгоград: Изд. Панорама, 2006. — 78 с.
  7. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]: книга для учителя – воспитателя/ Л.И. Маленкова. – М.: Дом «Ноосфера», 1999. – 300 с.
  8. Правовое воспитание [Текст]: сборник образовательных программ. – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с.
  9. Программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2008 – 2013 годы»
  10. Программа патриотического воспитания граждан Анжеро – Судженского городского округа на 2011- 2015 годы «Все мы дети великой России». Утерждена постановлением администрации Анжеро – Судженского городского округа от 24.01.2011 г. №39. – 71 с.
Читайте также:
Как сделать видео для инстаграм программа

2011г.
2011г. 2012г.

Источник: pedsovet.su

Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания

В статье содержатся ответы на вопросы, почему сегодня усиливается внимание общества и государства к гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Рост рисков в детско-подростковой среде, трудностей формирования ценностных ориентаций личности диктует необходимость создания качественных программ и учебно-методических комплектов по гражданско-патриотическому воспитанию, вовлечения школьников в социально значимую деятельность в добрые и полезные дела. Статья будет полезна педагогам, методистам, вожатым, библиотекарям, они узнают о новинках издательства «Русское слово» и учебно-методических пособиях, которые помогут им в проведении занятий в системе дополнительного образования детей и внеурочной деятельности.

Х.Т. Загладина,
к.и.н., руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества (волонтерства),
Москва

Проблематика гражданско-патриотического воспитания сегодня приобретает особую актуальность, учитывая те вызовы, с которыми сталкивается наша страна, общество, современная школа и семья. Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений».

Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию – это веление времени и отражение сложнейших процессов, происходящих как в общественно-политической жизни страны, так и детско-подростковой среде. Во-первых, проведение специальной военной операции России, направленной на демилитаризацию и денацификацию Украины, актуализировало вопросы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране. Во-вторых, растут риски, связанные с вовлечением школьников в различные деструктивные сообщества, школьными расстрелами, кибернасилием, разнузданной рекламой психоактивных веществ, формированием моды на ЛГБТ-тематику, треш и шок-контент и т.д.

В-третьих, в условиях роста источников информации, включая гаджеты, интернет-сети и по ряду других причин (кризис семьи, слабое критическое мышление) возникли сложности с формированием ценностных ориентаций личности. Современные российские школьники находятся под большим давлением сетей. Так, например, согласно итогам «Мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи», проведенного Институтом развития семьи, детства и воспитания Российской академии образования, в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание» (входящего в нацпроект «Образование»), основным источником информации для школьников выступают социальные сети (86%), которые изобилуют фейковой информацией.

«Мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи» также показал отсутствие у школьников четкого понимания патриотизма, слабое осознание ими активной гражданской позиции и гражданской ответственности. Так, например, 71% школьников не состоят ни в какой общественной организации; основные интересы школьников носят развлекательный характер, это – просмотр кино и видео (66%), общение в социальных сетях (57%), игры на компьютерах/гаджетах (57%), общение с друзьями (54%) и прогулки по улице (51%). 69% школьников не принимали участие ни в одном из экологических мероприятий.

Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков является одним из ключевых направлений работы современной школы. Еще академик Д.С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному поселку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?». Воспитать любовь к Родине и гордость за свою страну действительно непростая, но приоритетная задача для всей системы образования.

Сегодня важно четко отрефлексировать, что необходимы качественные программы и учебно-методические комплекты по гражданско-патриотическому воспитанию, вовлечению школьников в социально значимую деятельность в добрые и полезные дела. Ведь школьники сегодня – это, с одной стороны, наиболее активная и массовая часть населения, составляющая более 15 млн человек, а с другой, – самая уязвимая категория юных граждан России для пропаганды радикальных идей, насилия, потребительского поведения и т.д. Поэтому работу с молодежью необходимо начинать еще со школьной скамьи.

В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания школьников выходит на первый план, особенно в условиях информационно-психологической войны. Гражданско-патриотическое воспитание становится ведущим направлением государственной политики.

Правовыми основами патриотического воспитания являются Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.», поправки в Конституцию РФ, изменения в «Закон об образовании в РФ» ФЗ – 273, в котором было дано развернутое определение воспитания, как деятельности, направленной на «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС и обновленная Примерная программа воспитания (разработанная Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 года № 3/22). Причем необходимо отметить, что до 40% ФГОС посвящено реализации именно воспитательного потенциала как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В настоящее время издательство «Русское слово» подготовило учебное пособие для учащихся 10-11 классов «Российская государственная символика» и «Слава России. Исторический календарь школьника», материалы этих пособий можно использовать педагогами при проведении классных часов, на уроках и для занятий по гражданско-патриотической тематике во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования детей.

Школьники должны знать, почему появляются флаги на зданиях, в чем значимость того или иного праздника, все это формирует эмоционально-культурный и исторический контекст, уважение и любовь к своей стране, интерес к своему городу, селу, истории своей малой Родине. Мониторинг ценностных ориентаций показал, что в ответах школьников практически не фигурирует понятие «малая родина».

Поэтому нам предстоит большая работа в этом ключе. Популярностью пользуются книги из серии «Горжусь своей историей» (А.В. Федоров: «Михаил Ломоносов», «Александр Пушкин» М. 2022 г.; К.А. Кочегаров «Петр Великий», М. 2022 г., И.Л. Чайка «Дмитрий Менделеев», М. 2022 г. и др.). Они хорошо иллюстрированы, написаны доступным для детей языком, их можно обсуждать и в классе, и дома.

Эти книги рассказывают школьникам о великих людях нашей страны, об их вкладе в развитие науки и культуры, акцентируют внимание учащихся на ценностях, традициях, устоях нашего общества и государства, помогают педагогам воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Особое внимание уделяется сегодня историческому образованию, учитывая каким искажениям подвергается новейшая история, российская история, в том числе, история Великой Отечественной войны. Бесспорно, учебники истории и обществознания – это стержень, вокруг которого выстраивается гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня много говорят о качестве преподавания в российских школах истории Великой Отечественной войны и истории современности. Министерство планирует дополнить учебники истории событиями, связанными с военной операцией на Украине.

Читайте также:
Программа для работы с текстом это

В настоящее время получила развитие такая воспитательная практика как киноурок. Детское кино должно стать транслятором культуры и ценностей патриотизма. Кинопедагогика успешно развивается во многих регионах России. Задача киноуроков состоит в том, чтобы вызвать живой эмоциональный интерес детей, раскрыть образ героя, мотивы его поведения, обсудить сюжет картины.

Каждый киноурок должен сопровождаться методическими материалами. Киноуроки хорошо вписываются в рамки внеурочной деятельности и занятий дополнительного образования детей.

Здесь важно подчеркнуть, что «Закон об образовании» ФЗ №273 нацеливает нас на то, что внеурочная деятельность должна проводиться в формах, отличных от урочной. Одних предметных знаний недостаточно для противостояния рискам в детской среде и успешной социализации. Для гражданско-патриотического воспитания необходимо использовать весь арсенал новых образовательных технологий во внеурочной деятельности, в системе дополнительного и неформального образования.

Социальное проектирование – это технология социального воспитания. К сожалению, в педагогической практике еще недостаточно используются возможности социального проектирования. А ведь социальные проекты объединяют детей и взрослых, граждан местного сообщества (города, села), дети учатся проявлять инициативу, лидерские качества, ценить труд. Социальные проекты гражданско-патриотической направленности помогают педагогу в формировании:

  • российской идентичности;
  • активной жизненной позиции;
  • социальной ответственности;
  • умению принимать решения и отвечать за них и др.

Эта технология социального воспитания снижает риски агрессивного поведения, формирует и развивает у учащихся чувство принадлежности к обществу, в котором живёшь, к социуму, к «малой родине».

В обновленных ФГОС подчеркивается, что рабочая программа воспитания может включать систему поощрения социальной успешности личности и проявления активной жизненной позиции. Здесь важно подчеркнуть, что если на уроках, мы оцениваем качество обучения, то во внеурочной деятельности мы можем сравнивать ребенка только с самим собой и фиксировать его личные успехи, формировать портфолио достижений. Внеурочная деятельность вносит существенный вклад в достижение личностных результатов образования и обладает большим воспитательным
эффектом.

Важным партнером школы в гражданско-патриотическом воспитании является семья. Проекты, акции, флешмобы гражданско-патриотического направления могут объединить не только семью и школу, но и социальных партнеров из числа социально ориентированных некоммерческих организаций.

Большими возможностями для гражданско-патриотического воспитания обладают структуры неформального и дополнительного образования (семейные клубы, детско-юношеские общественные организации; военно-исторические клубов, занимающиеся реконструкторским движением и др.).

Важнейшим ресурсом для гражданско-патриотического воспитания являются детско-юношеские общественные объединения.

Самые популярные организации, в которых состоят сегодня учащиеся — «Российское движение школьников» (12%), волонтерские отряды и организации (9%), «Большая перемена» (8%) и «Юнармия» (7%), СПО-ФДО.

Большим спросом и популярностью у заместителей руководителя по УВР, классных руководителей, педагогов-организаторов и вожатых пользуется книга Е.А. Белорыбкиной «Российское движение школьников: новые векторы воспитания» (издательство «Русское слово», 2022 г.), которая содержит разработанные и апробированные проекты, конкурсы, акции, флешмобы гражданско-патриотической направленности. Методические материалы широко используются для составления рабочих программ воспитания, планов классных руководителей, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ с 1 по 11 класс с учетом интересов и потребностей современных школьников.

14 июля 2022 года был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», в соответствии с которым Наблюдательный совет движения возглавил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Учредителями этого движения стали 26 крупнейших детско-юношеских организаций. У молодежного движения появятся свои флаги, эмблемы, гимн и другая символика. Кроме того, законом разрешается открывать филиалы движения за границей.

В декабре 2022 года в Москве состоялся общероссийский съезд Российского движения детей и молодежи, на котором большинством голосов было утверждено название организации «Движение первых» (сокращенно РДДМ ДП). Выступая с обращением к участникам первого съезда, Владимир Путин отметил, что именно они решают вопросы, связанные с будущим молодежного движения в России. Глава государства сформулировал главный принцип новой организации – «быть доступным на всей территории страны: и в больших городах, и в маленьких поселках, в современном пространстве, где соединены все возможности для самореализации каждого ребенка, подростка, молодого человека. Где с вами готовы делиться своим опытом и знаниями люди, добившиеся успеха в своих профессиональных сферах. И где вы всегда можете рассчитывать на поддержку наставников».

Цель РДДМ ДП — патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование у детей и молодежи высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, развитие у них общественно значимой и творческой активности; а также внедрение различных познавательных и развивающих программ, которые готовит Министерство просвещения Российской Федерации.

Миссия «Движения первых» – «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми». Члены организации должны защищать такие ценности как:

  • «Взаимопомощь и взаимоуважение»,
  • «Единство народов России»,
  • «Историческая память»,
  • «Добро и справедливость»,
  • «Мечта»,
  • «Созидательный труд»,
  • «Жизнь и достоинство»,
  • «Патриотизм»,
  • «Дружба»,
  • «Служение Отечеству»,
  • «Крепкая семья».

Среди направлений движения: спорт, здоровый образ жизни, экология, волонтерство, туризм, медиа и коммуникации и т.д. Направление РДДМ ДМ «Благо твори» или добровольчество является одним из ключевых в деятельности организации. Многие российские школьники участвуют в волонтерских проектах и акциях гражданско-патриотической направленности, активно включаются в добровольческую работу, помогая пожилым людям, больным детям, занимаясь благоустройством памятных мест, организуя спортивные, экологические, краеведческие и культурные мероприятия.

УМК «Дорогою добра» для 5-9 классов (авторы Загладина Х.Т., Шульгина И.Б.) направлен на развитие гражданской активности и социальной ответственности школьников, развивает такие качества, как инициативность, готовность помогать, брать на себя ответственность за порученное дело, принимать решение, отвечать за собственные поступки. Авторы вместе с педагогом учат подростков пошагово реализовывать добровольческий (социальный проект), проводить волонтерские мастер-классы и участвовать в общественно значимой деятельности местного сообщества.

В настоящее время в российских школах открываются ячейки РДДМ ДП. Организация ежегодно будет получать из бюджета свыше 21 млрд руб.

Сегодня все мы понимаем, что никакие преобразования в нашем обществе невозможны без активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого подрастающего поколения. К 2024 году должны быть реализованы федеральные проекты «Патриотическое воспитание» и «Социальная активность». В результате работы педагогов, семьи, партнеров школы в русле гражданско-патриотического воспитания свыше 6 млн. детей и подростков будут вовлечены в деятельность детско-юношеских организаций, а 7,5 млн юных граждан станут волонтерами. Задача современных педагогов – вовлечь школьников в активные гражданско-патриотические практики, в поток общественно значимых дел.

Литература и источники:

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»: https://yunarmy.ru/
  2. Сайт Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»: https://волонтёрыпобеды.рф/
  3. Сайт Российского движения детей и молодежи «Движение первых» (РДДМ ДП): https://будьвдвижении.рф/
  • ← Спектакли Театра юных москвичей в мае 2023 года
  • Регистрация участников Всероссийского фестиваля «Наследники традиций» 2023 года →

Источник: prodod.moscow

Из опыта работы классного руководителя. Патриотическое воспитание школьников

Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества.

Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников.
Назначение темы: обмен опытом патриотического воспитания школьников.

Описание педагогического опыта

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции.

Читайте также:
Установка программ в профиль пользователя

Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отмечается, что: «Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи».
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Поэтому роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении всей педагогической деятельности (а это 43 года) я осуществляю работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию. Работа по воспитанию ведётся круглый год и поэтому мной составлена программа по этому направлению.
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
— стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
— формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
— развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;
— воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
— учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
— учу бережному отношению к общественному достоянию;
— прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;
— прививаю чувство любви к своему Отечеству.
— развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
— воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны.
— способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.
Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
— активная гражданская позиция;
— способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
— чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
— духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
— способность к саморазвитию.
В соответствии с целями, задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько направлений.

Направления патриотического воспитания
1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

В рамках данного направления:
— изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
— создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
— провели конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;
— проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
— организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
— сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
— сбор материала и оформление стенда «История школы»;
— проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
— проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.

Система мероприятий, направленных на познание историко — культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном поселке, районе.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
— проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
— сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на сайт «Дорога памяти»;
— оформление стенда о земляках нашего посёлка «Они защищали Родину»;
— изучение истории возникновения нашего посёлка;
— создание видеоролика «Мой прадед – герой!»;
— проведение урока – путешествия «Заповедные места родного края»;
— конкурс рисунков «Красоты моего края»;
— проведение классного часа «Край родной, Мордовия моя»;
— внеклассного мероприятия «День земли»;
— в школьном музее проведен классный час «Неизвестный солдат»,
— внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата;
— ухаживаем за обелиском в нашем посёлке. Около обелиска проводим внеклассные мероприятия.


Многие мероприятия были проведены в школьном музее.

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
— ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
— ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»;
— провела урок мужества «Не забудется Афган», посвящённый 30-летию вывода советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;
— традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;

— конкурс «Мальчишка — будущий солдат»;
— праздник Дня Защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат»;

— выпускаем стенные газеты к праздникам.
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
— в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;
— в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны:
— провела классные часы « Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;

— классные часы «Ты же выжил, солдат», «Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;
— урок мужества «Колокола нашей памяти», посвященный битве за Москву;
— внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы «Не забудем это никогда»;
— историко-музыкальная гостиная «Песни опалённые войной»;
— историко-литературная гостиная «Духовные корни Победы»;
— урок мира «Вспомним всех поимённо».
Подготовили проекты: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», «Ветеран в моей семье». Создали по этим проектам презентацию, видео.
Участвуем в акции «Красная гвоздика», в период которой все ходим со значками, на которых изображена гвоздика.

Источник: ped-kopilka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru