Название программы по финансовой грамотности для школьников

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность для школьников и в целом для детей должна стать частью их знаний.

Так как финансовая грамотность важна для всех. Без умения управлять финансами не представляется жизнь ни одного взрослого человека. Однако изучение финансовой грамотности во взрослом возрасте дается гораздо сложнее. И всё это потому, что у взрослого человека уже сформированы привычки.

Поэтому изучение финансовых аспектов, знакомство с миром денег должно начинаться как можно раньше.

На самом деле изучение финансовой грамотности должно начинаться еще с дошкольного возраста и продолжаться дальше. Для каждого из возрастов есть свои способы.

Умение правильно распоряжаться финансами и приумножать их – основы комфортного существования в мире. Именно эти навыки включает в себя финансовая грамотность, которая важна не только для взрослого населения, но и конечно же для школьников и детей.

Уроки финансовой грамотности | Уроки финансовой грамотности для школьников

Финансовая грамотность – это совокупность знаний об устройстве рынка денег, товаров и услуг, а также умение правильно распоряжаться денежными средствами, вкладывать их для получения дополнительного дохода и улучшения качества жизни.

В отличие от предыдущих поколений, которые унаследовали от СССР неумение общаться с деньгами, современные дети со школьной скамьи сталкиваются с необходимостью правильно распределять финансы. Но современная система образования не позволяет освоить финансовую грамотность в школе или университете.

Поэтому обучение детей финансовой грамотности ложится во многом на плечи родителей. Однако, взрослое поколение зачастую само в полной мере не владеет этими навыками. И в этом не их вина, а историческая особенность развития нашего общества.

Однако навыки управления финансами можно приобрести. В статье мы расскажем о наиболее эффективных методах, с помощью которых можно повысить финансовую грамотность.

Финансовая грамотность для детей (дошкольников)

Первый аспект управления деньгами, с которым сталкиваются дети еще в дошкольном возрасте – желание получить что-то, что можно только приобрести за деньги (игрушка, книга, катание на лошадке или карусели). Так ребенок впервые понимает основу рынка: на определенное количество монет или купюр можно приобрести только одну вещь.

Детям дошкольного возраста можно предложить следующие игры для более глубокого понимания сути обменной функции:

  • игра «Магазин»;
  • словесная игра «Что нужно мне и моей семье» для формирования у детей понимания нужд семьи, личных желаний, пирамиды потребностей.

После того, как малыш поймет, для чего нужны деньги, важно донести до него, откуда и за что их можно получить. Для этого в обиход вводятся игры по профессиям, понятия труда и работы.

В этот период полезно разобрать книги о труде («Муха-Цокотуха»), узнать о том, кем работают члены семьи.

Как стать финансово грамотным?

Никогда не давайте детям “просто так” деньги на карманные расходы. Дети с детства должны понимать, что деньги даются в замен на приложенные усилия, труд. Придумайте критерии, по которым Вы будете поощрять детей. Это могут быть: выполненные дела по дому, хорошие оценки в школе и т.д. Самое главное – это то, чтобы критерий получения дохода был понятен ребенку и достижим.

Финансовая грамотность для школьников

Повышение финансовой грамотности в начальной школе

С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.

В это время хорошо приучить ребенка вести дневник “доходов-расходов”. В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:

  • научите ценить и управлять деньгами;
  • повысите уровень его ответственности и аккуратности;
  • потренируете навыки вычисления.
Читайте также:
Как подобрать индивидуальную программу

Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления. Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то.

Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.

Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:

  • размен монеток;
  • «Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;
  • «Профессии» с выплатой «зарплаты».

Подростковый возраст и финансы

На подростков большое влияние оказывает мода и поведение друзей. Поэтому в этом возрасте финансовая грамотность для школьников начинает приносить свои плоды. Для школьников в старших классах важно научиться планировать карманные расходы. Можно договориться с ребенком, что после накопления определенной суммы родители (или другие родственники) добавляют средства для какой-то крупной покупки. Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать.

В этот период важна профориентация. Разъяснить понятие склонностей и компетенций. Можно в игровой форме (ввести карточки «Характер» или «Умение» и «Профессия»; попросить детей подобрать к каждой профессии навык).

Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи:

  • посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка);
  • оплата платежек ЖКХ;
  • планирование финансов (например, предложить самостоятельно составить личный финансовый план расхода определенной суммы на развлечения или покупки);
  • выпуск банковской карты.

Банковские карты для школьников

Очень важно в период развития электронной коммерции научить ребенка пользоваться банковскими картами.

Важно на этом этапе объяснить технику безопасности при снятие денег в банке или банкомате, ответственность за передачу личных данных и другие аспекты.

В настоящее время существует ряд банковских продуктов, специально рассчитанных на молодежь.

Банковские карты в настоящее время можно оформить и онлайн. Например, здесь можно заказать карту с бесплатным обслуживанием. Также Мегафон предлагает карту с кэшбэком и процентами на остаток, а также бесплатным обслуживанием.

Онлайн игры для повышения финансовой грамотности школьников и подростков

Из игр для старшеклассников подойдет классическая «Монополия» и «Денежный поток». Онлайн кошелек и приложения для планирования финансов также могут помочь научиться грамотно распределять ресурсы и составлять стратегию накопления.

Отдельный интерес представляют финансовые игры для школьников, в которые можно играть онлайн.

Онлайн игра CashGo

Замечательная онлайн игра CashGo, основанная на игре “Денежный поток” от долларового миллионера Роберта Кийосаки, научит управлять личными финансами, составлять личный финансовый план, покажет как можно выйти на уровень финансовой свободы, вырвавшись из “крысиных бегов”, сформировав пассивный денежный поток.

В игре при разных начальных условиях (карьере, заработной плате и т.д.) необходимо достичь определенных финансовых целей.

При этом играть можно, как самому, так и соревноваться в сообществе любителей финансовых игр.

CashGo – это своеобразный тренажер, позволяющий в игре, повышать уровень своей финансовой грамотности.

Финансовая игра CachGo - повышение финансовой грамотности у школьников

TimeFlow: финансовая онлайн-игра “Время-Деньги”

Еще одним способом, как поднять финансовую грамотность, играя может стать онлайн-тренажер TimeFlow.

Его название происходит от двух слов Time – время и Flow – поток. В этом кроется главное преимущество игры. Эта игра не только повышает финансовую грамотность и дает понимание основ инвестирования, но и знакомит с тайм-менеджментом. Ведь для успешности необходимо не только умение управлять своими финансами, но и своим временем.

Эта игра очень разнообразна. Она позволяет самостоятельно выбирать цели и начальные условия. В дальнейшем всё зависит от вас: от вашего умения управлять деньгами и собственным временем.

Плюсом игры TimeFlow является то, что она на русском языке, а следовательно, будет понятна всем.

Повысить уровень своей финансовой грамотности, играя в финансовую игру TimeFlow (Время Деньги), Вы сможете скачав её по ссылке.

Читайте также:
Программа ешь чтобы худеть

Финансовая игра TimeFlow - повышение финансовой грамотности у школьников

Финансовая игра TimeFlow - повышение финансовой грамотности у школьников

Таким образом, как Вы понимаете способов повышения финансовой грамотности и умения управлять деньгами очень много. И для эффективного освоения этой науки необходимо постоянное совершенствование этих навыков. Причем “нудные уроки” могут быть заменены любимыми детям играми.

Для тех, кто хочет разобраться с теорией инвестирования и управления финансами могут быть интересны статьи нашего проекта из рубрики “Инвестиции для начинающих”.

Совмещение теории с практикой позволит еще больше повысить финансовую грамотность, как школьников, так и взрослых.

Ниже, нажав на кнопку, можно проверить, насколько точно усвоен материал по теме

Источник: investolymp.ru

УМК по финансовой грамотности. Начальная школа

В помощь учителям начальных классов, которые собираются внедрять элементы финансовой грамотности в свои программы.

Хотим напомнить, что в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2016 году для начальной школы были разработаны:
— комплект УМК «Финансовая грамотность» (автор С. Федин ) для 2-3 классов;
— комплект УМК «Финансовая грамотность» (авторы Ю.Корлюгова, Е.Гоппе) для 4 классов.

Также для школьников начальных классов по заказу Банка России был создан комплект УМК:

Введение в финансовую грамотность : учебное пособие для начальной школы /[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.] ; под общ. ред.Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 96 с.

В комплект входит учебное пособие, практикум, методические рекомендации для учителей и комплект рабочих тетрадей для школьников 1 — 4 классов.

Учебное пособие состоит из 4 частей, в которых рассматриваются основные темы из мира финансов:
«Зачем нужны деньги и как они появились»;
«Доходы и расходы семьи»;
«Учимся копить и тратить»;
«Осторожно! Финансово опасно!»;
«Своё дело».

Все темы и задания к ним имеют свою цветовую разметку. В рабочих тетрадях и практикуме приводятся задания для работы в школе и дома. Все темы разработаны с учетом реальных ситуаций, с которыми встречаются дети младшего школьного возраста.

Просмотров: 68

Уфимский региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и профессионального образования

  • Информационно-библиотечный центр
  • Центр непрерывного образования детей и взрослых
  • Аттестация педагогических работников
  • Редакционно-издательский центр
  • Центр цифровой трансформации образования
  • Ресурсный центр по национальному образованию
  • Региональный центр обработки информации

Источник: irorb.ru

Название программы по финансовой грамотности для школьников

Цель программы «Финансовая грамотность» — содействие формированию финансово грамотного человека и общества в целом. Мы создаем доступные образовательные инструменты в области финансов, экономики и права для педагогов, родителей и детей от 5 до 18 лет.

баннерФГ.jpg

Методика

Ответ на вопрос «Чему необходимо обучать детей в области финансов и с какого возраста?» сформирован в виде карты компетенций, которая является методологической основой для создания любого продукта программы.

Материалы находятся в открытом доступе. Вы можете использовать их на занятиях с детьми и для самостоятельного изучения. Их особенностью является:

Разработчиками образовательной программы являются специалисты в области педагогики и психологии, преподаватели и методисты высшего образования, профессионалы из экономической и финансовой областей банковского сектора и эксперты по работе с воспитанниками детских домов и детьми с интеллектуальными нарушениями из благотворительных организаций.

Направления программы «Финансовая грамотность»

Для детей
от 5 до 18 лет

#

Для воспитанников
детских домов

#

Для диалога детей
и родителей

#

Цифры программы

3 млн школьников

90 000 педагогов

50 детских домов

87 волонтёрских команд

Отзывы экспертов

эксперт

К. Д. Климентьев Эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения, сертифицированный тьютор по финансовой грамотности АПК и ППРО при Министерстве образования РФ, основатель курсов в области финансовой грамотности и предпринимательства для подростков «Prospect»

«Уровень финансовой грамотности оказывает существенное и значительное влияние на благосостояние населения. Неумение грамотно распоряжаться своими доходами и отсутствие простейших навыков планирования, как и непонимание принципов работы большинства финансовых институтов и инструментов, приводят к уязвимости граждан перед финансовыми мошенниками, росту долгов населения и отказу от использования современных финансовых возможностей для сбережения и накопления. При этом, группой населения, от которой напрямую зависит уровень финансовой грамотности населения в будущем, логично являются дети».

эксперт

Л. М. Брайнис Директор Благотворительного фонда для приемных детей «Шалаш»

Читайте также:
Где хранятся программы linux

«По-моему, это очень важный курс. Особенно для детей, у которых очень ограниченный опыт взаимодействия с деньгами. Дети, выросшие в детских домах, с большой вероятностью никогда не видели взрослых, которые осознанно взаимодействуют с деньгами (накапливают или вкладывают, понимают хотя бы на базовом уровне работу финансовых инструментов). Я надеюсь, что этот курс поможет хоть немного восполнить недостающий пробел в опыте и навыках».

А. Зеленцова Cтратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

«Сегодня школа сама может решать, какой предмет ей выбрать для внедрения в качестве факультативного курса. Это сообща определяют учителя, родители, школьные советы. И многие учебные заведения выбирают именно финансовую грамотность, что, конечно, очень радует. Многие учебные заведения уже ввели курс финансовой грамотности с начальной школы до выпускных классов».

эксперт

О. В. Тихомирова Cоучредитель и директор АНО «Центр равных возможностей для детей — сирот «Вверх»», культуролог, преподаватель культурологии, истории и обществознан

«Новый смартфон или три месяца полноценного питания? При всей простоте, для многих вчерашних детдомовцев выбор совсем не очевидный. Для нас было очень важно участвовать в разработке курса по финансовой грамотности, который поможет избежать многих ошибок и проблем молодым людям, начинающих самостоятельную жизнь».

Э. И. Мухтярова Учитель истории и обществознания, зам. директора по научно-методической работе МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина» г. Набережные Челны Республики Татарстан, заслуженный учитель Республики Татарстан, канд. Филос. наук, региональный тьютор по финансовой грамотности

«Карта компетенций по финансовой грамотности… представлена в наглядном структурированном виде; раскрывает компонентный̆ состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной̆ компетенции) и оценки. Карта компетенций – незаменимый инструмент для учителя. Обращаюсь к ней при разработке новых заданий, составлении проекта учебного плана по финансовой грамотности, а также по ней удобно сверять обеспеченность всех компетенций при реализации образовательной программы по финансовой грамотности».

О. П. Артёмова Учитель математики МБОУ «Льговская СШ», Рязанская обл.

«Пользуюсь Курсом межпредметных заданий — очень полезный и удобный инструмент для встраивания актуальных и современных задач в уроки по математике. Дети (5, 6 классов) с удовольствием решают и придумывают свои задания по ходу занятия. Больше всего детям нравятся задачи на «современный лад», то есть из жизненных примеров. Спасибо большое за качественный контент!»

эксперт

Н. Г. Дикур, Е. В. Соломкина Старшие воспитатели ГБОУ «Московская международная школа»

«В сентябре 2019 года апробировали материалы Курса «Юный финансист» в подготовительных группах (6-7 лет), курс вызвал большой интерес у детей: занятия разнообразные, творческие, активные и познавательные. В результате дети успешно и с удовольствие разрабатывают «Личный финансовый план» по достижению своей мечты».

эксперт

Е. Ю. Назарова Старший воспитатель ГБОУ школа № 2103, г. Москва

«Курс по финансовой грамотности для старших дошкольников и начальной школы «Юный финансист» — практическое пособие, которое в результате его прохождения и применения полученных знаний на практике научит детей старшего дошкольного возраста грамотно распределять семейный бюджет и оперировать наличными деньгами, а с возрастом, применяя полученные знания и навыки, «юные финансисты» станут успешными, финансово независимыми людьми и хозяевами своей судьбы».

эксперт

З. В. Редько Директор МАОУ «Лицей № 78 им А.С. Пушкина», г. Набережные Челны

«Высокий профессионализм, доброжелательность, умелое выстраивание образовательного пространства — всё это о команде руководителей, экспертов и модераторов Конференции. Благодаря насыщенной программе Конференции, учителя смогли получить компетентную, полезную и необходимую информацию, познакомились с различными подходами в реализации программ по финансовой грамотности, получили ответы на интересующие вопросы в области функционирования финансовых институтов. Выражаем слова искренней благодарности организаторам Конференции — профессионалам в сфере реализации программы «Финансовая грамотность»!»

эксперт

К. Д. Климентьев Эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения

«Карта компетенций позволяет легко и грамотно простроить образовательный трек ребенка, охватив все необходимые темы, и увеличивать уровень освоения компетенций постепенно».

Источник: vbudushee.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru