Название программы по духовно нравственному воспитанию в библиотеке

Духовно-нравственное воспитание в библиотеке складывается из многих моментов, это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных, духовных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Библиотечные акции

  • «От сердца к сердцу» в рамках информационной поддержки (День пожилого человека, День матери, День инвалидов)
  • Акция ко Дню пожилого человека «Тепло души»
  • Акция «Доброта от А до Я»
  • «Улыбка матери»
  • «Читаем всей семьей»

В цикле «Православные праздники»:

  • «Светлый праздник Рождества»
  • «Свет Вифлеемской звезды»
  • «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом!» – праздник народной культуры
    «Праздник Пасхи на Руси»
  • «Спас медовый, яблочный и хлебный»
  • «Вечные ценности. Рождество»
  • «И сошла на Землю благодать… Пасха» – выставка – праздник
  • «Пусть огонек свечи рождественской все души к Богу приведет» – рождественские встречи
  • «Рождество – праздник чудес » – православный урок
  • «Лики святой Руси» часы православной культуры
  • «Библейские сюжеты в литературе и искусстве» – духовные чтения ко дню православной книги
  • Серия книжно-иллюстративных выставок по народному календарю:
  1. «Добро пожаловать Троица»
  2. «Светло-светлая Пасха : история празднования»
  3. «Красна изба не углами – красна пирогами» (масленичные народные гулянья: экскурс в историю)
  4. «Что Спас припас» – выставка – дегустация
  5. «Яблочные веселинки» – фольклорный праздник
  • «Славянская лампада» ко Дню славянской письменности – выставка с разделами:

1. Всему миру свет (о Кирилле и Мефодии)

Программа дополнительного образования детей по духовно-нравственному воспитанию. Козлова А.В.

2. Слово русское, богатое и мощное (в т. ч. была представлена церковно-славянская азбука)

  • «И нравы, и язык, и старина святая» -литературно-исторический праздник

100 заголовков: духовно-нравственное просвещение

К календарным праздникам

  • «Всем: кто влюблен» — выставка–праздник (ко дню святого Валентина)
  • «На мир смотрю я не глазами, а сердцем чувствую его» – встреча /К Международному дню слепых
  • «Нам жить помогает добро» – посиделки с чаепитием
  • «Верим в добрых сердец бессмертие» Час доброты (в рамках Декады инвалидов)
  • «День мудрости» – тематический вечер ко дню пожилого человека
  • «Нет милее глаз на свете!» – праздничная встреча
  • «Женский силуэт в истории»

Семейное воспитание

  • «Супружество – задание от Бога»: брак и семья в православных традициях»
  • «Сто и одна проблема семейного воспитания в книгах» – выставка
  • «Семья в творчестве русских классиков» обзор книжной выставки
  • «Семья на Руси: традиции и современность» – дайджест
  • «Открытого письма новобрачным» обсуждение
  • «Современная любовь. Какая она?» диспут
  • «История брака. Что такое брак?»
  • «Гармония семейных отношений»
  • «Умейте дорожить друг другом»
  • «Первая любовь… Какая она?»
  • «Радости и сложности общения»
  • «Семейная азбука начинается с «Мы»»
  • «В отпуск всей семьей: советы и рекомендации»
  • «Вся семья вместе – так и душа на месте» вечер семейных реликвий
  • «Родительский дом – начало начал» — праздник
  • «Семейный альбом» – фотоконкурс
  • «По страницам любимых книг» – семейные КВНы
  • «Женский почерк» (женская проза о семье)
  • «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» – конкурс для детей и родителей
  • «Семьёй дорожить – счастливым быть» – встреча
  • «По законам любви» – семейный праздник
  • «Источник душевного тепла»
  • «На одной волне»
  • «Листая страницы любимых книг»
  • «Здесь тепло каждому»
  • «Музыка нас связала»
  • «Портрет семьи»

Эстетическое воспитание

Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников прошло в городской библиотеке

  • «Галерея мирового искусства»
  • «Великолепие русского искусства»
  • «Творчество русских живописцев
  • «Вдохновитель передвижников»: Иван Крамской (1837-1887)- видео- вернисаж
  • «Знаменитый портретист»: Орест Адамович Кипренский (1782— 1836) – выставка-вернисаж. 235 лет со дня рождения
  • «Величие лесов, ширь полей» – час искусств (К 185–летию И. Шишкина)
  • «Того душа русская требует» – выставка- вернисаж (К 185-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898))
  • «Моря живописец» — День с великим художником 200 лет Ивану Константиновичу Айвазовскому (1817-1900)
  • Литературная гостиная «Лики времен – в прозе и стихах» (к юбилеям писателей и поэтов)
Читайте также:
Установить программу по макияжу

Мероприятия для молодежной аудитории:

  • урок нравственности «Экология природы и души»
  • беседа «Экология семьи»
  • занятия «Молодёжная субкультура»
  • викторину «На пороге взрослой жизни»
  • Цикл мероприятий «Урок доброты»
  • игровая программа «Умеешь ли ты общаться»
  • час откровенного разговора «На краю пропасти»
  • «Путевка в ад»- проблема суицида
  • «Сохраним в себе человека» – уроки вежливости, этикета и общения
  • «Можно ли победить жестокость» этическая беседа – диспут
  • «Милосердие – отклик души» – час духовности
  • «Духовные ценности»
  • Цикл мероприятий «Свет добра и милосердия»
  • «Прикосновение к вечности»
  • «В Воскресенье Вербное»
  • «Светлый праздник Пасхи»
  • «Святая Троица»
  • «Добрые слова»
  • «Лицом к духовным ценностям»
  • «Дороже серебра и злата»
  • «К душе своей найди дорогу» рекомендательный список
  • «В чём смысл жизни на Земле?»
  • «В жизни надо иметь служение…»

Примерная тематика Школы духовного развития «Через книгу к духовности»

1. Душа обязана трудиться:

  • «Сердцем к сердцу»: выставка-просмотр и обзор этой выставки
  • «Что такое хорошо»: литературно-музыкальная композиция по стихам В. Маяковского, С. Михалкова
  • «Вернисаж добра»: выставка творческих работ читателей
  • «Мир не обойдётся без меня»: час откровенного разговора
  • «Возвысим душу до добра»: литературно-музыкальная композиция

2. Воспитание искусством:

  • «Золотые купола»: фотоконкурс
  • «Святые лики России»: книжно-иллюстративная выставка
  • «Сближает музыка сердца»: устный журнал о влиянии музыки на духовный мир человека

3. В гармонии с природой:

  • «В ней есть душа, в ней есть язык»: поэтическая композиция о природе
  • «Экологический ноктюрн»: музыка и природа. Литературно-музыкальный вечер
  • «Красота спасёт мир»: выставка рисунков

4. С верой в Россию:

  • «Мой Бог»: конкурс детского прикладного и художественного творчества
  • «Православные праздники Руси»: выставка-галерея
  • «Я – русский»: дискуссионный час
  • «Путь длиною в две тысячи лет»: книжная выставка-просмотр
  • «Святое имя России»: литературно-музыкальная композиция

5. Семья – мой ключ к успеху:

  • «Родителей чти – не собьёшься с истинного пути»: час откровенного разговора
  • «Семейная азбука начинается с ”мы“»: выставка-просмотр
  • «По страницам любимых книг»: конкурс для детей и родителей
  • «Бенефис семьи»: семейный праздник.

Источник: nowbibl.ru

Название программы по духовно нравственному воспитанию в библиотеке

Название программы по духовно нравственному воспитанию в библиотеке

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», – говорил Лев Николаевич Толстой.

Сегодня в борьбе за лучшие условия жизни многие люди часто забывают о главной её ценности, о том, что, собственно делает человека человеком. Среди нас нет таких, кто бы ни хотел, чтобы наши дети стали добрее и духовнее. Однако сегодня они подвержены влиянию массовой культуры, которая порой агрессивно действует на ещё не сформировавшуюся личность. Процессы глобализации направлены на замену традиционных ценностей новыми, что зачастую оказывает разрушающее воздействие на ещё не сформированную душу ребёнка и подростка.

Прежде чем говорить о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи в библиотеке, необходимо вспомнить, что означают эти понятия.

Согласно первому толковому большому энциклопедическому словарю под духовностью понимается духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием наших читателей, специалисты библиотек стремятся вместить в эту деятельность как можно больше направлений: это и формирование толерантного сознания у подрастающего поколения, и патриотическое воспитание, и содействие формированию здорового образа жизни, и работа с семьёй, и развитие интереса к ценностям православной культуры; и многое другое.

Читайте также:
Что такое программа amadeus

Библиотека, как один из социальных институтов общества, является, более чем кто бы то ни было, нравственно-духовным учреждением. «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, — культура не погибнет», — говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Усиление сегодня внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Усиливается дисгармония в человеческих отношениях. Требуется решительный поворот к этической культуре, утверждающей ценность каждой человеческой личности.

Сегодня государственная политика в области воспитания молодого поколения существенно меняется. Принят ряд федеральных законов «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 от 29.12.2010 года, и ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25.07.2002 года, в котором в статье 13 пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов. 1 июня 2012 года принят Указ Президента РФ «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

Подтверждая вышесказанное, были проведены Парламентские слушания. Первое, прошедшее 2 июня 2008 года «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект». Второе, состоявшееся 1 июня 2009 года было посвящено школьным библиотекам, и называлось «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей».

Парламентские слушания предложили целый пакет федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения. Созданный проект «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ» был предложен для широкого обсуждения. В Концепции определен современный национальный идеал личности – высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В этой связи целью воспитания является поддержка, развитие и укрепление в человеке гуманности, пробуждение в нем стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках духовно-нравственного воспитания, можно разделить на шесть основных направлений.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека направлено на ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. Это направление даёт детям и подросткам элементарные представления об институтах гражданского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания ориентировано на начальные представления школьников о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Это направление формирует нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, к жизни нацелено на осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; на мотивацию общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни выражается в ценностном отношении к своему здоровью, здоровью окружающих людей; это направление даёт детям элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека, первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знания о возможном негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Читайте также:
Программа которая охлаждает видеокарту

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Его цель: первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях влияет на первоначальные умения детей видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Даёт первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

Процесс духовно-нравственного воспитания в библиотеке предусматривает включение читателей в различные сферы библиотечной деятельности: просветительские и досуговые мероприятия, библиографическое обслуживание.

В этой работе библиотеки используют разнообразные формы. Прежде всего – книжно-иллюстративные выставки, которые привлекают внимание читателей к литературе духовного содержания, классической литературе, к лучшим образцам народного творчества.

Классическая литература, имеющаяся в каждой библиотеке – это кладезь духовности и нравственности. Сегодня она снова становится востребованной, так как существенно перекликается с острыми проблемами современного мира. Не случайно две крупнейшие библиотеки Российской Федерации – Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека – выполняя Правительственную программу, занимаются оцифровкой классики. Совместный проект двух ведущих российских библиотек по оцифровке классических литературных произведений позволит сделать их доступными любому пользователю сети Интернет.

Наиболее эффективными формами работы библиотекари считают обсуждение книг и фильмов, дискуссии, беседы на темы нравственности, праздники народной культуры, интеллектуальные игры, вечера духовной поэзии и духовной музыки, тематические вечера по основам православной культуры, слайд-презентации и виртуальные экскурсии по святым местам, акции «Помоги ближнему своему», предполагающие помощь пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями.

Приведу несколько примеров мероприятий:

· Циклы бесед «Пусть не гаснет свеча духовности», «От Рождества до святого Крещения», «Спаситель мира», «Из истории Рождества Христова», «Под благовест колоколов»

· Часы нравственности «Православные святые», «Добро и зло: причины наших поступков», «Душу исцелит добро», «Духовные истоки России»

· Конкурс стихов «Славим Рождество»
· акция «Чистое слово», и др.

В своей деятельности по воспитанию духовной личности с твёрдыми моральными устоями библиотекари привлекают к сотрудничеству различные социальные учреждения, отделы образования, психологов, социологов.

Большим успехом у читателей пользуются мероприятия, организованные библиотеками совместно со священнослужителями: встречи, беседы, экскурсии в православные храмы, часы духовности.

Многие библиотеки работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи ведут в рамках целевых программ, что позволяет выстроить систему мероприятий, сделав их более эффективными.

· комплексная долгосрочная программа «Богом хранимая Русь»,

· программа «Сердца – добрый уголок», одним из мероприятий которой может стать ежегодный районный творческий фестиваль детей-инвалидов «Искорки надежды».

· программа «Через книгу к духовности»

В 2006 году на базе межпоселенческой библиотеки им. М.А.Ульянова была организована областная школа библиотечного мастерства «Духовно-нравственное воспитание детей и юношества». Основанием для создания школы стал богатый опыт работы нашей библиотеки по этому направлению. С 2006 по 2009 годы было проведено три занятия школы.

С 2010 года занятия школы библиотечного мастерства проходило в виртуальном режиме – на сайте Областной библиотеки для детей и юношества.

На сайте ОЮБ организован специальный раздел, включивший рубрики: «Программа», «Участники», «Материалы», «Форум».

Материалы, размещённые на сайте в рамках виртуального занятия, доступны для скачивания и после окончания занятия.

Готовых рецептов воспитания духовно-нравственной культуры личности не существует. Результаты любого воздействия отсрочены во времени и их трудно отследить в полной мере. Тем не менее, мы, работники библиотек, работники учреждений культуры, постоянно и целенаправленно осуществляем мероприятия, призванные пробудить в наших читателях то «разумное, доброе, вечное», что и составляет сущность нравственности и духовности.

Источник: ulyanovbib.blogspot.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru