Название программы освоение дальнего космоса

К сожалению, мы мало знаем о космическом бизнесе — в сравнении с тем же ритейлом или IT-сферой. Все говорят только про успехи SpaceX и других западных компаний, а про российские космические проекты и их планы, кажется, знают только специалисты. Rusbase решил исправить ситуацию и рассказать о самых интересных, на наш взгляд, компаниях и стартапах в сфере космоса.

Компания была основана в 1992 году (до 2008 года она называлась ОАО «Газком»). Она является «дочкой» «Газпрома». «Газпром космические системы» занимается созданием и эксплуатацией телекоммуникационных и геоинформационных систем в интересах «Газпрома» и других потребителей, таких как государственные структуры, телевизионные компании, российские и зарубежные коммерческие сервис-провайдеры.

Также компания является одним из двух национальных спутниковых операторов, разрабатывает космические системы связи («Ямал») и дистанционного зондирования Земли («Смотр»).

Краткая история освоения космоса

Спутник «Ямал-401» перед накаткой головного обтекателя. Космодром Байконур, декабрь 2014 года. Источник фото: ГКС

Согласно данным компании, продажи на российском рынке у ГКС составляют 60% от общего объема, на зарубежном — 40%. Клиентами компании в основном являются различные сервис-провайдеры (71%), телевизионные компании (17%), предприятия группы «Газпром» (7%), государственные структуры (5%). Доля на рынке спутникового ресурса у ГКС составляет 30%, тогда как у ФГУП «Космическая связь» — 50%, а у зарубежных операторов — 20%.

ГКС намерены расширять географию своего бизнеса, там заявляют, что зона интереса компании — все Восточное полушарие: «Мировой рынок в десятки раз более емкий, чем российский, и, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны глобальных и региональных операторов, компания намерена закрепиться на рынках вне России. Целевое соотношение российских и зарубежных продаж компании — 2:1».

Акционерами ГКС являются ПАО «Газпром» (примерно 79,8%, согласно данным «Контур.Фокус»), ПАО «РКК Энергия» (примерно 16,2%), «Газпромбанк» (примерно 4%).

S7 Space (ООО «С 7 космические транспортные системы») является «дочкой» группы компаний S7. Среди проектов S7 Space — «Морской старт». «Морской старт» был создан в начале 1990-х годов компаниями Boeing, РКК «Энергия», Kvaerner (сейчас Aker Solutions), украинскими КБ «Южное» и ПО «Южмаш».

Это плавучий космодром в Тихом океане, вблизи острова Рождества.

Ракетно-космический комплекс «Морской старт». Источник фото: S7 Space

До 2014 года с космодрома провели более 30 запусков ракет со спутниками, но в итоге его деятельность была приостановлена в связи с банкротством. Ведущую роль в проекте получила РКК «Энергия». В 2016 году «Морской старт» приобрела группа S7. Пусковая деятельность с космодрома будет осуществляться ее «дочкой» S7 Space.

S7 Space также планирует создать орбитальный космодром, в задачи которого, по данным компании, входит в том числе доставка полезных нагрузок на геостационарную орбиту и их обслуживание, доставка грузов к Луне, развитие космического туризма.

Финансовые результаты у компании пока скромные. Согласно данным «Контур.Фокус», ее выручка за 2017 год составила 85,5 млн рублей, чистая прибыль — 4,3 млн рублей.

Компания «КосмоКурс» была создана в 2014 году. Она занимается проектированием и созданием частных средств выведения и космических кораблей. Сейчас специалисты компании работают над созданием одноступенчатой многоразовой ракеты и космическим кораблем на семь мест для отправки туристов в космос на высоту 200 км.

Согласно данным компании, космическому туристу предложат 15-минутный полет в составе группы из 6 человек, в котором он сможет находиться в невесомости 5-6 минут.

Также у каждого туриста будет возможность посмотреть на Землю в персональный иллюминатор. Цена билета составит от $200 до 250 тысяч. Первый полет, по последним данным, планируется провести в 2025 году.

Компания уже договорилась о создании частного космодрома на территории Нижегородской области. Проект создается на частные инвестиции — в него планируется вложить около 2,6 млрд рублей.

«Лин Индастриал» создана в 2014 году. Первые инвесторы — сотрудники компании Wargaming. Стартап работает над созданием сверхлегких космических ракет «Таймыр» и «Алдан», легкой ракеты «Адлер».

Команда проект обещает, что ракета «Таймыр» сделает космос доступным для каждого: запуск спутника с помощью такого носителя по планам обойдется «по цене джипа» — до $60 тысяч за килограмм. Первый пуск этой ракеты планировался на 2021 год, но, по данным компании, он перенесен на неопределенное время из-за отсутствия стратегических инвесторов.

Также среди разработок стартапа — суборбитальная ракета «Тейя», носитель «BEaM», который создается совместно с швейцарским институтом Ditech, проекты одноступенчатого возвращаемого носителя «Зея» и ракеты-носителя на сжиженном природном газе «Анива».

Компания «Спутникс» работает с 2011 года и занимается разработкой малых космических аппаратов и служебных систем для них. Также компания создает станции управления и приема информации со спутников, наземную инфраструктуру для испытаний.

Пять разработанных компанией спутников уже находятся на орбите. Также команда проекта сейчас работает над очередным космическим аппаратом, запуск которого запланирован на конец этого года.

Источник: Facebook компании

Согласно данным «Контур.Фокус», за 2017 год компания получила выручку в 100,4 млн рублей, чистая прибыль составила 42,7 млн рублей.

Компания «Сканэкс» начала работать с 1989 года. Компания осуществляет прием данных со спутников дистанционного зондирования Земли на собственную сеть станций, а также их обработку и доступ к ним на основе сервисов собственной разработки.

Среди клиентов «Сканэкса» — «Яндекс», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», МЧС России и другие компании и ведомства.

В 2017 году выручка компании, согласно данным «Контур.Фокус», составила 814,6 млн рублей, чистая прибыль — 4,8 млн рублей.

Компания была создана в 1992 году, она работает в сфере геоинформационных технологий и космического мониторинга. Занимается в том числе поставкой данных со спутников ДЗЗ, поставкой ПО для обработки таких данных и аэрофотосъемкой объектов.

Среди заказчиков компании — министерство сельского хозяйства РФ, «Газпром», «Роснефть» и другие. Согласно данным «Контур.Фокус», выручка компании за 2017 год составила 160 млн рублей, прибыль — 2,9 млн рублей.

Dauria Aerospace была создана в 2012 году. Компания разрабатывает и производит малые космические аппараты и комплектующие к ним. «Даурия» разработала два спутника по заказу Роскосмоса, которые в 2017 году были запущены в космос. Однако аппараты так и не вышли на связь.

В Роскосмосе заявили, что выполнили свои обязательства по запуску без каких-либо осложнений на их стороне. В «Даурии» же предположили, что проблема могла возникнуть из-за неполадки двигателя разгонного блока ракеты.

Источник: Facebook Dauria Aerospace

В октябре 2018 года Роскосмос подал в суд на компанию: исковые требования составили 274 млн рублей. После этого гендиректор компании Сергей Иванов не исключил ее банкротства и сказал, что работа компании пока заморожена.

Согласно данным «Контур.Фокус», убыток компании за 2017 год составил 2,6 млн рублей.

Компания была зарегистрирована в 2016 году, входит в группу «НСТР». Команда проекта занимается созданием сверхлегкой ракеты для запуска наноспутников (до 10 кг). По словам директора компании Виктора Черникова, первый тестовый запуск метеоракеты состоится в этом году.

Ракета разрабатывается по техзаданию Центральной аэрологической обсерватории и должна достигать 100 км, но высота первого испытательного полета не превысит 10-15 км.

У компании есть еще один проект, который находится на стадии бета-тестирования. Это сеть автоматизированных оптических телескопов с удаленным доступом AstroNYX, которыми можно управлять со смартфона.

Компании «Азмерит» и «Гаскол», созданные в 2012 году сотрудниками лаборатории космических проектов государственного астрономического института имени Штернберга МГУ имени М. В. Ломоносова, занимаются разработкой и созданием звездных датчиков для нано- и микроспутников.

По словам одного из учредителей компаний Марата Абубекерова, две компании возникли в связи со спецификой оформления в Сколково (обе компании ее резиденты): «Компания оформляется под проект. У нас было два проекта — миниатюрный звездный датчик и высокоточный звездный датчик. Поэтому и возникло две компании».

Испытания малогабаритного звездного датчика АЗДК-1 для малых космических аппаратов. Источник: РКС

В 2015 году проект «Азмерит» создал первый опытный образец датчика. В 2017 году компания «Российские космические системы» (входит в Роскосмос) приобрела 33,4% доли в этом проекте.

Источник: rb.ru

Дальний космос: возможности освоения и перспективы

Дальний космос: возможности освоения и перспективы

Полвека тому назад люди впервые вырвались за пределы околоземной орбиты и ступили на поверхность иного небесного тела. К сожалению, несмотря на всю историческую значимость, долгое время это событие так и оставалось лишь одним маленьким шагом престижа, сделанным в рамках идеологической борьбы сверхдержав, а не ради какой-то практической необходимости. И только в последнее десятилетие ситуация начала меняться. Коммерциализация космоса и мощный технологический рывок Поднебесной привели к тому, что анонсированные США и КНР планы по созданию постоянных баз на Луне теперь воспринимаются как нечто обыденное. Да и мечта Илона Маска о людях на Марсе уже не кажется такой уж несбыточной.

Но космос не ограничивается Луной и Марсом. Он не ограничивается даже Солнечной системой. За ее пределами — огромная Вселенная, наполненная бесчисленным количеством небесных тел.

Многие поколения ученых и фантастов считали само собой разумеющимся, что однажды человек займется их покорением. Но возможно ли это с технологической точки зрения? И, даже если да — есть ли практический смысл для человечества покидать родной дом и отправляться в космические глубины?

Читайте также:
Программа попутчик на авто

Возможные цели для колонизации дальнего космоса

Любая дискуссия о дальней космической экспансии человечества сводится к поиску ответа на три основных вопроса: как, куда и зачем? Что именно мы могли бы колонизировать, позволяют ли это технологии? И насколько в принципе целесообразна подобная деятельность?

Начнем с первого пункта. Много лет подряд в научной среде бытовало мнение, что Солнечная система, по сути, заканчивается на Плутоне. Дальше начиналась великая пустота, прерывавшаяся лишь на облаке Оорта — гипотетическом скоплении ледяных тел на дальней окраине Солнечной системы, откуда к нам периодически прилетают новые кометы.

Сейчас мы знаем, что это не так. Плутон не курьезный реликт, а лишь один из крупнейших представителей пояса Койпера — удаленного и обширного региона, на порядок превосходящего по размерам и массе Главный пояс астероидов. За ним начинается еще более далекая область рассеянного диска, служащая домом для еще одной группировки ледяных тел, и которая, в свою очередь, в какой-то момент переходит во внутреннюю часть облака Оорта.

Пока что астрономы могут находить транснептуновые объекты, расположенные примерно в радиусе всего 18-20 млрд км от Солнца. Все, что лежит дальше, остается для них Terra Incognita. Но даже имеющихся скудных данных достаточно, чтобы предположить, что эта область населена большим количеством тел, многие из которых могут быть сопоставимы по размеру с тем же Плутоном. С достаточно большой долей вероятности, там могут скрываться целые планеты, превосходящие по размерам Землю, выброшенные на эти «задворки» во времена формирования Солнечной системы. Более того, астрономы до сих пор не исключают возможности, что где-то по соседству с Солнцем могут находиться один-два холодных коричневых карлика, или, как их еще именуют, неудавшиеся звезды: так называют объекты, представляющие собой промежуточное звено между планетами и светилами.

Очевидно, что именно область за орбитой Нептуна станет первой целью для дальней космической экспансии человечества. Прежде чем лететь к другим звездам, нам необходимо разведать и картографировать данный «фронтир». Это нужно как из соображений безопасности, так и с практической точки зрения. Ведь здесь есть весьма ценные ресурсы (вода, кислород, материалы, которые можно использовать для строительства поселений и космических кораблей). В дальнейшем они пригодятся для подготовки и снабжения межзвездных экспедиций.

Но что дальше? Если говорить о непосредственно ближайших звездных соседях Солнца, стоит отметить, что наша система расположена на окраине небольшого спирального рукава Ориона, который можно назвать своеобразными галактическими «задворками». По меркам Млечного пути, этот регион является относительно «разреженным»: средние расстояния между звездами здесь измеряются несколькими световыми годами. По мнению многих планетологов, данный фактор мог сыграть ключевую роль в развитии жизни на нашей планете. Находясь на галактической окраине, Солнечная система сумела избежать многих опасностей, которые несет слишком тесное соседство с другими светилами.

Впрочем, это же обстоятельство одновременно существенно усложняет задачу колонизации других миров. Ближайшая звездная система Альфа Центавра удалена от нас на 4,3 световых года. По астрономическим меркам, это сущая мелочь. По человеческим — невообразимо гигантское расстояние, которое сложно даже просто осознать.

Но есть и хорошая новость, ведь два из трех компонентов Альфы Центавра являются солнцеподобными светилами. Дело в том, что примерно 75% звезд Млечного пути представляют собой красных карликов. Такие светила намного тусклее Солнца, и при этом обладают весьма «своенравным» характером.

Например, они могут резко менять свою светимость, а также производить опасные для всего живого мощные вспышки, многократно превосходящие солнечные. Так что то, что две из трех ближайших к нам звезд похожи на Солнце, можно назвать удачей. Если у них есть каменные экзопланеты, чьи орбиты проходят в зоне обитаемости, условия на их поверхности вполне могут напоминать земные.

экзопланеты в системах далеких звезд

Что касается третьего компонента системы, Проксимы Центавра, то тут все более-менее понятно. Уже сейчас мы знаем, что вокруг нее обращается как минимум две экзопланеты, и орбита одной из них лежит в зоне обитаемости. Конечно, ввиду особенностей красных карликов климатические условия этого мира пока что являются предметом различных спекуляций. Но в любом случае уже сейчас можно достаточно уверенно прогнозировать, что если человеку и суждено отправить экспедицию к мирам у других звезд, то система Альфа Центавра практически наверняка станет ее первым пунктом назначения.

По всей видимости, экзопланеты имеются и у большинства других наших соседей. На данный момент астрономы нашли их у 60 из 400 звезд, расположенных в радиусе 10 парсек от Солнца. В частности, имеющиеся данные говорят о том, что невидимые компаньоны есть у звезды Барнарда, Вольфа 359, Лаланда 21185 и Эпсилон Эридана. И это с учетом того, что современные методы поиска экзопланет все еще имеют ряд существенных ограничений. Вследствие чего астрономам намного проще находить крупные экзопланеты, расположенные неподалеку от звезд, чем небольшие каменные тела с большими периодами обращения.

Впрочем, после ввода в строй сверхмощных телескопов нового поколения, обладающих намного большей чувствительностью и способных получать изображения со значительно большей степенью детализации, ситуация должна будет существенно улучшиться.

Так что, если у человечества появится возможность добраться до звезд, можно прогнозировать, что к тому моменту у нас будет весьма богатый выбор потенциальных целей. Тем более уже сейчас мы знаем, что некоторые звездные системы могут иметь сразу несколько пригодных для колонизации планет. В качестве примера можно привести расположенную в 40 световых годах от Земли TRAPPIST-1. Вокруг этой небольшой звезды обращается как минимум семь каменных миров, причем орбиты сразу трех из них лежат в зоне ее обитаемости.

Если же нам когда-нибудь удастся добраться до крупных скоплений и центральных областей нашей галактики, где среднее расстояние между звездами измеряется не световыми годами, а световыми неделями, а то и днями, это значительно облегчит дальнейшую задачу. Проведенные различными группами исследователей расчеты показали, что даже обладая флотом относительно медленных кораблей, технологически развитая цивилизация может полностью покорить центр Млечного пути всего за несколько десятков миллионов лет.

Вопрос тяги

Разумеется, все описанное выше многообразие потенциальных целей для исследования и колонизации окажется полностью бесполезным в том случае, если мы не можем до них добраться. К сожалению, на данном этапе человечество не обладает технологическими возможностями, позволяющими построить корабли, способные достичь других звезд в сколь бы то ни было приемлемые сроки. Но, по крайней мере, мы уже в состоянии поразмышлять над основными аспектами этой задачи.

Ключевым из них, безусловно, является вопрос тяги. Очевидно, что для полета к звездам нам потребуется что-то поэффективнее используемых в наши дни ракетных двигателей на химическом топливе. Различными инженерами и фантастами предложено множество вариантов решения данной проблемы. В теории, наилучшие результаты мог бы дать аннигиляционный двигатель.

Его принцип действия основан на взаимодействии материи и антиматерии. Оно высвобождает колоссальное количество энергии. А скорость истечения образующихся в ходе этого процесса частиц близка к релятивистским, что позволяет разогнать космический корабль до очень больших скоростей. В качестве примера можно привести разработанный в 1990-х проект Valkyrie. В теории, этот звездолет способен разогнаться до 92% от скорости света.

Само по себе антивещество уже давно перестало быть фантастикой – ученым впервые удалось синтезировать антиводород еще в 1995 году. Так что можно задаться логичным вопросом, почему же мы до сих не отправились к звездам. Все дело в том, что для создания подобного двигателя необходимо решить две фундаментальные проблемы.

Во-первых, нужно многократно уменьшить стоимость антивещества и наладить его производство в промышленных масштабах. Сейчас его можно получить лишь с помощью ускорителей частиц. Поэтому количество создаваемой антиматерии измеряется миллиардными долями граммов, а ее стоимость составляет поистине астрономические суммы. Во-вторых, нужно придумать надежный способ, позволяющий хранить антивещество на протяжении длительных периодов времени. Но, если человечеству удастся решить эти проблемы, именно аннигиляционный двигатель способен обеспечить нам наиболее быстрые межзвездные путешествия.

Другой перспективный вариант — использование солнечного паруса. Так называют приспособление (как правило, представляющее собой огромную пленку), использующее давление солнечного света или лазера на зеркальную поверхность для приведения в движение космического аппарата. Эта технология также не является чем-то фантастическим. Ее уже испытывали во время нескольких космических миссий, а прямо сейчас на околоземной орбите функционирует аппарат Lightsail-2, оснащенный парусом с площадью поверхности в 32 кв. м.

солнечный парус в космосе

Основное преимущество солнечного паруса — отсутствие необходимости брать с собой топливо, на которое обычно приходится львиная доля массы космического корабля. Но опять же, все не так просто. В исходном виде парус годится лишь для перелетов во внутренней части Солнечной системы. Если мы хотим отправиться в космические глубины, нам придется построить сверхмощный лазер, чей луч можно будет использовать для разгона «парусника». Создание подобного ускорителя, несомненно, станет самым грандиозным проектом в истории, требующим согласованных усилий всех земных наций.

Другая очевидная проблема звездолета с солнечным парусом заключается в том, что его затем нужно как-то затормозить. Одним из вариантов решения проблемы может стать использование второго паруса. При приближении к звезде он отсоединится от корабля и сыграет роль линзы, сфокусировав ее свет на звездолете, позволив ему уменьшить скорость. Еще одной возможностью является комбинация из паруса и иной силовой установки (например, уже упомянутого аннигиляционного двигателя). Первый будет использоваться для ускорения звездолета, второй — для его торможения на подлете к цели.

Но наиболее реалистичным вариантом пока что рассматривается «взрыволет»: космический корабль, приводимый в движение энергией, выделяемой во время подрыва небольших ядерных или термоядерных зарядов. Насколько бы безумной на первый взгляд ни выглядела подобная схема, но она может быть работоспособной, что подтверждают как результаты моделирования, так и практические эксперименты.

Читайте также:
Программа оказания первой помощи сколько часов

Согласно некоторым расчетам, такой звездолет можно было бы разогнать до 10% скорости света, что обеспечило бы достижение той же Альфы Центавра за 45 лет — т.е. в пределах одной человеческой жизни. Более того, по мнению многих экспертов, на данный момент это единственный тип относительно быстрого межзвездного корабля, который может быть создан на основе исключительно имеющихся технологий. Все остальные теоретические концепции, вроде уже упомянутого аннигиляционного двигателя, имеют большое количество нерешенных проблем и физических допущений, которые делают их возможную реализацию делом весьма отдаленного будущего.

Альтернативой всем перечисленным схемам выступает создание «медленного» корабля поколений — замкнутой экосистемы, рассчитанной на путешествие протяженностью в сотни и тысячи лет. Преимущество такого звездолета заключается в том, что он не требует разработки принципиально новых двигателей. Основной недостаток — необходимость создания полностью самодостаточной самоподдерживающейся экосистемы, которая сможет существовать без поставок извне и обеспечить выживание колонии людей на протяжении столетий, а то и тысячелетий. Не исключено, что в реальности это окажется даже более сложной задачей, чем строительство того же аннигиляционного двигателя.

В качестве примера можно привести проведенный в начале 1990-х печально известный знаменитый эксперимент «Биосфера-2», наглядно продемонстрировавший ряд опасностей, которые могут подстерегать людей при длительном нахождении в изоляции. Тут и быстрое разделение коллектива исследователей на несколько враждебных группировок, и неконтролируемое размножение вредителей, приведшее к стремительному падению содержания кислорода под куполом, из-за чего опыт в итоге пришлось прекратить. Даже обычный ветер, как оказалось, играет важнейшую роль: без регулярного раскачивания деревья быстро становятся хрупкими и ломаются.

Альтернативой кораблю поколений является технология, позволяющая погружать людей на сотни и даже тысячи лет в состояние анабиоза, а затем возвращать их к жизни. Это могло бы решить многие принципиальные проблемы длительного полета. Неудивительно, что капсулы для гибернации давно стали неотъемлемой частью научной фантастики. К сожалению, в реальности работы в этом направлении все еще пребывают в зачаточном состоянии. На данный момент сложно делать определенные прогнозы по поводу того, возможен ли какой-то прорыв, и когда он может осуществиться.

Так что не исключено, что если человеку все же суждено достигнуть звезд, это будет сделано не какой-то отдельной экспедицией, а методом небольших «скачков». Если наша цивилизация приступит к освоению пояса Койпера (например, Плутона и Эриды), то со временем поселенцы начнут создавать аванпосты на все более далеких ледяных объектах, постепенно удаляясь от Солнца. Используя их в качестве своеобразного «перешейка» (как аналогию можно привести заселение древними людьми Америки и Австралии), со временем их потомки смогут достигнуть аналога облака Оорта вокруг Альфы Центавра, и уже по нему добраться до обращающихся вокруг них экзопланет.

Целесообразность освоения дальнего космоса

Но, даже зная, куда и на чем мы можем полететь, нам все равно нужно найти ответ на финальный вопрос: зачем? Что может дать человечеству освоение дальнего космоса?

Разговор на эту тему стоит начать с того, что тяга к исследованию и покорению новых мест генетически заложена в нашей природе. Именно благодаря ней человечество сумело расселиться по всем земным континентам и стать доминирующей формой жизни на планете. И если тщательно все обдумать, возможно, нам даже не нужно искать каких-то оправданий космической экспансии.

Весь исторический опыт свидетельствует: как только у человечества появляется возможность колонизировать новый регион, мы немедленно ее используем. И в этом плане космос вряд ли станет исключением. Если технологии дадут нашему виду реальную возможность создавать устойчивые и безопасные поселения на других мирах, незамедлительно найдутся те, кто захочет ею воспользоваться и покинуть Землю.

При всем при этом не стоит забывать, что в прошлом колонизации новых земель не отличалась особой системностью. Достаточно просто вспомнить историю Африки или судьбу коренных народов Америки. Она всегда сопровождалась массой трагедий и ошибок, последствия которых человечество пытается исправить до сих пор. Так что в случае с космосом мы, по крайней мере, можем приложить все возможные усилия, чтобы не повторять ошибок предыдущих поколений и заранее продумать, как лучше организовать этот процесс.

Если же говорить с практической точки зрения, колонизация дальнего космоса тоже может принести человечеству ряд выгод. Наиболее очевидно из них то, что наш вид получит страховку на случай, если что-то случится с Землей. Часто эта роль отводится Марсу. Но надо понимать, что это мертвый мир, растерявший большую часть своих ресурсов, который вряд ли сможет претендовать на статус полноценной замены Земле. А вот если принять во внимание гигантские размеры космоса, можно прийти к выводу, что у человечества — неплохие шансы отыскать планеты с комфортными условиями на просторах нашей галактики, которые станут для нас полноценным домом.

К слову, ресурсы дальнего космоса — в первую очередь именно пояса Койпера и облака Оорта — тоже могут пригодиться нашему виду. И речь идет не только об использовании их в качестве промежуточных баз для звездолетов.

Если в далеком будущем человечество займется планетарной инженерией и попытается терраформировать Марс и Венеру, для этого потребуется доставить туда огромные массы воды. Безусловно, ее можно найти и поближе (например, на спутниках Юпитера). Однако не исключено, что будет куда проще поймать и отбуксировать во внутреннюю часть Солнечной системы несколько крупных ледяных тел, нежели пытаться возить воду на Марс космическими танкерами с той же Европы. Более того, весь этот регион может стать стратегическим резервом на случай, если нашу собственную планету постигнет какая-то глобальная катастрофа и ее придется восстанавливать.

И, наконец, не стоит забывать про еще одну извечную мечту человечества — найти ответ на вопрос, одни ли мы во Вселенной. Он волновал, волнует и будет волновать еще множество поколений. Так что поиски внеземной жизни, безусловно, станут еще одним важным фактором, который подстегнет изучение дальнего космоса.

Конечно, нельзя исключать, что в конечном счете нам так и не удастся никого разыскать. Но даже при таком исходе мы, по крайней мере, обезопасим свой вид от исчезновения. Да и, к тому же, кто-то же должен быть первым.

Источник: maxpolyakov.com

Закрытые и перспективные проекты Роскосмоса ближайших лет

Проекты Роскосмоса до 2035 года

На протяжении последних 28 лет Роскосмос теряет позиции в мировой космонавтике. Было закрыто множество проектов созданных еще при СССР: орбитальная станция Мир, проект Энергия-Буран, многоразовые ступени проекта Энергия-2. По мнению автора статьи это связано с плохим, не техническим, руководством госкорпорации.

Начиная с 2011 года чехарда топ-менеджеров отрасли получила чудовищную тенденцию! За 9 лет Роскосмос возглавляло 4 человека, с разными векторами развития и проектами реализации восстановления индустрии.

В отсутствии технических кадров высшего руководства Роскосмоса из отрасли в частные компании уходят ведущие специалисты системообразующих предприятий страны: КБ Хруничева, НПО Энергия, КБ Химавтоматика и другие. Некачественное исполнение коммерческих заказов приводит к возникновению и нарастанию долгов.

Ярким примером в обоих случаях служит НПО Энергия (материал в стадии подготовки). Но и руководство Роскосмоса осуществляет настолько дорогие, необоснованные и нелогичные поступки, что остается только удивляться! Дух статьи понятен, надеюсь вы дочитаете ее до конца! Читателям, у кого нет времени предлагаю посмотреть видео. Небольшой сюжет в короткие сроки передаст 70% написанного в этой статье:

Ну а я продолжу с исторической справки! прежде чем судить текущих специалистов, посмотрим, кто руководил Роскосмосом еще в Советские годы!

РУКОВОДИТЕЛИ РОСКОСМОСА И РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Дмитрий Фёдорович Устинов — технарь по образованию, прошел все ступени от слесаря до министра обороны. Внес огромный вклад в становление ракетостроения СССР, собрал идеальную команду во главе с Королевым. Реализовал проекты:

  • Разработка первых ракет
  • Ракетоноситель Восток
  • Полет человека в Космос
  • Первый спутник Земли

Родион Яковлевич Малиновский — блестящий полководец уделял особое место образованию своих подчиненных, был великолепным организатором. Именно эти качества помогли ему довести начатые проекты Устинова до конца и поддержать команду Королева. Внес огромный вклад в реализацию следующих проектов:

  • Запуск первого спутника в Мире
  • Полет человека в космос
  • Лунная программа

Сергей Александрович Афанасьев в 1941 году окончил с отличием МВТУ им. Баумана. Технарь по мышлению и образованию, высоко ценился в научных кругах. Был отличным организатором и выдающимся инженером. За годы руководства Роскосмосом систематизировал и централизовал предприятия отрасли и реализовал проекты оборонительной направленности:

  • Объединил разрозненную отрасль и наладил взаимодействие
  • Наладил производство межконтинентальных баллистических ракет
  • Наладил производство баллистических ракет для подводных лодок
  • Подготовил всю инфраструктуру для ракетной обороны страны

Олег Дмитриевич Бакланов — доктор технических наук. Прошел путь от монтажника до директора завода, назначили в 1972 году. Руководил отраслью с 1983 по 1988 гг. При Олеге Дмитриевиче были реализованы два крупнейших проекта:

  • Космическая орбитальная станция «МИР»
  • Система «Энергия-Буран»

Виталий Хуссейнович Догужиев и Олег Николаевич Шишкин — руководили отраслью с 1988 по 1991гг. Олег Николаевич был продолжателем и руководителем проекта «Энергия-Буран». Позже был врагом следующего управленца — Юрия Коптева.

Ю́рий Николааевич Коптев. Руководил Роскосмосом с 1992 года по 2004 год (12 лет). Обладал техническим образованием, выдающийся памятью, но не разбирался в ракетостроении и космонавтике. Экономическая безграмотность Юрия Николаевича дорого обошлась космической отрасли страны. Известен не созданием новых проектов, а закрытием перспективных. Продажей технологий иностранным инвесторам для реализации совместных проектов:

  • Остановка развития системы «Энергия-Буран»
  • Потеря всех полностью или частично собранных версий Бурана и ракетоносителя Энергия
  • Заморозка проекта Энергия-2
  • Затопление в 1998 году орбитальной станции МИР
  • Строительство на деньги американцев МКС (по существу являющейся проектом станции МИР-2)
  • Заключение договоров по продаже двигателей РД-180 в убыток для России (из-за изменения курса национальной валюты)
  • это только, то что пришло в голову на скорую руку, но далеко не все! Подробнее читайте в отдельной статье — Юрий Николаевич Коптев — герой нашего времени! (материал в стадии подготовки)
Читайте также:
Какие из нижеуказанных программ вы отнесете к системным программам

Фраза одного из лучших инженеров СССР сказанная во время обсуждения с Коптевым перспектив проекта Энергия-Буран:

«Вы, Юрий Николаевич, — первый могильщик „Энергии“. „Не Вам давать оценку моей деятельности“, — отрезал он.

Олег Николаевич Шишкин

По мнению автора статьи, если бы Роскосмосом руководил Шишкин, а не Коптев (не разбирающийся в ракетах и тех процессе человек) ситуация была бы иной!

Анатолий Перминов — руководил Роскосмосом с 2004 по 2011 годы. В условиях отсутствия финансирования возлагал надежду на работу с другими странам. За годы руководства ничем не отметился и не запомнился.

С 2011 по 2013гг. отраслью руководил Владимир Попович. Далее его сменил Олег Остапенко, которого в 2015 году сменил Владимир Комаров — этап чехарды в руководстве, сложно что-то сказать о деятельности людей. Через 3 года, в 2018 году Комарова сменил Дмитрий Рогозин — продолжив чехарду в управлении значимой отрасли страны. Но важно тут другое, кто эти люди по образованию:

Попович и Остапенко — карьерные военные, без технического инженерного образования. Максимум разбирались как оборудованием пользоваться. В общем не механики, а водители — по простому. Комаров — экономист по образованию, проработавший всю жизнь в финансовом секторе. Финансовый порядок в Роскосмосе не навел — экономист средней руки.

Рогозин — лингвист, журналист, немного экономист. Мечтал быть разведчиком, а был назначен руководить инженерными разработками без должного образования!

Реализованные проекты: у целого поколения руководителей нет завершенных проектов!

НЕБОЛЬШОЙ ИТОГ О РУКОВОДИТЕЛЯХ РОСКОСМОСА за последние 28 лет, только вдумайтесь — 28 лет! С 1992 по 2020 годы не было ни одного технически грамотного специалиста. Первый руководитель заслужил неоднозначную репутацию. Тенденция гуманитаризации космонавтики России прослеживается и на других предприятиях, например НПО Энергия (материал в стадии подготовки).

Чудом реализованные некоторые проекты, например двигатель РД0124 или серия ракет Союз-5, являются исключением из правил и инициативой отдельных предприятий. 30 летний провал в руководстве Роскосмоса привел к потери мирового лидера в космонавтике.

ЗАКРЫТЫЕ И ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПРОЕКТЫ РОСКОСМОСА

Владимир Комаров и Дмитрий Рогозин заставили страну вспомнить, что у России есть ракетостроение и космонавтика! С 2015 по 2020 годы мы часто наблюдаем за попытками возродить Роскосмос, но пока больше негатива, чем позитива. Давайте разберемся, что смогли сделать Комаров и Рогозин за 5 лет руководства отраслью, именно столько времени понадобилось в 80-ые годы Олегу Баклановы, чтобы реализовать проекты:

  • Станция «Мир»
  • «Энергия-Буран»

Руководители периода с 2004 по 2015 годы по итогам своей деятельности лишь отбывало время на занимаемой должности. А вот начиная с 2015 года россияни частенько слышали о различных ситуациях вокруг отечественной индустрии. Вначале рассмотрим экономически убыточные проекты, которые сейчас заморожены или закрыты Роскосмосом.

ПРОЕКТ МОРСКОЙ СТАРТ — ЗАМОРОЖЕН

Во время руководства отраслью Владимиром Комаровым компания S7 и Роскосмос потратили огромные средства на приобретение проекта Морской старт (нажми для прочтения стать). Плавучий космодром ежегодно приносит убытки компании S7 Space, на балансе которой стоит. Госкорпорация Роскосмос никогда не сможет вернуть миллиарды выплаченные Американским предприятиям в ходе проведенной сделки. В 2019 году S7 Space запретили поставлять на Украину компоненты для производства ракеты Зенит. На текущий момент проект заморожен!

Но есть и положительная новость! Благодаря инициативе предприятия РКЦ Прогресс, которая в одиночку вело разработку ракетоносителей Союз-5 у Морского старта есть шансы на возрождение. Про линейку ракет Союз-5 читайте в материале ниже!

РАКЕТОНОСИТЕЛИ СЕРИИ ПРОТОН — ЗАКРЫТ С 2018 ГОДА

Недорогие версии ракето-носителя Протон

Серьезной ошибкой Дмитрия Рогозина явилось подписание летом 2018 года указа о закрытии разрабатываемых дешевых ракето-носителей и сосредоточении на семействе ракет Ангара. Не многие знаю, но к 2018 году были подготовлены проекты технически реализуемых проектов на базе ракеты Протон:
Решение Рогозина сосредоточиться на новой линейки ракет, вместо модернизации старых Протонов и последующей разработки новой серии ракетоносителей Ангара привело к потери коммерческих стартов. Американские и Европейские партнеры начиная с 2020 года не используют российские ракеты для своих космических программ. Еще повезло, что РКЦ Прогресс в одиночку вело разработку ракеты Союз-5. Роскосмос сейчас активно примазывается к этой линейки средних и легких ракетоносителей.

ПРОЕКТ ЛЕГКИХ, СРЕДНИХ И ТЯЖЕЛЫХ РАКЕТ АНГАРА — НЕРЕАЛИЗОВАН

Долгая работа и неясная ситуация вокруг семейства ракет Ангара. Единственные пуски в 2014 году — после этого тишина на 6 лет! Сегодняшний руководитель КБ Хруничева еще в 1999 году защитил диссертацию по унифицированной линейке ракет! В целях последующей экономии при создании ракетоносителей в 2016 году начали перенос мощностей в Омск.

Прошло уже 4 года, а ни одной ракеты так и не собрано. Вокруг проекта Ангара постоянно ходят слухи о сокращении линейки, вывода сверхлегких ракет из серии. Вот заявления Рогозина по Ангаре:

23 июня 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин объявил, что с 2022 года ПО «Полёт» будет ежегодно производить по четыре ракеты-носителя «Ангара-А5», а с 2024 года — не менее 8 и 2 легких ракет-носителей ежегодно.

6 сентября 2019 года при посещении Владимиром Путиным космодрома Восточный гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил, что первая ракета «Ангара» будет поставлена на космодром Восточный в 2022 году; сейчас запущено ее производство в Омске.

Серия ракетоносителей Ангара

6 ноября 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что первая произведённая на омском предприятии «Полёт» пилотируемая ракета-носитель «Ангара-А5П» ожидается к 2024 годуНеразбериха вокруг Ангары говорит о непродуманности техпроцесса. Это подтверждает и перенос проекта в Омск в последний момент по финансовым соображениям. В советское время Сергей Афанасьев будучи главным специалистом подобный процесс реализовывал за 1,5 года (как подготовлю материал, добавлю ссылку). Мы же наблюдаем за переездом Ангары уже 5 лет!

Настораживает тенденция вливания огромного количества бюджетных средств в КБ Хруничева — может переезд выгодно затягивать!? Судя про коррупционному скандалу вокруг космодрома Восточный и Ивана Сафронова — мысль может быть вполне обоснованной!

СВЕРХТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА ЕНИСЕЙ — ЗАМОРОЖЕН

Еще при Комарове ходили разговоры вокруг проекта ракеты Енисей. Для подробного ознакомления посмотрите отдельную статью — Роскосмос строит сверхтяжелую ракету Енисей, а как же Энергия? У автора статьи всего лишь один вопрос — под какие цели нужна сверхтяжелая ракета?

Ответ же на текущую медийную ситуацию простой: Рогозин и Комаров используют различного рода информационные вбросы для создания видимости активной деятельности. С точки зрения отчета о работе перед руководством страны и населением, которые постоянно читают информацию о новых разработках Роскосмоса — это отличный инструмент. В плане публичности — твердые 5 баллов! Жаль, что пустая болтовня никогда не помогала делу. Вот и разработка ненужного ракетоносителя Енисей формально идет, но фактически заморожена.

Учитывая, что на подходе целая серия новых западных ракет, таких как «Ариан-6», «Вулкан», Нью Гленн», «СтарШип», не говоря про уже летающие «Фальконы» или китайские ракеты, российской космонавтике вряд ли удастся вернуть себе хотя бы часть коммерческого пирога. Ведь мы производим только тяжелые ракет — грузовики, а как же дешевый спектор — легковушки?

ПРОГРАММА И ПРОЕКТЫ ОЗВУЧЕННЫЕ РОСКОСМОСОМ ДО 2035 ГОДА

Чтобы немного скрасить ситуацию в российской космонавтики добавлю программу развития от Роскосмоса на ближайшие 15 лет, до 2035 года! В этой статье будут представлены наиболее интересные вырезки и краткие обзоры. С полным списком проектов Роскосмоса можно ознакомиться скачав Презентацию программы развития космонавтики России до 2035 года (скачать документ).

Проекты Роскосмоса до 2035 года

Проект ракетоносителей Союз-5 или Сункара

Начну с ракет семейства Союз-5, разрабатываемых по инициативе РКЦ Прогресс. Только в последнее время руководство Роскосмоса примазалось к этому проекту. Цитирую заявление Комарова на тему ракетоносителей Союз-5 или Сункара, как ее еще называют:

«Проект, который мы надеемся запустить примерно в 2022-2023 годах, даст новый импульс партнерству с Казахстаном и повысит конкурентоспособность Байконура на мировой космической арене»

В кратце идея состоит в том, чтобы построить ракету Зенит и оснастить ее российскими двигателями РД-0124, вместо РД-120 украинского производства. Подробнее о проекте Сункара читайте в статье — Ракетоноситель Союз-5 (статья в стадии подготовки). Реализация проекта планируется в 2022-2023гг. — это пожалуй самая удачная идея, которая теоретически позволит оживить Морской старт, побороться за коммерческие старты и принять участие в российско-казахстанском проекте Байтерек!

img

Двигатель РД0124 — первый российский двигатель разработанный после распада СССР. Кислородно-керосинная жидкостная установка является самой высокоэффективной системой в мире. Разработан ракетный двигатель в КБ Химавтоматика.

Перспективных проектов, по мнению автора статьи, у Роскосмоса больше нет. Ангара — не готова, да и коммерческое ее применение под вопросом. Идеи по созданию Термоядерного ракетного двигателя — преждевременные слова Рогозина, без технического изучения процесса. Заявление о космическом лифте — очередной медийный вброс. Фактически, проектов, которые продуманы и перспективны с коммерческой точки зрения у России в космонавтике нет. Но есть проекты Роскосмоса которые удивляют своей обоснованностью, но об этом в отдельной статье — Невыгодные и бесперспективные проекты Роскосмоса (статья в стадии написания)

Источник: zakharkiv-travel.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru