Приложение 3. Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми.
Приложение 4. Карта одаренного ребенка.
Приложение 5. Структура программы сопровождения одаренного ребенка.
Приложение 6. План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях».
Приложение 7. План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности».
Приложение 8. План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями».
Приложение 9. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности».
Приложение 10.План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности».
Приложение 11. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности».
Приложение 12. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности».
7 Невероятно Одаренных Детей
Приложение 13. «Диагностический инструментарий для выявления одаренности».
Приложение 14. «Краткий алгоритм разработки индивидуального маршрута одаренного ребенка».
Приложение 15. «Методики развития одаренности».
Приложение 16. «Программа «Знайка». Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития интеллектуальной одаренности дошкольников.
Пояснительная записка. Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.
У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.09 2012 № 02-02-82/ 5598 «Об организации системной работы с одаренными детьми»;
- Постановление правительства Свердловской области от 11.10.2010г. № 1472-ПП об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в свердловской области («Наша новая школа») » на 2011-2015 годы.
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.Задачи.
Важные характеристики одаренных детей. Развитие и воспитание детей #353
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1
Виды различий
Виды одаренности
По широте проявлений
Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)
По типу предпочитаемой деятельности
По интенсивности проявлений
повышенная способность к обучению (способные);
По темпу психического развития
С нормальным темпом психического развития;
Со значительным опережением возрастного темпа развития
По возрастным особенностям проявления
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды
одаренности
Составляющие
Как проявляются
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
Способности к обучению
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
2. Исследовательско-диагностический этап.
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.
Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)
Виды одаренности
Составляющие
Методики диагностики
Кружок, секция, направленный на развитие качества
Воспитатель
Источник: dohcolonoc.ru
Программа ‘Одаренный ребенок’
Программа ‘Одаренный ребенок’ предназначена для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет).
Разработанная как уровневый вариант программы «Развитие» тем же авторским коллективом, программа построена на общих теоретических позициях.
Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. Под редакцией О.М.
Дьяченко.
Цели программы ‘Одаренный ребенок’ — развивать умственные и художественные способности детей, совершенствовать творческие способности.
Программа состоит из объяснительной записки характеристики цели содержания, средств работы, материалов и деятельности детей. К ней прилагаются планы всех занятий по каждому разделу. Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.
Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.
- Ознакомление с пространственными отношениями.
- Развитие элементов логического мышления.
- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Конструирование.
- Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
- Ознакомление с природой.
- Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
- Изобразительное искусство.
В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.
Содержание экологического образования отражено в разделах «Ознакомление с природой» и «Ознакомление с элементарными физическими явлениями».
Структурно-содержательная характеристика
Программа включает в себя три раздела, первый из которых посвящен ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся вычленять факторы, оказывающие влияние на живое, выделять отличительные признаки живой природы, растений и животных, классифицируют объекты, определяют их родовые признаки.
Во втором разделе дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость видоизменений частей растения от факторов внешней среды, выполняемых функций. Дети самостоятельно придумывают условные обозначения, наглядно иллюстрирующие возможные видоизменения частей растения, соотносят функции, выполняемые каждой частью растения, с факторами внешней среды.
Третий раздел направлен на ознакомление с природными поясами Земли, их климатом, растительным и животным миром. Дети определяют, как животные приспосабливаются к условиям внешней среды, в том числе к растительному миру, что происходит при изменении этих условий, где основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды.
Второй и третий разделы заканчиваются контрольными занятиями, в ходе которых дети должны творчески применить усвоенные на занятиях средства в новых ситуациях (придумывают несуществующие миры по заданным природным условиям).
Как и в старшей группе, программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными обозначениями на них. Дети узнают о различных оболочках Земли (гидро-, лито-, атмосфере), их условных обозначениях, разбирают заселенность каждой из них, выясняют причины неравномерности распространения жизни в них. Этот раздел связан с уже имеющимися знаниями детей о пространственных моделях (плане, карте и т.д.).
Следующий раздел включает в себя продолжение материала о многообразии живой природы и ее зависимости от факторов внешней среды, но растения и животные рассматриваются в них с точки зрения классификации, выделения существенных признаков в строении и объединении в классы по этим признакам.
В третьем разделе дети узнают историю происхождения многообразия живой природы, рассматривая эволюцию жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. Они учатся переводить временную последовательность изменения видов в пространственную модель эволюционного древа. Основная задача работы — выделение усложнения в строении растений и животных, что позволяет им становиться более приспособленными к условиям жизни, установление закономерностей изменения низко и высоко организованных живых организмов. Заключительные занятия показывают связь человека с животным миром, единство происхождения человеческих рас, их приспособленность к различным условиям жизни. В подготовительной к школе группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение.
Раздел «Ознакомление с элементарными физическими явлениями» в старшей группе предполагает рассмотрение физических явлений по разделам: «Динамика», «Статика», «Магнетизм».
Цель программы: развивать познавательные способности ребенка на основе применения предметных и графических моделей при рассмотрении физических явлений разного типа, а также прогнозирование на основе модели возможного результата того или иного явления.
В связи с этим предполагается развитие у детей представлений, связанных с такими понятиями, как «сила», «движение и покой», «инертная масса», «равновесие», с точки зрения взаимодействия тел или их частей; с принципом действия рычага и блока и простейшими приемами их использования; магнитными явлениями. В деятельности детей предусматриваются как «работа в уме», так и опытная проверка на простейших физических приборах.
В подготовительной к школе группе продолжается ознакомление детей с физическими явлениями, играющими существенную роль в жизни человека и окружающем его мире, такими как «агрегатные состояния вещества, их основные свойства и изменения», «звук». Работа с детьми строится, как и при обучении детей старшей группы, на использовании моделирования физических понятий и явлений.
Обучение предполагает расширение сферы рассматриваемых явлений, требует от ребенка более широкого круга применения моделей, умения логически связывать абстрактную модель с реальными явлениями. Как и в старшей группе, предельно ограниченно вводится научная терминология, проводятся опыты с простым оборудованием (часто встречающиеся в быту «приборы» — зеркальце и фонарик как источник света, термометр, пробирка или пузырек от лекарства, натянутая струна и суровая нитка, а также такие материалы исследования, как вода, снег, лед, сыпучие и вязкие продукты, бумага, ткани, деревянные и металлические предметы).
При ознакомлении детей с источниками тепла (спички, свеча, горелка) рекомендуется не заострять на них внимание ребенка и по возможности обходиться без них (к примеру, нагреть что-либо иногда можно просто в руках, на батарее парового отопления или на солнце), чтобы наблюдение не сводилось к единственной цели — зажечь. Представления детей об элементарных физических явлениях обобщаются и фиксируются в виде условных обозначений и наглядных моделей.
Предметно-развивающая среда
Для ознакомления с природой требуется включение в развивающую среду большого количества иллюстраций, природного материала. На занятиях желательно иметь наборы открыток, гербарии, микроскоп, слайды и диафильмы с изображениями древних и современных растений и животных, глобус, карту Земли и звездного неба, изображения или фотографии Земли из космоса.
Важно организовать в детском саду небольшой живой уголок с такими животными, как хомяки, птицы, черепахи, аквариум с водорослями, моллюсками и рыбами. Необходимо, чтобы дети ухаживали за своими питомцами, наблюдали за ними во время кормления, уборки и т.д. При подборе материала для занятий рекомендуется давать детям задание на лето: собрать гербарий, наблюдать за растениями и животными в лесу, на лугу, в пруду или на речке. Важно включить в развивающую среду дидактические игры, в ходе которых закрепляются особенности строения, животных и растений, их зависимость от условий обитания.
Для ознакомления с элементарными физическими явлениями в группе предполагается наличие следующего лабораторного оборудования, шт.:
- два набора грузов (по 100 г);
- рычаг — 2;
- неподвижный блок с креплением — 2;
- металлический желоб, шарики разной массы или небольшие мячи — 2—4;
- пружинные динамометры с условной (без цифровых делений) шкалой — 3—4;
- полосовые магниты и магнитные стрелки на подставках (простейшие компасы) — по количеству детей в подгруппе.
Кроме этого, на занятиях широко используются в виде раздаточного материала картинки — «ситуации», изображающие какие-либо взаимодействия (например, плывущий кораблик, тянущий санки мальчик, подъем груза с помощью блока и т.д.), и картинки — «парадоксы»: «Может ли такое быть?» (например, санки, сами поднимающиеся в гору; мышонок, перевесивший слоненка на качелях, и т.п.), а также картинки-модели.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
От воспитателя не требуется никаких специальных знаний и навыков, кроме умения после ознакомления с программой «другими глазами» взглянуть на все известные процессы. Что именно нужно выделить в них — это укажет программа, но и сам воспитатель может дополнить ее собственным жизненным опытом и своим видением мира.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Источник: doshkolniki.org
Перечень мероприятий с талантливыми и одаренными детьми
Автономная некоммерческая организация по работе с талантливыми и одарёнными детьми «ИНСАЙТ» в 2023 году проводит Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Хоровод традиций-2023». Фестиваль проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. 31.12.2014) часть 2, статья 77 и направлен на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала детей и взрослых. Цель Фестиваля – выявление и поддержка талантливых и одаренных детей и подростков и их педагогов в различных жанрах художественного творчества.
Фестиваль проводится по следующим конкурсным направлениям:
- вокальное исполнительство — Всероссийский конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса России»;
- изобразительное искусство, декоративно-прикладное и техническое творчество — Всероссийский конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Палитра ремёсел»;
- литературное творчество — Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»;
- фольклорное творчество — Всероссийский фольклорный конкурс «Живая традиция»;
- театральное искусство — Всероссийский конкурс детских театральных коллективов «Театральная юность России»;
- хореографическое искусство — Всероссийский конкурс детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!».
В рамках фестиваля проводятся многожанровые конкурсы:
- Всероссийский конкурс художественного и технического творчества «Новогодний фейерверк»;
- всероссийский историко-патриотический конкурс «Калейдоскоп ганзейских городов России».
Сроки и место проведения мероприятий Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Хоровод традиций-2023»
1 | Всероссийский конкурс художественного и технического творчества «Новогодний фейерверк -2022» | 24 — 28 декабря 2022 года | город Москва |
2 | Всероссийский конкурс художественного и технического творчества «Новогодний фейерверк -2023» | 4 — 7 января 2023 года | город Великий Новгород Новгородская область |
3 | Всероссийский историко-патриотический конкурс «Калейдоскоп ганзейских городов России» | 24 — 28 марта 2023 года | Ленинградская область |
4 | Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы» | 29 марта — 2 апреля 2023 года | город Пушкин (Царское село) Ленинградской области |
5 | Всероссийский конкурс детских театральных коллективов «Театральная юность России» | 20 — 24 мая 2023 года | Ярославская область |
6 | Всероссийский конкурс детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!» | 25 — 29 мая 2023 года | Ярославская область |
7 | Всероссийский конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Палитра ремёсел» | 30 мая — 2 июня 2023 года | город Мышкин Ярославской области |
8 | Всероссийский конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса России» | 17 — 20 июня 2023 года | город Валдай Новгородской области, Великий Новгород |
9 | Всероссийский фольклорный конкурс «Живая традиция» в рамках Международного фестиваля народного искусства и ремесел «Садко» | 22 — 25 июня 2023 года | город Великий Новгород Новгородской области |
10 | Всероссийская профильная смена «Хоровод традиций -2023» | 26 июня — 2 июля 2023 года при наличии благоприятной ситуации | город Алушта Республика Крым |
Архив документов
- Положение Всероссийского конкурса детского и художественного творчества «Хоровод традиций-2022»
- Положение Всероссийского конкурса детского и художественного творчества «Хоровод традиций-2021»
- Положение Всероссийского конкурса детского и художественного творчества «Хоровод традиций-2020»
- Положение Всероссийского конкурса детского и художественного творчества «Хоровод традиций-2019»
- Приказ Министерства просвещения РФ № 390 от 24 июля 2019 года «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год»
- Приказ Министерства просвещения РФ № 197 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2018/19 учебный год»
Источник: xn—-8sbeicyai1babvf1a1b2a.xn--p1ai