Название программы обучения хореографии

Дополнительная общеобразовательная программа “Основы хореографии” имеет художественную направленность. Программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6–9 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет обучающимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

Любая хореография связана с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные упражнения, которые дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Особенностью хореографии, современной в частности, является гармоническое развитие всего организма.

Вырабатываются навыки в сознательном управлении мышцами тела, устраняются зажимы, развивается музыкальный слух, что дает возможность подчинять свое тело определенному музыкальному ритму. Систематические занятия развивают пластику тела, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, что является важным для ребенка. Хореография учит логическому, целесообразно организованному и грациозному движению, умению выражать чувства и эмоции с помощью тела.

10 минут, чтобы узнать о профессии хореограф

Занятия танцами позволяют детям научиться красиво двигаться, дать волю фантазии, возможность самореализоваться, научиться раскрепощаться. Атмосфера на занятиях непринужденная, не навязчивая, педагог лишь сопровождает детей, незаметно подсказывая и корректируя ошибки и недоработки, что дает возможность ребенку максимально проявить себя, свои способности.

Хореография оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека, занятия помогают воспитывать характер человека. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия хореографией развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это, несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.

Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий хореографией.

Срок реализации программы – 2 года

Возраст детей от 6 – 9 лет

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Первый год обучения – 4 часа в неделю.

Второй год обучения – 4 часа в неделю.

В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.

Программа направлена:

на приобщение детей 6–9 лет к основам хореографического искусства

Термины классического танца

выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;

формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,

развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;

развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.

Новизна программы состоит в том, что в отличие от типовых данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.

Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время интерес к искусству хореографии неуклонно возрастает. Появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают подростков. Данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.

Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью детей; воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, жестов, культуру поведения. В настоящее время велик социальный заказ на образовательные услуги в области хореографии со стороны родителей и детей.

Педагогическая целесообразность образовательной программы направлена на создание условий для развития обучающихся основам хореографии, формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Содержание программы расширяет представления обучающихся о танцевальных стилях и направлениях, формирует чувство гармонии, способствует укреплению физического здоровья.

Цель программы– гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, через приобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства.

Задачи:

обучить основам партерной гимнастики;

поэтапное овладение основам классического экзерсиса у палки и на середине зала;

обучить простейшим элементам классического и народного танца;

обучить элементам музыкальной грамоты;

познакомить детей с историей возникновения и развития танца.

Развивающие:

способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;

формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;

формировать интерес к танцевальному искусству;

развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;

развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;

развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;

развивать художественный вкус.

Воспитательные:

воспитать культуру поведения и общения;

воспитать умение ребенка работать в коллективе;

заложить основы становления эстетически развитой личности;

воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

Отличительной особенностью образовательной программы современной хореографии является её направленность на формирование у обучающихся широкого спектра умений и навыков в области танцевального искусства. В основе формирования исполнительских способностей лежат два главных вида деятельности обучающихся: изучение теории и творческая практика Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является классическая хореографическая подготовка. Другими значимыми элементами являются пластика тела и чувство ритма.

Читайте также:
Как убрать надпись в программе видеомонтаж

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6–9 лет. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, так же усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Этапы образовательной программы

1-й год обучения (6-7 лет) – Подготовительная ступень

предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

2-й год обучения (8-9 лет) – Начальная ступень

закрепление азов ритмики и партерной гимнастики, классический экзерсис у станка (постановка корпуса, изучение позиций рук и ног, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов), постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.

Формы занятий:

игра, праздник, конкурс, фестиваль;

Источник: intolimp.org

Программа по хореографии
рабочая программа

По структуре программа является ступенчатой в которой учебный материал представлен так ,чтобы каждая «ступень»была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному.

« Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива.»

Как глоссит древняя китайская пословица «Покажи мне, и я запомню . Дай мне попробовать , и я научусь»

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся ,формирование у них устойчивой мотивации к занятием хореографией и достижением ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях хореографическим коллективом.

«Инновационные и традиционные» методы работы с хореографическим коллективом и их взаимосвязь»Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирования у них устойчивой мотивации к занятиях хореографией и достижениями ими высокого творческого результата используются различные методы в работе.

Традиционные методы работы изучение танцевальной техники построение и разучивание танцевальных комбинаций ,изучение истории становления и развития хореографического искусства ,общее эстетическое развитие занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты :современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности ;методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта коллектива ;методы создания художественной среды средствами хореографии.

Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному»Для развития танцевальных способностей занимающихся .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Современный танец»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Современный танец»

Артемьева Людмила

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

на заседании педагогического совета

«Утверждаю»

Директор ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»

________________ С.А. Бобров

приказ №_ _____ от _________

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Современный танец»

(модифицированная)

для детей 14 – 18 лет

срок реализации 3 года

Артемьева Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования

Учебный план образовательной программы хореографического искусства

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

Содержание учебно-тематического планирования 1 года обучения

Прогнозируемая результативность 1 года обучения

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения

Содержание учебно-тематического планирования 2 года обучения

Прогнозируемая результативность 2 года обучения

Учебно-тематическое планирование 3 года обучения

Содержание учебно-тематического планирования 3 года обучения

Прогнозируемая результативность 3 года обучения

Планируемые результаты обучения по программе и способы их проверки

Материальное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение Программы

Методическое обеспечение Программы

Список литературы для преподавателя

Список литературы для учащихся по разделам программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный танец» художественной направленности.

Вид программы – модифицированная.

Данная программа разработана в 2020 году на основе:

  1. «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», разработанных Минобрнауки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования «Открытое образование», направленных письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 02.12.2015 №10-Исх-12700.
  2. Положения ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» о структуре, порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 31.08.2016 №188.
  3. Типовой программы «Хореографический кружок» М.С. Боголюбская Москва, «Просвещение», 1986 год.

4. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания / В. Ю. Никитин. – М.: ВЦХТ, 2002. – 210 с

Современный танец – это своеобразный пласт в искусстве танца, в котором по-новому соединились движения, музыка, свет и краски. Он обладает своей неповторимой спецификой, изяществом и энергетикой.

Современный танец возник относительно недавно (в начале XX века), но успел довольно быстро развиться за это время. Современный танец можно условно разделить на танец модерн и джазовый танец, которые в свою очередь подразделяются на различные техники: модерн-техника М.Грэхем, Дж.Маллер, Х.Лимона, Д.Хэмфри, техника низкого полёта и др.; джаз – афро-джаз, фанки-джаз, стрит-джаз и др.

Современный танец – особый вид пластического, хореографического языка. Основные принципы его техники базируются на понимании структуры человеческого тела, координации движения и дыхания, ощущении гравитации, пространства и времени.

Современный танец в отличие от классического впитывает в себя все сегодняшнее, он подвижен и непредсказуем, не хочет обладать какими-то правилами и канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, одним словом, создает новую пластику. Именно поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Читайте также:
Программа чтобы наложить музыку на картинку

Педагогическая целесообразность программы «Современный танец» заключается в ее содействии гармоничному психическому, духовному и физическому развитию детей и подростков; формировании художественно-эстетического вкуса, умения самовыражения чувств и эмоций, физической культуры, а также нравственных качеств личности.

Актуальность данной образовательной программы обусловлена спросом родителей и обучающихся на подобного рода развивающие программы художественной направленности.

Программа «Современный танец» помогает решать целый комплекс вопросов, связанный с формированием творческих навыков, удовлетворением индивидуальных потребностей в нравственном, художественном, интеллектуальном совершенствовании подростков, организации их свободного времени.

В процессе занятий учащийся получает профессиональные навыки владения своим телом, изучает основы хореографии; знакомится с историей и теорией современного и классического танца; получает возможность для самовыражения в актерской пластике; учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует своё мастерство и свой характер; познает способы сосуществования в коллективе.

В социальном аспекте учащиеся учатся через партнерство воспринимать других людей, дружно существовать в коллективе, выстраивать взаимоотношения. Осваивая технику движения, ребята двигаются от удовлетворения интереса к этому виду деятельности и потребности в движении к удовлетворению творческих потребностей в самовыражении, к решению сложных технических танцевальных задач.

По ходу освоения программы ребята знакомятся с историей танца, с ведущими современными исполнителями, слушают музыку, учатся различать новомодное, сиюминутное и вечное.

Современный танец способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и имеет возможность исправлять уже имеющиеся небольшие отклонения, такие, как сколиоз, остеохондроз, болезни суставов, слабый мышечный тонус и др. Современный танец развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечнососудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.

Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых стилей, в корне отличающихся от традиционных академических систем хореографического искусства, заставляет обратиться к изучению новых техник танца.

Новизна программы состоит в сочетании изучения танца модерн с такими современными танцевальными направлениями как: contemporary, street jazz, flash dance, hip-hop.

В основе курса лежит изучение техник современного танца: джаз-модерн, contemporary, хип-хоп, floor technique/техники работы с полом, импровизация, партнеринг.

Еще одной особенностью данной программы является интеграция всего комплекса специальных дисциплин: в начале изучения мы опираемся на ритмику и партерную гимнастику – предметы, которые изучаются на первых годах обучения, затем – на классический танец, в дальнейшем акцент идет на становление и развитие творческой индивидуальности учащегося.

Программа «Современный танец» разработана с учетом физических, психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу «от простого к сложному». Физическая нагрузка и уровень сложности движений нарастает поэтапно и последовательно, усложняются творческие задания, и так же целенаправленно возрастает уровень ответственности детей. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на личность ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что позволяет выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и заинтересованности в творческой активности каждого ученика.

Условия набора и добора и возраст учащихся

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный танец» предназначена для занятий с детьми, имеющими склонность к танцевальной деятельности. На обучение по программе «Современный танец» в первую очередь зачисляются учащиеся, прошедшие обучение в ансамбле «Жемчужина» с 1 по 8 год обучения. Дополнительно в группы принимаются все желающие заниматься дети, имеющие медицинское разрешение, в возрасте от 14 до 18 лет.

Эти дети проходят предварительный просмотр, где определяются их индивидуальные возможности, учитываются возрастные и психологические особенности, что и способствует

распределению детей по группам и годам обучения.

Группы формируются по возрастным и индивидуальным способностям детей. В течение учебного года группы могут пополняться вновь поступившими ребятами, способными продолжать обучение по данной программе.

Срок освоения программы

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный танец» рассчитана на 3 года обучения.

Основное назначение программы направлено на раскрытие творческих и коммуникативных способностей ребенка, а так же на его общекультурное развитие.

Особенность методики программы заключается во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству. Содержание программы ориентировано на детей 14 до 18 лет.

Наполняемость групп составляет от 6 до 12 человек (в зависимости от возраста, года обучения и помещения, в котором проводятся занятия).

Объем программы и режим занятий

1 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 204 часа;

2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 204 часа;

3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 204 часа.

Всего по программе 612 часов

Продолжительность занятия – 40 минут, согласно СанПин 2.4.4.3172-14, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (нормы для занятий художественной направленности).

В учебном году предусмотрены каникулы: осенние, зимние и весенние. На каникулах возможны выезды на конкурсы различного уровня, воспитательные мероприятия, творческие мастерские, семинары по теоретическому материалу. Тематические образовательные сессии по истории хореографии.

Формы организации образовательного процесса

Форма организации деятельности учащихся:

· Коллективная – учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (постановка или отработка хореографических композиций).

· Групповая – осуществляется с группой учащихся состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой.

· Парная – общение с двумя учащимися, которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный танец).

Читайте также:
По умолчанию программа photoshop сохраняет файлы в формате

· Индивидуальная — оказание помощи учащемуся по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.

Основная форма проведения занятий – урок

Формы занятий:

· практическое занятие (изучение новых концертных номеров)

· класс-концерт (открытое, контрольное занятие для родителей и специалистов)

· выступление, конкурс, фестиваль

· творческая лаборатория (мастер-классы с ведущими педагогами по современному танцу)

· зрительская практика (посещение, спектаклей, концертов, театров)

· открытое, контрольное занятие (согласно данной программе)

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование и развитие пластических, танцевальных способностей и творческого потенциала учащихся посредством овладения техниками современного танца.

ЗАДАЧИ:

· Ознакомление учащихся с истоками современного танца (история развития джаз-модерн танца), различных течений.

· Ознакомление с особенностями ритмического строения музыки.

· Освоение техники джаз-танца, стрит-джаза.

· Обучение основам свободной импровизации.

· Организация постановочной и концертной деятельности.

· Раскрытие творческой индивидуальности учащихся.

· Развитие физической выносливости и силы, силы духа.

· Воспитание умения передавать стиль и манеру исполнения различных течений, создавать яркие сценические образы.

· Воспитание умения распознавать «прекрасное» и «безобразное» в общем потоке современной индустрии.

· Привитие бытовой и сценической культуры.

· Создания условий для общения.

Отличительные особенности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный танец» отличается от типовой программы, на основе которой она разработана тем, что обучение ведется на основе классической и современной хореографии, создается интегрированная модель обучения с использованием инновационных направлений (джазовый танец, танец модерн, стретчинг, импровизация), которые делают ее интересной и современной. Акцент ставится на изучение современной хореографии.

Особенности организации образовательного процесса

На каждом этапе обучения материал дается по четырем основным

1. Азбука современной хореографии

2. Основы современного танца

3. Репертуарная практика, подготовка концертных номеров

4. История современной хореографии

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

Работа строится таким образом, чтобы не нарушался целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива. В основе преподавания современного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не могут получить необходимые навыки.

Первый раздел – азбука современной хореографии.

Этот раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, развитие координации, формирование осанки и физических данных (шаг, гибкость). Он включает разминку по кругу и на середине, экзерсис на полу.

Второй раздел – основы современного танца.

Предполагает изучение разноплановых элементов современных танцев (джаз-модерн, фанки-джаз, бродвей-джаз), композиций, этюдов, которые могут стать основой репертуара для сценической практики; а так же экзерсиса у станка и на середине.

Третий раздел – репертуарная практика, подготовка концертных номеров.

Значительную роль в художественном воспитании детей играет репертуарная практика. На основе изученных танцевальных этюдов и элементов танца составляются концертные номера. Правильный подбор концертных номеров с учетом возможностей учащихся развивает танцевальность и выразительность. Репертуарная практика – это в своём роде утверждение ребёнка как личности, которая не смущается и не тушуется на сцене перед большим количеством зрителей, также это уверенность ребенка в своих силах. Если учащийся смог перебороть страх и неуверенность выйдя на сцену, можно сказать, что он в жизни справится с любыми трудностями.

Четвертый раздел – беседы о хореографическом искусстве.

Раздел – теоретический, знакомит с общими понятиями современного танца (терминология), с его истоками и историей развития. Желательно осваивать этот материал в форме бесед и видео-просмотров, посещение конкурсов, фестивалей современного танца.

На первом году обучения учащиеся знакомятся с основными принципами техники движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона. Развивается творческое мышление средством свободной импровизации, формируется творческий интерес и эстетический вкус.

На втором году обучения учащиеся познают особенности современного направления джаз-модерна и партеринга. Большее внимание на занятии уделяется импровизации как мгновенному воплощению музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Привлекательность этого направления для ребят в том, что отсутствует дистанция между замыслом и воплощением.

Третий год обучения посвящен, в основном, глубокому изучению джаз-модерн танца. Поскольку модерн это особая философия (не просто мышечная работа, а синтез энергии мысли, чувств и движения), то изучение такого направления современной хореографии целесообразно именно на этом этапе обучения.

К этому моменту учащиеся уже физически развиты, максимально владеют собственным телом, что является кульминацией танцевального мастерства и завершающим этапом изучения предмета «Современный танец». Учитывая особенности кризисного возраста подростков, кроме танцевальной подготовки с ними проводятся беседы, направленные на воспитание у них внутренней культуры, умения избирательно относиться к людям, событиям и явлениям, объяснять свои взгляды, выражать личное мнение, управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия. Кроме этого, проводятся диспуты о содержании программ на музыкальных каналах M-TV и МузTВ, которые они смотрят независимо от желания взрослых. Педагог старается «стихию» направить в позитивное русло, пытается формировать у воспитанников музыкальный вкус, эстетическое отношение к искусству, научить их разбираться что «прекрасно», а что «безобразно».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(срок обучения 3 года)

Наименование предмета

Количество часов в неделю

Итоговая аттестация

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru