Название программы наставничества в школе

Содержание
1 Пояснительная записка
2. Реализация Программы наставничества «ученик-ученик»
2.1. Этапы реализации Программы
2.2 Портфель наставника
3. Мониторинг эффективности реализации Программы
4. Результаты реализации Программы

I. Пояснительная записка
Настоящая программа наставничества МБОУ «СОШ № 29 с.Центральное» разработана на основании:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
• Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»);

НАСТАВНИКИ ГОВОРЯТ | о наставничестве, работе с молодыми педагогами, форме «ученик-ученик»


• Национального проекта «Формула успеха»;
• Положения «О наставничестве» МБОУ «СОШ № 29 с.Центральное».
Мир уже вступил в эру цифровых технологий, и современные дети предпочитают больше времени проводить за «гаджетами», чем, заниматься двигательной и умственной активностью. А это значит, что не накапливаются знания, которыми бы они смогли пользоваться и решать проблемные ситуации нестандартным путём. Дети понимают друг друга, лучше, чем взрослых, старший товарищ пользуется авторитетом, является примером, поэтому мы и внедрили наставническую форму «Ученик-ученик», которая реализуется посредствам шахматного клуба. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.

Целью программы является раскрытие личностного и интеллектуального потенциала наставника и наставляемого, необходимого для успешной самореализации в современных условиях.
Задачи:
• раскрытие потенциала каждого участника программы;
• формирование жизненных ориентиров;
• адаптация обучающихся к новым учебным условиям;
• повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях и внеурочной деятельности;
• формирование ценностей и активной гражданской позиции участников программы;
• развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире.

Наставничество: инструменты и алгоритмы


Форма наставничества: «ученик — ученик».
Ролевая модель: «Адаптированный — неадаптированный», где «адаптация» рассматривается, как умение играть в шахматы.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.
Участники программы:
1. Куратор – Чупрова О.А. заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры и ОБЖ;
2. Наставник – Котрехова Алена, ученица 6 класса, адаптирована к игре в шахматы;
3. Наставляемые – группа обучающихся МБОУ «СОШ № 29 с.Центральное» с 1 по 7 классы.

Ожидаемые результаты реализации программы наставничества
• рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся;
• формирование активной гражданской позиции школьного сообщества;
• увеличение доли учащихся, участвующих в программах наставничества;
• снижение проблем адаптации при переходе на новый уровень обучения: психологических, организационных и социальных;
• включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья;
• измеримое улучшение личных показателей эффективности наставника, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.

II. Реализация Программы наставничества
(см. приложение)

2. Портфель наставника

Пояснительная записка
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Целью наставничества является формирование у наставляемых целостного представления о шахматах и шахматной игре, создание условий для личностного и интеллектуального развития.
Задачи:

— познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
— помочь овладеть приемами тактики шахматной игры;
— научить наставляемых играть шахматную партию с записью;
— развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
— развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
— развивать способность анализировать и делать выводы;
— способствовать развитию творческой активности;
— развивать волевые качества личности;
— воспитывать уважения к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
— сформировать правильное поведение во время игры;
— воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
— воспитывать целеустремленность, трудолюбие.
Отличительной особенностью наставнической деятельности является ее реализация через модель «ученик-ученик».

Занятия предусматривают теоретические и практические формы:
1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);
2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).
Участниками наставнической деятельности являются дети младшего и среднего школьного возраста, посещающие общеобразовательную школу. Наполняемость группы соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН.

Используемый инструментарий
Для реализации наставничества был разработан план работы, который включает в себя разделы.
1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым «полем».
2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.
3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре.
4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.
5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.
6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации.
7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе.

Используемые инструментарии для реализации плана:
— предметные картинки, помогают наставляемым лучше запомнить название фигур. По итогу ознакомительных уроков, группа проходит тест, где предлагаются картинки с изображением фигур, название которых наставляемые должны назвать;
— игровое «поле», которое больше стандартных размеров, используется наставником для объяснения и показа всей группе, а уже позже наставляемые работают на шахматных досках;
— сюжетные картинки позволяют шахматистам увидеть больше возможностей, уменьшить число собственных промахов, красиво играть и улучшить общий счет;
— меловая доска используется для разбора комбинаций, записи ходов и.т.п, наставляемые затем фиксируют все в тетрадь;
— шахматы-онлайн, используются в конце курса наставничества, после соревнований в группе;
— дидактические игры, для закрепления умений и навыков.

Ожидаемые результаты наставнической деятельности:
— умение ориентироваться на шахматной доске;
— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
— правильно помещать шахматную доску между партнерами;
— правильно расставлять фигуры перед игрой;
— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
— рокировать;
— объявлять шах;
— ставить мат;
— записывать шахматную партию;
— матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
— проводить элементарные комбинации.
— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
— находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
— точно разыгрывать простейшие окончания;
— адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
— формировать уважительное отношение к иному мнению;
— учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность;
— развивать навыки сотрудничества с участниками наставляемой группы;
— учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
— учиться использовать знако — символические средства представления информации;
— овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями;
— учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения;
— учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
— овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия;
— находить способы решения и осуществления поставленных задач;
— формировать умение контролировать свои действия;
— учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Читайте также:
Программа для прокачки ног в домашних условиях

III. Мониторинг эффективности реализации Программы
Мониторинг эффективности реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе и/или отдельных ее элементах.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества реализации Программы;
2) оценка мотивационно — личностного, компетентностного, роста участников, динамики образовательных результатов.

Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы группы «наставник — наставляемый» в форме опроса.
По результатам первого этапа мониторинга будет предоставлен анализ реализуемой программы наставничества.

Второй этап мониторинга позволяет оценить мотивационно -личностный, интеллектуальный рост участников и динамику результатов.

IV. Результаты реализации Программы
Создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Наставник:
• организация и проведение форумов, конференций наставников на школьном уровне;
• выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
• презентация опыта наставничества на школьном и районном уровне;
• предоставление наставнику возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития системы наставничества в школе;
• профориентация по профессии «Педагог»;
• коммуникативные навыки;
• рост мастерства.
Наставляемые:
• изучат основы игры в шахматы, примут участие в соревнованиях разного уровня;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие математической грамотности;
• развитие пространственного и системного мышления;
• сохранение здоровья;
• улучшение успеваемости, за счет изучения тактических действий в игре.

Источник: ped-kopilka.ru

Программа наставничества в школе «Учитель-учитель- 2022»
рабочая программа

Программа наставничества МБОУ «Павловская СОШ» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденны распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим педагогам, и учителям, меняющим условия работы, специальность, и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач МБОУ «Павловская СОШ»

Решению этих стратегических задач кадровой политики МБОУ «Павловская СОШ» будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста прибывающего в МБОУ «Павловская СОШ» получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации.

Программа наставничества МБОУ « Павловская СОШ» (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Основные задачи наставничества:

  1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
  2. Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  3. Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
  4. Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  5. Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.

Срок реализации программы 1 год.

Это связано с тем, что план МО учителей МБОУ «Павловская СОШ» составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав школы или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.

Начало реализации программы наставничества с 1.09.2022 г., срок окончания 1.09 2023 года.

Применяемые формы наставничества и технологии

Исходя из образовательных потребностей МБОУ «Павловская СОШ» целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель – учитель».

Применяемые в программе элементы технологии : ситуационное наставничество.

Основные виды деятельности:

  1. Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
  2. Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
  3. Планирование и анализ педагогической деятельности
  4. Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
  5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.
  6. Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО учителей школы.
  7. Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями
  8. Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.

Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:

  • Индивидуальное консультирование
  • Активные методы (взаимопосещение уроков, собеседование, мастер-классы и т.д.)

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации

2-й этап – основной (тренировочный).Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.

  • Добровольность
  • Гуманность
  • Соблюдение прав наставляемого специалиста
  • Конфиденциальность
  • Ответственность
  • Искренне желание помочь в преодолении трудностей
  • Взаимопонимание
  • Способность видеть личность

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

  1. Высокий уровень включенности специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
  2. Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
  3. Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
  4. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)

3.1.Основные участники программы и их функции.

Наставляемые: Григоренко Алёна Сергеевна, имеющая малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса при переходе с работы по ООП ООО на работу по ООП НОО «МБОУ Павловская СОШ».

Читайте также:
Лучшая программа для восстановления файлов word

Наставник: Колодезная Алла Петровна

Требования, предъявляемые к наставнику :

-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

— контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к наставляемому специалисту:

— изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

— выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

— постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

— учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

— совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

— периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения

3.2. Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками : «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

Обязательность — проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

Индивидуальность — выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

Непрерывность — целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.

Эффективность — обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

3.3.Организация контроля и оценки

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

● администрация организации — участников;

● наставники — участники программы;

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества

Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества

Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.. Обучение наставников.

Беседа: Профессиональные дефициты Наставляемого специалиста.

Составление и утверждение индивидуального плана(прог работы Наставника с Наставляемым лицом

Беседа : Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС

Посещение уроков Наставляемого лица с целью оказания методической помощи

Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности

Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование .

Работа Наставляемого в ШМО. Определение темы самообразования.

Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний и преодолению учебных затруднений.

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Посещение уроков Наставляемого специалиста.

Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста»

Отработка структуры урока в условиях реализации ФГОС

Консультация Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время

Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом

Консультация: Качественная рефлексия урока

Консультация: Здоровьесберегающие технологии

Посещение уроков Наставляемого специалиста.

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Консультация: Олимпиадное движение школьников. Платформа Учт.ру.

Беседа. Портфолио ученика

Консультация .Виды уроков.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Текущие проблемы организации УВП

Беседа Корректировка рабочих программ

Открытое занятие наставляемого специалиста.

Практикум «Мой первый шаг педагогической деятельности в начальной школе» ( выступление на ШМО по теме самообразования.

Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица

Перспективное планировние на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица

Источник: nsportal.ru

Программа наставничества

Настоящая Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАОУ ДО ЦДТ р.п.Приютово «Мой педагог – мой лучший наставник» (далее — Программа наставничества), осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее — Целевая модель наставничества) разработана в целях реализации федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и целевой модели наставничества в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка».

16 ноября 2021 Рахматуллина Альбина Ниловна
427 28 0 0

Содержимое публикации

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества р.п.Приютово

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАОУ ДО ЦДТ р.п.Приютово

«Мой педагог – мой лучший наставник»

р.п. Приютово, 2020

Паспорт Программа наставничества

Полное название Программы

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАОУ ДО ЦДТ р.п.Приютово «Мой педагог – мой лучший наставник»

Основание для разработки Программы

Реализация федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» целевой модели наставничества в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, ценностей и активной гражданской позиции наставляемого

— помощь в реализации потенциала обучающегося, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов,

— развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций ,

— оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий к обучению;

— создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры;

-разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями.

Этапы реализации Программы

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.

2. Формирование базы наставляемых.

3. Формирование базы наставников.

4. Отбор и обучение наставников.

5. Формирование наставнических пар или групп.

6. Организация работы наставнических пар или групп.

7. Завершение наставничества.

Ожидаемые результаты Программы

Рост мотивации к обучению и саморазвитию обучающихся.

Увеличение доли обучающихся, участвующих в конкурсах, акциях, фестивалях, конференциях.

Снижение проблем адаптации в новом коллективе (группе, объединении): психологические, организационные и социальные.

В ключение в систему наставнических отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.

Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

Формирование активной гражданской позиции обучающегося .

Система управления и организации контроля за выполнением Программы

Директор МАОУ ДО ЦДТ р.п.Приютово

Куратор Целевой модели наставничества

Форма наставничества «Педагог – обучающийся».

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества

1. Оценка качества процесса реализации программы наставничества.

2. Оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Читайте также:
Программы диагностики эвм это

Механизмы мотивации и поощрения наставников

Организация и проведение фестивалей, конференций наставников на уровне учреждения.

Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Создание специальной рубрики «Наши наставники» на сайте учреждения.

Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.

Награждение грамотами ЦДТ «Лучший наставник».

Пояснительная записка

Настоящая Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАОУ ДО ЦДТ р.п.Приютово «Мой педагог – мой лучший наставник» (далее — Программа наставничества), осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее — Целевая модель наставничества) разработана в целях реализации федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и целевой модели наставничества в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка».

Актуальность разработки программы наставничества заключается в том, что программа наставничества создает новую плодотворную среду, в которой раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся.

Целью внедрения Программы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.

Задачи Программа наставничества

— помощь в реализации потенциала обучающегося, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;

— развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;

— оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий к обучению;

— создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры ;

— разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями.

Срок реализации программы

Данная программа наставничества МАОУ ДО ЦДТ р.п.Приютово рассчитана на 1 год.

Применяемые формы наставничества и технологии

При реализации программы наставничества используются следующие типы наставничества:

Исходя из потребностей МАОУ ДО ЦДТ р.п.Приютово в данной Программе наставничества рассматривается форма наставничества «Педагог – обучающийся».

Основные участники программы и их функции

В Программе наставничества выделяется три главные роли:

Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. К направлениям деятельности куратора относится:

Формирование базы наставников и наставляемых.

Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).

Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.

Контроль проведения программ наставничества.

Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.

Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.

Мониторинг результатов эффективности реализации Целевой модели наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

Формирование базы наставляемых:

из числа обучающихся:

проявивших выдающиеся способности;

с ограниченными возможностями здоровья;

попавших в трудную жизненную ситуацию;

имеющих проблемы с поведением;

не принимающих участие в жизни ЦДТ, отстраненных от коллектива.

Формирование базы наставников из числа:

педагогов, готовых помочь обучающимся в решении образовательных, спортивных, творческих и адаптационных задач.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей Учреждения в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Механизм реализации Программы наставничества

Реализация программы осуществляется в ходе следующих этапов

Мероприятия

Подготовка условий для запуска Программы наставничества

Создание благоприятных условий для запуска программы.

Сбор предварительных запросов потенциальных наставляемых.

Выбор аудитории для поиска наставников.

Информирование и выбор форм наставничества.

Информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества.

Формирование базы наставляемых

Выявление конкретных проблем обучающихся ЦДТ, которые можно решить с помощью наставничества.

Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.

Сформированная база наставляемых с картой запросов

Формирование базы наставников

Работа по формированию базы из числа:

● педагогов, заинтересованных в оказании помощи обучающимся в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах

Сформированная база наставников

Отбор и обучение наставников

Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.

Обучение наставников для работы с наставляемыми.

1.Заполненные анкеты в письменной свободной

форме всеми потенциальными наставниками.

2.Собеседование с наставниками.

Формирование наставнических пар/групп

Проведение общей встречи с участием все отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.

Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.

Сформированные наставнические пары / группы, готовые

продолжить работу в рамках программы

Организация хода наставнической программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре/группе включает:

пробную рабочую встречу,

комплекс последовательных встреч,

● сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;

● сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение программы наставничества

1.Подведение итогов работы каждой пары/группы.

2. П одведение итогов программы школы.

3. Публичное подведение итогов и

Собраны лучшие наставнические практики.

Характеристика участников формы наставничества «Педагог – обучающийся»

Наставляемый

Кто может быть

Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника выступают педагоги дополнительного образования. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.

Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель региональных соревнований, конкурсов, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер группы, принимающий активное участие в жизни ЦДТ (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.

Демонстрирует низкую мотивацию к обучению и саморазвитию, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в коллективе. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни ЦДТ, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

Варианты наставничества «Педагог – обучающийся»

Формы взаимодействия

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции.

Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом, участие в конкурсах, фестивалях, акциях.

«Педагог–ребенок с ОВЗ,/ребенок-инвалид»

Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к обучению и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в коллективе.

Планируемые результаты реализации Программы наставничества

Рост мотивации к обучению и саморазвитию обучающихся.

Увеличение доли обучающихся, участвующих в конкурсах, акциях, фестивалях, конференциях.

Снижение проблем адаптации в новом коллективе (группе, объединении): психологические, организационные и социальные.

В ключение в систему наставнических отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.

Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

Формирование активной гражданской позиции обучающихся.

Критерии оценки результативности реализации Программы наставничества

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru