Место работы/учебы (аффилиация): МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка» г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заместитель заведующего по воспитательной работе; старший воспитатель
Цель программы: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи программы:
- Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
- Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине.
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам.
- Привлечение семей обучающихся к участию и сотрудничеству.
Ожидаемый результат:
В библиотеке Мамина-Сибиряка открылась выставка декоративно-прикладного творчества лиц с ОВЗ
- Дети расширили и обогатили свои знания о разных видах народного декоративно-прикладного искусства.
- У детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
- Дети самостоятельно могут различать известные виды народных промыслов, создавать выразительные узоры на бумаге.
- Дети проявляют интерес к народным промыслам.
- Самостоятельно создают художественные образы в различных видах продуктивной деятельности.
- Дети стали интересоваться народными традициями, культурой русского народа, беречь их и стараться продолжать.
Направление деятельности: Социокультурное, художественно-творческое.
Участники: Обучающиеся с 4 до 7 лет, педагогические работники ДОУ, родители (законные представители), социум.
Срок реализации: 3 года.
Новизна программы состоит в том, что данная программа имеет инновационный характер и реализуется в рамках программы «Социокультурные истоки». Программа предусматривает знакомство с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев.
Источник: eee-science.ru
Образовательная программа студии декоративно – прикладного творчества «Сувенир»
Цель обучить на естественном процессе творчества, от собственной идеи до создания вещи или произведения искусства из кожи и бересты, бросового материала. Задачи Обучающие — обучить распознанию видов кожи — обучить способам обработки натуральной кожи и бересты — научить пользоваться инструментами и приборами — научить работать с бросовым материалом бумага, картон, пластик, текстиль — обучить простой технике выжигания по дереву — научить практичности и рациональному мышлению. Воспитательные — воспитать стремление к индивидуализму и неповторимости — воспитать чувство ответственности и патриотизма — воспитать нравственными, волевыми и трудолюбивыми. Развивающие — развить творческое воображение, фантазию и умение проявить себя через свои авторские работы — развить зрительную память, наблюдательность, моторику пальцев, глазомер, усидчивость, умение сосредоточиться, настойчивость в достижении цели.
Современное декоративно-прикладное искусство
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества» п. Светлый
Протокол № от «___» 2016 г.
студии декоративно – прикладного творчества «Сувенир»
Программа рекомендована для детей в возрасте 8-14 лет.
Срок реализации образовательной программы: 3 года.
Смыковская Ирина Васильевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Р Е Ц Е Н З И Я (внутренняя)
На модифицированную образовательную программу «Сувенир» в МОУ ДО ЦТ п. Светлый Мирнинского района Республики Саха (Якутия)
педагог Смыковская Ирина Васильевна.
Рецензируемая образовательная программа представляет собой модифицированный вариант разно-уровневого планирования образовательной деятельности в объединении декоративно — прикладного творчества. Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет со сроком реализации 3 года. Педагогом внесены модификации в существующие типовые программы по декоративно-прикладному искусству системы дополнительного образования детей.
Рецензируемая образовательная программа по типу модифицированная, по целям и задачам – комплексная, по содержанию – обучающая. Темы программы включают в себя теоретические знания, практические знания, участие в выставках, конкурсах, праздниках. Изучение теории включает в себя объяснение и показ изделия — образец. Теоретические знания излагаются детям в доступной форме.
Большее время отводится практическим занятиям, на которых вырабатываются умения, навыки и оттачивается мастерство. Участие в выставках и праздниках доставляет детям эмоциональное и эстетическое удовлетворение от собственного труда и успехов в творчестве.
Занятия детей по этой программе будут способствовать развитию памяти, сознания, дисциплинированности, силы воли, уверенности в себе, самоконтроля; позволит увеличить их творческие возможности. Особое внимание педагог обращает на развитие ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей, раскрывая суть и принципы творческой деятельности.
Сама цель занятий связана с развитием художественного и эстетического вкуса. Образовательная программа «Сувенир» составлена Смыковской И.В. с учётом возрастных особенностей обучающихся и применительно к условиям работы в системе дополнительного образования.
В данной программе решаются задачи для обеспечения разносторонней декоративно – прикладной деятельности детей, воспитание их морально – волевых качеств, обучение практическим навыкам технологии изготовления изделий из кожи. Соблюдается логика выбранной темы, строгость понятийного аппарата, чёткость структуры программного материала. Это придаёт занятиям личностно – значимый смысл и делает программу актуальной для системы дополнительного образования. Методическая работа написана лаконичным грамотным языком, охватывает все сферы деятельности декоративно – прикладного творчества. Формы, используемые для успешной реализации программы: групповая, индивидуальная и микро-группы.
Программа «Сувенир» составлена Смыковская Ирина Васильевна, с учётом возрастных особенностей обучающихся и применительно к условиям работы в системе дополнительного образования. В целом работа производит хорошее впечатление и дает основание полагать, что Смыковская И.В. — педагог грамотный и творческий.
Реализация программных требований, представленных в методической работе педагога на практике должна привести и к хорошим педагогическим, творческим результатам в образовательном процессе. Программа является открытой, так как можно изменять количество часов отводимых на изучение отдельных тем, в зависимости от того, как усваивается материал и от заинтересованности детей. Педагог, обладает высоким профессионализмом, методическими знаниями, а также аналитическими умениями и практическими навыками. Педагог программы в Пояснительной записке убедительно обосновал актуальность, новизну данной модифицированной программы.
Экспертный совет муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр творчества» 01 сентября 2016 года подверг экспертизе образовательную программу «Сувенир» педагога дополнительного образования Смыковская Ирина Васильевна. для определения соответствия структуры образовательной программы требованиям, предъявленным к оформлению модифицированных (адаптированных) образовательных программ дополнительного образования.
Члены методического экспертного совета МКОУДОД «ЦДТ»:
Подпись Ф.ИО. занимаемая должность
Подпись Ф.И.О. занимаемая должность
Подпись Ф.И.О. занимаемая должность
(п. Светлый ул. Дружбы Народов, дом 1, с 11 – 16 часов)
Зав. методическим кабинетом: Бострикова Е.С. тел. 7 – 18 – 95
По своему содержанию и направлению программа «Сувенир», как декоративно – прикладная деятельность осуществляет не только развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, но и прививает трудолюбие, учит детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Занятия детей по этой программе будут способствовать развитию памяти, сознания, дисциплинированности, силы воли, уверенности в себе, самоконтроля; позволит увеличить их творческие возможности. Особое внимание обращается на развитие ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей, раскрывая суть и принципы творческой деятельности. Сама цель занятий связана с развитием художественного и эстетического вкуса.
Образовательная программа «Сувенир» составлена учётом возрастных особенностей обучающихся и применительно к условиям работы в системе дополнительного образования. В данной программе решаются задачи для обеспечения разносторонней декоративно – прикладной деятельности детей, воспитание их морально – волевых качеств, обучение практическим навыкам технологии изготовления изделий из кожи, бересты и бросового материала, выжиганию по дереву, которая поможет сделать своими руками оригинальные украшения, сувениры и поделки. Соблюдается логика выбранной темы, строгость понятийного аппарата, чёткость структуры программного материала. Это придаёт занятиям личностно – значимый смысл и делает программу актуальной для системы дополнительного образования. Программа доступна детям среднего и старшего школьного возраста, которым занятия по программе заполнят свободное время, доставят огромное удовольствие и радость.
1. Пояснительная записка.
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.
Издавна кожа использовалась в основном в утильных целях. Из кожи можно не только сшить одежду, обувь, кошельки, сумочки, головные уборы, пояса и т.д., но и украшения для одежды, а также украшения для интерьера в виде панно. Эти изделия могут быть хорошим подарком для родных и друзей.
Береста — это один из самых красивых и прочных материалов для изготовления любых поделок. Береста прекрасно поддаётся обработке: её можно порезать, на ней можно выполнять тиснение, выжигание, роспись. Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая.
Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге. Работа с кожей и берестой интересна детям, начиная с 8 лет. Обработка этого нового для них материала приучает быть более ответственными. Ведь им доверяют работать со свечой, шилом, спичками, булавками, пинцетом.
Когда ребёнок режет кожу и бересту, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, а это не только развивает мышцы, но и очень хорошо массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его самочувствие, психическое состояние. К тому же кожа и береста – это натуральные материалы, которые несут в себе массу положительной энергии.
Выжигание по дереву – один из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно — прикладного творчества, отличающийся разнообразием приёмов выполнения и богатством узоров. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость. В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой, связано это с расцветом многих народных промыслов как традиционных, так и совершенно новых.
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить своё воображение, научить этому наших детей, внести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность.
Приобщение детей и подростков к обучению народным ремеслом, — в частности, выжиганию по дереву, работе с берестой и кожей — предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить их с техникой работы с кожей, берестой и с бросовым материалом различной текстуры (работа с бумагой и картоном, пробковыми и пластмассовыми крышками, пластиковыми ложками и бутылками и пр.), научить детей работать с различными инструментами. Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить беречь природу, видеть и понимать ее красоту.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Любая деятельность ребенка содержит огромные возможности для выявления и раскрытия его «Я», а также дальнейшего развития. Знания и навыки, приобретенные в работе с бумагой и картоном, с тканью схожи с приемами работы с кожей (обрисовка, раскрой, аппликация, драпировка и многое другое).
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, моделирования. Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования.
Поэтому овладение основами искусства работы с кожей, берестой, бросовым материалом поможет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.
Отличительные особенности программы и новизна программы.
Программа «Сувенир» по своим целевым установкам, структуре и содержанию отличается от традиционных программ изобразительного искусства и художественного труда. Эти отличия заключаются в большем, чем в традиционных школьных программах объеме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, в том числе и с литературой.
Прежде всего, в ее основе лежит интегративный подход, позволяющий отбирать все самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей.
Программа носит многоаспектный характер: ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует мягкой социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.
Новизна программы «Сувенир» состоит в том, что она ставит и решает задачи обучения детей основам художественно-декоративного творчества с использованием приемов современного дизайна, дает возможность детям прикоснуться к глубинам истории кожевенного производства и стать творцом уникальных современных кожаных изделий.
На занятиях раздела «Выжигание по дереву», обучающиеся знакомятся с новым прибором — электровыжигателем. Они получают знания о его строении и правилах обращения с ним.
Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном краеведческом музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Для отделки изделий из древесины, кроме художественного выпиливания и резьбы, раскрашивания, лакировки, полировки, народные умельцы широко применяют выжигание.
На занятиях ребята знакомятся с технологией обработки природного материала (дерево, фанера), уточняют и формируют знания о природе, воспитывают бережное отношение к окружающей среде.
Создавая творческие работы из бросовых материалов, мы уменьшаем объём мусорных корзин и даем вторую жизнь ненужным вещам и предметам.
Цель: обучить на естественном процессе творчества, от собственной идеи до создания вещи или произведения искусства из кожи и бересты, бросового материала.
— обучить распознанию видов кожи;
— обучить способам обработки натуральной кожи и бересты;
— научить пользоваться инструментами и приборами;
— научить работать с бросовым материалом (бумага, картон, пластик, текстиль);
— обучить простой технике выжигания по дереву;
— научить практичности и рациональному мышлению.
— воспитать стремление к индивидуализму и неповторимости;
— воспитать чувство ответственности и патриотизма;
— воспитать нравственными, волевыми и трудолюбивыми.
— развить творческое воображение, фантазию и умение проявить себя через свои авторские работы;
— развить зрительную память, наблюдательность, моторику пальцев, глазомер, усидчивость, умение сосредоточиться, настойчивость в достижении цели.
Программа рассчитана на 3года обучения.
В программу первого года обучения детей входит – знакомство с историей берестяного промысла. Знакомство с историей кожаных изделий, со свойствами натуральной кожи, её видами. Изготовление простых работ из природного и бросового материалов. С основными методами и приёмами построения несложных композиций, а также со способами их обработки.
Познакомиться с историей появления выжигания по дереву. Научить владеть простой техникой выжигания по дереву.
Программа второго года рассчитана на проектную деятельность с использованием ИКТ. Второй год обучения основан на создании более сложных работ из кожи и бересты, текстиля, природного и бросового материалов с использованием разных стилей и направлений.
Третий год рассчитан на более сложные творческие работы и самостоятельные замыслы. На самостоятельную подготовку проекта.
Содержание программы построено из расчета на 216 часов. Опираясь на Приложение 3 к Сан Пин 2.4.4.1251-03: занятия проходят 3 раза в неделю, исходя из 2х занятий по 45 мин.: (45 мин. — занятие; 10 мин.- динамическая пауза или физкультминутка; 45 мин. — занятие; 15 мин.- организационные моменты, проветривание помещения); Особое внимание во время занятий следует уделять знанию и точному соблюдению всеми обучающимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
На каждом занятии уделять 5-10 мин. На повторение правил безопасности в работе с электровыжигателем. Проветривать помещение. Через каждые 15-20 мин. устраивать небольшие перерывы для отдыха, чтобы не уставали глаза.
Занятие проводятся в форме бесед и практических работ, в кабинете с наглядными пособиями. Объектом работы являются кора берёзы и старые кожаные вещи (сумки, куртки и т. д.). Из кожи этих изделий изготавливаются панно, аппликации, украшения для одежды, предметы обихода.
Методы работы: лекции, беседы, практические работы.
Подведение итогов работы проводится в виде анализа, лучшие работы отбираются на местные и районные выставки. Организуются ярмарки – распродажи работ. Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет делать занятия разнообразными, эмоционально и информационно насыщенными.
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, в организации и проведении которых принимают участие сами воспитанники. Это способствует развитию у них инициативы, формирует чувство ответственности, создает коллектив единомышленников.
Формирование условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и направленность на раскрытие его творческого потенциала повышает познавательную и творческую мотивацию личности.
3. Учебно-тематический план на первый год обучения
Источник: edu-time.ru
«Художники — умельцы»
Представленная парциальная программа строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей дошкольников 5-7 лет. Программа предусматривает ознакомление детей с народными промыслами России. Программа предназначена педагогам ИЗО и воспитателям.
Программа по декоративно-прикладному искусству
«Художники — умельцы»
Перспективный план работы (5-6 лет)
Перспективный план работы (6-7 лет)
Типы занятий и примерная структура
Воздействие занятий кружка на развитие ребенка
и его творческих способностей.
Новые нетрадиционные (авторские) техники рисования
Этапы работы с глиной
Последовательность лепки глиняных игрушек
Изделия декоративно-прикладного искусства
Приложение к программе по декоративно-прикладному искусству «Художники — умельцы»:
Приложение 1 Нетрадиционные техники рисования
Приложение 2 Этапы развития навыков декоративного рисования
Приложение 3 Элементы узоров и последовательность рисования
Приложение 4 Легенды и сказки
Приложение 5 Беседы с детьми
Приложение 6 Словарь старинных русских слов и пословиц
Приложение 7 Художественное слово о промыслах России
Приложение 8 Пословицы и поговорки о труде
Приложение 9 Дидактические игры
Приложение 10 Физкультурные минутки
Приложение 11 Конспекты занятий и развлечений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»
___________________Н. Н. Васильева
Решение педагогического совета
От «04» сентября 2007 года.
Учебный планкружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы»
по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»
Разделы прогроммы
Старшая группа
Общее кол-во занятий
Подготовительная группа
Знакомство с народными промыслами
(включая прорисовку элементов росписи)
Самостоятельное создание детьми декоративных
ИТОГО В ГОД
Полный курс обучения
Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут
В подготовительной группе 25-30 минут
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»
___________________Н. Н. Васильева
Решение педагогического совета
От «04» сентября 2007 года.
Учебно-тематический планкружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы»
по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»
Разделы программы
Старшая группа
Общее кол-во занятий
Подготовительная группа
Общее кол-во занятий
Путешествие по народным промыслам.
«Знакомство с нетрадиционными техниками изображения»
«Дымковская сказочная страна»
«Чудо филимоновских свистулек»
«Знакомтесь, русская матрешка»
«Богородская резная игрушка»
«Сине-голубое чудо Гжели»
«Красота вологодских кружев»
«Русский народный костюм»
Народные промыслы родного края
ИТОГО В ГОД
Полный курс обучения
Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут
В подготовительной группе 25-30 минут
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционной техники рисования
(старшая группа 5-6 лет)
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
с использованием нетрадиционной техники рисования.
(старшая группа 6-7 лет)

Воздействие занятий кружка «Художники-умельцы» на развитие ребенка и его творческих способностей

Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (6-7 лет).
Источник: dohcolonoc.ru