Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» составлена на основе нормативно — правовой базы:
- — Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012 года N 273-ФЗ;
- — Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);
- — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);
- — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);
- — Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);
- — Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- — Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- — Закон Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области» 28 декабря 2000 года N 110-ОЗ;
- — Приказ ДОиН Кемеровской области от 16.06.2011 №1199 «О методических рекомендациях по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»
- — Устав ОУ, свидетельство о государственной регистрации
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Регистрационный номер № 11859 от 21.12.11
- — Положение об организации внеурочной деятельности ОУ.
- способствовать становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
- реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
- совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Перечень ключевых слов.
Магнус Карлсен — Левон Аронян 🥴 Жадность фраера сгубила… Шахматы
Освойте шахматы меньше чем за 10 минут
Безопасная позиция короля Белые и черные поля Борьба за центр Быстрейшее развитие фигур Гамбиты Гармоничное пешечное расположение Горизонталь, вертикаль Двойной удар Двойной шах Двух- и трехходовые партии Детский мат и защита от него Диагональ длинная и короткая рокировка ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА Достижение материального перевеса Запись начального положения Запись шахматной партии ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Игра на мат с первых ходов Ключевые поля Краткая и полная шахматная нотация КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ Мат Мат в один ход Матовые комбинации на мат в 3 хода Наказание “пешкоедов”
- Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
- Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
- Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
- Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
- Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
- Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
- Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. — Киев: Радянська школа, 1986.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
- Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
- Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
- Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
- Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
- Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
- Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
- Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
- Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
- Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
- Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
- Макарычев С., Макарычева М. От А до . — М.: “64”, 1995.
- Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
- Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
- Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
- Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
- Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
- Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
- Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
- Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.
- Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
- Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
- Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
- Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
- Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
- Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. — 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. — 2002.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
- Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.
- Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
- Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
- Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.
- Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
- Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
- Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.: ГЦОЛИФК, 1986
- Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
- Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993.
- Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
- Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
- Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.
- Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
- Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
- Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
- Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
- Сухин И. Волшебная игра.
- Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
- Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
-82%
Источник: videouroki.net
Программы
Шахматные обучающие программы для домашних компьютеров позволят вам хранить огромные сборники задач и обучающие курсы в удобном и легко доступном формате.
Шахматные Этюды (CD)
Четыре независимых оглавления: Этюдные идеи, Соотношение материала, Выдающиеся этюдисты, Уровень сложности.
Динозавры учат шахматам (CD)
Мультимедийная обучающая программа для самых маленьких и не только!
CT-ART 4.0 Программа обучения искусству шахматной тактики (CD)
Предназначена для развития комбинационного зрения и счетных способностей шахматиста.
Шахматная стратегия
Шахматные Этюды (CD)
Chess Assistant 23 Проф. пакет (DVD)
Chess Assistant 23 — уникальная система для работы с шахматными партиями и базами данных.
Chess Assistant 23 Проф. пакет (для скачивания)
Chess Assistant 23 — уникальная система для работы с шахматными партиями и базами данных.
Шахматные задачи (CD)
Программа включает около 5000 лучших (бравших призы в конкурсах составления) задач-миниатюр
Атака на короля в миттельшпиле
Этот учебный курс содержит более 2500 упражнений на форсированную матовую атаку
Шахматная школа для I разряда — КМС
Шахматные окончания: теория и практика (CD)
Фундаментальная программа для изучения эндшпиля
Chess Assistant 23 Профессиональный пакет (обмен с СА версий 6-22, DVD)
Если вы владелец Chess Assistant 6-22, вы можете обновить его до Chess Assistant 23, приобретя этот продукт. Вам потребуется ваш серийный номер от имеющейся версии Chess Assistant.
Chess Assistant 23 Профессиональный пакет (обмен с СА версий 6-22, для скачивания)
Если вы владелец Chess Assistant 6-22, вы можете обновить его до Chess Assistant 23, приобретя этот продукт. Вам потребуется ваш серийный номер от имеющейся версии Chess Assistant.
Шахматная тактика в защите Грюнфельда (CD)
Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разряда и знакомит с теорией и приемами игры
Шахматная школа для II-I разрядов
Шахматная тактика в открытых дебютах (CD)
Данный курс рассчитан на шахматистов II-I разряда и знакомит с теорией и приемами игры
Шахматные дебюты: теория и практика (CD)
Программа включает весь материал книги-бестселлера: Эстрин Я., Калиниченко Н. «Шахматные дебюты. Полный курс» (700 стр.). Предназначена для шахматистов уровня от 4-го разряда до кандидата в мастера.
Swiss Manager Light
Лицензионная версия жеребьевочной программы Swiss Manager, одобренная ФИДЕ
Программный комплекс VIP-Тренер
Уникальный программный комплекс, предназначенный для проведения занятий по шахматам в общеобразовательных школах (в течение 2 лет) и в детско-спортивных школах по шахматам (подготовка шахматистов до I разряда включительно). Предназначен для работы сети Интернет и включает: рабочее место учителя (тренера) и учеников.
Шахматная тактика в Сицилианской Защите (CD)
Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разрядов
Энциклопедия Миттельшпиля и Стратегии шахмат (CD)
Уникальная программа, раскрывающая основы стратегии шахмат, методы и планы игры за белых и черных во всех основных шахматных дебютах и пешечных структурах.
Гудини 6 Аквариум 2019 (DVD)
Гудини 6 Аквариум 2019 – универсальная программа, в которой сильнейшая игровая программа и победитель чемпионата TCEC Гудини 6 сочетается с широчайшими возможностями интерфейса Аквариум.
Swiss Manager PRO
Лицензионная версия жеребьевочной программы Swiss Manager, одобренная ФИДЕ
Шахматы в школе. Версия для преподавания шахмат в локальной сети (CD)
Уникальный программный комплекс, предназначенный для проведения занятий по шахматам в общеобразовательных школах (в течение 2 лет) и в детско-спортивных школах по шахматам (подготовка шахматистов до I разряда включительно). Предназначен для работы в локальной сети и включает: рабочее место учителя (тренера) и учеников.
Шахматная тактика в Сицилианской Защите II (CD)
Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разрядов
Шахматная стратегия (для скачивания)
Шахматная тактика в Славянской защите (CD)
Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разрядов
Шахматная школа для 2-1 разрядов (CD)
Программа подготовлена на основе знаменитого учебника заслуженного тренера РСФСР Виктора Голенищева «Подготовка юных шахматистов 2 разряда».
Источник: chessbuy.ru
Программа дополнительного образования «Шахматы»
Дополнительная общеразвивающая программа общеинтелектуальнной направленности «Шахматы- школе» разработана на основе:
— Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
— Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
При разработке дополнительной общеразвивающей программы Шахматы- школе» были использованы:
— сборники образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству культурологической и художественно-эстетической направленностей («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки», Москва, 1987 г.);
— опора на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».
Цель дополнительной общеразвивающей программы : создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
— познакомить с историей шахмат;
— обучить правилам игры;
— дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
— развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
— способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
— сформировать навыки запоминания;
— вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
— привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;
— прививать навыки самодисциплины;
— способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Здоровьесберегающие:
— обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления ;
— способствовать созданию необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
1.Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
— участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;
— в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
— в проведении педагогом инструктажей;
— в применении индивидуальных форм работы;
— в корректировке игры;
— в рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
— учет результативности участия обучаемых в районных, областных и межрегиональных соревнованиях.
2.Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
— осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
— изучении специализированной литературы;
— просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
— в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
— в проведении бесед;
— в применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
— оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
— определение уровня эрудиции обучаемых.
Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет общеинтелектуальнной направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся среднего и старшего школьного возраста (7-18 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 1 год. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
Недельная нагрузка 1 час (34 часа в год) – 1 год обучения Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебная группа состоит из 15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
— структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
— актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
— наличие единого контингента воспитанников;
— взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
— единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
— осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
— обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
— определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
— система оценок достижений обучающихся.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей от 7 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, но по справке от врача. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 20 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения, 34 часа.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.
К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом). При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часа с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Планируемые результаты после 1-го года обучения:
- Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах).
- Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества обучающихся.
- Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.
- Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).
- Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.
Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным дисциплинам, особенно математического цикла.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.
Формами промежуточного и итогового контроля являются конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные турниры, квалификационные и командные соревнования.
Учебно-тематический план
1 год обучения
(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Количество часов
Источник: znanio.ru