Название программ по шахматам

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» составлена на основе нормативно — правовой базы:

  • — Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012 года N 273-ФЗ;
  • — Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);
  • — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);
  • — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);
  • — Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);
  • — Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • — Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
  • — Закон Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области» 28 декабря 2000 года N 110-ОЗ;
  • — Приказ ДОиН Кемеровской области от 16.06.2011 №1199 «О методических рекомендациях по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»
  • — Устав ОУ, свидетельство о государственной регистрации
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Регистрационный номер № 11859 от 21.12.11
  • — Положение об организации внеурочной деятельности ОУ.
  • способствовать становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
  • реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;
  • умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к само­реализации

Перечень ключевых слов.

Магнус Карлсен — Левон Аронян 🥴 Жадность фраера сгубила… Шахматы

Освойте шахматы меньше чем за 10 минут


Безопасная позиция короля Белые и черные поля Борьба за центр Быстрейшее развитие фигур Гамбиты Гармоничное пешечное расположение Горизонталь, вертикаль Двойной удар Двойной шах Двух- и трехходовые партии Детский мат и защита от него Диагональ длинная и короткая рокировка ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА Достижение материального перевеса Запись начального положения Запись шахматной партии ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Игра на мат с первых ходов Ключевые поля Краткая и полная шахматная нотация КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ Мат Мат в один ход Матовые комбинации на мат в 3 хода Наказание “пешкоедов”

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
  3. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
  4. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
  5. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
  6. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
  7. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
  8. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
  9. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
  10. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
  11. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
  13. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  14. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
  15. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  16. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
  17. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
  18. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  19. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  20. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. — Киев: Радянська школа, 1986.
  21. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
  22. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
  23. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
  24. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
  25. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
  26. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  27. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
  28. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
  29. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
  30. Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
  31. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
  32. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
  33. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
  34. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
  35. Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
  36. Макарычев С., Макарычева М. От А до . — М.: “64”, 1995.
  37. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
  38. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
  39. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
  40. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
  41. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
  42. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
  43. Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
  44. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.
  45. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
  46. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
  47. Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
  48. Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
  49. Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
  50. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
  51. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  52. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  53. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  54. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  55. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
  56. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  57. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  58. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. — 2002.
  59. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. — 2002.
  60. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  61. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  62. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  63. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
  64. Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.
  65. Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
  66. Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
  67. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.
  68. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
  69. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
  70. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
  71. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  72. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.: ГЦОЛИФК, 1986
  73. Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
  74. Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993.
  75. Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
  76. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
  77. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.
  1. Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
  2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
  3. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
  4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  2. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  3. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  4. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
  1. Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
  2. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
  3. Сухин И. Волшебная игра.
  1. Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
  2. Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Читайте также:
Как осуществляется вызов функции из основной программы

-82%

Источник: videouroki.net

Программы

Шахматные обучающие программы для домашних компьютеров позволят вам хранить огромные сборники задач и обучающие курсы в удобном и легко доступном формате.

Шахматные Этюды (CD)

Шахматные Этюды (CD)

Четыре независимых оглавления: Этюдные идеи, Соотношение материала, Выдающиеся этюдисты, Уровень сложности.

Динозавры учат шахматам (CD)

Динозавры учат шахматам (CD)

Мультимедийная обучающая программа для самых маленьких и не только!

CT-ART 4.0 Программа обучения искусству шахматной тактики (CD)

CT-ART 4.0 Программа обучения искусству шахматной тактики (CD)

Предназначена для развития комбинационного зрения и счетных способностей шахматиста.

Шахматная стратегия

Шахматная стратегия

Шахматные Этюды (CD)

Шахматные Этюды (CD)

Chess Assistant 23 Проф. пакет (DVD)

Chess Assistant 23 Проф. пакет (DVD)

Chess Assistant 23 — уникальная система для работы с шахматными партиями и базами данных.

Chess Assistant 23 Проф. пакет (для скачивания)

Chess Assistant 23 Проф. пакет (для скачивания)

Chess Assistant 23 — уникальная система для работы с шахматными партиями и базами данных.

 Шахматные задачи (CD)

Шахматные задачи (CD)

Программа включает около 5000 лучших (бравших призы в конкурсах составления) задач-миниатюр

Атака на короля в миттельшпиле

Атака на короля в миттельшпиле

Этот учебный курс содержит более 2500 упражнений на форсированную матовую атаку

Шахматная школа для I разряда - КМС

Шахматная школа для I разряда — КМС

Шахматные окончания: теория и практика (CD)

Шахматные окончания: теория и практика (CD)

Фундаментальная программа для изучения эндшпиля

Chess Assistant 23 Профессиональный пакет (обмен с СА версий 6-22, DVD)

Chess Assistant 23 Профессиональный пакет (обмен с СА версий 6-22, DVD)

Если вы владелец Chess Assistant 6-22, вы можете обновить его до Chess Assistant 23, приобретя этот продукт. Вам потребуется ваш серийный номер от имеющейся версии Chess Assistant.

Chess Assistant 23 Профессиональный пакет (обмен с СА версий 6-22, для скачивания)

Chess Assistant 23 Профессиональный пакет (обмен с СА версий 6-22, для скачивания)

Если вы владелец Chess Assistant 6-22, вы можете обновить его до Chess Assistant 23, приобретя этот продукт. Вам потребуется ваш серийный номер от имеющейся версии Chess Assistant.

Шахматная тактика в защите Грюнфельда (CD)

Шахматная тактика в защите Грюнфельда (CD)

Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разряда и знакомит с теорией и приемами игры

Читайте также:
Составьте программу переводящую грис в угол поля из любого исходного

Шахматная школа для II-I разрядов

Шахматная школа для II-I разрядов

Шахматная тактика в открытых дебютах (CD)

Шахматная тактика в открытых дебютах (CD)

Данный курс рассчитан на шахматистов II-I разряда и знакомит с теорией и приемами игры

Шахматные дебюты: теория и практика (CD)

Шахматные дебюты: теория и практика (CD)

Программа включает весь материал книги-бестселлера: Эстрин Я., Калиниченко Н. «Шахматные дебюты. Полный курс» (700 стр.). Предназначена для шахматистов уровня от 4-го разряда до кандидата в мастера.

Swiss Manager Light

Лицензионная версия жеребьевочной программы Swiss Manager, одобренная ФИДЕ

Программный комплекс VIP-Тренер

Программный комплекс VIP-Тренер

Уникальный программный комплекс, предназначенный для проведения занятий по шахматам в общеобразовательных школах (в течение 2 лет) и в детско-спортивных школах по шахматам (подготовка шахматистов до I разряда включительно). Предназначен для работы сети Интернет и включает: рабочее место учителя (тренера) и учеников.

Шахматная тактика в Сицилианской Защите (CD)

Шахматная тактика в Сицилианской Защите (CD)

Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разрядов

Энциклопедия Миттельшпиля и Стратегии шахмат (CD)

Энциклопедия Миттельшпиля и Стратегии шахмат (CD)

Уникальная программа, раскрывающая основы стратегии шахмат, методы и планы игры за белых и черных во всех основных шахматных дебютах и пешечных структурах.

Гудини 6 Аквариум 2019 (DVD)

Гудини 6 Аквариум 2019 (DVD)

Гудини 6 Аквариум 2019 – универсальная программа, в которой сильнейшая игровая программа и победитель чемпионата TCEC Гудини 6 сочетается с широчайшими возможностями интерфейса Аквариум.

Swiss Manager PRO

Лицензионная версия жеребьевочной программы Swiss Manager, одобренная ФИДЕ

Шахматы в школе. Версия для преподавания шахмат в локальной сети (CD)

Шахматы в школе. Версия для преподавания шахмат в локальной сети (CD)

Уникальный программный комплекс, предназначенный для проведения занятий по шахматам в общеобразовательных школах (в течение 2 лет) и в детско-спортивных школах по шахматам (подготовка шахматистов до I разряда включительно). Предназначен для работы в локальной сети и включает: рабочее место учителя (тренера) и учеников.

Шахматная тактика в Сицилианской Защите II (CD)

Шахматная тактика в Сицилианской Защите II (CD)

Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разрядов

Шахматная стратегия (для скачивания)

Шахматная стратегия (для скачивания)

Шахматная тактика в Славянской защите (CD)

Шахматная тактика в Славянской защите (CD)

Данный курс рассчитан на шахматистов III-I разрядов

Шахматная школа для 2-1 разрядов (CD)

Шахматная школа для 2-1 разрядов (CD)

Программа подготовлена на основе знаменитого учебника заслуженного тренера РСФСР Виктора Голенищева «Подготовка юных шахматистов 2 разряда».

Источник: chessbuy.ru

Программа дополнительного образования «Шахматы»

Программа дополнительного образования

Иванова Елена

Дополнительная общеразвивающая программа общеинтелектуальнной направленности «Шахматы- школе» разработана на основе:

— Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

— Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы Шахматы- школе» были использованы:

— сборники образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству культурологической и художественно-эстетической направленностей («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки», Москва, 1987 г.);

— опора на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».

Цель дополнительной общеразвивающей программы : создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

— познакомить с историей шахмат;

— обучить правилам игры;

— дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

— развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

— способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;

Читайте также:
Компьютерная программа обучение русскому языку как иностранному

— сформировать навыки запоминания;

— вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

— привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

— прививать навыки самодисциплины;

— способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Здоровьесберегающие:

— обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления ;

— способствовать созданию необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Предметные компетенции обучающихся:

1.Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

— участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

— в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

— в проведении педагогом инструктажей;

— в применении индивидуальных форм работы;

— в корректировке игры;

— в рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

— учет результативности участия обучаемых в районных, областных и межрегиональных соревнованиях.

2.Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

— осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

— изучении специализированной литературы;

— просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

— в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

— в проведении бесед;

— в применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

— оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

— определение уровня эрудиции обучаемых.

Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет общеинтелектуальнной направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся среднего и старшего школьного возраста (7-18 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 1 год. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

Недельная нагрузка 1 час (34 часа в год) – 1 год обучения Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебная группа состоит из 15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

— структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;

— актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:

— наличие единого контингента воспитанников;

— взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;

— единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;

— осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

— обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;

— определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста

— система оценок достижений обучающихся.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей от 7 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, но по справке от врача. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 20 человек.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения, 34 часа.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом). При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часа с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки

Планируемые результаты после 1-го года обучения:

  1. Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах).
  2. Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества обучающихся.
  3. Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.
  4. Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).
  5. Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.

Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным дисциплинам, особенно математического цикла.

Формы подведения итогов реализации программы

Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.
Формами промежуточного и итогового контроля являются конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные турниры, квалификационные и командные соревнования.

Учебно-тематический план

1 год обучения

(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru