С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.
Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации с помощью слуха, оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус.
Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.
ГДЕ УЧИТЬСЯ НА ЛОГОПЕДА? #логопед #логопедия
Следует отметить, что компьютер – не самоценен! Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий
- Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме
- Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
- Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
- Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий
- Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
- Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
- Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
- Обучение детей навыкам самоконтроля
- Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи
Образовательные возможности ИКТ для ребенка
- Ребёнок сам видит результат своей работы
- Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
- Возникает стремление исправить увиденную ошибку
- Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
- Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
- Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
- Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
- Ребёнок сам видит результат своей работы
- Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
- У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.
Образовательные возможности ИКТ для педагога
- Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы
- Системный и деятельностный подход к коррекции
- Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания)
- Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
- Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы
- Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
- Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.
Образовательные плюсы в использовании ИКТ
- Сокращается время работы с бумажными носителями.
- Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
- Возможность создания базы данных и медиатеки.
- Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
- Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
- Визуализация акустических характеристик звуков.
- Расширение спектра невербальных заданий.
Медиатека логопеда.
I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.
Упражнение для звука С. Урок логопеда онлайн
II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.
ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.
Подготовительный этап:
- При проведении артикуляционной гимнастики.
- Для развития речевого дыхания.
- Как зрительный тренажёр.
- При подготовке руки к письму.
- Для включения в занятие.
Этап автоматизации:
- Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
Этап дифференциации:
- Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
- Рекомендации для родителей.
- Презентация с речевыми заданиями.
Компьютерная дидактическая игра — КДИ.
КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.
Требования к компьютерной дидактической игре
- Целесообразность КДИ
- Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
- Чёткие правила
- Динамичность КДИ
- Решение дидактических целей
- Чёткая система оценивания
- Возможность рефлексии после игры
Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142
Создан в 1994 г. Это тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых.
Логопедический тренажер «Дельфа» – 142
Использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS.
Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени.
В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»
Разработана компании IBM. Предназначена для работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. В комплекте – 13 модулей.
Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы.
- Модуль «Наличие звука».
- Модуль «Громкость».
- Модуль «Громкость голоса».
- Модуль «Включение голоса».
- Модуль «Высота».
- Модуль «Высотные упражнения».
- Модуль «Автоматизация фонемы».
- Модуль «Цепочки».
- Модуль «Дифференциация двух фонем».
- Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
- Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
- Модуль «Спектр звука».
«Игры для Тигры»
Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа состоит из блоков:
- Фонематика
- Просодика
- Лексика
- Звукопроизношение
Игры для Тигры содержат:
- Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
- Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
- Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
- Упражнение на звуковой анализ и синтез
- Лексические упражнения
Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
Состоит из следующих блоков:
- Неречевые звуки.
- Звукопроизношение.
- Речевые звуки.
- Развитие связной речи.
Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»
Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.
Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.
Комплекс компьютерных программ «Грамотей»
Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.
Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:
- Звукослоговой анализ слов
- Работа над словом
- Работа над предлогами
- Работа над предложением, текстом.
«Баба Яга учится читать»
- Методика опережающего обучения.
- Впервые на компьютере игры и азбука в стихах.
- Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
- Красочная мультипликация и анимация.
- Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива.
- Игры озвучены известными актёрами.
- Сказочные герои с яркими характерами.
- Частушки про буквы на бис.
I ступень «Букварик».
II ступень «Слогарик».
III ступень «Карта с заданиями».
Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.
Другие полезные компьютерные игры:
Серия развивающих игр
• «Искатель»,
• «Приключения Гарфильда»,
• «Маленький гений. Учимся сравнивать»,
• «Маленький гений. Учимся сравнивать»,
• «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры),
• «Мир за твоим окном»,
• «Лента времени»
Мультимедийные презентации
Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
- информационная емкость,
- компактность,
- доступность,
- наглядность,
- эмоциональная привлекательность,
- мобильность,
- многофункциональность.
НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА
- способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
- облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…
- возможна демонстрация динамичных процессов;
- возможно проигрывание аудиофайлов;
- обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);
- быстрота и удобство воспроизведения слайдов;
- дает возможность показать структуру занятия.
Программные ресурсы:
- «Microsoft PowerPoint»;
- «ACDSee»,
- «CorelDraw»,
- «Adobe Photoshop»,
- «Adobe Flash».
Этапы работы по созданию слайд-шоу
- Создание сценария будущего фильма (материал – творческий рассказ ребенка по серии сюжетных картинок, по серии детских рисунков на определенную тему, по графическим схемам) – сюжетная «канва».
- Заучивание сюжета фильма по ролям, работа над интонационной выразительностью реплик героев с помощью игр-драматизаций, кукольного театра.
- Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения.
- Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.
- Сканирование детских рисунков и их редактирование.
- Монтаж в программе Power-Point.
- Просмотр созданного слайд-шоу.
Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop:
Раскрась себя и маму. Нарисуй любимые игрушки.
«В гостях у сказки»
- В какую сказку ты попал?
- Что ты скажешь Лисе?
- Придумай новый конец этой сказки:
Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:
Евдокимова Мария Викторовна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад №179,
г.о. Самара
- Использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития
- Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми
- Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
- Тренинговые упражнения как средство развития когнитивных способностей детей младшего школьного возраста с недостатками в устной и письменной речи
- Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда
Источник: logoportal.ru
Рабочие программы учителей-логопедов для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа – обязательный документ учителя-логопеда любой образовательной организации. Она составляется по результатам диагностики под конкретную группу/контингент детей.
Рабочая программа разрабатывается на основе документов и одной из основных ее задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим их миром.
Если вы хотите разобраться, что необходимо включить в рабочую программу, а ее составление отнимает у вас много времени и энергии, то предлагаем вам воспользоваться шаблоном рабочей программы, составленным по материалами Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.
Использовав конструктор рабочей программы по материалам признанных экспертов — Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В., вы сможете составить свою программу легко и в рекордно короткие сроки. А также вы получите полный пакет необходимых нормативных документов и образцов и Инструменты индивидуализации образовательного процесса детей в различных организационно-педагогических условиях. Подробнее.
А, если вы не знаете, как подготовить к школе ребенка с речевыми нарушениями, какие существуют технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР (с использованием элементов классических и современных педагогических систем в условиях реализации ФГОС ДО), то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Диагностика и логокоррекционная помощь детям с ТНР в соответствии с требованиями ФГОС».
Вы научитесь грамотно проводить дифференциальную диагностику при помощи нейропсихологического подхода, узнаете особенности вызывания звуков у неговорящих детей и многое другое. Подробнее.
Планирование к программе 1-2 класс
Программа 1 кл. по ФГОС
Источник: logopedprofiportal.ru
Использование программы «Автоматизация согласных» в логопедических занятиях
Курс занятий с использованием программы рекомендуется проводить по следующей схеме:
- Проведите обследование речи ребенка, используя имеющиеся в составе методических указаний таблицы со словами и описание методики тестирования. Запишите результаты в прилагающуюся таблицу и проанализируйте их по приложенной схеме. В результате будут определены звуки, требующие коррекции, а также степень нарушения для каждого из этих звуков.
- Подготовьте материал для занятия с помощью программы «Автоматизация согласных»:
- Выберите звук, требующий автоматизации;
- Укажите положение звука в слове (в начале, в середине или в конце);
- Выберите сложность слоговой структуры. При тяжелых нарушениях рекомендуется начинать с простых структур, переходя к более сложным по мере улучшения речи;
- Нажмите кнопку «ПОИСК», чтобы просмотреть найденные слова;
- Нажмите кнопку «ПЕЧАТЬ» для распечатки списка слов с картинками на бумаге;
Скриншоты и примеры
Пример распечатки программы
Файл в формате PDF, размер 161к
Для просмотра PDF-файла может потребоваться Adobe Acrobat Reader, который можно бесплатно скачать с сайта Adobe.
Сравнение версий
Количество звуков | 2 | 13 | 36 |
Количество слов | около 330 | более 1500 | более 2300 |
Методическая документация | |||
Дополнительная поддержка и консультации | |||
Отсутствие «водяных знаков» на распечатке | |||
Доступ к онлайн-версии | ограничен | ограничен | |
Стоимость, без учета скидок | бесплатно | 590.00 руб | 1090.00 руб |
Основные отличия между домашней и профессиональной версиями
Количество звуков: в домашней версии доступны 13 звуков, наиболее часто требующих коррекции: З, З’, С, С’, Ж, Ш, Щ, Ц, Ч, Л, Л’, Р, Р’. В профессиональную версию включены все согласные звуки.
Методическая документация: в состав профессиональной версии входит полная версия Методических Указаний, включая раздел «Описание приёмов постановки отдельных звуков», адресованный профессиональным логопедам. В домашней версии этот раздел отсутствует. Ознакомится со структурой Методических Указаний можно в разделе «Статьи для родителей».
Системные требования
Компьютер IBM PC или 100%-совместимый Дисплей Разрешение не ниже 1024*768, TrueColor Периферийные устройства Клавиатура, манипулятор «мышь», принтер (рекомендуется лазерный) Требуемое место на диске Не менее 100МБ (не менее 20МБ для демо-версии) Операционная система Microsoft Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 10 Дополнительно Internet-cоединение для скачивания дистрибутива, в дальнейшем он может быть перенесен и установлен на другой компьютер, например, на «флэшке». Для установки программы могут потребоваться полномочия администратора.
Источник: logoprog.ru