Комплексная коррекционно-развивающая программа
для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития
«Развивай-ка».
учитель-дефектолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»
Татьяна Валентиновна Мухина.
Пояснительная записка.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребёнка, а так же фундаментальные личностные образования. Программа «Развивай-ка» предназначена для работы в коррекционно-развивающих группах для детей раннего возраста и направленна на профилактику отставания и коррекции отклонений в развитии детей.
- Научная обоснованность.
Л.С. Выгодский указывал, что в развитии ребёнка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Сроки обучения определяются сенситивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее лёгким, эмоциональным и плодотворным.
#9 Реализация программ для детей раннего возраста / Фестиваль «Воспитатели России»
Оптимальные сроки обучения для каждого ребёнка определяются зоной его ближайшего развития (Растягайлова Л.И., Дунаева З.М.). В первые годы жизни ребёнка закладываются основы для его будущего развития. Доказано, что уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития и как следствие недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребёнка, тем выше обучающий эффект.
При составлении программы использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми раннего возраста, собраны игры и упражнения из многочисленных литературных источников по раннему воспитанию. Использован материал: «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В.
Закревская, «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н.В. Нищева, «Игры-занятия с малышом» от рождения до трёх лет» (Развитие восприятия цвета, формы и величины) Э.Г. Пилюгина; М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Начинаем говорить» (развитие речи).
Большинство музыкальных физкультминуток проводятся с использованием песенок, представленных на дисках Е.С. Железновой «Музыка с мамой», «Аэробика для малышей».
- Организация межпредметных связей.
- привлечение педагога – психолога к оказанию помощи родителям детей, имеющим социально-эмоциональные проблемы, в форме консультирования
- привлечение родителей к оценке уровня развития ребёнка;
- привлечение родителей к реализации индивидуальной программы развития ребёнка вне занятий в центре;
- привлечение родителей на участие в заседаниях Психолого-педагогического тренинга «Учимся понимать своего ребёнка»;
Развивать познавательную и речевую активность ребёнка; обеспечить каждому ребёнку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, знаний, предусматривает пошаговое обучение ребёнка, независимо от его реального возраста.
Реализация программ для детей раннего возраста — Лыкова И.А. / Воспитатели России
- Задачи программы:
- накопить и расширить сенсорный опыт,
- развить мышление, память, понимание речи,
- формировать предпосылки для развития активной речи,
- развивать навыки ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
- компенсировать у детей трудности развития.
Дети от 1года до 1года 5мес. с проблемами познавательного и речевого развития.
- Разделы программы:
- Развитие познавательных процессов
- Конструктивная деятельность
- Развитие деятельности
- Развитие речи
- Понимания речи
- Развитие зрительно – моторной координации
- Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности
- Развитие социально – адаптивных функций
- Развитие общей моторики и координации движений
- Планируемые результаты:
- выполняет взаимосвязанные прямые и обратные действия: раскладывает и собирает, вынимает и вкладывает, перекладывает шарики в коробку, ведёрко, скатывает их по желобку;
- раскладывает и собирает цветные колпачки;
- вкладывает что-нибудь в полые предметы (меньший предмет в больший); накрывает одинаковые полые предметы – меньший большим;
- собирает игрушки из двух частей (матрёшка, бочата);
- собирает в определённой последовательности пирамидку на конической основе; состоящую из 2-3 колец разных размеров;
- устанавливает сходство предмета с изображением;
- подбирает предметы по образцу;
- строит башню из шести кубиков;
- рисует вертикальные и горизонтальные линии; решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами
- выполняет одно из двух разных действий с одним и тем же предметом в ответ на соответствующую просьбу;
- указывает на 7 части тела;
- из предметов выбирает тот , который ему называют;
- выслушивает короткий рассказ до конца;
- вступает в контакт с ровесниками, используя жесты;
- наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.
- Система оценки достижения:
- RCDI;
- наблюдение;
- экспертная система индивидуального сопровождения развития «Лонгитюд». Шкала развития – сбор данных.
- Условия реализации программы:
- занятия проводятся в специально организованном помещении не менее 20 кв.м. – 1 раз в неделю, продолжительность 1 час (занятия комплексные);
- организация игрового пространства и подбор игрушек,
- организация полноценного и удовлетворяющего детей общения;
- постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы;
- повторяемость программного материала;
- индивидуально – дифференцированная деятельность;
- моделирование игровых ситуаций,
- обязательное присутствие мамы вместе с ребёнком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;
- связь диагностики и коррекции развития;
- осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени отставания и помещённым в одну группу;
- обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком;
- создание условий для благополучного эмоционального самочувствия и развития способностей детей;
- формирование осознания каждым ребёнком своей индивидуальности и нужности;
- консультирование педагога – психолога по вопросам развития социально-адаптивных функций, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка;
- последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приёмов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Программы образовательные, основные и дополнительные в младшей группе
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» для детей 2–3 лет Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет Описание: рабочая программа кружка предназначена для детей 2-3 лет, педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования. Содержание 1. Пояснительная записка. 2.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей 2–3 лет «Ладушки-ладошки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад №7 г. о. Саранск Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании педагогического Заведующая МАДОУ совета №_ от «Центр развития ребенка – детский сад №7» «_» _ 2022 Н. А.
Программы образовательные, основные и дополнительные — Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (возраст 3–4 года)
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (возраст. » Пояснительная записка В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Здоровье как биологический фактор, определяющий структуру личности, имеет многомерный и индивидуализированный характер и определяет состояние.
Дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста «Шашечный дебют» (срок реализации: 1 год) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШАШЕЧНЫЙ ДЕБЮТ» (срок реализации: 1 год) Пояснительная записка Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки» для детей 3–4 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки» Адресат программы: воспитанники 3-4 лет Срок реализации программы: 7 месяцев Разработчик программы: Полковникова Я.А. — воспитатель первой категории Содержание Паспорт программы…………………………………………………………………. .
Образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста от 4 лет «Юные волшебники« При разработке дополнительной образовательной программы художественной направленности для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет «Юные волшебники» основными нормативными документами являются следующие: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ « Об образовании в.
Программы образовательные, основные и дополнительные — Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Статья «Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного. » Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста Пояснительная записка Данная программа разработана: — в соответствии с законодательными нормативными документами: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;.
Рабочая программа кружковой работы по формированию познавательного интереса посредством развития речи у детей 3–4 лет Содержание 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты. 3. Содержательный раздел. 4. Организационный раздел. 5.Перспективный план кружка 6.Планируемые результаты освоения программы 7. Литература 1.Пояснительная записка Особенность здоровой психики ребенка –.
Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 169 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по социально- личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики Кружок «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего.
Рабочая программа кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности для детей 3–4 лет ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности «Развивайка» (стартовый уровень) Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Срок реализации программы: 1 год Руководители: Жеребкова Е.Н. Пояснительная записка 1. Направленность программы.
Страницы: 2 3 4 5 6 . 31
Поделитесь с коллегами и друзьями тематической подборкой образовательных материалов «Программы образовательные, основные и дополнительные в младшей группе»!
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста
Источник: www.maam.ru
Сообщение «Обзор программ для детей раннего возраста»
учебно-методический материал
Обзор 3-х программ для детей раннего возраста по разделу «Социально-коммуникативное развитие».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»
Сообщение по теме
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в современных образовательных программах дошкольного образования»
Краткий обзор 3 – х программ по разделу «Социально — коммуникативное развитие».
— Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/502-programma-teremok
— Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с.
— «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Обзор образовательных программ для детей раннего возраста.
Раздел «Социально-коммуникативное развитие»
Цели и задачи программы
разделы и направления работы
образовательного процесса с детьми по разделу «Социально-коммуникативное развитие»
Комментарии /краткая оценка программы
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С.
Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
В основе Программы — научная концепция развития детей младенческого и раннего возраста, разработанная сотрудниками учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации.
Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию растущего человека в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.
Цель программы — создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
• Обеспечивать благоприятную социальную адаптацию ребенка в детском саду; создавать атмосферу эмоционального комфорта. •Вовлекать ребенка в систему социальных отношений в близком социуме (семья, детский сад). • Создавать условия для знакомства ребенка с самим собой (основа будущего образа «Я»). • Знакомить с правилами и нормами поведения в обществе. • Содействовать развитию взаимоотношений с близкими людьми в процессе доступных видов деятельности. • Формировать элементарные представления о себе и других людях, о семье и обществе, о взаимоотношениях между людьми и различных ситуациях общественной жизни. • Поддерживать становление и развитие игровой деятельности. • Знакомить с трудом взрослых и значением его результатов для других людей. • Поддерживать проявление и осмысление своих потребностей, желаний, интересов, достижений.
• Содействовать формированию позитивного восприятия окружающего мира, доброжелательного отношения ко всему живому, бережного отношения к игрушкам и бытовым предметам. • Расширять инициативное общение с людьми — взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми. • Инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения • Поддерживать развитие речи как основного средства коммуникации. • Создавать условия для содержательного общения в разных видах деятельности. • Содействовать постепенному становлению произвольности на основе развивающейся способности управлять своим поведением и настроением. • Создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки, появления потребности быть успешным. • Воспитывать личностные качества — общительность, инициативность, самостоятельность, активность, самоуважение, уверенность в себе.
•Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
• Игровая деятельность (народные, подвижные, первые сюжетно-ролевые и др. игры);
• Познавательно-исследовательская деятельность, в т.ч. экспериментирование;
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
Для успешной реализации Программы целесообразно использовать следующие организационные формы:
• культурно-гигиенические процедуры в течение дня,
• прогулки и тематические экскурсии (с участием родителей),
• игры-занятия (игровые образовательные ситуации),
• игры с правилами (подвижные, дидактические),
• свободные игры (поддержка становления и развития сюжетно-ролевой игры),
• ситуационные беседы (разговоры педагога с детьми),
• развивающие занятия, связанные с организацией таких видов детской деятельности, как познание окружающего мира, труд в природе,
• моделирование жизненных ситуаций, связанных с культурными практиками, в т.ч. основами безопасности жизни и здоровья и др.
Программа успешно прошла научную и общественную экспертизу. По данным на 1 июня 2019 года, она апробируется и внедряется в 37 субъектах Российской Федерации.
Программа поможет руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций РФ создать оптимальные условия для полноценного развития и воспитания детей от 2 месяцев до 3 лет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.
Исходными теоретическими позициями Программы являются концепция генезиса общения ребёнка М.И. Лисиной, положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.
Цель Программы «Первые шаги» — развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине;
— формирование основ безопасности в быту, социуме , природе.
— формирование социально-коммуникативных речевых умений ( развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Социально-коммуникативное развитие применительно к раннему возрасту предполагает развитие:
— общения со взрослыми и сверстниками: режимные моменты, свободные игры, групповые занятия, специально организованные игры (хороводы, подвижные и др.)
— формирование социальных навыков и культурных норм поведения: ежедневные процедуры (приход и уход, одевание и раздевание, уход за внешним видом и игрушками), правила этикета.
— развитие игровой деятельности: игры-забавы, подвижные, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, процессуальные.
Особенности взаимодействия с детьми:
— личностно ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку: учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений.
— опора на практические действия ребёнка в конкретной ситуации.
Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей:
• Фотографии детей, семьи, семейные альбомы. • Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детской организации.
• Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых. • Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.
• Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.).
• Аудио- и видеоматериалы о жизни детей и взрослых.
Авторами программы «Первые шаги» разработаны специальные игры, занятия и методические рекомендации по их организации для каждой образовательной области, которые представлены в следующих пособиях: Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 1.
Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 2.
Данные методические материалы помогут педагогам в организации образовательного процесса.
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Источник: nsportal.ru