Раздел I . Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
10 вопросов по РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
§ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
10 Удивительных Животных, о Существовании Которых вы Не Подозревали
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII , XIX , XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 5,6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II . Содержание тем учебного курса.
VI класс
Введение. (2 часа) Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
Устное народное творчество (2 часа)
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Для чтения и бесед:
Былины об Илье Муромце (в пересказе Б.Шергина); «Вольга и Микула Селянинович».
Древнерусская литература (3 часа)
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
«Слово о погибели Русской земли».
Для чтения и изучения:
«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Для чтения и бесед:
«Житие Александра Невского» (фрагменты).
Литература Х I Х века (34ч. + 7 ч. + 1 ч.)
Для чтения в классе:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка», «Светлана».
Для чтения и изучения:
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Понятие о балладе. Связь баллады с УНТ. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы.
Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.
А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). торжественность поэтической речи.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении. «Няне».
Многогранность чувств, выраженных в стихотворении.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский — старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для чтения в классе:
«Цветок», «Осень» (отрывок), «Узник», «Подражание Корану» (по выбору учителя).
Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. аллегорический смысл стихотворения.
Для чтения в классе:
«На севере диком. », «Утес», «Кинжал», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для чтения и бесед:
«Ночь перед Рождеством».
С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
Для чтения в классе:
Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники»; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев.
«Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.
К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.
А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
«Пересолил», «Толстый и тонкий». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета. Речь героев как источник юмора.
Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Для чтения и бесед:
«Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и др. ранние рассказы по выбору учителя.
В. Г. Короленко . Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын.
Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Шолом-Алейхем. О писателе.
Для чтения и бесед:
«Мальчик Мотл». Печальный и сердечный юмор в повести.
Н.Д.Телешов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика-каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.
Литература ХХ века (14 ч. + 3 ч. + 2 ч.)
А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Для чтения и бесед:
М.М.Зощенко. Сведения о писателе.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко.
М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца».
Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе.
Для чтения в классе:
А.Яшин . «Пустырь», «Люблю все живое»; А.Жигулин. «Бурундук», «По зеленому перелогу»…», «Засыпают землею овраг…».
Раздел III . Учебно-тематический план.
Кол-во часов
В том числе на развитие речи
Внеклассное чтение
Источник: www.sites.google.com
Рабочие программы по литературе
Рабочая программа. Литература. 5–9 класс. УМК Курдюмовой Т.Ф.
18 апреля 2017
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочая программа. Литература. 10–11 класс. УМК Москвина Г.В.
18 апреля 2017
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочая программа. Литература. 10–11 класс. УМК Ланин Б.А. ПООП (баз. и углуб.)
12 апреля 2017
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочая программа. Литература. 10–11 класс. УМК Агеносова-Архангельского (баз. и углуб.)
06 апреля 2017
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочая программа. Литература. 5-9 класс. УМК Москвина Г.В. (баз.)
06 апреля 2017
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочая программа по литературе 10-11 класс Линия УМК Михальской ФГОС
29 марта 2017
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочая программа по литературе 5-9 класс ФГОС
13 августа 2016
Методические пособия
Методические пособия
Рабочие программы
Рабочая программа по литературе 5-9 класс Линия УМК Курдюмовой ФГОС
13 августа 2016
10 февраля 2021
Рабочие программы
24 августа 2020
Рабочие программы
23 июня 2017
Рабочие программы
18 апреля 2017
Рабочие программы
18 апреля 2017
Рабочие программы
12 апреля 2017
Рабочие программы
06 апреля 2017
Рабочие программы
06 апреля 2017
Рабочие программы
29 марта 2017
Рабочие программы
13 августа 2016
Рабочие программы
13 августа 2016
Методические пособия
Рабочие программы
Рабочая программа по курсу «Литературное творчество» в соответствии с ФГОС ООО (5-9 классы)
— создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности.
Чумакова Инга Владимировна
Содержимое разработки
Рабочая программа по курсу «Литературное творчество»
в соответствии с ФГОС ООО (5-9 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литературное творчество» для второго уровня обучения составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования».
Главными целями изучения курса «Литературное творчество» являются:
— освоение основ литературного творчества, имеющих значение в повседневной жизни для практического применения;
— повышение речевой культуры и культуры общения школьников;
— создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
— формировать у учащихся представления о литературном творчестве как особой форме освоения информационного пространства, навыки литературного творчества, практические умения по созданию собственных литературных произведений разных жанров;
— развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, творческие и интеллектуальные способности, расширение общего кругозора;
— воспитывать у школьников интерес к литературному творчеству, осознанное отношение к писательской деятельности как виду общественной деятельности;
— способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, активной жизненной позиции, потребности в постоянном повышении информированности.
Общая характеристика курса «Литературное творчество»
Литературное творчество — это не только художественная деятельность, это канал скрытого развития многих других видов творчества, важный инструмент формирования общей одаренности человека. Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком творческой энергии юного читателя. Всё то, что мы называем «воспитанием гражданственности», «формированием высокой морали», «выработкой широких эстетических вкусов» всё буквально включает литературное творчество. Ведь слово — поэтическое, художественное мощно воздействует на умы и сердца людей. Тем самым литературное творчество участвует в воспитании — общественном, интеллектуальном, эмоциональном, здоровьесберегающем.
Содержание программы курса построено с учётом реализации практического аспекта: теоретические занятия логично сочетаются с практическими, дающими возможность применять полученные знания и умения в процессе создания собственных литературных произведений учащихся.
Программа рассчитана на учащихся пятых классов, заинтересованных в изучении основ литературного творчества и овладении практическими навыками литературной деятельности, ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым базовым дисциплинам (литература, русский язык, история, география).
Место курса в учебном плане образовательного учреждения
Согласно действующему в МБОУ «Лицей № 136» учебному плану рабочая программа данного курса составлена с учётом проведения занятий один раз в неделю. Общее количество часов в год варьируется в зависимости от класса: 5 класс – 35 учебных часов, 6 класс – 35 учебных часов, 7 класс – 35 учебных часов, 8 класс – 36 учебных часов, 9 класс – 34 учебных часа.
В соответствии с этим чётко спланированы темы теоретических занятий, включены занятия-практикумы, позволяющие применять полученные знания и умения в практических ситуациях. Рационально введены занятия «Творческой лаборатории», направленные на раскрытие и реализацию творческих способностей обучающихся, развитие их воображения, мышления, формирование коммуникативной компетенции.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Литературное творчество» на втором уровне обучения
Личностные результаты
Личностные результаты
— наличие представлений о языке как важнейшем средстве общения;
— появление интереса к собственному языку, стремления его усовершенствовать;
— наличие установки на понимание собеседника в процессе общения, достаточного объёма словарного запаса для выражения собственных мыслей;
— появление интереса к литературной деятельности, желания реализовать свои возможности в ней;
— наличие осознанного отношения к результатам своей деятельности.
— осознание важности коммуникативных умений и навыков в процессе речевого общения;
— наличие достаточного объёма словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе коммуникации;
— осознание роли навыков, приобретаемых в процессе изучения основ литературного творчества, в повседневной жизни;
— появление интереса к писательскому делу как виду общественной деятельности, желания участвовать в коллективном литературном творчестве.
— понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории;
— наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации;
— наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и собственной позиции;
— осознание важности литературной деятельности как особой формы освоения информационного пространства;
— наличие интереса к литературной деятельности, желания заниматься ей, реализовывать собственные возможности и способности в литературном творчестве в процессе подготовки материалов к творческим конкурсам.
— понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории;
— наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;
— наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
— наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;
— наличие устойчивого интереса к писательскому делу, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе создания собственных литературных произведений.
— понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории с учётом реализации поставленных целей;
— наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в его совершенствовании;
— наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;
— наличие уважительного отношения к мнению окружающих, умения его принимать и понимать;
— наличие навыков первичного профессионального опыта, основ профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
— умение самостоятельно формулировать цель деятельности в зависимости от поставленной проблемы;
— умение организовывать сотрудничество в рамках занятия.
— умение понимать информацию устного и письменного сообщения;
— умение создавать в устной форме короткие тексты разных литературных жанров;
— умение излагать собственные мысли в устной форме;
— умение сравнивать различные точки зрения.
— способность извлекать информацию из различных источников;
— умение ставить и формулировать цели деятельности;
— умение понимать информацию устного и письменного сообщения;
— умение создавать в устной и письменной форме тексты разных литературных жанров;
— умение излагать собственные мысли в устной и письменной форме;
— умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения;
— умение сравнивать различные точки зрения.
— способность извлекать информацию из различных источников, перерабатывать её;
— умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, корректировать её, осуществлять самооценку;
— умение самостоятельно определять условия и пути для достижения целей деятельности.
— умение понимать информацию устного и письменного сообщения;
— умение создавать устные и письменные текстов разных литературных жанров с учётом ситуации общения;
— умение правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
— умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания.
— способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений), перерабатывать её, систематизировать;
— умение формулировать проблему, выдвигать аргументы.
— умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку;
— умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности;
— умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества.
— умение понимать информацию устного и письменного сообщения;
— умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему;
— умение создавать устные и письменные тексты разных литературных жанров с учётом художественного замысла;
— умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
— умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.
— способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений), перерабатывать её, систематизировать;
— умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений.
— умение определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно оценивать их;
— умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности;
— умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества.
— умение понимать информацию устного и письменного сообщения;
— умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные и письменные рассуждения на заданную тему;
— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных языковых средств;
— умение создавать устные и письменные тексты с учётом замысла и назначения произведения;
— умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,прослушанному, увиденному;
— владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями);
— умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.
— способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений, критических статей), перерабатывать и систематизировать её;
— умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.
Источник: videouroki.net