Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.
Введение……………………………………………………………………. ………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……. ……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………. …7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Лекция 3: «План культурно-досуговой деятельности модернизированной детской библиотеки»
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………. 30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение……………………………………………………………. 44
Работа содержит 1 файл
Такой способ работы со школьниками может помочь активизировать каждого участника дела, невзирая на количество участников.
А проведение познавательно-игровых программ с элементами театрализации: «Мой приятель светофор», «Веселый гороскоп», «Птицы – наши друзья» может позволить создать педагогические условия для продуктивной реализации творческой деятельности каждого участника. Участие детей в лекционно-концертных программах: «Встреча с романсом», «Времена года в музыке», «Песни прошлых лет», «Поэзия и музыка зимы» формируют потребность в обогащении знаний о музыкальном искусстве и предоставляли возможность каждому участнику стать исполнителем старинного романса или популярной песни, реализовать свое образное восприятие художественного произведения.
Проведение конкурсных программ «Музыкальная карусель», «Грация года», «Рождественские посиделки» предусматривают использование социально и личностно активизирующих психолого-педагогических техник и методик работы с детьми по микрогруппам, по индивидуальным творческим заданиям, что создаёт условия для проявления качеств социальной активности каждого участника.
Большую роль играет сотворчество детей и педагогов. Дети совместно с педагогами разрабатывают сценарии, изготавливают реквизит, подбирают музыкальное оформлен ие, благодаря чему активно проживают чувство общности с другими участниками программы.
Руководство культурно-досуговыми центрами в малонаселенной и труднодоступной местности
В результате учебные занятия в кружках, студиях, объединениях, направленные на освоение ребенком социального опыта, способствуют не только формированию познавательной и исполнительской деятельности, но и формированию творческой деятельности, позволяющей осознанно определять проблемы и решать их, творчески подходя к любой деятельности. Расширение знаний и информированности школьников сосредоточено на развитии способностей самоопределяться в жизненной ситуации, изменяя ее в лучшую сторону, реализуя себя, осуществляя свои возможности.
Творчество — компонент досуговой деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных объединений, главным мотивом и результатом которого является их самореализация. Педагоги должны создавать условия для творчества и самореализации школьников, организуя систематическую демонстрацию продуктов и результатов творческой деятельности.
Организация культурно-досуговой деятельности должна быть направлена на решение ряда задач, среди которых:
— создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала каждого школьника;
— расширение диапазона общих и профессионально ориентирующих знаний школьников;
— приобщение школьников к мировой и отечественной культуре,
— формирование положительной мотивации профессионального самоопределения;
— обогащение опыта школьников в доступной практико-ориентированной деятельности;
— стимулирование потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующих профессиональному самоопределению.
В летний период дети проводят большую часть свободного времени на воздухе, в загородных, городских оздоровительных лагерях, на турбазах и т. д.
Широко применяются, как формы отдыха, походы, экскурсии, прогулки в лес, на речку и т.д. Используются летние виды спорта: плавание, футбол, теннис, бадминтон, лапта; подвижные игры на воздухе и аттракционы.
В зимний период досуговая деятельность переносится в помещение. Это пора активной кружковой работы, массовой работы.
В период зимних каникул значительная часть досуговых занятий переносится на воздух. В этот период проводится соревнования по зимним видам спорта, непродолжительные лыжные прогулки, праздники первого снега, новогодние елки, Рождество.
Не прекращается и кружковая работа: На период каникул культурно-досуговыми учреждениями разрабатывается специальный план, многообразный и содержательный.
Рассматривая вопрос о воспитательной деятельности с детьми и подростками необходимо остановиться и на понятии «принцип». Слово «принцип» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «начало», «основа».
Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по обработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания.
1. Принцип связи с жизнью, с социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития. Принцип требует определения целей воспитания с учётом государственных и личностных требований.
2. Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему. Он предполагает, что отношения между педагогом и воспитанником строится на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
3. Принцип опоры на положительное в личности ребёнка.
4. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив — один из классических принципов педагогики.
5. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Педагог должен знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия детей, изучать их в соответствии с ними выбирать определённые средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
6. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой детей и подростков.
7. Принцип занимательности и увлекательности в организации деятельности возникает в связи с необходимостью создавать в каждой досуговой программе атмосферу особой заинтересованности и эмоциональности. В настоящее время принцип занимательности и увлекательности реализуется благодаря театрализации, созданию игровых ситуаций, широкому использованию занимательной науки и техники, научной фантастики, необыкновенности и яркости оформления.
8. Принцип сочетания всех методов.
Можно говорить, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовать. Эффективность воспитательной деятельности возрастает, если к воспитанию подходить как к комплексному процессу, ведь это позволяет формировать личность в целом.
А.С. Макаренко сказал: «Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается. »
Сущность комплексного подхода к воспитанию и выражается во взаимосвязи направлений и принципов деятельности.
Осуществление любого принципа лишь тогда реально, когда в каждом мероприятии, занятии планируется конкретный полезный результат.
«Новый Мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в новый мир со старыми методами, потому так Зову к перерождению сознания».
- Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время
Формы работы очень разнообразны. Это дискотеки, выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия — соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.
Молодежная дискотека. Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск — жокеем.
В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит, прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» — его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться.
Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными.
Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск — жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.
Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).
Конкурсно-досуговые программы. Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит, прежде всего, получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.
Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн — ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие ( так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария, намного легче). Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.
Кружки в культурно-досуговых учреждениях. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе культурно-досуговых учреждений, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.
На базе современных культурно-досуговых учреждений действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.
Кружки художественной самодеятельности:
— кружок игры на гитаре и др.
Кружки художественного творчества:
— мягкой игрушки и др.
Кружки технического творчества:
— моделирование одежды и др.
Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.
Камерные формы организации досуга: салон, гостиная. Салоны появились в России в подражание западным формам еще конце 18 века, как одна из форм «гостевания».
Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой (известный салон З. Волконской любил посещать Пушкин). Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространенная форма досуговой работы в культурно-досуговых учреждениях. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность, музыкальные инструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами.
Салон как мероприятие культурно-досугового учреждения – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.
Гостиная – также одна из форм культурно-досугового общения на базе культурно-досугового учреждения. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.
Источник: www.stud24.ru
Культурно-досуговые центры: структура, функции. Совершенствование деятельности молодежных культурно-досуговых центров
Деятельность культурно-досуговых центров имеет сегодня особое значение. Во многом это связано с обострением межнациональных противоречий, стремлением каждой народности сохранить самобытность. При этом такие учреждения призваны объединять граждан с разными интересами и потребностями. Рассмотрим далее ключевые функции культурно-досугового центра.
Общая характеристика
Понятие «досуг» сегодня трактуется неоднозначно. В официальных документах отсутствует четкое определение термина. Культурно-досуговые центры в настоящее время считаются учреждениями, отражающими принципиально новый уровень социальной деятельности граждан. При этом они остаются близки к таким заведениям, как клубы по интересам.
Задачи
Сегодня очень распространены культурно-досуговые центры для молодежи . Их ключевой задачей выступает формирование условий для общения, развития творческого потенциала, отдыха, восстановления физических и духовных сил. Культурно-досуговые центры призваны также как можно шире предоставить населению платные оздоровительно-просветительские услуги, пользующиеся большим спросом. На начальном этапе предполагалось, что в таких заведениях будет организован массовый отдых и развлечения. Первыми в соответствии с требованиями современных условий стали формироваться культурно-досуговые центры Москвы (ДК «Смена», например) и Санкт-Петербурга.
Специфика
Теоретическое планирование и практическая работа по образованию центров отражают современную концепцию организации культурного досуга населения. Ее принципы в большей степени ориентированы на удовлетворение различных нужд разных слоев населения на платной основе. В отличие от остальных заведений, культурно-досуговые центры предназначены для многопрофильного обслуживания.
Направления работы
Культурно-досуговый центр выполняет следующие функции:
- Развлекательную.
- Стимулирующую.
- Коммуникативную.
- Информационно-методическую.
- Обучающую.
- Физкультурно-оздоровительную.
Принципы
Чтобы эффективно реализовывать свои задачи, учреждение должно занимать сооружение либо комплекс зданий, оснащенные необходимым оборудованием. Организация заведений базируется на следующих принципах:
- Коллективное самоуправление.
- Полная самоокупаемость.
- Индивидуальное членство.
Культурно-досуговые центры создаются при активном участии населения.
Особенности организации
Устав – основной документ, в соответствии с которым работает любой культурно-досуговый центр. Структура учреждения формируется по общим правилам, предусмотренным для юридических лиц. Управление заведением осуществляется директором по принципу единоначалия. В качестве совещательного органа выступает художественно-технический совет. Руководитель назначает и снимает с должностей всех сотрудников учреждения.
Качество услуг
Комплексность услуг, предоставляемых досуговыми центрами, выступает как одна из ключевых особенностей заведений. При этом немаловажное значение имеет и их качество. По всем показателям культурно-досуговые центры должны опережать прочие заведения массового посещения. При этом они могут выступать экспериментальными площадками для внедрения новых типов услуг. В настоящее время разрабатываются разнообразные программы, направленные на привлечение как можно большего количества граждан. В их рамках предусматриваются мероприятия, ориентированные на постоянное совершенствование деятельности молодежных культурно-досуговых центров .
Кадровый состав
Необходимым этапом формирования системы досуговых центров выступает привлечение специалистов самых разных профилей. Среди них и педагоги, и психологи, и режиссеры, и методисты, и художники. Для повышения качества работы необходимо переориентировать сотрудников из узкопрофессиональной позиции на системный, комплексный подход. Специалисту необходимо освоить:
- Культуру досуговых мероприятий во всех аспектах.
- Современные средства, применяемые и при непосредственном обслуживании посетителей, и при обеспечении условий работы учреждений, подготовке и разработке программ.
- Методы внедрения мероприятий с выполнением всех принципов организации досуга.
- Искусство общения при наличии свободного выбора гражданами, посещающими заведение, программ их отдыха.
- Логику выработки и постановки новых программ.
- Методику создания творческих мастерских, образования постоянного актива лиц, посещающих центр.
Зонирование
В деятельности центров постоянно ведется поиск нестандартных решений и подходов. Это обуславливается тем, что мероприятия по организации отдыха в современном обществе — в связи с дифференциацией интересов и запросов граждан — не вписываются в жесткие границы традиционных форм. Центры отличаются ярко выраженной социальной открытостью. Это отражается в формировании секторов и зон свободного общения, мастерства, творчества. В них формируются благоприятные условия не только для самовоспитания и саморазвития общества, но и для обеспечения свободы, самостоятельности детей, взрослых, подростков в выборе той или иной досуговой деятельности.
Интеграция
Разно-профильные центры используют различные подходы к организации культурного досуга для населения. Между тем все учреждения обладают одним общим признаком. Он заключается в реализации интегративной функции в общественном воспитании младшего поколения.
Любые подходы, используемые в рамках культурно-досуговой деятельности, способствуют социализации, укреплению, обогащению отношений и связи ребенка и подростка с обществом в целом и семьей в частности. В этом заключается важнейшая роль таких центров. Заведения выступают в качестве посредников между микромиром личности и окружающей средой.
Используемые формы
В рамках своей работы центры внедряют огромное количество традиционных, альтернативных и инновационных, групповых, индивидуальных и массовых подходов. В частности, на практике реализуются программы общения «дети-семья», «семья-семья», «ребенок-дети», «подросток-взрослые» и пр. Реализуются эти формы путем организации разных праздников, фестивалей. Например, стали популярными Дни Матери, Отца, Дедушек и Бабушек. Особый интерес представляют игровые семейные состязания, конкурс родительских газет, читательские конференции, ярмарки поделок и так далее.
Клубы по интересам
Они достаточно часто организуются на базе культурно-досуговых центров. В клубах могут участвовать подростки, дети определенного возраста. Часто формируются смешанные объединения, самодеятельные ансамбли, семейные мастерские, этнографические экспедиции.
В рамках своей деятельности центры внедряют разные формы психологической, социальной реабилитации взрослых, подростков, детей. Такие клубы ориентированы в первую очередь на лиц из трудных, неполных, молодых, малоимущих, многодетных семей. В досуговом центре могут работать свои «телефоны доверия».
В заведениях также часто предусматриваются кабинеты психолога, юриста, социальные гостиные, группы общения, семейного воспитания и так далее. В таких форматах дети, взрослые и подростки получают квалифицированную помощь, обретают необходимый актуальный опыт в социально-культурной деятельности, избавляются от дефицита общения, доверия, преодолевают внутренние проблемы, получают возможность реализовывать свой творческий потенциал. Основной идеологией любого досугового центра должны являться принципы социальной справедливости, гуманизма, гуманитаризации воспитания. Способствуя привлечению детей к творчеству, учреждения выполняют важнейшую воспитательную задачу.
Источник: fb.ru
Тема: Особенности культурно- досуговой программы в учреждении дополнительного
Тема: Особенности культурно- досуговой программы в учреждении дополнительного образования План: 1. Функции досуга, особенности культурно -досуговых программ. 2. Этапы подготовки культурно-досуговой программы. 3. Оформление культурно-досуговой программы.
Функции досуга: – рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха; – развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.
3. источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители; 4. в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
2.Этапы подготовки культурно-досуговой программы Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания. Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.
Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания. Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы. Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта.
Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.
Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат. Раздел IV. Аудитория программы.
Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории. Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.
Второй этап подготовки программы – написание сценария. Не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов .
Сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход.
Сценарий –может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме.
3.Оформление культурно-досуговой программы По своей структуре и оформлению одна часть программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов. Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ. Особенности целей и задач культурно-досуговых программ: Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач: – развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей; – приобщение к основам коммуникативной культуры; – формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности; – укрепление здоровья детей; – формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с: – приобщением детей к культуре; – развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, специальных способностей; – постижением искусства общения, поведения, культуры речи; – воспитанием гуманности, толерантности; – формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников; – освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
Источник: present5.com